Решение б/н Решение по делу №585-11-а в отношении Администрации Култаевс... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу №585-11-а

04.10.2011 г. г. Пермь
Резолютивная часть решения оглашена 29.09.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 04.10.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <…>
Члены Комиссии: <…>
рассмотрев дело №585-11-а по признакам нарушения Администрацией Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края (614520, Пермский край, Пермский район, с. Култаево, ул. Кашина, 87) ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18.11.2010 г. №820-п была проведена проверка в отношении Администрации Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края (далее – Администрация).
Предметом проводимой проверки явилось соблюдение Администрацией требований Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в частности ст.ст. 15, 17.1.
09.04.2008 г. Администрацией и ОАО «Райтеплоэнерго-Сервис» заключен договор аренды №2жк/08 (объекты теплоснабжения) для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Култаевского сельского поселения, сроком действия – до 31.12.2008 г.
В дальнейшем данный договор был перезаключен сторонами 09.04.2009 г., 11.01.2010 г. сроком действия по 30.12.2010 г. Договор продолжает действовать.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Доказательства заключения договора аренды муниципального недвижимого имущества с ОАО «Райтеплоэнерго-Сервис» по итогам торгов Администрацией представлены не были. ОАО «Райтеплоэнерго-Сервис» не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Федеральным законом от 17.07.2009 г. №173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее - Закон №173-ФЗ) внесены существенные изменения в положения Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», регулирующие особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (введена в действие с 02.07.2008 г.) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений.
Кроме того, частью 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции (введена в действие Федеральным законом от 08.11.2008 г. №195-ФЗ и вступила в силу с 10.11.2008 г.) установлено, что до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
Пункт 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции допускает возможность заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. №83, технологически связанные сети – это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе электро-, тепло- , газо-, водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, положения п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции распространяются на случаи передачи участков сетей инженерно-технического обеспечения, без которых технологически невозможно обеспечить электро-, тепло- , газо, водоснабжение и водоотведение соответствующих потребителей (объектов капитального строительства).
Также, по мнению Пермского УФАС России, следует руководствоваться следующим принципом: протяженность передаваемой части сети не должна превышать пяти процентов от протяженности соответствующей сети инженерно-технического обеспечения.
При этом действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных обладателей имущественных прав по передаче без торгов лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, прав на участки сетей инженерно-технического обеспечения, технологически не связанных с данной сетью, будут являться нарушениям ст.ст.15, 17.1 Закона о защите конкуренции, что повлечет за собой последствия, установленные ст. 21 Закона о защите конкуренции, в том числе, возврат данного имущества.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Статья 20 этого же Закона устанавливает правило о предоставлении муниципальной преференции с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
При этом под муниципальной преференцией понимается предоставление органами местного самоуправления преимуществ, которые обеспечивают отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности путем передачи имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (статья 4 названного Закона).
Статьей 19 Закона о защите конкуренции устанавливается перечень случаев допустимости предоставления муниципальной преференции, что не исключает признания муниципальной преференцией иных действий органов местного самоуправления, если они обладают признаками, указанными в п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции.
Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления муниципальной помощи приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, при этом установление факта нарушения конкуренции либо признаков конкретных запрещенных действий органа местного самоуправления, исходя из содержания части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не требуется.
2. 10.01.2006 г. между Комитетом имущественных отношений администрации пермского муниципального района (далее – Комитет) и ОАО «Райтеплоэнерго-сервис» был заключен договор аренды котельных (приложение №3) для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Пермского района со сроком действия по 31.12.2030 г.
На основании Закона Пермского края от 11.12.2006 г. «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Пермского муниципального района», часть имущества района была передана в муниципальную собственность сельских поселений, в т.ч. Култаевского сельского поселения.
В дальнейшем произошла смена арендодателя: вместо Комитета арендодателем стала Администрация. В связи со сменой арендодателя были подписаны дополнительные соглашения к договору №256 от 10.01.2006 г., в т.ч. от 10.01.2007 г. между ОАО «Райтеплоэнерго-Сервис» и Администрацией со сроком действия с 01.01.2007 г. по 31.12.2030 г.
Вместе с тем, дополнительное соглашение не изменяло состав и количество арендованного муниципального имущества – 1-этажное здание котельной, расположенное в с. Култаево.
09.04.2008 г. между Администрацией и Обществом был заключен договор аренды имущества для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Култаевского сельского поселения (приложение №1) со сроком действия с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. В дальнейшем данный договор был перезаключен сторонами 09.04.2009 г., 11.01.2010 г. сроком действия по 30.12.2010 г. Договор продолжает действовать.
При заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора путем пролонгации, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения.
С момента вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение (продление) договоров на новый срок без проведения торгов, увеличивающих срок договоров, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
Доказательств проведения Администрацией публичных процедур, либо мероприятий, которые были бы направлены на информирование иных потенциальных участников рынка о муниципальном объекте для обслуживания ЖКХ и о возможности претендовать, на равных условиях с третьим лицом, на предоставление его в аренду, в материалы дела не представлено.
ОАО «Райтеплоэнерго-Сервис» не является субъектом малого и среднего предпринимательства, на которое распространялось бы установленное ч. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции преимущество по заключению договора аренды без торгов.
Комиссией Пермского УФАС России не установлено исключительных случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, позволяющих Администрации перезаключать договоры аренды с Обществом, минуя установленную Федеральным законом обязанность по проведению торгов.
Кроме того, Администрацией в данном случае, нарушены требования п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем предоставления муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона в виде передачи муниципального имущества без торгов ОАО «Райтеплоэнерго-Сервис».
Довод Администрации и ОАО «Райтеплоэнерго-Сервис» о том, что данное муниципальное имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, несостоятелен, поскольку на рассмотрение дела не представлено подтверждающих доказательств.
Вместе с тем, проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание государственным или муниципальным имуществом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.
Довод представителя Администрации о том, что в 2011 г. договоры не перезаключались, Комиссией Пермского УФАС России отклоняется, поскольку не представлено соответствующих документов (акт приема-передачи в муниципальную казну). Таким образом, оснований для прекращения дела, предусмотренных ст. 48 Закона о защите конкуренции, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения Администрацией Култаевского сельского поселения п. 7 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции на рынке теплоснабжения, в т.ч. путем несоблюдения органом местного самоуправления порядка заключения договора аренды муниципального имущества, предусмотренного ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, а также предоставления ОАО «Райтеплоэнерго-Сервис» муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения на новый срок в 2008-2011 годах договоров аренды движимого и недвижимого имущества для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Култаевского сельского поселения без проведения торгов.
2. Выдать Администрации Култаевского сельского поселения предписание о прекращении в срок до 15 ноября 2011 г. нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в ограничении конкуренции на рынке теплоснабжения, в т.ч. путем несоблюдения органом местного самоуправления порядка заключения договора аренды муниципального имущества, предусмотренного ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, а также предоставления ОАО «Райтеплоэнерго-Сервис» муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения на новый срок в 2008-2011 годах договоров аренды движимого и недвижимого имущества для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Култаевского сельского поселения без проведения торгов,
а именно:
принять меры по обеспечению конкуренции при передаче муниципального имущества в аренду для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Култаевского сельского поселения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ №585-11-а

04 октября 2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <…>
Члены Комиссии: <…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 04.10.2011 г. по делу №585-11-а о нарушении Администрацией Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края (614520, Пермский край, Пермский район, с. Култаево, ул. Кашина, 87) п. 7 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации Култаевского сельского поселения в срок до 15 ноября 2011 г. прекратить нарушение п. 7 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, выразившегося в ограничении конкуренции на рынке теплоснабжения, в т.ч. путем несоблюдения органом местного самоуправления порядка заключения договора аренды муниципального имущества, предусмотренного ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, а также предоставления ОАО «Райтеплоэнерго-Сервис» муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения на новый срок в 2008-2011 годах договоров аренды движимого и недвижимого имущества для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Култаевского сельского поселения без проведения торгов,
а именно:
принять меры по обеспечению конкуренции при передаче муниципального имущества в аренду для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Култаевского сельского поселения.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны