Решение б/н жалоба Индивидуального Предпринимателя Ермакова Максима Миха... от 1 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

                 01.06.2022   №  006609-22

         

     На №                       от                

 

 

 

ИП Ермаков Максим Михайлович

<...>

 

МАУ «Детский лагерь отдыха» г. Нытва

Закупочная комиссия МАУ «Детский лагерь отдыха» г. Нытва

<...>

                                      

Электронная торговая площадка

ООО «Единая система торговых процедур»

<...>

 

Дело № 059/07/3-410/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе ИП Ермакова Максима Михайловича (вх. № 007584)     

 

«27» мая 2022 г.                                                                                                                             г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия Пермского УФАС) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

Члены комиссии:     

<...>., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

<...>., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

посредством видеоконференцсвязи, после объявленного перерыва, без участия сторон (надлежащим образом уведомлены),

рассмотрев жалобу Индивидуального Предпринимателя Ермакова Максима Михайловича (вх. № 007584) (далее – Заявитель, ИП Ермаков Максим Михайлович), на действия Муниципального автономного учреждения «Детский лагерь отдыха» г. Нытва (ИНН: 5916034751) (далее – МАУ «Детский лагерь отдыха» г. Нытва, Учреждение Заказчик,), Закупочной комиссии МАУ «Детский лагерь отдыха» г. Нытва при организации и проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания в период летней оздоровительной кампании МАУ «ДЛО» г.Нытва в СП ДЛО «Тимуровец» и СП ДЛО «Гагаринец (извещение № 32211252077, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.05.2022 г. в адрес Пермского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Закупочной комиссии при проведении закупки.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх.  № 006171-22 от 24.05.2022) (далее – Уведомление), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

1. В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствий с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частями 1-2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке.

2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального автономного учреждения «Детский лагерь отдыха» г. Нытва (далее – Положение), Извещением о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания в период летней оздоровительной кампании МАУ «ДЛО» г.Нытва в СП ДЛО «Тимуровец» и СП ДЛО «Гагаринец» (далее – Извещение); Документацией о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора: «Оказание услуг по организации горячего питания в период летней оздоровительной кампании МАУ «ДЛО» г.Нытва в СП ДЛО «Тимуровец» и СП ДЛО «Гагаринец» (далее - Документация).

В соответствии с Извещением, Протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 24.03.2022 г.

Дата начала срока подачи заявок – 28.03.2022 г.

Дата окончания срока подачи заявок – 25.04.2022 г.

Дата подведения итогов закупки – 29.04.2022 г.

На участие в конкурсе в электронной форме подано – 2 заявки (заявок отклонено – 0);

Победителем признан ИП Федотов П.В.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены: действиями Заказчика при проведении оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а именно: Заказчиком был неправомерно продлен срок приема заявок, не опубликованы изменения, внесенные в документацию, и допущен до участия ИП Федотов П.В.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил в материалы дела возражения, указывает на отсутствие нарушений Закона о закупках и Положения.

В силу ч. 11 ст. 4 Закона о закупках, изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

В силу ч. 3 ст. 23 Положения, Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника процедуры закупки вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию. Изменение предмета конкурса не допускается. В течение одного рабочего дня со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются Организатором закупок в ЕИС в порядке, установленном для размещения изменений в конкурсную документацию. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе такой срок составлял не менее половины срока приема заявок.

В силу п. 6.5 Документации, Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в любое время с момента размещения извещения об осуществлении закупки до предусмотренных извещением, документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно Извещению, опубликованному на сайте закупок, дата окончания срока подачи заявок – 25.04.2022 г. в 13:00 местного времени (11:00 московского времени).

При этом из представленных Заказчиком и Электронной торговой площадкой сведений следует, что 25.04.2022 в 13:00 местного времени (11:00 московского времени) окончание подачи заявок не произошло.

Согласно направленным Заказчиком в материалы настоящего дела пояснениям Учреждения: 25.04.2022 в 13:00 местного времени (11:00 московского времени) окончания подачи заявок не произошло по причине внесения изменения в Документацию в части продления срока приема заявок с целью обеспечения возможности для подачи заявки большему количеству потенциальных участников.

В то же время материалы дела подтверждают, что в нарушении требований ч. 11 ст. 4 Закона о закупках такие изменения не были размещены Заказчиком в единой информационной системе, а содержались только на ЭТП, техническими средствами которой срок подачи заявок был продлен до 04.05.2022 г.

Следует отметить, что Закон о закупках не содержит запрета на внесение изменений в закупочную документацию, а лишь указывает на необходимость соблюдения трех дневного срока по размещению в единой информационной системе информации о таких изменениях (ч. 11 ст. 4 Закона о закупках). Вместе с тем внесение изменений в документацию после срока окончания подачи заявок Законом о закупках не предусмотрено.

В рассматриваемом деле Комиссия антимонопольного органа не может не обратить внимание, что вносимые Заказчиком изменения, которые при этом не были опубликованы в единой информационной системе, были направлены в адрес ЭТП 25.04.2022 г. в 11:38:36 (московского времени), то есть позже установленного Документацией срока окончания подачи заявок.

Действия Заказчика по внесению изменений в документацию, обусловленные исключительно продлением срока подачи заявок за его первоначальными пределами, неминуемо затрагивает права и законные интересы других участников, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

Такое внесение изменений в документацию после окончания срока подачи заявок противоречит принципам информационной открытости закупки и равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренным Законам о закупках.

Из возражений заказчика следует, что сведения, публикуемые Заказчиком на ЭТП, автоматически направляются на сайт ЕИС.

Комиссия антимонопольного органа критически относится к данным доводам, поскольку из представленных Оператором ЭТП информации установлено, что в соответствии с пунктом 9.1 регламента электронной торговой площадки ESTP.RU «Создание, а также вариативность течения автоматизированных закупочных процессов лежат в поле компетенций Заказчика». Оператор не уточняет у пользователей (Заказчика) о причинах, по которым пользователь (Заказчик) совершает то или иное действие, в частности принимает решение о внесении изменений в извещение и продлении приема заявок. Оператор предоставляет пользователю (Заказчику) набор инструментов для автоматизации закупочных процессов, ответственность за достоверность публикуемых сведений, а также за сам факт публикации (не размещении) документов лежит в поле компетенций Заказчика. Оператор, предоставляя функционал ЭТП, не заменяет собой обязанность Заказчика своевременно и корректно размещать информацию, предусмотренную законодательством.

Таким образом, в действиях Заказчика имеются нарушения п.1-2 ч. 1 ст. 3, а также ч. 11 ст 4 Закона о закупках, в связи с чем доводы жалобы признаны Комиссией Пермского УФАС России обоснованными.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

В материалы дела представлены сведения о том, что 12.05.2021 г. между Заказчиком и ИП Федотовым П.В. заключен договор по результатам спорной закупки. В силу того, что в рассматриваемом споре имеется заключенный договор, восстановление прав участника закупки возможно только в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем Комиссией Пермского УФАС России принято решение об отсутствии возможности для выдачи соответствующего предписания.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что указанный договор заключен в нарушение установленного ч. 15 статьи 3.2 Закона о закупках срока, в связи с чем Комиссией также принято решение о передаче материалов дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по факту указанного нарушения.

На основании изложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Индивидуального Предпринимателя Ермакова Максима Михайловича (вх. № 007584), на действия Муниципального автономного учреждения «Детский лагерь отдыха» г. Нытва (ИНН: 5916034751), Закупочной комиссии МАУ «Детский лагерь отдыха» г. Нытва при организации и проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания в период летней оздоровительной кампании МАУ «ДЛО» г.Нытва в СП ДЛО «Тимуровец» и СП ДЛО «Гагаринец (извещение № 32211252077, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) обоснованной;
  2. Признать в действиях Муниципального автономного учреждения «Детский лагерь отдыха» г. Нытва, Закупочной комиссии Муниципального автономного учреждения «Детский лагерь отдыха» г. Нытва нарушения пункта 1, 2 части 1 статьи 3, части 11 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  3. Предписание не выдавать.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                    <...>

                                                                          

 

Члены Комиссии                                                                                                       <...>

 

 

                                                                                                                                       <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<...>

+ 7 (342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны