Решение б/н жалоба Индивидуального Предпринимателя Ермакова Максима Миха... от 1 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
01.06.2022 № 006609-22
На № от
|
|
ИП Ермаков Максим Михайлович
<...>
МАУ «Детский лагерь отдыха» г. Нытва
Закупочная комиссия МАУ «Детский лагерь отдыха» г. Нытва
<...>
Электронная торговая площадка
ООО «Единая система торговых процедур»
<...>
Дело № 059/07/3-410/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе ИП Ермакова Максима Михайловича (вх. № 007584)
«27» мая 2022 г. г. Пермь
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия Пермского УФАС) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,
Члены комиссии:
<...>., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
<...>., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
посредством видеоконференцсвязи, после объявленного перерыва, без участия сторон (надлежащим образом уведомлены),
рассмотрев жалобу Индивидуального Предпринимателя Ермакова Максима Михайловича (вх. № 007584) (далее – Заявитель, ИП Ермаков Максим Михайлович), на действия Муниципального автономного учреждения «Детский лагерь отдыха» г. Нытва (ИНН: 5916034751) (далее – МАУ «Детский лагерь отдыха» г. Нытва, Учреждение Заказчик,), Закупочной комиссии МАУ «Детский лагерь отдыха» г. Нытва при организации и проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания в период летней оздоровительной кампании МАУ «ДЛО» г.Нытва в СП ДЛО «Тимуровец» и СП ДЛО «Гагаринец (извещение № 32211252077, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
13.05.2022 г. в адрес Пермского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Закупочной комиссии при проведении закупки.
Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.
В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 006171-22 от 24.05.2022) (далее – Уведомление), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.
1. В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствий с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).
При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Частями 1-2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке.
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального автономного учреждения «Детский лагерь отдыха» г. Нытва (далее – Положение), Извещением о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания в период летней оздоровительной кампании МАУ «ДЛО» г.Нытва в СП ДЛО «Тимуровец» и СП ДЛО «Гагаринец» (далее – Извещение); Документацией о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора: «Оказание услуг по организации горячего питания в период летней оздоровительной кампании МАУ «ДЛО» г.Нытва в СП ДЛО «Тимуровец» и СП ДЛО «Гагаринец» (далее - Документация).
В соответствии с Извещением, Протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 24.03.2022 г.
Дата начала срока подачи заявок – 28.03.2022 г.
Дата окончания срока подачи заявок – 25.04.2022 г.
Дата подведения итогов закупки – 29.04.2022 г.
На участие в конкурсе в электронной форме подано – 2 заявки (заявок отклонено – 0);
Победителем признан ИП Федотов П.В.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены: действиями Заказчика при проведении оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а именно: Заказчиком был неправомерно продлен срок приема заявок, не опубликованы изменения, внесенные в документацию, и допущен до участия ИП Федотов П.В.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил в материалы дела возражения, указывает на отсутствие нарушений Закона о закупках и Положения.
В силу ч. 11 ст. 4 Закона о закупках, изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
В силу ч. 3 ст. 23 Положения, Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника процедуры закупки вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию. Изменение предмета конкурса не допускается. В течение одного рабочего дня со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются Организатором закупок в ЕИС в порядке, установленном для размещения изменений в конкурсную документацию. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе такой срок составлял не менее половины срока приема заявок.
В силу п. 6.5 Документации, Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в любое время с момента размещения извещения об осуществлении закупки до предусмотренных извещением, документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно Извещению, опубликованному на сайте закупок, дата окончания срока подачи заявок – 25.04.2022 г. в 13:00 местного времени (11:00 московского времени).
При этом из представленных Заказчиком и Электронной торговой площадкой сведений следует, что 25.04.2022 в 13:00 местного времени (11:00 московского времени) окончание подачи заявок не произошло.
Согласно направленным Заказчиком в материалы настоящего дела пояснениям Учреждения: 25.04.2022 в 13:00 местного времени (11:00 московского времени) окончания подачи заявок не произошло по причине внесения изменения в Документацию в части продления срока приема заявок с целью обеспечения возможности для подачи заявки большему количеству потенциальных участников.
В то же время материалы дела подтверждают, что в нарушении требований ч. 11 ст. 4 Закона о закупках такие изменения не были размещены Заказчиком в единой информационной системе, а содержались только на ЭТП, техническими средствами которой срок подачи заявок был продлен до 04.05.2022 г.
Следует отметить, что Закон о закупках не содержит запрета на внесение изменений в закупочную документацию, а лишь указывает на необходимость соблюдения трех дневного срока по размещению в единой информационной системе информации о таких изменениях (ч. 11 ст. 4 Закона о закупках). Вместе с тем внесение изменений в документацию после срока окончания подачи заявок Законом о закупках не предусмотрено.
В рассматриваемом деле Комиссия антимонопольного органа не может не обратить внимание, что вносимые Заказчиком изменения, которые при этом не были опубликованы в единой информационной системе, были направлены в адрес ЭТП 25.04.2022 г. в 11:38:36 (московского времени), то есть позже установленного Документацией срока окончания подачи заявок.
Действия Заказчика по внесению изменений в документацию, обусловленные исключительно продлением срока подачи заявок за его первоначальными пределами, неминуемо затрагивает права и законные интересы других участников, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.
Такое внесение изменений в документацию после окончания срока подачи заявок противоречит принципам информационной открытости закупки и равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренным Законам о закупках.
Из возражений заказчика следует, что сведения, публикуемые Заказчиком на ЭТП, автоматически направляются на сайт ЕИС.
Комиссия антимонопольного органа критически относится к данным доводам, поскольку из представленных Оператором ЭТП информации установлено, что в соответствии с пунктом 9.1 регламента электронной торговой площадки ESTP.RU «Создание, а также вариативность течения автоматизированных закупочных процессов лежат в поле компетенций Заказчика». Оператор не уточняет у пользователей (Заказчика) о причинах, по которым пользователь (Заказчик) совершает то или иное действие, в частности принимает решение о внесении изменений в извещение и продлении приема заявок. Оператор предоставляет пользователю (Заказчику) набор инструментов для автоматизации закупочных процессов, ответственность за достоверность публикуемых сведений, а также за сам факт публикации (не размещении) документов лежит в поле компетенций Заказчика. Оператор, предоставляя функционал ЭТП, не заменяет собой обязанность Заказчика своевременно и корректно размещать информацию, предусмотренную законодательством.
Таким образом, в действиях Заказчика имеются нарушения п.1-2 ч. 1 ст. 3, а также ч. 11 ст 4 Закона о закупках, в связи с чем доводы жалобы признаны Комиссией Пермского УФАС России обоснованными.
В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
В материалы дела представлены сведения о том, что 12.05.2021 г. между Заказчиком и ИП Федотовым П.В. заключен договор по результатам спорной закупки. В силу того, что в рассматриваемом споре имеется заключенный договор, восстановление прав участника закупки возможно только в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем Комиссией Пермского УФАС России принято решение об отсутствии возможности для выдачи соответствующего предписания.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что указанный договор заключен в нарушение установленного ч. 15 статьи 3.2 Закона о закупках срока, в связи с чем Комиссией также принято решение о передаче материалов дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по факту указанного нарушения.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС
РЕШИЛА:
- Признать жалобу Индивидуального Предпринимателя Ермакова Максима Михайловича (вх. № 007584), на действия Муниципального автономного учреждения «Детский лагерь отдыха» г. Нытва (ИНН: 5916034751), Закупочной комиссии МАУ «Детский лагерь отдыха» г. Нытва при организации и проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания в период летней оздоровительной кампании МАУ «ДЛО» г.Нытва в СП ДЛО «Тимуровец» и СП ДЛО «Гагаринец (извещение № 32211252077, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) обоснованной;
- Признать в действиях Муниципального автономного учреждения «Детский лагерь отдыха» г. Нытва, Закупочной комиссии Муниципального автономного учреждения «Детский лагерь отдыха» г. Нытва нарушения пункта 1, 2 части 1 статьи 3, части 11 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- Предписание не выдавать.
Заместитель Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
<...>
+ 7 (342) 235-10-36