Решение б/н дело о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/... от 9 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/15-584/2020

 

« 09 » сентября 2020 года                                                                                                      г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена « 27 » августа 2020 года

В полном объеме решение изготовлено « 09 » сентября 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

в присутствии представителя ИП Мочалова К.М., ИП Потаповой О.А., ИП Барыевой Н.А., ИП Опариной Л.Н. – <...> (паспорт <...> доверенности), после перерыва – в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/15-584/2019, возбужденное по признакам нарушения Управлением земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, исполнявшим принятые на себя обязательства в рамках заключенных договоров на размещение нестационарных торговых объектов (далее – НТО) в соответствии со схемой размещения НТО на территории Чайковского муниципального района, в том числе путем необоснованного требования о демонтаже НТО, что приводит, либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России, антимонопольный орган) поступили обращения ИП Мочалову К.М.; Красноперову А.И.; ИП Кулагину А.И.; ИП Опариной Л.Н.; Барыевой Н.А.; ИП Потаповой О.А.; ИП Шахбазову Г.Б. (вх. № 010206, 017344, 001161, 006802) о проведении проверки на соответствие антимонопольному законодательству действий Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа.

По результатам рассмотрения материалов Пермским УФАС России в действиях (бездействии) Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа были  установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а именно – ИП Мочалову К.М.; Красноперову А.И.; ИП Кулагину А.И.; ИП Опариной Л.Н.; Барыевой Н.А.; ИП Потаповой О.А.; ИП Шахбазову Г.Б., исполнявшим принятые на себя обязательства в рамках заключенных договоров на размещение нестационарных торговых объектов (далее – НТО) в соответствии со схемой размещения НТО на территории Чайковского муниципального района, утвержденной Постановлением Администрации Чайковского муниципального района от 16.11.2016 № 1063, в том числе путем необоснованного требования о демонтаже НТО, что приводит, либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 30.01.2020 предупредило Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о необходимости прекращения указанных действий, имеющих признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе посредством отмены требований о демонтаже НТО, оформленных письмами: ИП Мочалову К.М. исх. № 241-02-01-06.6-25;  Красноперову А.И. исх. № 241-02-01-06.6-29; ИП Кулагину А.И. исх. № 241-02-01-06.6-30; ИП Опариной Л.Н. исх. № 241-02-01-06.6-42; Барыевой Н.А. исх. № 241-02-01-06.6-43; ИП Потаповой О.А. исх. № 241-02-01-06.6-44; ИП Мочалову К.М. исх. № 241-02-01-06.6-46; ИП Шахбазову Г.Б. исх. № 241-02-01-06.6-51; ИП Мочалову К.М. исх. № 241-02-01-06.6-10, направленных предпринимателям, исполнявшим принятые на себя обязательства в рамках заключенных договоров на размещение НТО в соответствии со схемой размещения НТО на территории Чайковского муниципального района, утвержденной Постановлением Администрации Чайковского муниципального района от 16.11.2016 № 1063, срок размещения которых истекает после вступления в силу Постановления Правительства Пермского края от 28.11.2017 № 966-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов», и повторном рассмотрении заявлений субъектов предпринимательской деятельности: Красноперова А.И. (павильон 84,5 кв.м. по ул. Сосновая) от 24.04.2019; ИП Опарина Л.Н. (павильон 33,1 кв.м. по ул. Декабристов) от 24.04.2019; ИП Мочалов К.М. (павильон 86 кв.м. по ул. Сосновая) от 25.04.2019; ИП Мочалов К.М. (павильон 59,3 кв.м. по ул. Декабристов) от 25.04.2019; Потапова О.А. (павильон 43, 5 кв.м. по ул. Декабристов) от 25.04.2019; ИП Кулагина А.И. (павильон 52,6 кв.м. по ул. Сосновая) от 25.04.2019; ИП Шахбазова Г.Б (павильон 49,9 кв.м. по ул. Декабристов) от 25.04.2019; ИП Мочалова К.М. (павильон 27.5 кв.м. по ул. Камская) от 25.04.2019; Барыева Н.А. (павильон 50,5 кв.м. по ул. Декабристов) от 26.04.2019. Срок исполнения предупреждения был определен как до 31.03.2020.

03.04.2020 Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа уведомило Пермское УФАС России об отмене требований о демонтаже спорных НТО во исполнении выданного антимонопольным органом Предупреждения.

Между тем, в части повторного рассмотрения заявлений о реализации преимущественного права на заключение договоров на размещение НТО субъектов предпринимательской деятельности Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа письмом № 241-02-01-06.6-99исх. выразило свое несогласие с указанной частью Предупреждения и уведомило антимонопольный орган об отказе в повторном рассмотрении заявлений хозяйствующих субъектов.

Учитывая факт неисполнения предупреждения, на основании приказа от 21.05.2020 № 85-п Пермским УФАС России в отношении Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа (далее также – Управление) возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Определением от 22.05.2020 настоящее дело было назначено к рассмотрению 18.06.2020. К заседанию Комиссии антимонопольного органа 18.06.2020 от Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа поступили письменные пояснения, в которых указывается на отсутствие норм, свидетельствующих о наличии у предпринимателей преимущественного права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта и возможности его реализации.

На заседании Комиссии Пермского УФАС России 23.07.2020 Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа сообщило, что всем субъектам предпринимательской деятельности были направлены дополнительные соглашения о продлении ранее заключенных договоров до 31.12.2021. Дополнительно Управление сообщило, что крытые павильоны, расположенные по ул. Камская (кадастровый номер <...> :12:0010245:35), не включались в схему размещения нестационарных торговых объектов. Представитель заявителя указала на тот факт, что указанные объекты присутствовали в схеме размещения НТО, утвержденной Постановлением Администрации Чайковского муниципального района от 16.11.2016 № 1063, а также указала на тот факт, что ни по одному рассматриваемому объекту торговли не были внесены изменения в действующую схему, утвержденную Постановлением Администрации Чайковского городского округа от 26.07.2019 № 1305.

После принятия заключения об обстоятельствах дела от 14.08.2020 представитель индивидуальных предпринимателей указала на согласие с выводами, изложенными в заключении, на наличие в действиях Управления нарушения антимонопольного законодательства, а также дополнительно разъяснила в чем проявилось препятствование осуществленю предпринимательской деятельности ИП Барыевой Н.А. От Управления поступили пояснения, которые дублируют ранее предоставленную позицию по делу и сводятся к тому, что в период рассмотрения настоящего дела Управлением были совершены необходимые действия в рамках исполнения судебных актов: были отозваны уведомления о демонтаже и заключены дополнительные соглашения о продлении действия договоров на размещение НТО.

Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, выслушав объяснения сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласно которым включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.

На территории Чайковского муниципального района Постановлением Администрации Чайковского муниципального района от 16.11.2016 № 1063 (далее – Постановление № 1063) на период 2017-2022 г.г. была утверждена схема размещения НТО.

В период с 2017 по 2018 г.г. между субъектами предпринимательской деятельности и Управлением земельных-отношений Администрация Чайковского городского округа были заключены договоры на размещения НТО, в частности с Красноперовым А.И. Договор 11-С от 01.01.2018; ИП Опариной Л.Н. Договор 10-Д от 01.01.2018; ИП Кулагину А.И. Договор 10-С от 01.01.2018; Барыевой Н.А. Договор 1-Д от 01.01.2018; ИП Шахбазовым Г.Б. Договор 15-Д от 01.01.2018; Потаповой О.А. Договор 12-Д от 01.01.2018; ИП Мочаловым К.М. Договор 8-С от 01.01.2018; ИП Мочаловым К.М. Договор 15-Д от 01.01.2018; ИП Мочаловым К.М. Договор 12-К от 01.01.2018.

Согласно заключенным договорам места размещения НТО предусмотрены схемой размещения, утвержденной Постановлением № 1063.

На момент заключения договоров на размещение НТО между субъектами предпринимательской деятельности и Управлением в 2017 и 2018 годах действовали Правила размещения нестационарных торговых объектов на территории Чайковского муниципального района, методика определения стоимости за размещение нестационарного торгового объекта, а также примерная форма договора на размещение нестационарного торгового объекта утвержденные Постановлением администрации Чайковского муниципального района от 26.09.2016 № 880 (далее – Правила размещения НТО).

В соответствии с Правилами размещения НТО основанием для размещения нестационарного торгового объекта является договор на размещение нестационарного торгового объекта (п. 5.1).

Согласно п. 5.24 Правил размещения НТО по истечении срока действия договора на размещение временного сооружения владелец соответствующего нестационарного торгового объекта имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора на новый срок на определенных условиях.

Срок действия рассматриваемых договоров был установлен до 30 декабря 2018.

22.04.2019 в связи с окончанием срока действия договоров на размещения НТО Управление направило в адрес предпринимателей уведомления о демонтаже НТО: ИП Мочалову К.М. исх. № 241-02-01-06.6-25;  Красноперову А.И. исх. № 241-02-01-06.6-29; ИП Кулагину А.И. исх. № 241-02-01-06.6-30; ИП Опариной Л.Н. исх. № 241-02-01-06.6-42; Барыевой Н.А. исх. № 241-02-01-06.6-43; ИП Потаповой О.А. исх. № 241-02-01-06.6-44; ИП Мочалову К.М. исх. № 241-02-01-06.6-46; ИП Шахбазову Г.Б. исх. № 241-02-01-06.6-51; ИП Мочалову К.М. исх. № 241-02-01-06.6-10.

24.04.2019, 25.04.2019, 26.04.2019 предприниматели обратились в Администрацию г. Чайковского с заявлением о реализации преимущественного права на заключение договоров на размещение НТО: Красноперову А.И. (павильон 84,5 кв.м. по ул. Сосновая) от 24.04.2019; ИП Опариной Л.Н. (павильон 33,1 кв.м. по ул. Декабристов) от 24.04.2019; ИП Мочалову К.М. (павильон 86 кв.м. по ул. Сосновая) от 25.04.2019; ИП Мочалову К.М. (павильон 59,3 кв.м. по ул. Декабристов) от 25.04.2019; Потаповой О.А. (павильон 43, 5 кв.м. по ул. Декабристов) от 25.04.2019; ИП Кулагину А.И. (павильон 52,6 кв.м. по ул. Сосновая) от 25.04.2019; ИП Шахбазову Г.Б (павильон 49,9 кв.м. по ул. Декабристов) от 25.04.2019; ИП Мочалова К.М. (павильон 27.5 кв.м. по ул. Камская) от 25.04.2019; Барыевой Н.А. (павильон 50,5 кв.м. по ул. Декабристов) от 26.04.2019.

24.05.2019 в ответ на обращения предпринимателей Администрацией было отказано в заключении соответствующих договоров без проведения торгов со ссылкой на истечение срока действия ранее заключенных договоров: Красноперову А.И. исх. № 241-01-03-21-125 (Договора 11-С от 01.01.2018); ИП Опариной Л.Н. исх. № 241-01-03-20-152 (Договора 10-Д от 01.01.2018); ИП Кулагину А.И. исх. № 241-01-03-20-144 (Договора 10-С от 01.01.2018); Барыевой Н.А. исх. № 241-01-03-20-126 (Договора 1-Д от 01.01.2018); ИП Шахбазовой Г.Б. исх. № 241-01-03-20-145 (Договора 15-Д от 01.01.2018); Потапову О.А. исх. № 241-01-03-20-153 (Договора 12-Д от 01.01.2018); ИП Мочалову К.М. исх. № 241-01-03-20-146 (Договора 8-С от 01.01.2018); ИП Мочалову К.М. исх. № 241-01-03-20-150 (Договора 15-Д от 01.01.2018); ИП Мочалову К.М. исх. № 241-01-03-20-148 (Договор 12-К от 01.01.2018).

Уведомление о демонтаже выдано в период действия Правил размещения НТО № 880 и Постановления Правительства Пермского края от 28.11.2017 № 966-П «Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов» (далее – Постановление № 966-П).

Между тем, Правилами размещения НТО было предусмотрено заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов на период, не превышающий срок действия существующей схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования (п. 5.7 Правил размещения НТО), то есть предполагалось право владельца НТО на заключение указанного договора на срок действия существующей схемы, а именно до 2022 года.

Вместе с тем, п. 2 Постановления № 966-П было указано органам местного самоуправления городских округов Пермского края, созданных в границах муниципального района, до 31 марта 2019 г. привести в соответствии с Порядком нормативные акты, регулирующие разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования, установив переходные положения для нестационарных торговых объектов, срок размещения которых истекает после вступления в силу настоящего Постановления.

Таким образом, на уровне субъекта Пермского края нормативно было установлено, что в отношении НТО, срок размещения которых истекает после вступления в силу постановления №966-П, в период изменения регионального законодательства не могут быть применимы те же правила размещения НТО, установленные действующим законодательством для вновь размещаемых НТО (заключение договоров на аукционе).

В рассматриваемых случаях срок действия договоров на размещение НТО у предпринимателей истек после вступления в силу Постановления № 966-П, следовательно, размещение спорных НТО после окончания срока его размещения должно было быть регламентировано переходными положениями, установленными нормативными актами, регулирующими разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования.

Постановление № 880 таких переходных положений не содержало, Администрация г. Чайковского в своем постановлении от 06.05.2019 № 925 «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории Чайковского городского округа» их также не установила.

Однако в таких условиях положение субъектов предпринимательской деятельности не может ухудшаться в связи с неисполнением органами местного самоуправления обязанности по своевременному установлению переходных положения в отношении спорного НТО.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно п. 5.23 Правил размещения НТО направление владельцу нестационарного торгового объекта в письменной форме требования о его добровольном демонтаже предусматривалось только в случае выявления самовольно установленного нестационарного торгового объекта.

В отношении незаконно размещенных нестационарных торговых объектов, к которым в силу п. 2.1.15 Правил размещения НТО относятся нестационарные торговые объекты, размещенные после прекращения или расторжения  договоров на размещение нестационарных торговых объектов или аренды земельных участков на размещение нестационарных торговых, положениями указанных Правил, направление требования о демонтаже не установлено, поскольку места их размещения подлежат освобождению в судебном порядке.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что договоры на право размещения НТО заключены с субъектами предпринимательской деятельности до принятия Постановления 966-П, при его заключении они рассчитывали на возможность заключения нового договора без проведения торгов на срок действия схемы размещения НТО, в соответствии с ранее действовавшими Правилами размещения НТО и указанием в Постановлении № 966-П на установление переходных положений органами местного самоуправления в отношении НТО, срок размещения которых истекает после вступления в силу данного Постановления, исходя из чего, в связи с чем требования о демонтаже НТО необоснованные, создающие препятствия осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам, что приводит к ограничению конкуренции на соответствующем рынке оказания услуг.

К моменту принятия заключения об обстоятельствах дела Управлением земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа совершены действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно были отозваны требования о демонтаже НТО, оформленных письмами: ИП Мочалову К.М. исх. № 241-02-01-06.6-25;  Красноперову А.И. исх. № 241-02-01-06.6-29; ИП Кулагину А.И. исх. № 241-02-01-06.6-30; ИП Опариной Л.Н. исх. № 241-02-01-06.6-42; Барыевой Н.А. исх. № 241-02-01-06.6-43; ИП Потаповой О.А. исх. № 241-02-01-06.6-44; ИП Мочалову К.М. исх. № 241-02-01-06.6-46; ИП Шахбазову Г.Б. исх. № 241-02-01-06.6-51; ИП Мочалову К.М. исх. № 241-02-01-06.6-10, а также заключены дополнительные соглашения в отношении павильона 84,5 кв.м. по ул. Сосновая,

Данные конклюдентные действия могут свидетельствовать о фактическом согласии Управления с нарушением, усмотренным антимонопольным органом.

Кроме того неправомерность направления Управлением уведомлений о демонтаже НТО и отказа в заключении соответствующих договоров на новый срок без проведения торгов ИП Мочалову К.М. и ИП Барыевой Н.А. подтверждена решением Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-21199/2019 от 22.06.2020 и Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу № А50-21323/2019 от 31.12.2019 соответственно.

Относительно позиции Управления об отсутствии крытых павильонов, расположенных по ул. Камская (кадастровый номер <...> :12:0010245:35), в схеме размещения НТО установлено, что в схеме, утвержденной Постановлением Администрации Чайковского муниципального района от 16.11.2016 № 1063, в разделе «ПРИКАМСКИЙ РАЙОН по ул. Камской» присутствует крытый торговый павильон, в который включили 11 мест размещения: 1-а площадью 55,0,

Позиция Управления представляется противоречивой. Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа полагает, что оснований для отзыва уведомлений о демонтаже НТО и повторного рассмотрения заявлений о реализации преимущественного права на заключение договоров на размещение НТО нет, однако заключило с ИП Мочаловым К.М. дополнительное соглашение о продлении ранее заключенного договора до 31.12.2021 в отношении места размещения 9-а площадью 27.5 кв.м. в крытом павильоне по ул. Камская. Меры реагирования в отношении иных хозяйствующих субъектов, занимающих места размещения НТО в крытом павильоне по ул. Камская Пермским УФАС России не принимались.

При этом антимонопольный орган также отмечает, что довод представителя заявителей о том, что в действующую схему НТО не были включены места размещения НТО предпринимателей, с которыми Управление заключило дополнительные соглашения о продлении ранее заключенных договоров до 31.12.2021, не является предметом рассмотрения настоящего дела. В данном случае антимонопольным органом разрешается лишь вопрос о правомерности направления уведомлений о демонтаже НТО и отказе в заключении соответствующих договоров на новый срок без проведения торгов в переходный период, до утверждения 26.07.2019 новой схемы размещения НТО. Обязанность внести изменения в схему размещения НТО, утвержденную Постановлением Администрации Чайковского городского округа от 26.07.2019 № 1305, установлена судебными актами (решение Чайковского городского суда по делу № 2а-26/2020 от 13.07.2020) и Комиссией Пермского УФАС России не рассматривается.

С учетом изложенного антимонопольный орган не может согласиться с правомерностью действий (бездействия) Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, поскольку административным органом не были разработаны переходные положения в отношении НТО после окончания срока их размещения, а предприниматели, заключившие договоры на размещение нестационарных торговых объектов до утверждения нового порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, имели право рассчитывать на возможность заключения нового договора без проведения торгов на новый срок.

Согласно положениям пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее также – закон о торговле).

В силу статьи 16 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1 Конституции Российской Федерации).

Осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.

Одним из вопросов местного значения городского округа является создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Как установлено Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли в числе прочего принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов,  осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности (пункт 3 части 3 статьи 17); размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10).

Содержащееся в части 6 статьи 10 указанного Федерального закона положение направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация этого законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с этим оспариваемая норма не может рассматриваться как исключающая необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года № 225-О).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Федеральный закон «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно п. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В силу ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в частности запрещается в частности необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Исследовав обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что направление Управлением уведомлений о демонтаже НТО и отказов в заключении соответствующих договоров на новый срок без проведения торгов привело к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке розничной торговли.

Таким образом, в результате действий (бездействия) Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа хозяйствующие субъекты не могли осуществлять предпринимательскую деятельность.

Анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке за период, составляющий один год (с 22.04.2018 по 22.04.2019), показал, что товарным рынком для настоящего исследования является рынок розничной продажи товаров на территории Чайковского городского округа Пермского края. На территории Чайковского городского округа Пермского края рынок розничной продажи товаров является конкурентным и представлен более чем сорока хозяйствующими субъектами. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие требования о демонтаже НТО и отказа в заключении соответствующих договоров на новый срок без проведения торгов показала, что действия Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа явились необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке розничной продажи товаров, могло привести к сокращению или прекращению торгового бизнеса.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что вышеописанные действия Управления привели к нарушению ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Оснований для прекращения производства по делу в соответствии со ст.48 Закона о защите конкуренции не усматривается.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия антимонопольного органа принимает во внимание тот факт, что в период рассмотрения настоящего дела Управлением были осуществлены действия, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно были отозваны уведомления о демонтаже и заключены дополнительные соглашения о продлении срока действия договоров на размещение НТО, заключенных в 2018 году. При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

 

2. Признать в действиях Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, исполнявшим принятые на себя обязательства в рамках заключенных договоров на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения НТО на территории Чайковского муниципального района, в том числе путем необоснованного требования о демонтаже НТО, что приводит, либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг.

 

3. Предписание не выдавать.

 

4. Передать материалы дела должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших установленное нарушение антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

5. Основания для принятия других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                                           <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                         <...>

                                                                                                                                        

         <...>

       

                        Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в Арбитражный суд Пермского края в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ, а также в коллегиальный орган ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны