Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №595-14-а от 21 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №595-14-а

«11» июня 2015 г.                                                                                                            г. Пермь

 

 Резолютивная часть решения оглашена «24» апреля 2015 г.

 В полном объеме решение изготовлено «11» июня 2015 г.

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии  - Плаксин А.В., и.о. заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:           -   Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

                                                - Литвинов П.И., ведущий специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и процедур торгов;

 

рассмотрев дело № 595-14-а, возбужденное по признакам нарушения Региональной службой по тарифам Пермского края ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии в виде не утверждения тарифа на передачу тепловой энергии по заявлению ООО «Пермгазэнергосервис» от 11.12.2013 г., что приводит или может привести к ограничению конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.06.2014г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России) поступило заявление ООО «Пермгазэнергосервис» (вх. № 08787-14) (далее – заявитель, ООО «ПГЭС») о проверке на соответствие антимонопольному законодательству действий (бездействия) Региональной службы по тарифам Пермского края (далее – РСТ, Служба) по не утверждению тарифа на передачу тепловой энергии по тепловым сетям ООО «ПГЭС» по заявлению от 11.12.2013г.

Из материалов заявления следует, что ООО «ПГЭС» принадлежат на праве собственности тепловые сети по ул. Вагонная, 29, Хабаровская, 64, Хабаровская, 56 кадастровые (условные) номера 59-59-24/026/2009-141, 59-59-24/002/2010-987, 59-59-24/026/2009-144, 59-59-24/026/209-090, 59-59-24/026/2009-145, 59-59-24/026/2009-089, 59-59-24/026/2009-091 (свидетельства о государственной регистрации права серия <...> -БГ №205521, 59-БГ №205522., 59-БГ№205523, 59-БГ №205524, 59-БГ №205525, 59-БГ №205526, 59-БГ №205527 от 21.10.2011г.).

Указанные тепловые сети имеют технологическое присоединение к котельной по адресу: г. Пермь, ул. Хабаровская, 139, осуществляющей выработку тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения потребителей.

С 2004г. по 30.11.2013. указанная котельная, находящаяся в муниципальной собственности, эксплуатировалась ООО «ПГЭС» на праве аренды (договор №41-КО от 30.04.2004г.).

 01.12.2013г. котельная была передана в собственность ПМУЖЭП «Моторостроитель», которое с указанного времени является теплоснабжающей организацией.

Передача тепловой энергии от котельной до конечных потребителей осуществляется по сетям ООО «ПГЭС», что подтверждается договорами на поставку тепловой энергии  №25-16П от 25.11.2011г. между ООО «ПГЭС» и ТСЖ «Вагонная, 23, № 25-17П от 25.11.2011г. между ООО «ПГЭС» и ТСЖ «Хабаровская, 62», № 25-04П от 25.11.2011г. между ООО «ПГЭС» и ТСЖ «Хабаровская, 64».

Из письменных пояснений ПМУЖЭП «Моторостроитель» следует, что договор между ООО «ПГЭС» и ПМУЖЭП «Моторостроитель» отсутствует.

При этом в настоящее передача тепловой энергии потребителям (ТСЖ «Хабаровская, 56, ТСЖ «Хабаровская, 64, ТСЖ «Вагонная, 29) осуществляется по сетям ООО «ПГЭС» в рамках фактически сложившихся отношений. В материалы дела представлены копии счетов-фактур, актов выполненных работ за период с января 2014г. по январь 2015г., а также акты сверки и оборотно-сальдовые ведомости по потребителям в подтверждение факта оказания упомянутых услуг за указанный период.

В связи с этим, 11.12.2013г. (исх. № 3287) ООО «ПГЭС» обратилось в РСТ с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям на 2014 год.

К заявлению были приложены документы, предусмотренные п. 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012г. №1075 « О ценообразовании в сфере теплоснабжения», а также сводный пообъектный расчет тарифов.

Не получив ответа на указанное заявление, 14.01.2014г. ООО «ПГЭС» вновь обращается в РСТ (письмо № 26 от 14.01.2014г.) с просьбой дать ответ по заявлению от 11.12.2013г. (исх. № 3287).

Письмом от 22.01.2014г. №СЭД-46-07-22-50 РСТ запросила дополнительные документы,  в том числе копию договора с ПМУЖЭП «Моторостроитель» на оказание услуг по транспортировке тепловой энергии по сетям ООО «ПГЭС» (ул. Хабаровская, 56, ул. Хабаровская, 64, ул. Вагонная, 29).

Запрошенные документы были представлены ООО «ПГЭС» (письмо исх. № 218 от 05.02.2013г.) в полном объеме, в том числе оферта договора № 0-07-001/3 от 09.01.2014г. на оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя с ПМУЖЭП «Моторостроитель», что РСТ не оспаривается.

05.02.2014г. приказом № 17-од РСТ открыла дело об установлении тарифов по заявлению ООО «ПГЭС» и направила в адрес заявителя уведомление (№СЭД-46-07-22-135 от 12.02.2014г.) о назначении времени заседания Правления РСТ (далее также- Правление) по установлению тарифов на 19.02.2014г.

Согласно выписке из протокола заседания Правления от 19.02.2014г. заседание было перенесено на 26.02.2014г., о чем заявителю направлено уведомление №СЭД-46-07-22-165 от 20.02.2014г. в котором, помимо прочего, содержался запрос о представлении подписанного договора на передачу тепловой энергии с согласованными объемами передачи с ПМУЖЭП  «Моторостроитель».

Письмом (исх. № 348 от 25.02.2014г.) ООО «ПГЭС» направило пояснения, в которых указала, что 09.01.2014г. в адрес ПМУЖЭП «Моторостроитель» обществом была направлена оферта на оказание услуг по передаче тепловой энергии, указанная оферта была также приложена к заявлению об установлении тарифа. От предприятия ни акцепта, ни отказа от акцепта не поступило, тем не менее, несмотря на отсутствие подписанного между указанными лицами договора, с 01.12.2013г. ООО «ПГЭС» фактически оказывает ПМУЖЭП «Моторостроитель»  услуги по передаче тепловой энергии, вырабатываемой котельной (ул. Хабаровская, 139).

В ответ на указанное письмо 06.03.2014г. РСТ направила заявителю письма №СЭД-46-07-22-225 и СЭД-46-07-22-222 которыми сообщила, что 19.02.2014г. на заседании Правления РСТ решение об установлении тарифов обществу принято не было, а также вновь предложило  представить договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии с ПМУЖЭП «Моторостроитель».

10.04.2014г. ООО «ПГЭС» (письмо исх. № 844) сообщило об объемах переданной с декабря 2013г. по март 2014г. тепловой энергии, а также повторно изложило фактические обстоятельства рассматриваемого дела и потребовало установить тариф.

15.04.2014г. (письмо № СЭД-46-07-22-366) РСТ отказало ООО «ПГЭС» в установлении тарифа на передачу тепловой энергии по заявлению от  11.12.2013г. исх. № 3287 в связи с тем, что общество не представило оферту договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии потребителям ПМУЖЭП «Моторостроитель», а также согласованные с ПМУЖЭП «Моторостроитель» объемы передачи тепловой энергии.

До настоящего времени тариф на передачу тепловой энергии по заявлению ООО «ПГЭС» от 11.12.2013г. РСТ  не утвержден. В связи с чем, Пермским УФАС России было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Представитель ООО «ПГЭС»  на рассмотрении дела доводы заявления поддержал, просит признать в бездействии РСТ нарушение ст. 15 Закона о защите конкуренции, выдать ответчику предписание об устранении указанного нарушения.

РСТ против доводов заявления возражает по основаниям, изложенным в письменных возражениях, полагает, что у Службы отсутствовали правовые основания для установления тарифа ООО «ПГЭС» на 2014г., какого-либо бездействия при рассмотрении заявления общества допущено не было. В обоснование своей позиции ответчик ссылается на письмо Федеральной службы по тарифам России (далее  - ФСТ России) от 11.06.2014г. №СЗ-6425/5, а  также просил привлечь к участию в деле ФСТ России с целью дачи оценки действиям РСТ и разъяснений о применении указанного выше письма.

 

Изучив представленные документы и информацию,  выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) передаче тепловой энергии является регулируемым видом деятельности. Частью 2 статьи 5 указанного закона определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ по государственному регулированию и контролю  в сфере теплоснабжения.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в ст. 8 Закона о теплоснабжении, в том числе тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пп.6 ч. 1 ст. 8 Закона).

В соответствии с п. 1.1 Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2013г. № 1057-п (далее – Положение), РСТ является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предельных индексов в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края.

В силу п. 3.2.1.5. Положения, к функциям РСТ в сфере теплоэнергетики отнесено установление тарифов (цен) на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

 При установлении тарифа РСТ должна руководствоваться требованиями Закона о теплоснабжении, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012г. №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Правила) (п. 3.2.1 Положения),  а также Регламентом открытия дел об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным Приказом ФСТ России от 07.06.2013г. №163 (далее – Регламент).

В соответствии с п. 3 Правил регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется уполномоченным органом, в том числе, по предложению регулируемой организации, которое состоит из заявления об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов, перечень которых определен п. 16 Правил (п. 12,15 Правил).

Для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 настоящих Правил, является исчерпывающим (п. 17 Правил).

Основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении цен (тарифов), установленных настоящим Регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 настоящего Регламента.

Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается. (п. 11 Регламента).

Согласно пп. «к» п. 16 Правил наряду с иными документами, в орган регулирования представляются копии договоров об осуществлении регулируемой деятельности (договоры теплоснабжения, и (или) договоры передачи тепловой энергии, теплоносителя и (или) договоры поставки тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоры о поддержании резервной тепловой мощности, и (или) договоры о подключении).

При этом, в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций (п. 14 Правил, абз. 1 п. 4 Регламента).

В случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в соответствии с абзацем 1 пункта 4 настоящего Регламента (абз. 2 п. 4 Регламента).

Анализ изложенных норм позволяет сделать вывод, что орган регулирования принимает решение об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и в случае представления регулируемой организацией неполного перечня документов, указанных в п. 16 Привил, если организацией ранее осуществлялась регулируемая деятельность (устанавливался тариф).

Указанная позиция была также выражена в Письме ФСТ России от 22.04.2015г. №ЕП-4892/5, направленном в ответ на запрос антимонопольного органа исх. № 04535-15 от 08.04.2015г. в рамках рассмотрения настоящего дела.

Согласно п. 20 Регламента решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также решение об установлении цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 20 Правил регулирования. По решению органа регулирования этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.

Открытие дела или отказ в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении цен (тарифов) (п. 12 Регламента).

Таким образом, РСТ обязано принять решение об установлении тарифа по заявлению заинтересованного лица (регулируемой организации) в течение двух месяцев с момента поступления такого заявления и необходимых документов в регулирующий орган. А в случае принятия решения об отказе в установлении тарифа, РСТ обязано уведомить регулируемую организацию в течение десяти рабочих дней с момента регистрации заявления.

Между тем, по заявлению ООО «ПГЭС» от 11.12.2013г. тариф в настоящее время не утвержден, все запрошенные документы заявителем в адрес РСТ представлены.

Как указано выше, основанием для отказа РСТ в утверждении тарифа по заявлению ООО «ПГЭС» от 11.12.2013г. №3287, оформленным письмом от 15.04.2014г. № СЭД-46-07-22-366, явилось то, что общество не представило оферту договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии потребителям ПМУЖЭП «Моторостроитель», а также согласованные с ПМУЖЭП «Моторостроитель» объемы передачи тепловой энергии.

Вместе с тем, Комиссией Пермского УФАС России установлено, что доказательства оферты договора № 0-07-001/3 от 09.01.2014г. на оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя с ПМУЖЭП «Моторостроитель» вместе со всеми приложениями  в адрес РСТ направлялась ООО «ПГЭС» неоднократно (письма исх. № 218 от 05.02.2014г., исх. № 402 от 28.02.2014г.), а также направлялись пояснения по указанным документам (письма исх. № 348 от 25.02.2014г., исх. № 844 от 10.04.2014г.). Указанные обстоятельства РСТ не оспариваются.

Из приложения № 1 к указанной оферте следует, что, объем тепловой энергии, подлежащей  транспортировке на 2014г. составляет 23 532,89 Гкал.

Согласно Письму ФСТ России от 11.06.2014г. №СЗ-6425/5 у органа регулирования не имеется оснований для установления в отношении организации регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения в случае, если организацией не подтвержден факт осуществления регулируемой деятельности (не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право пользования имуществом на очередной период регулирования, или договоры об осуществлении регулируемых видов деятельности на очередной период регулирования).

Правоустанавливающие документы, подтверждающие право пользования имуществом на очередной период регулирования (т.е. объектами теплоснабжения  - тепловыми сетями) ООО «ПГЭС» в РСТ Пермского края были представлены, что ответчиком также не оспаривается.

Кроме того, Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края (правопреемницей РСТ Пермского края, Постановление Правительства Пермского края от 05.08.2013 N 1057-п) от 20.12.2012г. №235-т были установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию для ООО «ПГЭС» на 2013 год. Таким образом, в распоряжении РСТ имелись документы, подтверждающие, что ООО «ПГЭС» регулируемая деятельность осуществлялась в предшествующие периоды регулирования.

Учитывая изложенные обстоятельства, а также приведенные выше правовые нормы, действия (бездействие) РСТ по не утверждению тарифа по заявлению ООО «ПГЭС» от 11.12.2013г. на нормах законодательства РФ не основаны.

В настоящее время, передача тепловой энергии потребителям (ТСЖ «Хабаровская, 56, ТСЖ «Хабаровская, 64, ТСЖ «Вагонная, 29) ПМУЖЭП «Моторостроитель» осуществляется по сетям ООО «ПГЭС» в рамках фактически сложившихся отношений. В материалы дела представлены копии счетов-фактур, актов выполненных работ за период с января 2014г. по январь 2015г., а также акты сверки и оборотно-сальдовые ведомости по потребителям в подтверждение факта оказания упомянутых услуг за указанный период.

Учитывая тот факт, что передача тепловой энергии является регулируемым видом деятельности, осуществление данной деятельности регулируемыми организациями возможно только в случае наличия установленного тарифа. Ввиду чего отсутствие установленного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя не позволяет (препятствует) ООО «ПГЭС» осуществлять деятельность по передаче тепловой энергии.

В соответствии  с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Таким образом, действия (бездействие) Региональной службы по тарифам Пермского края, выразившиеся в не утверждении тарифа на передачу тепловой энергии по заявлению ООО «ПГЭС» от 11.12.2013г. №3287, при наличии предусмотренной законом обязанности, приводят к невозможности осуществления ООО «ПГЭС» хозяйственной деятельности по передаче тепловой энергии и необоснованному препятствованию в осуществлении деятельности данному хозяйствующему субъекту на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии на территории Пермского края, чем нарушены требования ч. 1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях (бездействии) Региональной службы по тарифам Пермского края нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.206г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующему субъекту ООО «Пермгазэнергосервис» путем не утверждения тарифа на передачу тепловой энергии (теплоносителя) по заявлению от 11.12.2013г. №3287 по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

        2. Выдать Региональной службе по тарифам Пермского края обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем отзыва письма Региональной службы по тарифам Пермского края от 15.04.2014г. № СЭД-46-07-22-366, направленного в адрес ООО «Пермгазэнергосервис», и повторного рассмотрения заявления от 11.12.2013г. №3287 об утверждении тарифа на передачу тепловой энергии (теплоносителя) по сетям ООО «Пермгазэнергосервис».

Председатель Комиссии                                                                                       А.В. Плаксин                                                                                                          

 

Члены  Комиссии                                                                                                П.И. Литвинов

                                                                                                                                    Д.Е. Баранов

                    

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

Шадрина А.А., 8(342)235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны