Решение б/н 059/07/3-1112/2019 от 6 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ГК юридического и энергетического консалтинга

«Юрэнерго» (вх. № 016622)

 «06» ноября 2019 г.                                                                                                                       г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

Вехкалахти В.С., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Белова А.Н., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,
 

в присутствии представителей ООО «СетьЭнергоТранс» - <...>( по доверенности), <...> (по доверенности), <...>.(по доверенности), в отсутствии заявителя, надлежащим образом уведомленного,

 

рассмотрев  жалобу ООО «ГК юридического и энергетического консалтинга «Юрэнерго»  (ИНН: 7725347764) (вх. № 016622) (далее – заявитель) на действия ООО «СетьЭнергоТранс» (ИНН: 5904216370), при организации и проведении запроса цен на  оказание услуг по сбору и анализу исходной технической и экономической информации. Проведение экспертизы расчетов тарифов на передачу электроэнергии на 2021 год. Формирование тарифного дела. Оформление экспертного заключения (извещение № 31908405403, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.10.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой сводятся к нарушению Заказчиков пунктов 1.2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившихся  в разночтении сроков выполнения работ указного в тексте Информационной карты и Технического задания; в установлении дискриминации участников по территориальному признаку и в нарушении порядка опубликования разъяснений положений Документации о закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения, указывает на отсутствие каких-либо нарушений Закона о закупках и Положения о закупках при проведении рассматриваемого конкурса, просит признать жалобу необоснованной.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

          2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг общества с ограниченной ответственностью «СетьЭнергоТранс» и Документацией о запросе цен в электронной форме на оказание услуг по сбору и анализу исходной технической и экономической информации. Проведение экспертизы расчетов тарифов на передачу электроэнергии на 2021 год. Формирование тарифного дела. Оформление экспертного заключения (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 16.10.2019 г., дата начала подачи заявок - 16.10.2019 г., дата окончания подачи заявок – 30.10.2019 г., дата подведения итогов закупки – 30.10.2019 г.

Рассмотрев доводы Заявителя и возражения Заказчика, Комиссией Пермского УФАС установлено следующее.

В соответствии с ч. 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч. 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

В соответствии с п. 1.6.1 Положения, заказчик при подготовке и проведении закупки, в том числе, формулирует требования к участникам конкретной закупки и перечень документов, подтверждающих соответствие этим требованиям, а также критерии и порядок оценки и сопоставления заявок в соответствии с настоящим Положениям.

Согласно п. 1.8.2 Положения, в документации о закупке обязательно указываются, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с п. 1.9.3 Положения, не допускается предъявлять к участникам закупки, товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора требования, не предусмотренные документацией о закупке, а также оценивать и сопоставлять заявки на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Из доводов заявителя жалобы следует, что в п.5 раздела 2 Информационной карты закупки, указан срок выполнения работ «с даты заключения договора по 30.12.2020 г.», а в таблице п.1 раздела 4 Технического задания указан срок выполнения работ «с даты заключения договора до 31.12.2021 г.».

В Приложении №1 к Разделу 2 Информационной карты находится таблица, в которой представлена информация о нестоимостных критериях оценки. В строке «Адрес местонахождения» указано требование, которое обеспечивает организациям, расположенным в Пермском крае максимальное количество баллов. Заявитель считает, что данный подкритерий является нарушением и дискриминацией участников не по профессиональному, а по территориальному признаку и ограничивает равные возможности участников закупки по территориальному признаку. Для данного вида работ месторасположение исполнителя не является существенным условием, обеспечивающим качество оказываемой услуги. Кроме того, в этом же пункте допущена ошибка.

В возражении к жалобе заказчик указал, что в процессе проведения закупочной процедуры было принято решение внести изменения в закупочную документацию, а именно:

1.Срок выполнения работ исключен из Технического задания (раздел 4. Техническое задание).

2.Исключены критерии «Качество выполнения работ участником» (Приложение № 1 к Разделу 2 Информационная карта).

3.Изменено место подачи заявок. С момента внесения изменений место подачи заявок осуществляется посредством электронной торговой площадки «Alfalot.ru».

Вышеуказанные изменения были внесены 25.10.2019, срок подачи заявок был продлен по 30.10.2019.

На момент рассмотрения жалобы текст Документации, опубликованный на официальном сайте www.zakupki.gov.ru по спорной закупке, не содержит Информационной карты и Технического задания, что позволяет сделать вывод о том, что заказчик устранил нарушения, на которые указал заявитель.

При этом, Комиссия Пермского УФАС России установила, что Раздел II. Описание объекта закупки, Условия и сроки (периоды) оказания услуг, Раздел V. Требования к оказываемой услуге измененной Документации содержит отсылку на Техническое задание.

Кроме того, пункт 1.1. (предмет Договора) проекта Договора размещённой на сайте www.zakupki.gov.ru в составе документации по спорной закупке так же содержит отсылку на Техническое задание.

Вместе с тем, Техническое задание в составе изменой Документации не размещено. Доказательств обратного не представлено.

Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к оказываемой услуге, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к услуги являющейся объектом закупки.

Способ же изложения требований, допущенный заказчиком в настоящем деле, в том числе отсутствие технического задания, не позволяет идентифицировать надлежащую потребность заказчика и, как следствие, провоцирует допущение участником закупки ошибок при заполнении заявки.

Подобное составление аукционной документации вводит участников закупки в заблуждение относительно технических характеристик заявленной услуги, предоставляя заказчику возможность манипулировать результатами проводимой закупки в собственных интересах.

 

 Не указание в документации о закупке информации о требованиях к описанию  функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик выполняемой работы (оказываемой услуги), которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик, а равно к сроку выполнения работы или оказания услуги является нарушением пунктов 1, 3, 4 ч. 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, в действиях заказчика, Комиссией Пермского УФАС установлены нарушения пунктов 1, 3, 4 ч. 10 статьи 4 Закона о закупках.

Более того, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что согласно Раздел VII Документации (как в первоначальной редакции, так в измененной) содержит условие, что заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении запроса цен не позднее, чем за два рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе цен.

Учитывая, что первоначальный срок подачи заявок был установлено 25.10.2019, а 24.10.2019 было принято решение о внесении изменений документацию и извещение, которые были размещены в ЕИС 25.10.2019, то можно констатировать, что Заказчик нарушил требования документации.

В части довода заявителя о нарушении заказчиком порядка опубликования разъяснений положений Документации о закупке, Комиссией Пермского УФАС установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 статьи 1 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом информационной открытости закупки.

Согласно ч. 2 статьи 3.2 Закона о закупках, любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Согласно ч. 3 статьи 3.2 Закона о закупках, а также п. 1.4.6 Положения, в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с ч. 4 статьи 3.2 Закона о закупках, разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

В соответствии с ч. 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том чисе, формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

Согласно ч. 11 статьи 4 Закона о закупах, а также п. 1.4.6 Положения, изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Согласно п. 1.4.1 Положения, Заказчик размещает в ЕИС, в том числе, разъяснения документации о закупках.

Из доводов заявителя жалобы следует, что от имени ООО «ГК «Юрэнерго» 18 октября на электронный адрес заказчика был направлен запрос на разъяснения п. 5 раздела 2 Информационной карты, п.1 раздела 4 Технического задания, Приложения №1 к Разделу 2 Документации. 18.10.2019 г, было получено автоматическое уведомление о получении письма заказчиком. Также 18.10.2019 г. представитель ООО «ГК «Юрэнерго» дозвонился до заказчика, в ходе телефонного разговора заявителю было сообщено, что данный запрос находится на рассмотрении руководства, а также был сообщен номер входящего письма (Вх. №530 от 18.10.2019г.).

На рассмотрении жалобы представитель ответчика подтвердил осуществление разъяснений положений Документации по телефону, без проведения официальной процедуры.

Запрос о разъяснении положений Документации был подан заявителем жалобы 18.10.2019 г., что соответствует срокам для подачи разъяснений по спорной закупке (не позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 30.10.2019 г.).

Таким образом, в действиях заказчика, выраженных в нарушении порядка осуществления и публикации разъяснений положений Документации, Комиссией Пермского УФАС установлено нарушение ч. 1 статьи 1,  ч. 11 статьи 4 Закона о закупах, а также п. 1.4.6 Положения.

Комиссией Пермского УФАС принято решение о выдаче обязательного для исполнения предписания, предусмотренного пп. а ч. 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ГК юридического и энергетического консалтинга «Юрэнерго»  (ИНН: 7725347764) (вх. № 016622) (далее – заявитель) на действия ООО «СетьЭнергоТранс» (ИНН: 5904216370), при организации и проведении запроса цен на    оказание услуг по сбору и анализу исходной технической и экономической информации. Проведение экспертизы расчетов тарифов на передачу электроэнергии на 2021 год. Формирование тарифного дела. Оформление экспертного заключения (извещение № 31908405403, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка), обоснованной.
  2. Признать в действиях в действиях ООО «СетьЭнергоТранс» нарушение ч. 1 статьи 1, п. 1, 3, 4 ч. 10 статьи 4, ч. 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также п. 1.4.6 Положения о закупке товаров, работ, услуг общества с ограниченной ответственностью «СетьЭнергоТранс».
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание, предусмотренное пп. а ч. 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Зам. Председателя  Комиссии                                                                                           Н.А. Хаснуллин

 

Члены Комиссии                                                                                                                         А.Н. Белова  

                                                                                                                                               

                                                                                                                                                В.С. Вехкалахти

     

Связанные организации

Связанные организации не указаны