Решение (комиссия) №7349/23 Дело № 059/07/3-744/2023 (решение есп 314 на протон) от 21 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ЕСП 314» (вх. № 9824-ЭП/23)

 

«20» июля 2023 г. г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия Пермского УФАС) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>., заместитель руководителя Управления,

Члены комиссии:

<...>., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

<...>., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

посредством видеоконференцсвязи, до объявленного перерыва в присутствии представителей ООО «ЕСП 314» (по доверенности) и АО «Протон-ПМ» (по доверенности),

рассмотрев жалобу жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Энжиниринг солюшенс пи» (ИНН 7706455669, ОГРН 1187746742149) (вх. № 9824-ЭП/23) (далее также – Заявитель, ООО «ЕСП 314») на действия Акционерного общества «Протон-Пермские моторы» (ИНН 5904006044, ОГРН 1025900893622) (далее также – Заказчик, АО «Протон-ПМ»), Закупочной комиссии АО «Протон-ПМ» при организации и проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на поставку обрабатывающих центров (извещение № 2301263000180/32312504284 опубликовано в сети «Интернет» на официальном сайте электронной площадки ООО «АСТ-ГОЗ» https://www.astgoz.ru/) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

04.07.2023 г. в адрес Пермского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Закупочной комиссии при проведении закупки.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (№ 6726/23 от 06.07.2023 г.) (далее – Уведомление), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

Частью 11 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствий с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным ч.10 ст. 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

2. При проведении закупки Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее – Положение), Извещением о проведении закупки (далее – Извещение).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте электронной площадки ООО «АСТ-ГОЗ» - 20.06.2023 г.

Дата начала срока подачи заявок – 20.06.2023 г.

Дата окончания срока подачи заявок – 29.06.2023 г.

Дата подведения итогов закупки – 03.07.2023 г.

В соответствии с протоколом об итогах № 166 от 03.07.2023 г. на участие в закупке поступило 2 заявки, при этом заявка ООО «ЕСП 314» была отклонена за несоответствие требованиям, установленным в Извещении: в составе заявки отсутствуют документы/сведения, установленные в п. 14 Информационной карты, п. 10 Приложения № 3 к Информационной карте: отсутствуют номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, из евразийского реестра промышленных товаров, из реестра промышленной продукции, произведенной на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики

Довод Заявителя сводится к неправомерному отклонению Заказчиком его заявки по вышеуказанному основанию.

По мнению Заявителя, в Извещении не содержится обязательного требования о предложении товара исключительно российского происхождения и запрета на предложение к поставке товара иностранного происхождения.

Комиссия Пермского УФАС России, изучив материалы жалобы, сообщает следующее.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок конкурентными и неконкурентными способами (ч. 3.1, 3.2. ст. 3 Закона о закупках), порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в Документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в Документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Порядок проведения закрытого запроса котировок в электронной форме регулируется р. 15.1 Положения о закупке Заказчика.

Требования к составу заявки на участие в закупке, согласно п. 18 Информационной карты, установлены в приложении № 3 к Информационной карте.

В соответствие с п. 10 Приложения № 3 к Информационной карте участники закупки в составе заявки должны приложить документы и сведения, подтверждающие соответствие продукции требованиям законодательства, а именно: номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции; номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров; номера реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.

Кроме того, в п. 14 Информационной карты указано, что участник закупки обязан в соответствии с Постановлением Правительства № 2013 от 03.12.2020 г. в составе первой части заявки представить:

- в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации (если предусмотрено);

- в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза (если предусмотрено);

- в отношении товаров, произведенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, сведения о продукции из реестра промышленной продукции, произведенной на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.

При этом, в случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра российской промышленной продукции, или евразийского реестра промышленных товаров без указания совокупного количества баллов, или с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным соответствующим нормативным актом, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.

Пунктом 15.8.5 Положения и п. 4.13.9 Извещения установлены основания отклонения заявок участников. Установленные основания отклонения заявок являются исчерпывающими (п. 15.8.6 Положения, п. 4.13.10 Извещения).

Согласно п. 15.8.5 Положения и п. 4.13.9 Извещения Закупочная комиссия Заказчика может отклонить заявку участника в том числе в случае: 1) непредоставления в составе заявки документов и сведений, предусмотренных извещением о проведении закупки; 3) несоответствия предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в Извещении.

В письменных пояснениях Заказчик сообщил, что обжалуемая закупка проводится в целях достижения обязательной минимальной доли закупок товаров российского происхождения, установленной Постановлением № 2013, в связи с чем в п. 14 Информационной карты и в п. 10 Приложения № 3 было установлено требование о наличии товара в соответствующих реестрах и требование о представлении подтверждающих документов и сведений.

Как отмечает Заказчик, заявка Заявителя была отклонена по причине предложения им товара иностранного происхождения (Германия, Тайвань), что не соответствует вышеуказанным требованиям Извещения.

Рассматривая данные обстоятельства отклонения заявки Заявителя, Комиссией установлено следующее.

В силу п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Минимальная доля закупок товаров российского происхождения установлена Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013.

Согласно п. 2 Постановления № 2013 товаром российского происхождения признается товар, включенный в реестр промышленной продукции, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616, в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878, в евразийский реестр промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза.

Разделом 19.18 Положения Заказчика установлены особенности закупок продукции российского происхождения.

Согласно п. 19.18.5 Положения для достижения минимальной доли закупок продукции российского происхождения учитывается продукция, соответствующая требованиям, установленным Законодательством, поставляемая в том числе по результатам конкурентной закупки.

Подтверждением соответствия продукции российского происхождения является предоставление лицом, с которым заключается договор, выписки/декларации из реестров, предусмотренных НПА, принятыми во исполнение требований п. 1 ч. 8 ст.3 Закона о закупках, с указанием номера реестровой записи продукции (п. 19.18.6 Положения).

Таким образом, Положением Заказчика установлены особенности закупок продукции российского происхождения, в том числе в целях достижения минимальной доли закупки товаров российского происхождения.

В рассматриваемом случае в п. 10 Приложения № 3 к Информационной карте обжалуемой закупки с учетом положений п. 14 Информационной карты установлено требование к наличию в составе заявки документов и сведений, а именно: номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции; из евразийского реестра промышленных товаров; из реестра промышленной продукции, произведенной на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.

Вместе с тем, в силу п. 19.18.7 Положения, Заказчик не вправе отстранять участника закупки в случае непредставления им документов, указанных в п. 19.18.6 Положения.

Следовательно, Положением о закупке предусмотрено условия, при котором отсутствие вышеуказанных документов, не может являться основанием для отклонения заявки.

Проанализировав Положение и Извещение, Комиссией установлено, что в р. 19.18 Положения каких-либо ограничений допуска к участию в закупке в отношении заявок участников, которые предлагают к поставке товары иностранного происхождения, не установлено, равно как и в Извещении.

Принимая во внимание п. 19.18.7 Положения и отсутствие в Документации условий о поставке товара исключительно российского происхождения, Комиссией антимонопольного органа установлено, что Заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя по указанному в итоговом протоколе № 166 от 03.07.2023 г. основанию.

Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что право Заказчика устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает его от необходимости соблюдения как действующего законодательства, так и прав, и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях (Решение ФАС России от 23.08.2022 по делу № 223ФЗ-346/22).

Таким образом, Комиссией Пермского УФАС России жалоба ООО «ЕСП 314» признается обоснованной, и в действиях Закупочной комиссии АО «Протон-ПМ» устанавливается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках и п. 19.18.7 Положения.

Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, Комиссия в настоящем случае исходит о необходимости выдачи соответствующего предписания, поскольку выдача предписания обеспечит восстановления прав и законных интересов Заявителя как участника закупки.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Энжиниринг солюшенс пи» (ИНН 7706455669, ОГРН 1187746742149) (вх. № 9824-ЭП/23) на действия Акционерного общества «Протон-Пермские моторы» (ИНН 5904006044, ОГРН 1025900893622), Закупочной комиссии АО «Протон-ПМ» при организации и проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на поставку обрабатывающих центров (извещение № 2301263000180/32312504284 опубликовано в сети «Интернет» на официальном сайте электронной площадки ООО «АСТ-ГОЗ» https://www.astgoz.ru/) обоснованной;

  2. Установить в действиях Закупочной комиссии АО «Протон-ПМ» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и п. 19.18.7 Положения о закупках;

  3. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

<...>

тел.8(342) 235-10-36

 

 

2023-8303

 

 

Связанные организации

ООО "АСТ-ГОЗ"
ИНН 7728312865, ОГРН 1157746844287
АО «Протон-Пермские моторы»
ИНН 5904006044, ОГРН 1025900893622
ООО «ЕСП 314»
ИНН 7706455669, ОГРН 1187746742149