Решение б/н лобу ООО «Главленэксперт» (вх. № 008771) (далее – заявитель)... от 28 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Главленэксперт» (вх. № 008771)

 

«2мая 2020 г.                                                                                                                         г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>., заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

посредством проведения видеоконференцсвязи, в присутствии представителей: ООО «Главленэксперт» - <...>. (предъявлен паспорт <...> ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» - <...>. (по доверенности), <...>. (по доверенности), <...>. (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Главленэксперт» (вх. № 008771) (далее – заявитель) на действия ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (ИНН: 5903003330), Закупочной комиссии ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (далее – организатор торгов) при организации и проведении конкурентного отбора на выполнение работ по комплексному визуальному обследованию состояния основных строительных конструкций и инженерных сетей по объектам Заказчика по адресам: Россия, Пермский край, г, Пермь, ул. Петропавловская, 115 (общежитие); ул. Петропавловская, 117 (общежитие); ул. Петропавловская, 121 (общежитие) (извещение № 32009154313, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт),

 

УСТАНОВИЛА:

 

19.05.2020 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой сводятся к невозможности подать заявку, по причине установления организатором торгов короткого срока приема заявок.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

 2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (далее – Положение) и Документацией о проведении конкурентного отбора на выполнение работ по комплексному визуальному обследованию состояния основных строительных конструкций и инженерных сетей по объектам Заказчика по адресам: Россия, Пермский край, г, Пермь, ул. Петропавловская, 115 (общежитие); ул. Петропавловская, 117 (общежитие); ул. Петропавловская, 121 (общежитие). (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 15.05.2020 г., дата окончания приема заявок – 21.05.2020 г., дата подведения итогов - 29.05.2020 г.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупке, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 раздела 4 Положения, конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов:

1) конкурс;

2) аукцион;

3) запрос котировок;

4) запрос предложений;

5) конкурентный отбор.

Так, разделом 10 Положения предусмотрены условия применения и порядок проведения конкурентного отбора.

Пунктом 1 указанного раздела установлено, что конкурентный отбор – это конкурентный способ закупки,  не являющийся торгами, осуществляемый Заказчиком исключительно  в открытой «бумажной» форме, при котором:

- информация о закупке сообщается Заказчиком путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурентного отбора, документации о закупке, проекта договора, доступных неограниченному кругу лиц;

- описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ;

- победителем конкурентного отбора признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в документации о закупке критериев оценки содержит лучшие (лучшее) условия (условие) исполнения договора.

Пункт 3 раздела 10 Положения предусматривает, что при проведении конкурентного отбора применяются нормы Положения о закупке о проведении открытого конкурса с учетом следующих особенностей:

1) информация о проведении конкурентного отбора, включая извещение о проведении конкурентного отбора, документацию о закупке, проект договора, размещается Заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пять дней до установленной в документации  о проведении конкурентного отбора даты окончания срока подачи заявок  на участие в конкурентном отборе;

2) допускается осуществление оценки и сопоставление заявок  на участие в конкурентном отборе с использованием одного критерия оценки, если это предусмотрено документацией о проведении конкурентного отбора;

3) в случае внесения изменений в извещение о проведении конкурентного отбора, документацию о проведении конкурентного отбора, срок подачи заявок на участие в конкурентном отборе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее пяти дней.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).

Пунктом 1 раздела 8 Информационной карты (раздел 1.3 Документации, далее – Информационная карта) предусмотрен срок подачи заявок «с «15» мая 2020 г. по «21» мая 2020 г. до «10:00» часов (время местное)».

Подача заявок на участие в конкурентном отборе осуществляется в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать ее содержание до вскрытия конверта (пункт 1 раздела 6 Информационной карты).

Статьей 4.1.2 Документации предусмотрено, что прием заявок на участие в конкурентном отборе прекращается после окончания срока подачи заявок на участие в конкурентном отборе, установленного в Информационной карте конкурентного отбора.

При рассмотрении жалобы, представитель Заявителя сообщил, что указанный срок является коротким. В связи, с образованием неблагополучной эпидемиологической ситуации, связанной с угрозой распространения в Российской Федерации инфекций, вызванных коронавирусом COVID-19, подать заявку из другого города нарочно в срок, предусмотренный Документацией, невозможно. Так, 19.05.2020 г. им была отправлена (подана) заявка из города Санкт-Петербург в адрес организатора торгов, последний получил указанный пакет документов лишь 25.05.2020 г.

Во время рассмотрении жалобы, представитель организатора торгов сообщил членам Комиссии Пермского УФАС России, что заявка ООО «Главленэксперт» принятию не подлежит, в связи с тем, что она поступила в адрес организатора торгов за пределами срока приема заявок, установленного в пункте 1 раздела 8 Информационной карты.

Организатор торгов представил Комиссии антимонопольного органа заявки участников, подавших заявки. Помимо заявки ООО «Главленэксперт», были поданы заявки еще двух участников. Юридические адреса указанных участников находятся в городе Пермь.

Из совокупности указанных обстоятельств, члены Комиссии Пермского УФАС, учитывая наличие неблагополучной эпидемиологической ситуации в Российской Федерации, с учетом Указа губернатора Пермского края от 29 марта 2020 г. № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» и Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» усматривают нарушение принципов равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

Нарушение данных принципов выражается в том, что организатором торгов были созданы неравные условия для участия в спорной закупке путем установления короткого срока приема заявок в бумажном виде в условиях существования в субъектах Российской Федерации ограничительных мероприятий в связи неблагополучной эпидемиологической ситуации в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Последствием этого нарушение является наличие преимущественных условий допуска до участия заявок участников, которые находятся и осуществляют свою текущую деятельность в городе Пермь.

Комиссия антимонопольного органа при принятии данного решения учитывает то обстоятельство, что заявка ООО «Главленэксперт» фактически сдана в отделение связи с целью направления ее заказчику 19.05.2020 г., то есть в период, установленный в Извещении для подачи заявок. Заявка получена Заказчиком до даты подведения итогов Конкурентного отбора.

Кроме этого, Положение заказчика не содержит условий о том, что полученные после установленного в документации о проведении конкурентного отбора срока подачи заявок, что такие заявки не рассматриваются и возвращаются участникам закупки. Вместе с тем, согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

При указанных обстоятельствах, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу о признании довода о наличии невозможности подать заявку, по причине установления организатором торгов короткого срока приема заявок, обоснованным и в связи с этим Комиссия антимонопольного органа считает необходимым о выдаче предписания направленного на восстановление нарушенных прав участников спорной закупки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Главленэксперт» (вх. № 008771) на действия ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (ИНН: 5903003330), Закупочной комиссии ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» при организации и проведении конкурентного отбора на выполнение работ по комплексному визуальному обследованию состояния основных строительных конструкций и инженерных сетей по объектам Заказчика по адресам: Россия, Пермский край, г, Пермь, ул. Петропавловская, 115 (общежитие); ул. Петропавловская, 117 (общежитие); ул. Петропавловская, 121 (общежитие) (извещение № 32009154313, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
  2. Установить в действиях Закупочной комиссии МАДОУ «Детский сад № 167» г.Перми факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать Закупочной комиссии МАДОУ «Детский сад № 167» г.Перми обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.

 

Зам. Председателя  Комиссии                                                                                           <...>

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                         <...>

 

 

 

                                                                                                                                                          <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны