Решение б/н обращение Акционерного общества «ОДК-СТАР» (далее – АО «ОДК-... от 13 сентября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
от 13.09.2021 г. № 010996-21
На № __________ от ________________
|
|
АО «ОДК-СТАР»
<...>
ООО «ВТИ - Ялунтехносервис»
<...>
Дело № 059/10/5-909/2021
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о наличии оснований для включения сведений о недобросовестном поставщике в реестр, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
«8» сентября 2021 г. г.Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а так же по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, направляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия Пермского УФАС России), в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,
<...>., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
посредством видеоконференцсвязи, без участия сторон (надлежащим образом уведомлены),
рассмотрев обращение Акционерного общества «ОДК-СТАР» (далее – АО «ОДК-СТАР», заказчик) Объединенная двигателестроительная компания(вх. № 014609) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью «ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫЙ ТВЕРДОСПЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ – ЯЛУНТЕХНОСЕРВИС» (далее – ООО «ВТИ – Ялунтехносервис», участник закупки, победитель закупки) ИНН 3301027844, 601650, Владимирская область, Александровский район, город Александров, улица Ленина, дом 13, корпус 7, кабинет 410) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,
УСТАНОВИЛА:
31.08.2021 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступило обращение Акционерного общества «ОДК-СТАР»Объединенная двигателестроительная компания (вх. № 014609), в котором указано об уклонении от заключения договора участника закупки - ООО «Высокоэффективный твердосплавный инструмент – Ялунтехносервис», признанного победителем закупки в форме запроса котировок в электронной форме, предметом которого являлась «1705-2021-00813 поставка пасты алмазной» (извещение № 32110432153, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка), в связи с чем АО «ОДК» просит включить сведения об ООО «ВТИ – Ялунтехносервис» в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО «ВТИ – Ялунтехносервис» в своих возражениях указало, что просит организацию в реестр недобросовестных поставщиков не включать, поскольку участвовало в вышеуказанной закупки ошибочно; отмечает, что в настоящее состоит в договорных отношениях с заказчиком, предметом которых является поставку в адрес АО «ОДК» иной продукции, производимой и реализуемой участником закупки.
Изучив документы и материалы, предоставленные сторонами на рассмотрение обращения, Комиссии Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Частью 2 статьи 5 Закона о закупках предусмотрено, что сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с п. 1 приказа ФАС России от 18.03.2013 г. №164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Далее – Приказ № 164/13) на Комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых заказчиками в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012г. №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее – уполномоченный орган), сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не представивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (п. 1 Правил).
Таким образом, направлению в антимонопольный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков подлежат сведения о поставщиках, уклонившихся от заключения контракта по результатам закупки, либо о поставщиках, с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением условий договора.
При этом, согласно письма ФАС РФ №ИА/31163/14 от 04.08.2014 г. в ходе заседания Комиссии по рассмотрению обращений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) первоначальному рассмотрению подлежат действия заказчиков в части соблюдения порядка заключения договоров, установленного документацией о закупке.
2. 30.06.2021 г. на сайте единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru было размещено извещение № 32110432153 о проведении закупки в форме запроса котировок в электронной форме, предметом которого являлась «1705-2021-00813 поставка пасты алмазной».
При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение), Извещением об осуществлении закупки по запросу котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку пасты алмазной (далее – Извещение),
Датой окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок является 12.07.2021 На участие в закупке было подано 2 заявки.
Согласно ч. 2 статьи 5 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
По результатам запроса котировок в электронной форме в соответствии с протоколом № 467 от 15.07.20211. на основании приведенной ранжировки заявок признать победителем участника закупки с идентификационным номером 261290, заявка которого заняла первое место в ранжировке с предельной ценой договора: 400 000,00 (четыреста тысяч) рублей 00 копеек с НДС, суммарная стоимость единиц продукции 2 121,52 (две тысячи сто двадцать один) рубль 52 копейки, с НДС.
В соответствии с протоколом № 495 от 22.07.2021 участник закупки с идентификационным номером 261290 признан уклонившимся от заключения договора на основании письма ООО «ВТИ – Ялунтехносервис» (исх. №ЛА-585 от 21.07.2021).
В представленном письме ООО «ВТИ – Ялунтехносервис» отмечает, что организация принимала участие в запросе котировок цен на алмазную пасту из-за невнимательности сотрудника ООО «ВТИ – Ялунтехносервис», в связи с невозможностью поставки предусмотренной условиями договора, заключаемого по результатам определения победителя закупки, участник вынужден отказаться от заключения договора с заказчиком.
В соответствии с п. 4.8 Извещения, 4.8.1 Участник процедуры закупки должен в срок не позднее времени и даты срока окончания подачи заявок предоставить обеспечение заявки в форме и в размере, указанные в п. 20 информационной карты, если такое требование установлено в извещении. Согласно п. 20 информационной карты, обеспечение заявки: форма, размер: не требуется.
В соответствии с п. 4.21.1 информационной карты, в случае, если это указано в п. 34 информационной карты, участник закупки, с которым заключается договор, должен предоставить обеспечение исполнения договора. Согласно п. 34 информационной карты, обеспечение исполнения договора: не требуется.
Письмо ООО «ВТИ – Ялунтехносервис» (исх. №ЛА-585 от 21.07.2021), представленное в материалы дела как заказчиком, так и участником закупки подтверждают факт уклонения ООО «ВТИ – Ялунтехносервис.
В соответствии с ч. 2 п. 4.20.20 Извещения, при уклонении лица, с которым заключается договор, от его подписания, заказчик, организатор закупки обязан: направить обращение о включении сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом 223-ФЗ.
Согласно ч. 1 п. 4.20.21 Извещения, в случае уклонения победителя процедуры закупки от заключения договора заказчик вправе заключить договор с участником закупки, заявке которого присвоено второе место в ранжировке, на условиях, не хуже предложенных таким участником закупки в заявке.
В соответствии с протоколом № 495 от 22.07.2021, решено заключить договор на поставку алмазной пасты с участником закупки с идентификационным номером 261523, заявка которого заняла второе место в ранжировке заявок.
Частью 2 статьи 5 Закона о закупках предусмотрено, что сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков может являться только такое уклонение от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение хозяйствующего субъекта, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с ним, как лицом, признанным победителем закупки и этими действиями (бездействием) нарушающим права заказчика относительно условий и срока исполнения договора.
Исходя из положений Закона о закупках и Правил, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о закупках, следовательно, является механизмом защиты заказчиков, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации ("Обзор судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2017)).
Оценивая в рассматриваемом случае действия ООО «ВТИ – Ялунтехносервис» как добросовестные или недобросовестные, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что положения Извещения, в том числе, все необходимые сведения о предмете закупки, порядке определения победителя запроса котировок в электронной форма на поставку алмазной пасты, сведения о последствиях уклонения победителя закупки от заключения договора, были размещены заказчиком в ЕИС.
Так, извещение № 32110432153 размещено на официальном сайте 30.06.2021 г. Документы извещения, в частности, Раздел 8 «Проект договор», Раздел 9 «Техническое задание», Извещение об осуществлении закупки по запросу котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку пасты алмазной, размещены на официальном сайте 30.06.2021 в 09:03 (МСК+2), т.е. при объявлении процедуры закупки. Заинтересованные лица, в том числе ООО «ВТИ-Ялунтехносервис», принимая решение об участии в запросе котировок в электронной форме и о заключении договора по его результатам, должны были ознакомиться с требованиями Документации и соотнести собственные возможности с установленными Заказчиком требованиями.
ООО «ВТИ-Ялунтехносервис», действуя разумно и добросовестно, должно было учитывать, что в случае признания победителем запроса котировок в электронной форме уклонение от заключения договора недопустимо и характеризует поведение участника закупки как недобросовестное.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных подрядных организаций является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущее применение к нему неблагоприятных последствий.
Меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе и штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о признании участника аукциона уклонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Термин «уклонение от заключения договора» предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения невыполнение условий договора, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя.
Основанием для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций является только такое уклонение от заключения договора или от исполнения условий договора, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Положения, нарушающих права заказчика. Внесение в реестр недобросовестных подрядных организаций ставится в зависимость от их добросовестного или недобросовестного поведения.
Нарушение участником своих обязательств в отсутствии доказательств, опровергающих намерение уклониться от заключения договора, а также принятию мер для его заключения является основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу, что ООО «ВТИ-Ялунтехносервис» уклонилось от заключения договора, факт уклонения подтверждает.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Комиссия Пермского УФАС России, рассмотрев материалы дела, в отсутствие доказательств, свидетельствующих об уважительности причин уклонения победителя закупки от заключения договора, приняла решение направить в ФАС России сведения в отношении ООО «ВТИ-Ялунтехносервис» (ИНН 3301027844, 601650, Владимирская область, Александровский район, город Александров, улица Ленина, дом 13, корпус 7, кабинет 410) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков.
В связи с чем, руководствуясь требованиями Приказа ФАС России от 18.03.2014 г. № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия,
ЗАКЛЮЧИЛА:
По результатам рассмотрения обращения АО «ОДК-СТАР» (вх. № 014609):
- направить в ФАС России сведения в отношении ООО «ВТИ - Ялунтехносервис» (ИНН 3301027844, 601650, Владимирская область, Александровский район, город Александров, улица Ленина, дом 13, корпус 7, кабинет 410) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральный законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Заместитель Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Заключение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<...>,
(342) 235-10-36