Решение б/н жалоба ООО «УМВ» (ИНН: 5905291041) (вх. № 001290) на действи... от 8 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

ООО «УМВ»

614990, Пермский край, г. Пермь, ул. Рязанская, д. 120

umvent@mail.ru

sunceva_polik@mail.ru

 

АО «Международный аэропорт «Пермь»

614514, Пермский край, п. Сокол, аэропорт «Большое Савино», корп. 12

i.soboleva@ovbport.ru

gen-dir@aviaperm.ru

 

Закупочная комиссия АО «Международный аэропорт «Пермь»

614514, Пермский край, п. Сокол, аэропорт «Большое Савино», корп. 12

i.soboleva@ovbport.ru

gen-dir@aviaperm.ru

 

Электронная торговая площадка

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

ko@sberbank-ast.ru

 

Дело № 059/07/3-52/2022

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «УМВ» (вх. № 001290)       

 

«03» февраля 2022 г.                                                                                                                     г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:     

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя ООО «УМВ» – <...> (по доверенности), представителя АО «Международный аэропорт «Пермь» – <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «УМВ» (ИНН: 5905291041) (далее – Заявитель) (вх. № 001290) на действия АО «Международный аэропорт «Пермь» (ИНН: 5948043928) (далее – Заказчик, Организатор торгов), Закупочной комиссии АО «Международный аэропорт «Пермь» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем вентиляции, кондиционирования, холодоснабжения, пожарной вентиляции, тепловых завес, смонтированных в нежилом здании Аэровокзальный комплекс Заказчика, с кадастровым номером 59:32:3980008:3675 (извещение № 32110832883, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

31.01.2022 г. в адрес Управления поступила жалоба Заявителя, доводы которой сводятся к обжалованию положений закупочной документации.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 000920-22 от 01.02.2022 г.) (далее – Уведомление), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

Заявителем и Заказчиком в адрес Пермского УФАС России были направлены ходатайства о рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи (вх. № 001421, вх. № 001442), в связи с чем Комиссия Пермского УФАС России считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствий с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 "О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки").

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частями 1-2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке.

2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Решением Совета Директоров АО «Международный аэропорт «Пермь», Протокол от 25.06.2021г. №05 /21 (далее – Положение), Извещением о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – Извещение), Закупочной документацией о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 08-256-21 на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем вентиляции, кондиционирования, холодоснабжения, пожарной вентиляции, тепловых завес, смонтированных в нежилом здании Аэровокзальный комплекс Заказчика, с кадастровым номером 59:32:3980008:3675 (далее – Документация).

В соответствии с Извещением, Протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 18.11.2021 г.;

Место проведения закупки – электронная торговая площадка ЗАО «Сбербанк-АСТ» (http://www.sberbank-ast.ru);

Дата начала срока подачи заявок – 18.11.2021 г.;

Дата окончания срока подачи заявок – 09.12.2021 г.;

Дата рассмотрения первых частей заявок – 13.12.2021 г.;

Дата рассмотрения вторых частей заявок – 15.12.2021 г.;

Дата подведения итогов закупки – 15.12.2021 г.;

На участие в закупке подано первых частей заявок – 2 заявки (заявок отклонено – 0);

Рассмотрено вторых частей заявок – 2 заявки (заявок отклонено – 0);

В соответствии с Протоколом подведения итогов запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 08-256-21/3 от 15.12.2022 г. сведениями, размещенными на сайте электронной торговой площадки, победителем закупки признано ООО «УМВ» (ИНН: 5905291041), являющееся заявителем рассматриваемой жалобы.

Согласно Протоколу уклонения от заключения договора по результатам запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 08-256-21/4 от 11.01.2022 г. Заявитель признан уклонившимся от заключения договора.

Заявитель, не согласившись с положениями Извещения и Документации, обратился в антимонопольный орган с настоящей жалобой. Из жалобы Заявителя, а также пояснений, представленных на заседании Комиссии Пермского УФАС России следует, что Заказчиком, по мнению Заявителя, допущены следующие нарушения при формировании положений Извещения и Документации:

1) Заказчиком неверно квалифицирован договор, заключаемый по итогам закупки – указанный договор является договором подряда, а не договором оказания услуг. В качестве одного из последствий неправильной квалификации договора выступает неверное определение цены данного договора, невозможность рассчитать издержки, которые будет нести контрагент;

2) Документация не содержит указания на высоту потолков здания, в котором будут проводиться работы (оказываться услуги), а также не содержит требований, предъявляемым к участникам, позволяющим определить характер указанных работ (услуг).

Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя (вх. № 001443). Просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС сообщает следующее:

Частью 11 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

При этом стоит учитывать, что подавая заявку на участие в закупке, лицо в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с условиями закупочной документации и в условиях конкуренции действует как хозяйствующий субъект, осознающий все риски, сопутствующие экономической деятельности (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2019 № Ф05-7284/2019 по делу № А40-124919/18).

В связи с изложенным, обжалование положений закупочной документации допускается исключительно до окончания срока подачи заявок, поскольку такой подход, во-первых, обеспечивает равенство всех участников закупки в правах на обжалование положений закупочной документации, а во-вторых, предотвращает злоупотребление правом со стороны недобросовестных участников закупки, которые, ознакомившись с условиями закупки и документации, выразили согласие с ними путем подачи заявки, что является конклюдентными действиями, а затем, после истечения срока подачи заявок обратились антимонопольный орган с жалобой на данные условия.

В свою очередь, обжалование положений документации после окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру (Аналогичные выводы изложены в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 27.05.2019 по делу № А40-45841/19-79-358, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2021 № 06АП-1126/2021).

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) и злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, как усматривается из обстоятельств дела, на наличие предполагаемых нарушений в закупочной документации Заявитель указал даже не после дня окончания подачи заявок, а после подведения итогов проводимой процедуры, в соответствии с которыми Заявитель был признан победителем оспариваемой закупки. Таким образом, действия Заявителя, в первую очередь, не направлены на восстановление своих прав и законных интересов как участника, а представляют собой попытку оправдать свои действия (бездействие) при отказе от заключения договора по ее результатам при отсутствии для того правовых оснований на данной стадии.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Жалобу ООО «УМВ» (ИНН: 5905291041) (вх. № 001290) на действия АО «Международный аэропорт «Пермь» (ИНН: 5948043928), Закупочной комиссии АО «Международный аэропорт «Пермь» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем вентиляции, кондиционирования, холодоснабжения, пожарной вентиляции, тепловых завес, смонтированных в нежилом здании Аэровокзальный комплекс Заказчика, с кадастровым номером 59:32:3980008:3675 (извещение № 32110832883, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) оставить без рассмотрения.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                   <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                       <...>

 

 

                                                                                                                                       <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<...> (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны