Заключение №09044-19 Заключение об обстоятельствах дела от 16 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

_____________ № _____________

 

На № _____________ от _____________

Министерство здравоохранения Пермского края

614006, Пермский край, г. Пермь, ул. Ленина, 51

e-mail: info@minzdrav.permkrai.ru

Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края

614000, Пермский край, г.Пермь, ул. Петропавловская, 56.

e-mail: info@mrks.permkrai.ru

Прокуратура Пермского края

614990, г. Пермь, ул. Луначарского, 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 059/01/17-372/2019

 

« 13 » июня 2019 года г. Пермь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Белова А.Н., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Костюк А.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/17-372/2019, возбужденное по признакам нарушения Министерством здравоохранения Пермского края и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение Прокуратуры Пермского края (вх. № 000923 от 28.01.2019г.) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Министерства здравоохранения Пермского края (далее также – Минздрав), а также Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее также – Министерство по регулированию контрактной системы) при проведении открытых конкурсов на Оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемых населению Пермского края, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой (приемка, хранение, доставка до пунктов отпуска и осуществление отпуска лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания) (извещение 0156200009917000305 от 04.08.2017), на Оказание комплекса складских услуг по приемке, хранению, доставке лекарственных препаратов, медицинских изделий (извещение 0156200009917000428 от 29.09.2017), на Оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», и не отказавшихся от получения социальной услуги (приемка, хранение, доставка до пунктов отпуска и осуществление отпуска лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания) (извещение № 0156200009918000002 от 21.02.2018) (№ 7/1-77-2019 от 24.01.2019). В конкурсных документациях по указанным выше закупкам были неправомерно включены требования о наличии у претендентов лицензии, включающей в себя вид деятельности: оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения.

По итогам рассмотрения материалов, в действиях Минздрава и Министерства по регулированию контрактной системы были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства при проведении указанных открытых конкурсов. На основании приказа от 08.05.2019 № 145-п и определения № 05720-19 от 14.05.2019, Пермским УФАС России в отношении Минздрава и Министерства по регулированию контрактной системы возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/17-372/2019 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

От Министерства по регулированию контрактной системы письменных возражений по обстоятельствам возбужденного дела не представлено. Представителей для участия в рассмотрении дела не направлено.

От представителя Минздрава на заседании Комиссии антимонопольного органа 13 июня 2019 года представлены устные возражения по обстоятельствам возбужденного дела, согласно которым Минздравом не нарушены нормы антимонопольного законодательства при организации и проведении рассматриваемых закупок.

В ходе рассмотрения данного дела, с учетом представленных сторонами дела документов, Комиссией антимонопольного органа установлены следующие обстоятельства.

29.09.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) уполномоченным органом – Министерством по регулированию контрактной системы, было размещено извещение № 0156200009917000428 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта оказание комплекса складских услуг по приемке, хранению, доставке лекарственных препаратов, медицинских изделий. Конкурсная документация утверждена Заместителем министра, начальником управления организации закупок Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Н.А. Окунцевой и согласована Заместителем министра здравоохранения Пермского края А.А. Казаченко. Заказчиком по закупке выступает Министерство здравоохранения Пермского края, начальная (максимальная) цена контракта 115 754 204,87 рублей.

Согласно протоколу № 4.1-230/2 от 09.11.2017, на участие в открытом конкурсе поступила единственная заявка – ОАО «ПЕРМФАРМАЦИЯ», которая была признана соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о контрактной системе) и конкурсной документации; конкурсной комиссией предложено заказчику (Минздраву) заключить договор с указанным обществом.

По результатам открытого конкурса заключен государственный контракт № 0156200009917000428 от 27.11.2017г. с ОАО «ПЕРМФАРМАЦИЯ»

В конкурсной документации, в качестве требований к составу заявки на участие в открытом конкурсе, установлено, в том числе, требование о представлении в составе заявки (подп. 2.1.1 п. 2 раздела 7 информационной карты конкурсной документации (глава 2)): В соответствии с требованиями п.47 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

- копия действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, выданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», включающая в себя следующие виды работ:

В сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения:

- оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения;

- хранение лекарственных средств для медицинского применения;

- перевозка лекарственных средств для медицинского применения.

Между тем, согласно п. 1.1. проекта государственного контракта (глава 6 конкурсной документации), Предприятие оказывает комплекс складских услуг по приемке, хранению, доставке лекарственных препаратов, медицинских изделий (далее – Товар) Грузополучателям, закупаемых Заказчиком за счет средств бюджета Пермского края (централизованные мероприятия) в рамках территориальной программы Государственных гарантий и получаемых за счет Федерального бюджета, а также предоставление отчетности (далее – оказание услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1).

Грузополучатели – медицинские организации Пермского края, указанные в разнарядках, являющихся неотъемлемой частью государственных контрактов, заключенных Заказчиком, в том числе Министерством здравоохранения Российской Федерации с Поставщиками на поставку Товара (п. 1.3 проекта государственного контракта).

Техническое задание установлено в главе 5 конкурсной документации, с котором установлены следующие функции, которые должен выполнять исполнитель по государственному контракту (согласно таблице):

№ п/п

Функции Предприятия

Срок (период) выполнения функций

Примечание

1

Организация приемки Товара на условиях и в порядке, указанных в государственных контрактах

С 1 января 2018 года, в течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг, в течение трех рабочих дней со дня поставки Товара.

Приемка товара осуществляется, в том числе по номенклатуре, количеству, качеству, сроку годности, по ценам в соответствии с государственными контрактами с Поставщиками на поставку Товара.

Порядок приемки Товара изложен в государственном контракте.

2

Организация приемки Предприятием Товара, который не был отгружен Грузополучателям

с 1 до 20 января 2018 года.

Приемка товара осуществляется, в том числе по количеству, качеству, стоимости, сроку годности по Акту собственными средствами и силами на складе ОАО «Пермфармация» по адресу г. Пермь, ул. Лодыгина, 57

3

Хранение товара

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг.

Предприятие обеспечивает хранение Товара в объеме: 2 500 м3 в складских помещениях и 500 м3 в холодильных установках, холодильном оборудовании. Хранение товара осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Хранение медицинских иммунобиологических препаратов и лекарственных средств, требующих определенного температурного режима осуществляется с соблюдением требований «холодовой цепи».

4

Доставка товара до Грузополучателей

После принятия Товара на ответственное хранение в течение 30 дней с момента получения разнарядки.

Предприятие организовывает доставку Товара до Грузополучателей (за исключением МИБП). Получение и транспортировка МИБП грузополучателями осуществляется самостоятельно со склада предприятия с соблюдением требований «холодовой цепи» в количестве равной месячной потребности. Предприятие обязуется отпускать МИБП грузополучателю только в термоконтейнеры и сумки-холодильники.

5

Обеспечение качества и безопасности Товара в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг.

Предприятие обязуется не допускать оборот фальсифицированных и забракованных Товаров.

Предприятие обязуется не допускать истечения сроков годности Товара.

6

Проведение инвентаризации Товара

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг (не реже 1 раза в год).

Предприятие обязуется проводить инвентаризацию товара и в течение месяца со дня её проведения передать материалы по итогам инвентаризации в письменном виде Заказчику.

7

Предоставление Заказчику документов о получении Товара Предприятием

Не позднее 4 (четырёх) дней от даты получения полного пакета сопроводительных документов от поставщика.

Предприятие направляет Заказчику реестр с приложением документов (счетов (счетов-фактур), товарных накладных, актов приема-передачи) на поставку Товара по установленной форме.

8

Предоставление Заказчику отчетности об отгрузке Товара Грузополучателям

Ежемесячно, в течение 5 (пяти) рабочих дней месяца, следующего за отчетным.

Предприятие обязуется предоставлять отчет с приложением ведомости отгрузки и товарных накладных с отметкой о приемке Товара Грузополучателями, а также дополнительного ежемесячного отчета об обороте МИБП, поступивших по федеральному бюджету, краевому бюджету. За декабрь текущего года отчеты предоставить не позднее 25 декабря текущего года.

9

Предоставление информации отчетности за оказание услуг

Ежемесячно, до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за отчетным

Предприятие оформляет и представляет Заказчику документы, подтверждающие оказание услуг:

- отчет о выполнении разнарядки с приложением товарных накладных в разрезе получателей;

- акт оказанных услуг;

- счет-фактуру.

10

Предоставление информации Заказчику

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг:

1. 1 раз в месяц до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным

Предприятие обязуется предоставлять Заказчику информацию:

1.о сроках годности Товара менее 3 месяцев, 6 месяцев, 9 месяцев по номенклатуре, количеству и в суммовом выражении на складе Предприятия

2. по требованию Заказчика в согласованные сроки

3. по запросу Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней

2.иную статистическую информацию о поступлении, движении, расходовании и остатках товара на складе Предприятия.

3.иную информацию в рамках контракта

11

Проведение проверки полученных документов от Поставщиков на поставку Товара

В течение всего срока исполнения контракта.

В соответствии с п. 3.3. государственного контракта: «Предприятие проверяет полученные документы от Поставщика на поставку товара на правильность их оформления по следующим критериям:

- наличие пакета сопроводительных документов (товарная накладная на поставку товара – 3 экз., счет-фактура – 2 экз., протокол согласования цен – 2 экз., документы, подтверждающие качество товара – 1 экз.)

- оформление пакета сопроводительных документов,

- тождественность условиям контракта на поставку».

12

Хранение документов

Срок хранения в соответствии с действующим законодательством.

Предприятие обязуется обеспечить хранение документов в бумажном и электронном виде.

21.02.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) уполномоченным органом – Министерством по регулированию контрактной системы, было размещено извещение № 0156200009918000002 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», и не отказавшихся от получения социальной услуги (приемка, хранение, доставка до пунктов отпуска и осуществление отпуска лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания). Конкурсная документация утверждена Заместителем министра, начальником управления организации закупок Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Н.А. Окунцевой и согласована Заместителем министра здравоохранения Пермского края Я.В. Калиной. Заказчиком по закупке выступает Министерство здравоохранения Пермского края, начальная (максимальная) цена контракта 146 000 000,00 рублей.

Согласно протоколу № 4.1-49/2 от 19.03.2018, на участие в открытом конкурсе поступила единственная заявка – ОАО «ПЕРМФАРМАЦИЯ», которая была признана соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о контрактной системе) и конкурсной документации; конкурсной комиссией предложено заказчику (Минздраву) заключить договор с указанным обществом.

По результатам открытого конкурса заключен государственный контракт № 015620000991800002 от 30.03.2018г. с ОАО «ПЕРМФАРМАЦИЯ»

В конкурсной документации, в качестве требований к составу заявки на участие в открытом конкурсе, установлено, в том числе, требование о представлении в составе заявки (подп. 2.1.1 п. 2 раздела 7 информационной карты конкурсной документации (глава 2)): В соответствии с требованиями п.47 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

- копия действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, выданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», включающая в себя следующие виды работ:

В сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения:

- оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения;

- хранение лекарственных средств для медицинского применения;

- перевозка лекарственных средств для медицинского применения.

Между тем, согласно п. 1.1. проекта государственного контракта (глава 6 конкурсной документации), 1.1. Предприятие оказывает услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания (далее – Товар) граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ«О государственной социальной помощи», и не отказавшихся от получения социальной услуги(далее – льготополучатели), (приемка, хранение, доставка до пунктов отпуска и осуществление отпуска лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания) Товара льготополучателям, а также предоставление отчетности в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1).

Заказчик производит оплату Предприятию за оказанные услуги по обеспечению Товаром льготополучателей, включающие приемку, хранение, доставку в пункты отпуска и организацию отпуска Товара в целях обеспечения льготополучателей, а также предоставление отчетности (далее – оказание услуг). Пункты отпуска – аптечные организации, участвующие в обеспечении льготополучателей Товаром, включенные в перечень пунктов отпуска утвержденный приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 30 декабря 2011 г. N СЭД-34-01-06-508 "Об утверждении Перечня пунктов отпуска (аптек)" (в последней редакции) (п. 1.2, 1.3 проекта государственного контракта).

Техническое задание установлено в главе 5 конкурсной документации, с котором установлены следующие функции, которые должен выполнять исполнитель по государственному контракту (согласно таблице):

№ п/п

Функции Предприятия

Срок (период) выполнения функций

Примечание

1

Организация приемки Товара на условиях и в порядке, указанных в государственных контрактах, заключенных Заказчиком с Поставщиками на поставку Товара (далее – контракт на поставку)

С 1 апреля 2018 года, в течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг, в течение трех рабочих дней со дня поставки Товара.

Приемка товара осуществляется, в том числе по номенклатуре, количеству, качеству, сроку годности, по ценам в соответствии с контрактами на поставку, получаемыми от Заказчика.

Порядок приемки товара изложен в контракте на оказание услуг.

2

Организация приемки Предприятием Товара, который не был отпущен льготополучателям

с 1 до 20 апреля 2018 года.

Приемка товара осуществляется, в том числе по количеству, качеству, стоимости, сроку годности Предприятием по Акту собственными средствами и силами со склада ОАО «Пермфармация» по адресу г. Пермь, ул. Лодыгина, 57, по письменному поручению Заказчика.

3

Хранение Товара

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг

Предприятие обеспечивает хранение Товара в объеме: 2 500 м3 в складских помещениях и 500 м3 в холодильных установках, холодильном оборудовании. Хранение товара осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

4

Заключение договоров с Пунктами отпуска*

В течение 10 (десяти) календарных дней после подписания контракта на оказание услуг.

Перечень Пунктов отпуска утверждается приказом Заказчика и передается Предприятию при заключении контракта.

5

Доставка Товара до Пунктов отпуска

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг.

Предприятие обеспечивает доставку Товара в течение 10 (десяти) календарных дней с момента получения заявки от Пунктов отпуска при условии наличия Товара на складе, при необходимости осуществляется срочная доставка товара.

6

Организация обеспечения Товаром льготополучателей в Пунктах отпуска

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг.

Организация обеспечения осуществляется гражданам бесплатно при предъявлении рецепта врача (фельдшера), выписанного по установленной форме в медицинских организациях врачом (фельдшером), имеющим право выписки льготных рецептов, в сроки и порядке, установленные действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7

Обеспечение электронного документооборота между Заказчиком, Предприятием и Пунктами отпуска

Установка Заказчику и в Пункты отпуска программного обеспечения, обеспечивающего электронный документооборот, производится в течение 10 (десяти) календарных дней с момента подписания контракта на оказание услуг.

1) Программное обеспечение соответствует требованиям, указанным в пункте 3 настоящего технического задания на оказание услуг и иных предложениях об условиях исполнения контракта.

2) Программное обеспечение, обеспечивающее электронный документооборот и устанавливаемое Заказчику, принимается Заказчиком в течение одного рабочего дня. При наличии замечаний со стороны Заказчика, оформляется акт и направляется Предприятию. При наличии замечаний программное обеспечение, обеспечивающее электронный документооборот, будет доработано Предприятием в течение 3 (трех) календарных дней со дня получения акта.

8

Предоставление Заказчику отчетности за оказание услуг

Ежемесячно, до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за отчетным.

Предприятие оформляет и представляет Заказчику документы, подтверждающие оказание услуг:

- реестр рецептов;

- акт оказанных услуг;

- счет-фактуру;

-расчет вознаграждения предприятия за реализованный товар.

9

Предоставление Заказчику документов о получении Товара Предприятием

Не позднее 4 (четырёх) дней от даты получения товарных накладных от поставщика.

Предприятие направляет Заказчику реестр с приложением документов (счетов, счетов-фактур), товарных накладных, актов приема-передачи) на поставку Товара по установленной форме.

10

Направление Заказчику отчета о поступлении Товара

Ежемесячно, до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным.

Предприятие формирует отчет о поступлении Товара на склад Предприятия по установленной форме и передает его Заказчику.

11

Обеспечение качества и безопасности отпускаемого Товара в соответствии с действующим законодательством РФ

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг.

Предприятие не допускает отпуск фальсифицированных и забракованных Товаров. Предприятие не допускает истечения сроков годности Товара.

12

Проведение инвентаризации Товара

Не позднее, чем за 30 календарных дней до окончания срока оказания услуг.

Предприятие проводит инвентаризацию товара и в течение 15 календарных дней со дня её проведения передает материалы по итогам инвентаризации в письменном виде Заказчику.

13

Предоставление информации Заказчику

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг

1. 1 раз в месяц до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным

Предприятие предоставляет Заказчику информацию:

1.о сроках годности Товара менее 9 месяцев по номенклатуре, количеству и в суммовом выражении в Пунктах отпуска и на складе Предприятия.

2. по требованию Заказчика в согласованные сроки

2.иную статистическую информацию о поступлении, движении, расходовании и остатках товара на складе Предприятия

14

Получение отчетных данных от Пунктов отпуска по факту отпуска Товара

Ежемесячно, до 5 (пятого) числа месяца, следующего за отчетным.

 

15

Проведение проверки полученных документов от Поставщиков на поставку Товара

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг.

Проверка документов проводится в соответствии с п.3.6. государственного контракта

16

Организация работы справочной службы

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг.

Предприятие обеспечивает предоставление льготополучателям справочной информации о наличии Товара в Пунктах отпуска путем организации круглосуточной телефонной справочной службы.

17

Хранение документов

Срок хранения в соответствии с действующим законодательством.

Предприятие организует хранение документов в бумажном и электронном виде

04.08.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) уполномоченным органом – Министерством по регулированию контрактной системы, было размещено извещение № 0156200009917000305 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемых населению Пермского края, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой (приемка, хранение, доставка до пунктов отпуска и осуществление отпуска лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания). Конкурсная документация утверждена Заместителем министра, начальником управления организации закупок Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Н.А. Окунцевой и согласована Заместителем министра здравоохранения Пермского края А.А. Казаченко. Заказчиком по закупке выступает Министерство здравоохранения Пермского края, начальная (максимальная) цена контракта 263 036 737,64 рублей.

Согласно протоколу № 4.1-182/2 от 01.09.2017, на участие в открытом конкурсе поступила единственная заявка – ОАО «ПЕРМФАРМАЦИЯ», которая была признана соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о контрактной системе) и конкурсной документации; конкурсной комиссией предложено заказчику (Минздраву) заключить договор с указанным обществом.

По результатам открытого конкурса заключен государственный контракт № 0156200009917000305 от 15.09.2017г. с ОАО «ПЕРМФАРМАЦИЯ»

В конкурсной документации, в качестве требований к составу заявки на участие в открытом конкурсе, установлено, в том числе, требование о представлении в составе заявки (подп. 2.1.1 п. 2 раздела 7 информационной карты конкурсной документации (глава 2)): В соответствии с требованиями п.47 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

- копия действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, выданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», включающая в себя следующие виды работ:

В сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения:

- оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения;

- хранение лекарственных средств для медицинского применения;

- перевозка лекарственных средств для медицинского применения.

Между тем, согласно п. 1.1. проекта государственного контракта (глава 6 конкурсной документации), Предприятие оказывает услуги в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1) по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания (далее – Товар), отпускаемых населению Пермского края, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50 % скидкой (далее – льготополучатели), включающую приемку, хранение, доставку в пункты отпуска и организацию отпуска Товара льготополучателям, а именно:

• лиц, проработавших в тылу в период Великой отечественной войны 1941-1945 гг.,

• реабилитированных лиц,

• лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий,

• по постановлению Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» № 890 от 30 июля 1994 г.,

а также предоставление отчетности.

Заказчик производит оплату Предприятию за оказанную услугу по организации обеспечения Товаром льготополучателей, включающую приемку, хранение, доставку в пункты отпуска и организацию отпуска Товара в целях обеспечения льготополучателей, а также предоставление отчетности (далее – оказание услуг).

Пункты отпуска – аптечные организации, участвующие в обеспечении льготополучателей Товаром, включенные в перечень пунктов отпуска, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 30 декабря 2011 г. N СЭД-34-01-06-508 "Об утверждении Перечня пунктов отпуска (аптек)" (п. 1.2, 1.3 проекта государственного контракта).

Техническое задание установлено в главе 5 конкурсной документации, с котором установлены следующие функции, которые должен выполнять исполнитель по государственному контракту (согласно таблице):

№ п/п

Функции Предприятия

Срок (период) выполнения функций

Примечание

1

Организация приемки Товара на условиях и в порядке, указанных в государственных контрактах, заключенных Заказчиком с Поставщиками на поставку Товара (далее – контракт на поставку)

С 1 октября 2017 года, в течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг, в течение трех рабочих дней со дня поставки Товара

Приемка товара осуществляется, в том числе по номенклатуре, количеству, качеству, сроку годности, по ценам в соответствии с контрактами на поставку, получаемыми от Заказчика.

Порядок приемки товара изложен в контракте на оказание услуг.

2

Организация приемки Предприятием Товара, который не был отпущен льготополучателям

с 1 до 15 октября 2017 года

Приемка товара осуществляется, в том числе по количеству, качеству, стоимости, сроку годности Предприятием по Акту собственными средствами и силами со склада ОАО «Пермфармация» по адресу г. Пермь, ул. Лодыгина, 57, по письменному поручению Заказчика.

3

Хранение Товара

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг

Предприятие обеспечивает хранение Товара в объеме: 2 500 м3 в складских помещениях и 500 м3 в холодильных установках, холодильном оборудовании. Хранение товара осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

4

Заключение договоров с Пунктами отпуска*

В течение 10 (десяти) календарных дней после подписания контракта на оказание услуг

Перечень Пунктов отпуска утверждается приказом Заказчика и передается Предприятию при заключении контракта.

5

Доставка Товара до Пунктов отпуска

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг

Предприятие обеспечивает доставку Товара в течение 10 (десяти) календарных дней с момента получения заявки от Пунктов отпуска при условии наличия Товара на складе, при необходимости осуществляется срочная доставка товара.

6

Организация обеспечения Товаром льготополучателей в Пунктах отпуска

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг

Организация обеспечения осуществляется гражданам бесплатно при предъявлении рецепта врача (фельдшера), выписанного по установленной форме в медицинских организациях врачом (фельдшером), имеющим право выписки льготных рецептов, в сроки и порядке, установленные действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7

Обеспечение электронного документооборота между Заказчиком, Предприятием и Пунктами отпуска

Установка Заказчику и в Пункты отпуска программного обеспечения, обеспечивающего электронный документооборот, производится в течение 10 (десяти) календарных дней с момента подписания контракта на оказание услуг

1) Программное обеспечение соответствует требованиям, указанным в пункте 3 настоящего технического задания на оказание услуг и иных предложениях об условиях исполнения контракта.

2) Программное обеспечение, обеспечивающее электронный документооборот и устанавливаемое Заказчику, принимается Заказчиком в течение одного рабочего дня. При наличии замечаний со стороны Заказчика, оформляется акт и направляется Предприятию. При наличии замечаний программное обеспечение, обеспечивающее электронный документооборот, будет доработано Предприятием в течение 3 (трех) календарных дней со дня получения акта.

8

Предоставление Заказчику отчетности за оказание услуг

Ежемесячно, до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за отчетным

Предприятие оформляет и представляет Заказчику документы, подтверждающие оказание услуг:

- реестр рецептов;

- акт оказанных услуг;

- счет-фактуру;

- сводную отчетность по факту отпуска товара льготополучателю по установленной форме;

-расчет вознаграждения предприятия за реализованный товар;

-информацию о количестве больных по категориям льгот за месяц.

9

Предоставление Заказчику документов о получении Товара Предприятием

Не позднее 4 (четырёх) дней от даты получения товарных накладных от поставщика

Предприятие направляет Заказчику реестр с приложением документов (счетов, счетов-фактур), товарных накладных, актов приема-передачи) на поставку Товара по установленной форме.

10

Направление Заказчику отчета о поступлении Товара

Ежемесячно, до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным

Предприятие формирует отчет о поступлении Товара на склад Предприятия по установленной форме и передает его Заказчику.

11

Обеспечение качества и безопасности отпускаемого Товара в соответствии с действующим законодательством РФ

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг

Предприятие не допускает отпуск фальсифицированных и забракованных Товаров. Предприятие не допускает истечения сроков годности Товара.

12

Проведение инвентаризации Товара

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг (не реже 1 раза в год)

Предприятие проводит инвентаризацию товара и в течение месяца со дня её проведения передает материалы по итогам инвентаризации в письменном виде Заказчику.

13

Предоставление информации Заказчику

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг

1. 1 раз в месяц до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным

Предприятие предоставляет Заказчику информацию:

  1. о сроках годности Товара менее 3 месяцев, 6 месяцев, 9 месяцев по номенклатуре, количеству и в суммовом выражении в пунктах отпуска и на складе Предприятия;

2. по требованию Заказчика в согласованные сроки

  1. иную статистическую информацию о поступлении, движении, расходовании и остатках товара на складе Предприятия

14

Получение отчетных данных от Пунктов отпуска по факту отпуска Товара

Ежемесячно, до 5 (пятого) числа месяца, следующего за отчетным

 

15

Проведение проверки полученных документов от Поставщиков на поставку Товара

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг.

Проверка документов проводится в соответствии с п.3.6. государственного контракта.

16

Организация работы справочной службы

В течение всего срока исполнения контракта на оказание услуг.

Предприятие обеспечивает предоставление льготополучателям справочной информации о наличии Товара в Пунктах отпуска путем организации круглосуточной телефонной справочной службы.

17

Хранение документов

Срок хранения в соответствии с действующим законодательством.

Предприятие организует хранение документов в бумажном и электронном виде

Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»:

лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты (п. 1);

лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности (п. 4);

фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов (п. 33).

Под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – закон о лицензировании)).

Согласно п. 47 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, лицензированию подлежит, в том числе, фармацевтическая деятельность.

Положение о лицензировании фармацевтической деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081.

Согласно перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (Приложение к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности), лицензированию подлежат:

1. Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения;

2. Хранение лекарственных средств для медицинского применения;

3. Хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;

4. Перевозка лекарственных средств для медицинского применения;

5. Перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения;

6. Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;

7. Отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения;

8. Изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.

При этом, исходя из содержания технических заданий к государственным контрактов, Исполнитель по государственным контрактам обязан осуществлять, в том числе, хранение и перевозку лекарственных средств, что является лицензируемым видом деятельности. Осуществление Исполнителем оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения не предполагается условиями государственных контрактов и технических заданий.

Статьей 8 Закона о контрактной системе установлен принцип обеспечения конкуренции, согласно которому, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

По смыслу указанных норм закона, для выявления нарушения антимонопольного законодательства в действиях органов и (или) организаций, осуществляющих властные функции, необходимо установить, что такие действия (бездействие) не основаны на нормах действующего законодательства РФ и приводят либо могут привести к тому, что хозяйствующие субъекты оказываются поставленными в неравное положение по сравнению с друг с другом, результатом чего стало либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на соответствующем товарном рынке в определенных географических границах.

Перечень запретов, установленный ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим. По смыслу данной статьи, недопустимыми являются любые действия (бездействие) организатора торгов, результатом которых стало либо могло стать ограничение, устранение, недопущение соперничества хозяйствующих субъектов, в т.ч. создание ситуации, при которой тем или иным участникам торгов создаются преимущественные условия участия в торгах по сравнению с другими.

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере хранения и перевозки лекарственных средств.

Исследовав обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа не может согласиться с правомерностью вышеописанных действий (бездействия) Министерства здравоохранения Пермского края и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края. Наличие в документации о проведении открытых конкурсов требований о наличии у участников открытых конкурсов лицензии на осуществление фармацевтической деятельности с видом работ «оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения», в то время, когда техническое задание и проект государственного контракта не предполагает оказание таких услуг (выполнения работ), необоснованно создают преимущественные условия лицам, имеющим такую лицензию (в данном случае, ОАО «ПЕРМФАРМАЦИЯ», которое являлось единственным участником всех рассматриваемых конкурсов, допущено к участию и с которым были заключены государственные контракты). В то же время, иные лица, оказывающие услуги (выполняющие работы) по перевозке и хранению лекарственных средств, имеющие соответствующие лицензии, но не имеющие лицензии на оптовую торговлю лекарственными средствами, были поставлены в дискриминационное положение.

Возражения, представленные Минздравом, Комиссией антимонопольного органа рассмотрены и отклоняются как основанные на неверном толковании норм закона.

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа соглашается с позицией Прокуратуры Пермского края, выраженной в Представлении об устранении нарушений законодательства о контрактной системы в сфере закупок (№ 7-52-65-2018 от 29.06.2018).

Анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке за определенный период (с 01.04.2017г. по 01.04.2018.) показал, что предметом рассматриваемых торгов является заключение государственного контракта на оказание комплекса складских услуг по приемке, хранению, доставке лекарственных препаратов, медицинских изделий; оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемых населению Пермского края (приемка, хранение, доставка до пунктов отпуска и осуществление отпуска лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания); оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания граждан (приемка, хранение, доставка до пунктов отпуска и осуществление отпуска лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания). Рынок товаров, работ, услуг по указанным предметам торгов является конкурентным.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия антимонопольного органа считает, что описанные действия (бездействие) Министерства здравоохранения Пермского края и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края необходимо квалифицировать как нарушение требований ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Оснований для прекращения производства по делу в соответствии со ст. 48 Закона о защите конкуренции не имеется.

Председатель Комиссии Н.А. Хаснуллин

 

Члены Комиссии А.Н. Белова

А.В. Костюк

 

Примечание. Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии (ч. 5 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции).

Костюк А.В.,

Тел. (342) 235-10-36.

Связанные организации

МИНИСТЕРСТВО ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ПЕРМСКОГО КРАЯ
ИНН 5902293851, ОГРН 1125902006944
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ИНН 5902293308, ОГРН 1065902004629
Прокуратура Пермского края
ИНН 5902293266, ОГРН 1055900376927