Решение б/н решение от 4 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
На № от
|
ООО «Пермская Строительная Компания «Альянс»
uchp@yandex.ru
Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации Чусовского городского округа Пермского края
Комиссия Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации Чусовского городского округа Пермского края
eiefremova@chusovoy.permkrai.ru
Электронная торговая площадка
АО «Сбербанк АСТ»
ko@sberbank-ast.ru
Для сведения:
ООО «ПИК»
2939787@bk.ru
Дело № 059/10/18.1-227/2024
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Пермская Строительная Компания «Альянс» (вх. № 2552-ЭП/24)
«04» марта 2024 г. г. Пермь
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...> заместитель Руководителя Управления,
Члены комиссии:
<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,
<...> специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
после объявленного перерыва в присутствии представителя ООО «Пермская Строительная Компания «Альянс» <...> (предъявил паспорт), представителя Управления ЖКХ и энергетики администрации Чусовского городского округа Пермского края <...> (по доверенности), представителя ООО «ПИК» <...> (предъявил паспорт),
рассмотрев жалобу (вх. № 2552-ЭП/24) Общества с ограниченной ответственностью Пермская Строительная Компания «Альянс» (ИНН: 5906087095 ОГРН:1085906008077) (далее – Заявитель, ООО ПСК «Альянс») на действия Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации Чусовского городского округа Пермского края (ИНН: 5921036240 ОГРН: 1195958041487) (далее – Заказчик), Комиссии Управления ЖКХ и энергетики администрации Чусовского городского округа Пермского края (далее – Комиссия) при организации и проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края (извещение № 015660001612300017 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
19.02.2024 г. в адрес Пермского УФАС поступила жалоба Заявителя, доводы которой сводятся к нарушению порядка организации и проведения электронного аукциона.
Частью 11 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.
В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 1896/24 от 21.02.2024 г.), содержащее установленные ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.
1. В соответствии с частью 1.1. статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – Постановление № 615), которое определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее – региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно – закупка, договор о проведении капитального ремонта).
В силу пункта 235 Постановления № 615 любой участник предварительного отбора, электронного аукциона имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, действия (бездействие) заказчика, органа по ведению реестра, комиссии по проведению предварительного отбора, ее членов, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, оператора электронной площадки при организации и проведении закупки, при осуществлении закупки у единственной подрядной организации, заключении договоров о проведении капитального ремонта по их результатам.
Согласно пункту 2 Постановления № 615 под «электронным аукционом» понимается аукцион в электронной форме на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющийся конкурентным способом определения подрядной организации, проводимый в электронной форме, при котором победителем признается участник закупки, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предложивший наименьшую цену договора.
2. 18.12.2023 г. Заказчиком на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 015660001612300017 (далее – Извещение) о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края.
Дата начала подачи заявок – 19.12.2023 г.
Дата окончания срока подачи заявок – 20.02.2024 г.
Дата рассмотрения заявок – 21.02.2024 г.
Дата подведения итогов – 26.02.2024 г.
Ознакомившись с положениями Извещения и Документации, Заявитель обратился в антимонопольный орган с жалобой, доводы которой сводятся к следующему:
- В проекте Договора отсутствует определённость относительно размера аванса;
- Проектом Договора не предусмотрены порядок и сроки согласования Проекта производства работ, что создает неопределенность в вопросе выплаты аванса;
- Рабочая документация в отношении объектов обжалуемой закупки содержит ссылки на недействующие нормативно-технические документы.
2.1. В части довода о том, что в проекте Договора отсутствует определённость относительно размера аванса, Комиссией Пермского УФАС установлено следующее.
В соответствии с п. 196 Постановления № 615 договор о проведении капитального ремонта заключается заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом РФ и настоящим Положением.
Согласно п. 1 ст. 746 Гражданского кодекса РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со ст. 711 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 711 Гражданского кодекса РФ, подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда.
Часть 3 ст. 190 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что региональный оператор может уплачивать в качестве аванса не более чем тридцать процентов стоимости соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе работ по разработке проектной документации или отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 5 ст. 26 Закона Пермского края от 11.03.2014 г. № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (далее – Закон № 304-ПК) региональный оператор осуществляет авансирование работ и (или) услуг по капитальному ремонту в случае, если авансирование (предоплата) установлено в договоре, заключенном региональным оператором с подрядной организацией, но не более 30 процентов от общей стоимости работ и (или) услуг, указанных в договоре.
В проекте Договора в п. 3.4 установлено, что по письменному заявлению Подрядчика, последнему может быть предоставлен авансовый платеж. Плательщик вправе выдать Аванс в размере не более 30 процентов от стоимости вида работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома (Объекта), пропорционально сумме обеспечения исполнения обязательств по Договору и при соблюдении условий выплаты аванса, установленных Приложением № 10 к настоящему Договору.
В материалах дела имеется Приложение № 10 к проекту Договора, которое содержит условия выплаты аванса. Подрядчику необходимо предоставить пакет документов, содержащий:
- Сопроводительное письмо Подрядчика;
- Договор;
- Счет на оплату аванса;
- Акт открытия Объекта (копия);
- Проект производства работ;
- Документы и обстоятельства, подтверждающие целевое расходование денежных средств.
Заказчик, руководствуясь положениями гражданского законодательства, в частности, ст. 711, 746 Гражданского кодекса РФ, ч. 3 ст. 190 Жилищного кодекса РФ, ч. 5 ст. 26 Закона № 304-ПК предусмотрел в проекте Договора возможность выплаты аванса в размере до 30% в установленном порядке и на установленных условиях.
Вместе с тем Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что законодательство, предусматривая возможность авансирования работ в размере до 30%, не содержит каких-либо требований и условий по его выплате.
Согласно предусмотренному порядку выплаты аванса (Приложение № 10 к проекту Договора) Плательщик принимает решение об оплате аванса и его выплате в срок не более 30 дней с даты обращения Подрядчика, при отсутствии обоснованных замечаний к представленным им документам.
В части условия о наличии «обоснованных замечаний» к пакету документов, представленному Подрядчиком для выплаты аванса, Комиссия Пермского УФАС отмечает, что установление указанного положения Заказчиком в проекте Договора не свидетельствует о том, что Подрядчику будет отказано в выплате авансового платежа.
Кроме того, Документация не содержит оснований для отказа в выплате аванса.
Таким образом, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик правомерно предусмотрел в проекте Договора условие о возможности выплаты авансового платежа в размере до 30 %, обратного материалы дела не содержат, в связи с чем довод заявителя следует признать необоснованным.
2.2. В части довода Заявителя о том, что проектом Договора не предусмотрены порядок и сроки согласования Проекта производства работ, что создает неопределенность в вопросе выплаты аванса, Комиссией Пермского УФАС установлено следующее.
Пунктом 6.1.5 проекта Договора предусмотрена обязанность Подрядчика разработать План производства работ с указанием выполнения работ (включая выполнение работ по отдельным видам капитального ремонта, выполнение этапов работ по отдельным видам капитального ремонта в соответствии с Графиком производства работ и количества рабочих, необходимых для выполнения (в том числе завершения) данных работ в указанные сроки и представить Заказчику, Организации для согласования при открытии Объекта.
Согласно п. 1.10 проекта Договора График производства – документ, являющийся приложением к Договору, подписанный уполномоченными представителями сторон, в котором определены начальный и конечный сроки выполнения работ по Объекту, начальный и конечный сроки выполнения работ по виду капитального ремонта, а также начальный и конечный сроки выполнения этапов работ по отдельным видам капитального ремонта здания (промежуточные сроки выполнения работ). Подрядчик несет ответственность за нарушение (несоблюдение) любых сроков, установленных настоящим Договором, начального и конечного срока выполнения работ, начальных и конечных сроков выполнения работ по виду капитального ремонта здания, а также начальных и конечных сроков выполнения этапов работ по виду капитального ремонта здания.
Приложение № 1 к проекту Договора содержит форму Графика производства работ.
Из анализа положений проекта Договора следует, что План производства работ подлежит разработке и представлению Заказчику для последующего согласования в сроки, установленные Графиком производства.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что обязанности Подрядчика разработать и направить для согласования указанный документ корреспондирует обязанность Заказчика его принять и согласовать в установленные Графиком производства сроки.
В соответствии с п. 2 Приложения № 10 к Договору для выплаты аванса Подрядчик должен представить в составе пакета документов, в том числе Проект производства работ. Иных требований относительно Проекта производства работ, в том числе необходимость его согласования Заказчиком для выплаты авансового платежа, Договором не предусмотрено.
На основании изложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что положениями Договора определены порядок и сроки согласования Проекта производства работ, в связи с чем довод Заявителя следует признать необоснованным.
2.3. В части довода о том, что Рабочая документация в отношении объектов обжалуемой закупки содержит ссылки на недействующие нормативно-технические документы, Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно.
Согласно ч. 5 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться Застройщик, иное лицо (в случае, предусмотренном ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи) либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик, иное лицо (в случае, предусмотренном ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи) вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что они являются членами саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации.
В силу п. 137, пп. «н» п. 135 Постановления № 615, Заказчик обеспечивает размещение Документации об электронном аукционе на официальном сайте, содержащую в том числе, проектную документацию, согласованную и утвержденную в установленном порядке, или сметную документацию, если необходимость в подготовке проектной документации отсутствует в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с п. 78(1) настоящего Положения.
В соответствии с п. 5.4 СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004, утвержденными и введенными в действие Приказом Минстроя Россия от 24.12.2019 г. № 861/пр (далее – Свод правил) застройщик (технический заказчик) проводит входной контроль (аудит) полученной рабочей документации (в том числе в составе информационной модели объекта) на предмет ее соответствия требованиям нормативных документов в области архитектурно-строительного проектирования, соответствия утвержденной проектной документации и достаточности для выполнения строительно-монтажных работ. В случае выявления несоответствий они оформляются в виде ведомости и передаются проектной организации для устранения в установленные договором сроки.
Пункт 5.5. Свода правил устанавливает, что при входном контроле рабочей документации следует проанализировать всю представленную рабочую документацию и организационно-технологические решения, проверив, в том числе наличие ссылок на действующие нормативные документы, документы по стандартизации в части применяемых материалов, изделий, конструкций, оборудования, технологий.
Из анализа изложенного следует, что застройщик (технический заказчик) на этапе исполнения договора проводит проверку рабочей документации на предмет соответствия, в том числе действующим нормативно-техническим документам. Законодательством предусмотрено, что в случае выявления указанного несоответствия, Заказчик передает рабочую документацию проектной организации для устранения выявленных нарушений.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что проверка рабочей документации на соответствие положениям действующих нормативно-технических документов, а также последующее внесение в нее изменений происходит на этапе получения рабочей документации, что предусмотрено п. 5.4 Свода правила.
В рассматриваемом случае Заявителем не доказано, что наличие в Рабочей документации ссылки на недействующие нормативно-технические документы нарушает его права и приводит к невозможности подачи заявки.
Принимая во внимание изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу (вх. № 2552-ЭП/24) Общества с ограниченной ответственностью Пермская Строительная Компания «Альянс» (ИНН: 5906087095 ОГРН:1085906008077) на действия Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации Чусовского городского округа Пермского края (ИНН: 5921036240 ОГРН: 1195958041487), Комиссии Управления ЖКХ и энергетики администрации Чусовского городского округа Пермского края при организации и проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края (извещение № 015660001612300017 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), необоснованной;
- Снять ограничения, наложенные письмом Пермского УФАС России исх. № 1896/24 от 21.02.2024 г.
Заместитель Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
<...>
8 (342) 235-10-36