Решение №648-16-а РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодатель... от 13 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 648-16-а

 

« 15 » февраля 2017 г.                                                                                                                  г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена «03» февраля 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «15» февраля 2017 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

Кудрявцева М.А. заместитель руководителя Управления;         

Члены Комиссии:

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Рачева К.А., специалист 1 разряда финансово-административного отдела,

 

в присутствии представителей: Администрации Лысьвенского городского округа – Романовой Е.Л. (по доверенности); ООО «ЭКО Центр-1» и ООО «Лысьвенская сетевая компания-1» – Домрачевой Е.А. (по доверенностям); представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились,

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 648-16-а, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Лысьвенского городского округа части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в одобрении крупной сделки для подведомственного МУУП «Теплоэнергоремонт» с ООО «ЭКО центр-1» путем издания постановления от 26.02.2014 г. № 396 на заключение между ними договора от 05.03.2013 г. на оказание услуг по техническому обслуживанию недвижимого имущества и оборудования, который был заключен в нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке услуг по обслуживанию объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории Лысьвенского городского округа,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России, антимонопольный орган) поступили заявления Устинова Д.В. (вх. № 019486, 018933), Лысьвенской городской прокуратуры (вх. №№ 020223, 020224) о проверке соответствия антимонопольному законодательству действий Администрации Лысьвенского городского округа (далее также – Администрация), Муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Теплоэнергоремонт» (МУУП «Теплоэнергоремонт») при заключении договора от 05.03.2013 г. на оказание услуг по техническому обслуживанию недвижимого имущества и оборудования между МУУП «Теплоэнергоремонт» и ООО «ЭКО центр-1». В заявлениях указано на неправомерность заключения данного договора ввиду несоблюдения требований законодательства и отсутствия проведения соответствующих конкурентных процедур, незаконность действий Администрации при одобрении данной сделки.

От Администрации представлены письменные (от 20.11.2016 г. № 248) и устные пояснения по делу, согласно которым при одобрении сделки на заключение договора от 05.03.2013 г. Администрация руководствовалась законностью ее заключения в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ; МУУП «Теплоэнергоремонт» обладает статусом заказчика на основании п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ; согласно нормам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ муниципальные унитарные предприятия применяют положения данного закона с 01.01.2014 г., исходя из чего Положение о закупках МУУП «Теплоэнергоремонт» было размещено 30.12.2013 г.; ссылается на ст. 157.1 ГК РФ; одобрение сделки для МУУП «Теплоэнергоремонт» было осуществлено принятием Постановления Администрации от 26.02.2014 г. № 396, для отмены которого отсутствуют основания; полагает, что нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации отсутствуют. Также представитель Администрации устно пояснил, что Администрация при одобрении данной сделки исходила из ее экономической целесообразности.

От ООО «ЭКО центр-1» представлены письменные (от 21.11.2016 г. б/н) и устные пояснения по делу, согласно которым 05.03.2013 г. МУУП «Теплоэнергоремонт» обратилось к ООО «ЭКО центр-1» с офертой о заключении договора на оказание услуг по техническому обслуживанию недвижимого имущества и оборудования; данная оферта была рассмотрена Обществом и впоследствии был заключен договор на условиях, предложенных МУУП «Теплоэнергоремонт»; ООО «ЭКО центр-1» является коммерческой организацией, Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ установлены условия для заключения сделок в отношении обществ с ограниченной ответственностью, необходимость проведения торгов при заключении сделок с органами местного самоуправления, унитарными предприятиями законом не предусмотрена; МУУП «Теплоэнергоремонт» не извещало Общество о необходимости проведения каких-либо процедур по заключению договора, а также об иных лицах, имеющих намерение его заключить; указанная оферта была обусловлена наличием у Общества квалифицированных работников и специализированной техники; полагает об отсутствии в данном случае нарушения требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, ссылаясь на то, что муниципальные унитарные предприятия применяют положения данного закона с 01.01.2014 г.; полагает, что нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют, просит прекратить рассмотрение дела.

От ООО «Лысьвенская сетевая компания-1» представлены письменные (от 05.12.2016 г. б/н) и устные пояснения по делу, согласно которым 05.03.2013 г.  между МУУП «Теплоэнергоремонт» и ООО «ЭКО центр-1» заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию недвижимого имущества и оборудования; 25.04.2016 г. с ООО «Лысьвенская сетевая компания-1» заключено концессионное соглашение, согласно которого объекты, находящиеся на праве хозяйственного ведения у МУУП «Теплоэнергоремонт», переданы в пользование ООО «Лысьвенская сетевая компания-1»; 01.07.2016 г. между МУУП «Теплоэнергоремонт», ООО «ЭКО центр-1» и «Лысьвенская сетевая компания-1» заключено дополнительное соглашение к договору от 05.03.2013 г., согласно которого была заменена сторона заказчика с МУУП «Теплоэнергоремонт» на «Лысьвенская сетевая компания-1», что не противоречит действующему законодательству; «Лысьвенская сетевая компания-1» является коммерческой организацией, Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ установлены условия для заключения сделок в отношении обществ с ограниченной ответственностью, необходимость проведения торгов при заключении сделок с органами местного самоуправления, унитарными предприятиями законом не предусмотрена; полагает об отсутствии в данном случае нарушения требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, ссылаясь на то, что муниципальные унитарные предприятия применяют положения данного закона с 01.01.2014 г.; считает, что при одобрении указанной сделки Администрация руководствовалась Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ; критерием такого одобрения в законе указана цена сделки, иное законом не предусмотрено; сама сделка была одобрена исходя из ее экономической целесообразности при соблюдении интересов муниципального предприятия; полагает, что нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют, просит прекратить рассмотрение дела.

От МУУП «Теплоэнергоремонт» была ранее представлена письменная правовая позиция по доводам заявлений (от 18.01.2016 г. № 0057-06), согласно которой Предприятие обладает статусом заказчика на основании п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, а не государственного заказчика по смыслу Федерального закона № 44-ФЗ; согласно нормам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ муниципальные унитарные предприятия применяют положения данного закона с 01.01.2014 г.; ссылается на ст. 157.1 ГК РФ; одобрение сделки было получено Постановлением Администрации от 26.02.2014 г. № 396; действующее законодательство не ограничивает в изменении сторонами договора об оказании услуг условий о стоимости услуг; на основании Постановления Администрации от 28.02.2013 г. № 524 объекты водоснабжения и водоотведения переданы Предприятию в хозяйственное ведение, в связи с чем Предприятие осуществляет услуги по водоснабжению и водоотведению; в связи с отсутствием технической документации, материально-технической базы и квалифицированного персонала Предприятие провело мониторинг организаций на предмет заключения договора по техническому обслуживанию недвижимого имущества и оборудования, единственный положительный ответ был получен от ООО «ЭКО центр-1», с которым и был заключен договор от 05.03.2013г.; Предприятие является организацией водопроводно-канализационного хозяйства на территории г. Лысьва, что подтверждается наличием лицензий и установленных тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения; ссылается на ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, поясняя, что переход прав владения и пользования в отношении объектов от Предприятия не осуществлялся; полагает, что заключение указанного договора без проведения торгов возможно.

 

Изучив представленные в материалы дела документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с Уставом МУУП «Теплоэнергоремонт», утвержденным Постановлением администрации города Лысьвы от 28.01.2013 № 114, Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Теплоэнергоремонт» создано на основании распоряжения комитета по управлению имуществом администрации г. Лысьвы от 31.05.1999 № 34 (п.1.1). Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (п. 1.5). Учредителем Предприятия является муниципальное образование «Лысьвенский городской округ» (п. 1.6). Полномочия собственника имущества Предприятия осуществляют администрация города Лысьвы, комитет имущественных отношений администрации города Лысьвы (п. 1.7). Предприятие создано в целях организации надлежащего содержания, эксплуатации, эффективного и по назначению использования, обеспечения сохранности и своевременного обновления принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения имущества собственника (п. 3.1). Уставный фонд Предприятия составляет 100 000 (сто тысяч) рублей (п. 4.5).

05.03.2013 г. между МУУП «Теплоэнергоремонт» (заказчик) и ООО «ЭКО центр-1» (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию недвижимого имущества и оборудования, согласно которого ООО «ЭКО центр-1» (за 1 050 000 руб. в месяц, 1 251 540 руб. с 01.07.2013 г., 1 314 116,67 руб. с 01.07.2015 г.) обязуется по поручению МУУП «Теплоэнергоремонт» оказывать услуги по техническому обслуживанию для обеспечения бесперебойной работы объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности и закрепленных за МУУП «Теплоэнергоремонт» на праве хозяйственного ведения Постановлением Администрации от 28.02.2013 г. № 524 (объекты водоснабжения и водоотведения, переданные по договору от 05.03.2013 г., поименованы в приложении 1 к договору; на момент 05.03.2013г. было передано 54 объекта). Срок действия договора установлен с 05.03.2013 г. по 31.12.2022 г. включительно.

Постановлениями Региональной энергетической комиссии Пермского края от 29.01.2013 г. № 4-т и от 28.02.2013 г. № 24-в для МУУП «Теплоэнергоремонт» были впервые установлены тарифы на тепловую энергию и на услуги по передаче тепловой энергии (введены в действие с 01.02.2013 г.), а также тарифы на холодную воду и водоотведение (введены в действие с 01.03.2013 г.) соответственно.

Положение о закупках МУУП «Теплоэнергоремонт» в первоначальной редакции утверждено 30.12.2013 г. директором Предприятия А.Ф. Сидоровым и размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 09.01.2014 г.

26.02.2014 г. Администрацией издано Постановление № 396 «Об одобрении крупой сделки, совершенной  МУУП «Теплоэнергоремонт», в соответствии с которым, на основании статей 20, 23 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Администрация постановила одобрить крупную сделку, совершенную МУУП «Теплоэнергоремонт» путем заключения договора с ООО «ЭКО центр-1» от 05.03.2013 г. на оказание услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации объектов водоотведения».

25.04.2016 г. между Комитетом имущественных отношений администрации г. Лысьвы (концедент), МУУП «Теплоэнергоремонт» (предприятие) и ООО «Лысьвенская сетевая компания-1» (концессионер) заключено концессионное соглашение, согласно которого объекты, находящиеся на праве хозяйственного ведения у МУУП «Теплоэнергоремонт», переданы в пользование ООО «Лысьвенская сетевая компания-1».

01.07.2016 г. между МУУП «Теплоэнергоремонт» (заказчик), ООО «ЭКО центр-1» (исполнитель) и «Лысьвенская сетевая компания-1» (новый заказчик) заключено дополнительное соглашение (о перемене стороны по договору) к договору от 05.03.2013 г., в соответствии с которым сторона заказчика заменена с МУУП «Теплоэнергоремонт» на «Лысьвенская сетевая компания-1».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) целями настоящего закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей определенных данным законом юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ст. 1 Закона о закупках).

Согласно ч. 7 ст. 8 Закона о закупках (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 324-ФЗ) организации, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 год от всех видов деятельности, осуществляемых такими организациями, а также дочерние хозяйственные общества, более пятидесяти процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит государственным корпорациям, государственным компаниям, субъектам естественных монополий, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственным унитарным предприятиям, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает пятьдесят процентов, за исключением организаций, которые указаны в части 2.1 статьи 1 настоящего Федерального закона и разместили в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, информацию, предусмотренную частью 2.1 статьи 1 настоящего Федерального закона, применяют положения настоящего Федерального закона с 1 января 2013 года.

В силу ч. 4 ст. 8 Закона о закупках (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 324-ФЗ) в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 - 8 настоящей статьи) не разместил в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» до дня размещения утвержденного положения о закупке.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (утратил силу с 01.01.2014 г.) определение поставщиков (подрядчиков) в целях заключения с ними соответствующих муниципальных контрактов для нужд заказчиков (уполномоченных органов) осуществляется посредством размещения заказа (путем проведения конкурса, аукциона) в установленном порядке.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон об унитарных предприятиях) собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок.

В силу ч. 1 ст. 23 Закона об унитарных предприятиях крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.

На основании ч.ч. 2, 3 ст. 157.1 ГК РФ если на совершение сделки в силу закона требуется согласие третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, о своем согласии или об отказе в нем третье лицо или соответствующий орган сообщает лицу, запросившему согласие, либо иному заинтересованному лицу в разумный срок после получения обращения лица, запросившего согласие. В предварительном согласии на совершение сделки должен быть определен предмет сделки, на совершение которой дается согласие. При последующем согласии (одобрении) должна быть указана сделка, на совершение которой дано согласие.

Согласно ч. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В ч. 1 ст. 167 ГК РФ указано, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что договор от 05.03.2013 г. на оказание услуг по техническому обслуживанию недвижимого имущества и оборудования мог быть заключен МУУП «Теплоэнергоремонт» исключительно по результатам проведения процедур, предусмотренных на тот период времени Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ), а согласие Администрации как учредителя Предприятия на одобрение такой сделки могло быть дано соответственно только при надлежащем соблюдении Предприятием вышеназванного условия.

Отмечается, что вследствие утверждения Региональной энергетической комиссией Пермского края тарифов на тепловую энергию и на услуги по передаче тепловой энергии (постановление РЭК ПК от 29.01.013 г. № 4-т), а также на холодную воду и водоотведение для МУУП «Теплоэнергоремонт» (постановление РЭК ПК от 28.02.2013 г. № 24-в), последнее с 01.02.2013 г. начало официально осуществлять регулируемые виды деятельности. Именно данное обстоятельство указывало на необходимость осуществления с этого момента закупочной деятельности МУУП «Теплоэнергоремонт» с учетом требований частей 4 и 7 статьи 8 Закона о закупках (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 324-ФЗ). Иными словами, с 01.02.2013 г. МУУП «Теплоэнергоремонт» должно было начать осуществлять закупки товаров, работ, услуг для собственных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ до того момента, пока не разместило в установленном порядке собственное утвержденное положение о закупке, что позволило бы Предприятию перейти на осуществление закупочной деятельности непосредственно в соответствии с основными положениями Закона о закупках.

Само  же положение о закупках МУУП «Теплоэнергоремонт» в первоначальной редакции было утверждено только 30.12.2013 г. и размещено на официальном сайте 09.01.2014 г. Соответственно, в период с 01.02.2013 г. по 09.01.2014 г. МУУП «Теплоэнергоремонт» было обязано проводить закупочные процедуры в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

Между тем, доказательства того, что рассматриваемый в данном деле договор от 05.03.2013г. на оказание услуг по техническому обслуживанию недвижимого имущества и оборудования был заключен МУУП «Теплоэнергоремонт» с ООО «ЭКО центр-1» по результатам проведенных в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ процедур, отсутствуют.

Материалами дела установлено, что в соответствии со ст. 20, 23 Закона об унитарных предприятиях, ч. 3 ст. 157.1 ГК РФ 26.02.2014 г. Администрация постановила одобрить крупную сделку, совершенную МУУП «Теплоэнергоремонт» путем заключения договора с ООО «ЭКО центр-1» от 05.03.2013 г.

Рассматриваемая сделка отвечала установленным законом критериям отнесения к крупным сделкам, поскольку подразумевала отчуждение имущества (т.е. денежных средств в сумме 1 050 000 руб. в месяц), стоимость (размер) которого значительно превышал уставный фонд Предприятия.

При этом, нет оснований утверждать, что Администрация, осуществляя одобрение такой сделки, не знала или не могла знать о заключении указанного договора без проведения установленных нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ обязательных процедур. Следовательно, осуществляя одобрение такой сделки, Администрация также проигнорировала требования закона, фактически предоставив подведомственному Предприятию возможность закупки услуг и их оплаты по договору от 05.03.2013 г. без проведения обязательных процедур в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

По смыслу указанных норм, для признания в рассматриваемых действиях нарушения антимонопольного законодательства Комиссии антимонопольного органа необходимо установить, что указанные действия не основаны на нормах действующего законодательства РФ и привели либо могли привести к тому, что хозяйствующие субъекты были поставлены в неравное положение по сравнению с другими, результатом чего стало, либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на соответствующем рынке в определенных географических границах.

Анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию объектов водоотведения на территории Лысьвенского городского округа за обозначенный временной интервал показал, что данный рынок является конкурентным.

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право заключения с МУУП «Теплоэнергоремонт» договора на оказание услуг по техническому обслуживанию объектов водоотведения, находящихся в муниципальной собственности Лысьвенского городского округа. Действующее законодательство РФ, в т.ч. Закон о закупках, всем без исключения лицам, заинтересованным в заключении такого договора и получении дохода за оказание соответствующих услуг, гарантировало право на участие в процедуре выбора подрядчика путём участия в соответствующей закупочной процедуре. При проведении заказчиком в соответствии с требованиями закона конкурентной процедуры, ставящей цель отбора организации, оказывающей требуемые услуги, равные возможности для участия в ней соответствующих организаций – участников данного рынка будут обеспечены.

Однако, описанные выше обстоятельства и, прежде всего, действия Администрации по одобрению крупной сделки посредством издания муниципального нормативного правового акта, не дают оснований утверждать о соблюдении требований антимонопольного законодательства РФ, поскольку свидетельствуют об устранении указанного соперничества на рынке. По сути, одобрение сделки Администрацией говорит о признании ею антиконкурентных действий подведомственного МУУП «Теплоэнергоремонт» правомерными и факта заключения договора от 05.03.2013 г. с ООО «ЭКО центр-1» законным.

Доводы Администрации, ООО «ЭКО центр-1», «Лысьвенская сетевая компания-1» и МУУП «Теплоэнергоремонт» о законности сделки в рамках Закона о закупках рассмотрены и отклоняются как несоответствующие установленным обстоятельствам дела, основанные на неверном толковании закона. Нераспространение на унитарное предприятие положений Закона о закупках до 01.01.2014 г. на основании ч. 8 ст. 8 названного закона (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 324-ФЗ) не отменяет и не подменяет собой обязательности применения положений данного закона с 01.01.2013 г. организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности (в т.ч. в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод), вне зависимости от факта того, является ли такая организация унитарным предприятием. Данная позиция подтверждается в письме Минэкономразвития РФ от 29.12.2011 г. № ОГ-Д28-2731, а также судебной практикой (дела № А40-156137/14; А41-47911/14). Материалами дела подтверждается, что МУУП «Теплоэнергоремонт» на момент 05.03.2013 г. являлось организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности. Доказательств, опровергающих необходимость применения МУУП «Теплоэнергоремонт» положений Закона о закупках до 01.01.2014 г., лицами, участвующими в деле, не представлено.

Также, ни Администрацией, ни ООО «Лысьвенская сетевая компания-1» в подтверждение их довода относительно принципа экономической целесообразности при одобрении данной сделки не указано на конкретные нормы законодательства, которыми предусматривается возможность учредителя унитарного предприятия ограничиться лишь оценкой экономической целесообразности одобрения (согласования) на совершение крупных сделок таким унитарным предприятием. Комиссия антимонопольного органа наличия таких норм законодательства не усмотрела.

Доводы ООО «ЭКО центр-1» и ООО «Лысьвенская сетевая компания-1» об отсутствии необходимости проведения торгов при заключении сделок с органами местного самоуправления, унитарными предприятиями являются ошибочными. Отсутствие же у ООО «ЭКО центр-1» знания о необходимости проведения процедур торгов по заключению договора, а также сведений об иных лицах, имеющих намерение его заключить, отношения к делу не имеет и является риском его предпринимательской деятельности.

В части позиции МУУП «Теплоэнергоремонт» отмечается, что предприятие как организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, в отсутствие утвержденного и размещенного положения о закупке, было обязано в 2013 г. применять в осуществлении своей закупочной деятельности положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, однако это в силу закона не наделяло его статусом государственного заказчика. Отсутствие технической документации, материально-технической базы, квалифицированного персонала и т.п. никак не препятствовало предприятию исполнить требования закона, т.е. провести в соответствии с положениями Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ соответствующую процедуру на предмет заключения договора по техническому обслуживанию недвижимого имущества и оборудования.

Факт замены стороны заказчика с МУУП «Теплоэнергоремонт» на ООО «Лысьвенская сетевая компания-1» не отменяет факта допущенного нарушения требований закона.

С учетом всего вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым признать в действиях Администрации нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Оснований для прекращения производства по делу в соответствии со ст. 48 Закона о защите конкуренции не усматривается.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая допущенное нарушение, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым выдать Администрации обязательное для исполнения предписание о принятии мер, направленных на устранение допущенного нарушения путем отмены Постановления Администрации от 26.02.2014 г. № 396 «Об одобрении крупой сделки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.

 

2. Признать в действиях Администрации Лысьвенского городского округа нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в одобрении крупной сделки для подведомственного МУУП «Теплоэнергоремонт» с ООО «ЭКО центр-1» путем издания постановления от 26.02.2014 г. № 396 на заключение между ними договора от 05.03.2013 г. на оказание услуг по техническому обслуживанию недвижимого имущества и оборудования, который был заключен в нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке услуг по обслуживанию объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории Лысьвенского городского округа.

 

3. Выдать Администрации Лысьвенского городского округа обязательное для исполнения предписание о принятии мер, направленных на устранение допущенного нарушения путем отмены Постановления Администрации Лысьвенского городского округа от 26.02.2014 г. № 396 «Об одобрении крупой сделки.

 

4. Передать материалы дела должностному лицу Пермского УФАС России для привлечения лиц, допустивших установленное нарушение антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

5. Основания для принятия других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              М.А. Кудрявцева

 

 

Члены Комиссии                                                                                                               П.И. Литвинов

 

          

                                                                                                                                           К.А. Рачева

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литвинов Павел Игоревич,

(342) 235-14-95.

Связанные организации

Связанные организации не указаны