Решение №14208/22 Дело № 059/07/3-1217/2022 от 2 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Дело № 059/07/3-1217/2022


ООО «Протэкт-Регион»

info@npoprotect.ru

dorgevich@npoprotect.ru


АО «Газпром газораспределение Пермь»,

Закупочная комиссия

АО «Газпром газораспределение Пермь»

zakupki@ugaz.ru


Электронная торговая площадка

ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»

info@etpgpb.ru



РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Протэкт-Регион» (вх. № 17558-ЭП/22)



«30» ноября 2022 г. г. Пермь


Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия Пермского УФАС) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Раев М.А., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

Члены комиссии:

Карпова С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

Вехкалахти В.С., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

при участии представителей Заявителя Лаврова Ю.В., Доргевич В.А., Бородкиной А.А. (по доверенности), без участия представителей Заказчика (надлежащим образом уведомлены),

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Протэкт-Регион» (ИНН 7608019287, ОГРН 1127608000112) (вх. № 17558-ЭП/22) (далее – Заявитель, ООО «Протэкт-Регион») на действия Акционерного общества «Газпром газораспределение Пермь» (ИНН 5902183841, ОГРН 1025900512670) (далее – Организатор, АО «Газпром газораспределение Пермь»), Закупочной комиссии АО «Газпром газораспределение Пермь» при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме (без размещения информации) на поставку сигнальных лент (извещение № 175-2022/ЗМИ от 26.10.2022 г. размещено на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.etpgpb.ru) (далее – торги, закупка),


УСТАНОВИЛА:


22.11.2022 г. в адрес Пермского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора закупки при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований, в которой Заявитель указывает на

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 13769/22 от 23.11.2022 г.) (далее – Уведомление), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

До рассмотрения жалобы Комиссией Пермского УФАС от одной из сторон закупки было получено ходатайство об участии в рассмотрении дела. Явка на заседание Комиссии Пермского УФАС по рассмотрению настоящей жалобы была обеспечена представителями стороны Заявителя. Организатор уведомлен надлежащим образом, явку не обеспечил.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

2. При проведении закрытых маркетинговых исследований, Организатор руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Газпром газораспределение Пермь», (далее — Положение о закупке, Положение), Извещением о проведении закупки (далее – Извещение), Документацией о закрытых маркетинговых исследованиях на поставку сигнальных лент (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на сайте www.etpgpb.ru – 26.10.2022 г.

Документация о закрытых маркетинговых исследованиях опубликована на электронной торговой площадке ЭТП ГПБ – 26.10.2022 г.

Дата начала срока подачи заявок – 26.10.2022 г.

Дата окончания срока подачи заявок – 01.11.2022 г.

Дата подведения итогов закупки – 03.11.2022 г.

Ознакомившись с итоговым протоколом № 175-2022/ЗМИ от 03.11.2022 г. (размещен на сайте электронной торговой площадке ЭТП ГПБ 08.11.2022 г.), Заявитель обратился в Пермское УФАС России с жалобой, доводы которой сводятся к неправомерному определению Организатором победителя закупки.

Организатор закупки с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения и все необходимые документы в материалы дела.

Комиссия Пермского УФАС России, изучив материалы жалобы, сообщает следующее.

В соответствии с ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частью 5 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

Как следует из материалов дела, итоги рассматриваемой процедуры подведены 03.11.2022 г. и размещены на сайте электронной площадки www.etpgpb.ru 08.11.2022 г.

Договор № 14-798-П/2022 по результатам процедуры заключен с победителем закупки 21.11.2022 г.

Жалоба ООО «Протэкт-Регион направлена в Пермское УФАС России посредством электронной почты и получена Управлением 22.11.2022 г. (вх. № 17558-ЭП/22), то есть за пределами сроков, предусмотренных для обжалования.

Таким образом, применительно к ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Заявителем был пропущен десятидневный срок на обжалование закупки, в том числе ее результатов.

Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что телеологическое толкование приведенной выше нормы права позволяет сделать вывод о том, что ее действие направлено на предоставление возможности обжаловать процедуру ее проведения и результаты с целью скорейшего восстановления своих прав и законных интересов, что возможно лишь при оперативном реагировании контролирующего органа путем приостановления процедуры и последующей выдачи предписания об устранении нарушений, и, в то же самое время, на защиту организаторов закупочных процедур от злоупотреблений со стороны недобросовестных участников торгов, стремящихся любым способом затянуть ее проведение и заключение контрактов по ее результатам.

Обратное приведет не только к нарушению баланса частных и публичных интересов, но и к несоблюдению принципа равенства участников гражданских правоотношений и беспрепятственного осуществления гражданских прав (ч. 1 ст. 1 ГК РФ), добросовестной реализации и защиты гражданских прав (ч. 3 ст.1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).

В этой связи толкование и применение положений ч. 4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции подлежит осуществлению с учетом специфики регулируемых ею правоотношений для достижения и соблюдения всех перечисленных ранее целей и принципов.

При этом, исходя из буквального толкования названной нормы права, указанный десятидневный срок является пресекательным.

В связи с изложенным у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом, ч. 3 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке. Согласно ч. 1 ст. 11 ГК РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд.

В связи с изложенным, Комиссия обращает внимание, что Заявитель вправе обратиться за защитой (восстановлением) своих прав в судебном порядке.

На основании изложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС




РЕШИЛА:


  1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Протэкт-Регион» (ИНН 7608019287, ОГРН 1127608000112) (вх. № 17558-ЭП/22) (на действия Акционерного общества «Газпром газораспределение Пермь» (ИНН 5902183841, ОГРН 1025900512670), Закупочной комиссии АО «Газпром газораспределение Пермь» при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме (без размещения информации) на поставку сигнальных лент (извещение № 175-2022/ЗМИ от 26.10.2022 г. размещено на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.etpgpb.ru) оставить без рассмотрения;

  2. Снять ограничения, наложенные письмом Пермского УФАС России исх. № 13769/22 от 23.11.2022 г.



Заместитель Председателя Комиссии М.А. Раев


Члены Комиссии В.С. Вехкалахти

С.В. Карпова



Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.





Исп.Карпова С.В.

тел.8(342) 235-10-36


2022-3523


Связанные организации

ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118
ООО "Протэкт-Регион"
ИНН 7608019287, ОГРН 1127608000112
АО «Газпром газораспределение Пермь»
ИНН 5902183841, ОГРН 1025900512670