Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 692-15-а от 18 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 692-15-а

 

« 12 » января 2016 г.                                                                                                                     г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена «21» декабря 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «12» января 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее также -Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России):

 

Председатель Комиссии:

Плаксин А.В., и.о. заместителя руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Ульяновский А.А., начальник отдела контроля естественных монополий;

Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий,

 

при участии представителей: ООО «Тепловая станция Кондратово» - Баталовой Н.А. (доверенность от 28.09.2015 г.), Мокрушиной О.В. (доверенность от 28.09.2015 г.), Куракиной Н.Н. (доверенность от 28.09.2015 г.), Белоусова О.Л. (предъявлен паспорт <...> Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми - Кисляковой О.В. (доверенность от 05.03.2015 г.), Ситкина П.И. (доверенность от 13.01.2015 г.); Администрации города Перми - Букреевой Ю.А. (доверенность от 02.04.2015 г.),

 

рассмотрев дело № 692-15-а, возбужденное по признакам нарушения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми и Администрацией города Перми части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а именно - ООО «Тепловая станция Кондратово», при актуализации схемы теплоснабжения города Перми на 2015 год путем внесения в нее изменений в части перераспределения тепловой нагрузки микрорайонов «Парковый», «Железнодорожный», «Госуниверситет», «Заостровка» г. Перми, деревни «Кондратово» с источника теплоснабжения ВК-5, принадлежащего ООО «Тепловая станция Кондратово», на комбинированный источник ТЭЦ-9, принадлежащий ПАО «Т Плюс, после завершения публичных слушаний, вследствие чего заинтересованные лица (в т.ч. ООО «Тепловая станция Кондратово») были лишены возможности представить свои замечания и предложения на проект актуализированной схемы теплоснабжения г. Перми на 2015 г., чем не была обеспечена открытость процедуры актуализации схемы теплоснабжения, недискриминационные и стабильные условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения, что приводит либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке услуг теплоснабжения города Перми (заявление ООО «Тепловая станция Кондратово», вх. № 012412 от 13.08.2015 г.; заявления прокуратуры г. Перми, вх. № 013831 от 10.09.2015 г., № 018131 от 23.11.2015 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступили заявления ООО «Тепловая станция Кондратово» (далее также – заявитель) и прокуратуры города Перми (далее также – прокуратура) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (далее также – Департамент), Администрации города Перми (далее также – Администрация) при актуализации схемы теплоснабжения города Перми на 2015 год (далее также – схема теплоснабжения). В частности, заявитель и прокуратура указывают, что в схему теплоснабжения были внесены изменения, согласно которым тепловая энергия, производимая с источника теплоснабжения ВК-5 (ООО «Тепловая станция Кондратово») для нужд потребителей микрорайонов «Парковый» и «Заостровка» г. Перми, перераспределяется на комбинированный источник ТЭЦ-9 (ПАО «Т Плюс), что является нарушением порядка, установленного Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», поскольку данный вопрос в целях сбора замечаний и предложений на публичные слушания не выносился, вследствие чего заинтересованные лица не получили возможность предоставить свои замечания и возражения на проект схемы теплоснабжения, а для ПАО «Т Плюс» и ООО «Пермская сетевая компания» были созданы благоприятные условия деятельности.

Департаментом и Администрацией предоставлена правовая позиция (в т.ч. от 21.10.2015 г. б/н, от 16.11.2015 г. б/н, от 21.12.2015 г. б/н), где указывается на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства; поясняется, что тепловая нагрузка была перераспределена с источника теплоснабжения ВК-5 на источник ТЭЦ-9 на основании ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» ввиду отказа ООО «Лукойл-ПНОС» от обеспечения тепловой энергией с ТЭЦ-9; публичные слушания по общему обсуждению проекта схемы теплоснабжения проводились дважды; обязанность органов местного самоуправления по организации повторной процедуры публичных слушаний после внесения изменений в схему теплоснабжения Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 не предусмотрена.

 

 

Изучив представленные в материалы дела документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

К источникам тепловой энергии, функционирующим в центральной части города Перми, относятся: ТЭЦ-6, ТЭЦ-9, ВК-1, ВК-2, ВК-3, ВК-5.

Работы по актуализации схемы теплоснабжения г. Перми на 2015 год осуществляло ООО «Пермская сетевая компания».

14.03.2014 г. состоялись первые публичные слушания по рассмотрению проекта актуализации схемы теплоснабжения на 2015 г., по результатам которых принято решение направить проект схемы на доработку для учета замечаний, касающихся отсутствия технической возможности подключения к системам теплоснабжения новых объектов капитального строительства, предполагаемых к вводу на территории г. Перми в 2014-2015 гг. (протокол от 14.03.2014 г.).

16.07.2014 г. состоялись вторые публичные слушания, по результатам которых принято  решение о признании публичных слушаний состоявшимися, направлении проекта схемы теплоснабжения на утверждение в Министерство энергетики Российской Федерации (далее – Минэнерго РФ) с учетом высказанных замечаний, озвученных на публичных слушаниях (протокол от 16.07.2014 г.).

01.08.2014 г. проект схемы теплоснабжения направлен Администрацией в Минэнерго РФ для утверждения (письма Администрации от 25.07.2014 г. № СЭД-01-61-848, от 22.08.2014 г. № СЭД-01-61-980).

Согласно письму Минэнерго РФ от 20.10.2014 г. № ВК-11815/10 комиссией Минэнерго РФ принято решение о возврате проекта схемы теплоснабжения на доработку (протокол от 07.10.2014 г. № ВК-429пр) в связи с выявлением ряда замечаний.

30.12.2014 г. Администрация вновь направила проект схемы теплоснабжения в Минэнерго РФ (письмо № СЭД-01-61-1553) с учетом устраненных замечаний.

10.02.2015 г. комиссией Минэнерго РФ вновь принято решение о возврате проекта схемы теплоснабжения на доработку в Администрацию (протокол от 10.02.2015 г. № ВК-35пр).

В конечном итоге доработанный проект схемы теплоснабжения направлен в Минэнерго РФ письмом Администрации от 16.04.2015 г. № СЭД-01-61-366. Актуализированная схема теплоснабжения г. Перми на период до 2030 года была утверждена приказом Минэнерго РФ от 26.06.2015 г. № 414 и, впоследствии, размещена на сайте Администрации (http://www.gorodperm.ru/economic/city-services/jkh/teplo/).

Из материалов дела усматривается, что при устранении замечаний в схему теплоснабжения были внесены отдельные изменения, на которые не указывалось в перечне замечаний, отмеченных Минэнерго РФ. В особенности, внесено изменение о том, что «эффективный сценарий предусматривает максимальную загрузку источников работающих в комбинированном цикле по выработке электрической и тепловой энергии и дополнительное строительство новых микрорайонов. При этом основными мероприятиями, имеющими значительное влияние на прогнозный баланс мощности, являются в том числе такие, как перевод в первый расчетный срок тепловой нагрузки микрорайонов Парковый, Железнодорожный, Госуниверситет, Заостровка, деревни Кондратово с ВК-5 на ТЭЦ-9 (в связи со снижением потребления базового клиента «Лукойл-ПНОС»). В случае привлечения финансовых ресурсов на реализацию указанного проекта, перевод тепловой нагрузки с ВК-5 на ТЭЦ-9 планируется осуществить во второй половине 2015 года» (Раздел 1 Утверждаемой части по актуализации схемы теплоснабжения города Перми на 2015 год).

Первоначальный проект схемы теплоснабжения, проходивший публичные слушания не предусматривал перераспределения тепловых нагрузок между существующими источниками тепловой энергии в 2015 году. В соответствии со схемой теплоснабжения, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 10.01.2014г. № 5, в случае развития системы теплоснабжения по эффективному сценарию перевод тепловой нагрузки с ВК-5 на ТЭЦ-9 был запланирован во второй расчетный период (2017-2021 гг.).

Разделом 5 «Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей» схемы теплоснабжения города Перми (утвержденной приказом Минэнерго РФ от 10.01.2014 г. № 5) установлено, что в левобережной части города в зоне СЦТ, охватывающей теплорайоны источников ТЭЦ-6, ТЭЦ-9, ВК-1, ВК-2, ВК-3, ВК-5 тепловые сети имеют общие границы и соединительные магистральные перемычки, позволяющие осуществлять переток теплоносителя в объеме, позволяющем осуществлять покрытие нагрузки потребителей тепловой энергии при снижении отпуска с коллекторов источников тепловой энергии по причине изменения состава либо нагрузки работающего оборудования (аварийное отключение конкретных единиц оборудования источников тепла: энергетических котлов, паровых турбин, сетевых насосов без полного отключения станций (котельных) а также введения режимных ограничений источников при дефиците топлива).

Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место ситуация, при которой внесение изменений в схему теплоснабжения в части перераспределения в 2015 г. тепловой нагрузки с источника теплоснабжения ВК-5, принадлежащего ООО «Тепловая станция Кондратово», на комбинированный источник ТЭЦ-9, принадлежащий ПАО «Т Плюс», осуществлено без вынесения данного вопроса в целях сбора замечаний и предложений на публичные слушания и после их завершения, вследствие чего заинтересованные лица (в т.ч. ООО «Тепловая станция Кондратово») были лишены возможности представить свои замечания и предложения на проект схемы теплоснабжения, что фактически привело к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности ООО «Тепловая станция Кондратово».

Согласно п. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (п. 2)).

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов – теплоснабжающих организаций, работающих на рынке услуг теплоснабжения города Перми.

Так, для признания в рассматриваемых действиях (бездействии) Департамента и Администрации нарушения антимонопольного законодательства Комиссии антимонопольного органа необходимо установить, что указанные действия (бездействие) не основаны на нормах действующего законодательства РФ и привели к тому, что хозяйствующие субъекты были поставлены в неравное положение по сравнению с другими, результатом чего стало, либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на рынке услуг теплоснабжения города Перми.

В ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) среди общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения приведены в том числе такие, как:

- соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей;

- обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала;

- обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.

Согласно ст. 2 Закона о теплоснабжении:

система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями;

схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 23 Закона о теплоснабжении развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать:

1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления;

2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения;

3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования;

4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии;

5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе;

7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения;

8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.

В ч.ч. 7, 8 ст. 23 Закона о теплоснабжении указано, требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.

Обязательными критериями принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения являются:

1) обеспечение надежности теплоснабжения потребителей;

2) минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на каждого потребителя в долгосрочной перспективе;

3) приоритет комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с учетом экономической обоснованности;

4) учет инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности указанных организаций, региональных программ, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5) согласование схем теплоснабжения с иными программами развития сетей инженерно-технического обеспечения, а также с программами газификации.

Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации установлены Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (далее – Требования).

Согласно п. 2 Требований проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами.

Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти городов федерального значения размещают информацию о разработке проекта схемы теплоснабжения, материалы по разрабатываемой и (или) ранее утвержденной схеме теплоснабжения, проекты схем теплоснабжения соответственно на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), городского округа (при наличии официального сайта городского округа), органов исполнительной власти городов федерального значения в сети Интернет (далее - официальные сайты) (п. 7 Требований).

Проект схемы теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты поступления на рассмотрение подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения. При этом органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении проекта схемы теплоснабжения на официальном сайте (п. 11 Требований).

Рассмотрение проекта схемы теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений, а также организации публичных слушаний. Для организации сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальных сайтах указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 30 календарных дней с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения.

Публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения начинаются не позднее 15 календарных дней с даты окончания срока представления предложений по нему. Срок проведения публичных слушаний с момента размещения информации о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 60 календарных дней.

Уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения не менее чем за 7 календарных дней до проведения публичных слушаний размещают информацию о месте их проведения на официальном сайте. Заключение о результатах проведенных публичных слушаний и протоколы публичных слушаний также размещаются на официальном сайте в течение 3 календарных дней с даты завершения публичных слушаний (п.п. 12-14 Требований).

Согласно п.п. 17-19 Требований глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа, руководитель органа исполнительной власти городов федерального значения с учетом поступивших замечаний и предложений, а также заключения о результатах публичных слушаний в течение 7 календарных дней с даты окончания публичных слушаний принимает одно из следующих решений:

а) утверждает схему теплоснабжения;

б) направляет проект схемы теплоснабжения для утверждения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (для городов с населением 500 тыс. человек и более);

в) возвращает проект схемы теплоснабжения на доработку для учета замечаний и предложений, поступивших по итогам сбора замечаний и предложений и (или) публичных слушаний.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение 30 календарных дней с даты получения проекта схемы теплоснабжения проводит ее экспертизу с учетом протоколов публичных слушаний и заключений о результатах проведения публичных слушаний по указанному проекту и принимает решение об утверждении схемы теплоснабжения или о возврате ее на доработку.

Схема теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты ее утверждения подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения. При этом органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении схемы теплоснабжения на официальных сайтах.

В силу п.п. 22-24 Требований схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации в отношении следующих данных:

а) распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки;

б) изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки;

в) внесение изменений в схему теплоснабжения или отказ от внесения изменений в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства;

г) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в весенне-летний период функционирования систем теплоснабжения;

д) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в отопительный период, в том числе за счет вывода котельных в пиковый режим работы, холодный резерв, из эксплуатации;

е) мероприятия по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

ж) ввод в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствие их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации;

з) строительство и реконструкция тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурсов;

и) баланс топливно-энергетических ресурсов для обеспечения теплоснабжения, в том числе расходов аварийных запасов топлива;

к) финансовые потребности при изменении схемы теплоснабжения и источники их покрытия.

Актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.

Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта.

На основании ч.ч. 1-3 ст. 18 Закона о теплоснабжении распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения.

Для распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии все теплоснабжающие организации, владеющие источниками тепловой энергии в данной системе теплоснабжения, обязаны представить в орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, заявку, содержащую сведения:

1) о количестве тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поставлять потребителям и теплоснабжающим организациям в данной системе теплоснабжения;

2) об объеме мощности источников тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поддерживать;

3) о действующих тарифах в сфере теплоснабжения и прогнозных удельных переменных расходах на производство тепловой энергии, теплоносителя и поддержание мощности.

В схеме теплоснабжения должны быть определены условия, при наличии которых существует возможность поставок тепловой энергии потребителям от различных источников тепловой энергии при сохранении надежности теплоснабжения. При наличии таких условий распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии осуществляется на конкурсной основе в соответствии с критерием минимальных удельных переменных расходов на производство тепловой энергии источниками тепловой энергии, определяемыми в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании заявок организаций, владеющих источниками тепловой энергии, и нормативов, учитываемых при регулировании тарифов в области теплоснабжения на соответствующий период регулирования.

Согласно п. 3.1.17 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 26.02.2012 г. № 138, к полномочиям Департамента относится обеспечение разработки и утверждения схемы теплоснабжения города Перми.

Из анализа вышеизложенных норм законодательства вытекают следующие выводы.

Публичные слушания являются обязательным этапом при проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения, основным назначением которого служит обеспечение открытости этой процедуры, учет замечаний и предложений всех заинтересованных лиц, оповещение которых о такой процедуре происходит в установленном порядке. К таким заинтересованным лицам, прежде всего, относятся непосредственные участники рынка услуг теплоснабжения муниципального образования – теплоснабжающие и теплосетевые организации, потребители тепловой энергии.

Завершение проведения публичных слушаний подтверждается заключением о результатах их проведения, после чего проект актуализированной схемы теплоснабжения (для городов с населением 500 тыс. человек и более) вместе с протоколами публичных слушаний, заключением о результатах проведения публичных слушаний направляется для экспертизы в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Минэнерго РФ), который принимает решение об утверждении схемы теплоснабжения или о возврате ее на доработку.

На этапе возврата уполномоченным федеральным органом исполнительной власти схемы теплоснабжения на доработку проведение повторных публичных слушаний установленным порядком не предусмотрено.

Вместе с тем, действия органа местного самоуправления по внесению в проект схемы теплоснабжения после завершения процедуры публичных слушаний конкретных изменений, затрагивающих условия деятельности теплоснабжающих организаций, их интересов и интересов потребителей тепловой энергии (в т.ч. в части перераспределения тепловой нагрузки), при отсутствии соответствующих замечаний со стороны уполномоченного федерального органа исполнительной власти и без учета мнения этих теплоснабжающих организаций и потребителей, не могут быть признаны соответствующими основным принципам законодательства о теплоснабжении, поскольку при таких условиях отсутствуют основания полагать об обеспечении соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.

В ходе рассмотрения данного дела установлено, что проект схемы теплоснабжения г. Перми, размещенный в 2014 г. на официальном сайте Администрации города Перми www.gorodperm.ru, в рамках проведения актуализации схемы теплоснабжения г. Перми на 2015 год, изначально не содержал решения о перераспределении в 2015 г. тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии с ВК-5 на ТЭЦ-9 (первоначальный вариант проекта схемы теплоснабжения, рассматриваемый на публичных слушаниях, изначально предусматривал перевод тепловой нагрузки с ВК-5 на ТЭЦ-9 с 2017 года).

После возврата в октябре 2014 г. из Минэнерго РФ схемы теплоснабжения на доработку, Департамент внес в нее изменения в части перераспределения в 2015 году тепловой нагрузки микрорайонов Парковый, Железнодорожный, Госуниверситет, Заостровка, деревни Кондратово с источника теплоснабжения ВК-5, принадлежащего ООО «Тепловая станция Кондратово», на комбинированный источник ТЭЦ-9, принадлежащий ПАО «Т Плюс». Данные изменения были внесены после завершения процедуры публичных слушаний, что не оспаривается ответчиками. В ходе самих публичных слушаний, проходивших дважды (14.03.2014 г. и 16.07.2014 г.), указанный вопрос на обсуждение в целях сбора замечаний и предложений от заинтересованных лиц не выносился. В последующем проект схемы теплоснабжения вновь был направлен Администрацией в Минэнерго РФ, которым 26.06.2015 г. принято решение о его утверждении.

Соответственно, в рассматриваемой ситуации владелец ВК-5 - ООО «Тепловая станция Кондратово» был лишен возможности представить свои замечания и предложения по данному решению. Включение решения о таком перераспределении в проект схемы теплоснабжения после его рассмотрения, то есть после окончания срока представления замечаний и предложений и публичных слушаний, нарушает принцип обеспечения открытости процедуры разработки и утверждения схемы теплоснабжения, а также участия в этой процедуре представителей теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, в том числе нарушает права и интересы ООО «Тепловая станция Кондратово».

О том, что в проект схемы теплоснабжения внесены изменения владелец ВК-5 ООО «Тепловая станция Кондратово» со стороны органов местного самоуправления г. Перми официально уведомлен не был.

Тем самым, указанные действия (бездействие) Департамента и Администрации при актуализации схемы теплоснабжения г. Перми на 2015 год фактически не обеспечили открытости этой процедуры (п. 7 ст. 23 Закона о теплоснабжении), следствием чего стало в том числе необеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (ст. 3 Закона о теплоснабжении), что в результате привело к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности ООО «Тепловая станция Кондратово».

Исходя из изложенного, данные действия (бездействие) Департамента и Администрации Комисиия квалифицирует как приводящие или способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что является нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. При этом Департаментом и Администрацией не приведено норм федерального законодательства, позволяющих совершать им вышеуказанные действия (бездействие).

Доказательств обратного сторонами дела не представлено. Иного материалами делами не установлено.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая факт установленного нарушения, Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым выдать Департаменту и Администрации обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенного нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер по организации сбора замечаний и предложений, а также проведения публичных слушаний в рамках проведения актуализации схемы теплоснабжения города Перми на 2017 год в части принятия решения о перераспределении тепловой нагрузки микрорайонов Парковый, Железнодорожный, Госуниверситет, Заостровка, деревни Кондратово с источника теплоснабжения ВК-5, принадлежащего ООО «Тепловая станция Кондратово», на комбинированный источник ТЭЦ-9, принадлежащий ПАО «Т Плюс».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать в действиях (бездействии) Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми и Администрации города Перми нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а именно - ООО «Тепловая станция Кондратово», при актуализации схемы теплоснабжения города Перми на 2015 год путем внесения в нее изменений в части перераспределения тепловой нагрузки микрорайонов «Парковый», «Железнодорожный», «Госуниверситет», «Заостровка» г. Перми, деревни «Кондратово» с источника теплоснабжения ВК-5, принадлежащего ООО «Тепловая станция Кондратово», на комбинированный источник ТЭЦ-9, принадлежащий ПАО «Т Плюс», после завершения публичных слушаний, вследствие чего заинтересованные лица (в т.ч. ООО «Тепловая станция Кондратово») были лишены возможности представить свои замечания и предложения на проект актуализированной схемы теплоснабжения г. Перми на 2015 г., чем не была обеспечена открытость процедуры актуализации схемы теплоснабжения, недискриминационные и стабильные условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения, что привело либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке услуг теплоснабжения города Перми.

 

 

2. Выдать Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми и Администрации города Перми обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенного нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер по организации сбора замечаний и предложений, а также проведения публичных слушаний в рамках проведения актуализации схемы теплоснабжения города Перми на 2017 год в части принятия решения о перераспределении тепловой нагрузки микрорайонов Парковый, Железнодорожный, Госуниверситет, Заостровка, деревни Кондратово с источника теплоснабжения ВК-5, принадлежащего ООО «Тепловая станция Кондратово», на комбинированный источник ТЭЦ-9, принадлежащий ПАО «Т Плюс».

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                    А.В. Плаксин

 

 

Члены Комиссии                                                                                                         А.А. Ульяновский

 

 

                                                                                                                                              П.И. Литвинов

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

Литвинов Павел Игоревич,

(342) 235-12-69.

to59-litvinov@fas.gov.ru

Связанные организации

Связанные организации не указаны