Решение б/н Решение от 13 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
13.11.2020 г. № 15054-20
На № __________ от ________________
|
ИП Мишланова Т.Н.
<...>
МАДОУ «Детский сад «IT мир» г. Перми
614109, г. Пермь, ул. Волгодонская, д. 22
ds409@rambler.ru
Закупочная комиссия МАДОУ «Детский сад «IT мир» г. Перми
614109, г. Пермь, ул. Волгодонская, д. 22
ds409@rambler.ru
Электронная торговая площадка
ООО «РТС-тендер»
ko@rts-tender.ru
Дело № 059/07/3-1301/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе ИП Мишлановой Т.Н. (вх. № 019196)
«11» ноября 2020 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
посредством видеоконференцсвязи, без участия сторон (надлежащим образом уведомлены);
рассмотрев жалоба ИП Мишлановой Т.Н. (вх. № 019196) (далее – заявитель) на действия МАДОУ «Детский сад «IT мир» г. Перми, Закупочной комиссии МАДОУ «Детский сад «IT мир» г. Перми (далее – организатор торгов) при организации и проведении конкурса в электронной форме на оказание услуги по организации питания воспитанников МАДОУ "Детский сад "IT мир" г. Перми (извещение № 32009592088, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
02.11.2020 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой указывают на наличие в тексте Документации следующих нарушений:
- отсутствие конкретики по критериям оценки заявок «Наличие трудовых ресурсов», «Предложение по созданию условий для повышения качества оказываемой услуги»;
- наличию такого критерия оценки заявок как «Опыт и деловая репутация».
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке МАДОУ «Детский сад «IT мир» г. Перми (далее – Положение) и Документацией на конкурс в электронной форме на оказание услуги по организации питания воспитанников МАДОУ "Детский сад "IT мир" г. Перми (далее – Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 19.10.2020 г., дата окончания приема заявок – 05.11.2020 г., дата подведения итогов - 11.11.2020 г.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 10 статьи 4 Закон о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В части довода об отсутствии конкретики по критериям оценки заявок «Наличие трудовых ресурсов», «Предложение по созданию условий для повышения качества оказываемой услуги» установлено следующее.
Разделом 13 Документации установлены критерии оценки заявок:
1. Цена договора – 40 %
2. Опыт и деловая репутация – 10%
3. Квалификация участника – 25%
4. Предложение по созданию условий для повышения качества оказываемой услуги – 25%
Оценка производится на основании критериев оценки заявок Приложение № 4.
Пунктом 3 Приложения № 4 установлено, что количество баллов, присуждаемых по критерию «Квалификация участников закупки» присуждается исходя из предоставленных документов в составе заявки:
- наличие в составе заявки копий дипломов о профессиональном образовании (документы о повышении квалификации), подтверждающие наличие квалификации привлекаемых сотрудников.
- копии трудовых книжек сотрудников или трудовых договоров, подтверждающих трудовые отношения сотрудников с участником закупки с отметкой работодателя о работе сотрудников в организации – участника закупки на дату подготовки заявки;
- согласие заказчику на обработку персональных данных сотрудников, заявленных для непосредственного оказания услуг (по форме согласно конкурсной документации);
Документы предоставляются в совокупности, непредоставление одного из документов влечет начислении 0 баллов за определенную группу сотрудников или по критерию в целом. Предоставление большего количества документов, чем указано в Таблице 1 не влечет предоставления большего количества баллов.
Таблица 1
Сотрудники: |
Количество баллов: |
повара не ниже 4 разряда (далее – сотрудники) 5 человек; |
15 |
повара не ниже 5 разряда (далее – сотрудники) 3 человек; |
15 |
повара не ниже 6 разряда (далее – сотрудники) 1 человек; |
10 |
пекарь-кондитер 1 человек; |
10 |
технолог 1 человек; |
15 |
товаровед 1 человек; |
5 |
специалист по диетическому питанию1 человек; |
10 |
специалист по составлению меню1 человек; |
10 |
специалист по особенностям приготовления пищи в ДОУ 1 человек. |
10 |
По критерию «Предложение по созданию условий для повышения качества оказываемой услуги» баллы начисляются за наличие в составе заявки предложения по созданию условий для повышения качества услуги по организации питания в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении в соответствии с Приложением № 3. В соответствии с каждым предложением начисляется количество баллов соответствии со значимостью каждого предложения.
Предложение по созданию условий для повышения качества услуги по организации питания в образовательном учреждении (в произвольной форме) |
Реализуемость, сроки исполнения
|
Прогнозируемый эффект |
Значимость |
Приобретение мясорубки, стола под мясорубку |
Срок исполнения - до 20.11.2020 |
Соблюдение требований СанПиН 2.4.1.3049-13 |
40 |
Приобретение гастроемкостей, кастрюль, тазов, ковшей, ведер из нержавейки |
Срок исполнения - до 20.11.2020 |
Соблюдение требований СанПиН 2.4.1.3049-13
|
40 |
Осуществление обслуживания внутренних электрических сетей, сан.тех.оборудования со специалистами, согласованными с Заказчиком |
С момента заключения договора на протяжении всего срока его действия |
|
20 |
Заявитель в жалобе указывает, что из пункта 3 Приложения № 4 не следует какая специализация (профессия, квалификация) должна быть указана в копии дипломов о профессиональном образовании (документы о повышении квалификации), а также невозможно определить какое оборудование по размерам, мощности, потреблению электроэнергии и безопасности необходимо закупить для учреждения, отсутствует информация о количестве поставляемого товара.
Комиссия антимонопольного органа исследовав данный довод и изучив текст Документации пришла к выводу, что отсутствие конкретики пункта 3 Приложения № 4 не нарушает принципы предусмотренные ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и само по себе не ограничивает конкуренцию, поскольку у участников имеется широкий выбор представляемых сведений в части специализации (профессии, квалификации) в копии дипломов, а также в части технических характеристик мясорубки, гастроемкостей, кастрюль, тазов, ковшей, ведер из нержавейки и т.д.
Кроме того, данные требования относятся к критерию оценки заявок, а не условием допуска к участию, следовательно, не могут являться основанием для отклонения заявок.
При указанных обстоятельствах, довод об отсутствии конкретики по критериям оценки заявок «Квалификация участника», «Предложение по созданию условий для повышения качества оказываемой услуги» является необоснованным.
В части довода о наличии такого критерия оценки заявок как «Опыт и деловая репутация» установлено следующее.
Согласно пункту 2 Приложения № 4 по критерию «Опыт и деловая репутация» баллы начисляются за наличие в составе заявки:
- копий действующих контрактов (договоров) на оказание услуги по организации питания для детей дошкольного или (и) школьного возраста, заверенного заказчиком услуги.
- копий актов выполненных работ (оказания услуг) за 6 месяцев предшествующих месяцу размещения извещения о данной закупке, заверенные заказчиком услуги.
Предоставляемые документы (договор и акты/акт выполненных работ (оказанных услуг) должны быть юридически связаны (акт подтверждает оказание услуги именно по предоставленному договору по условиям, прописанным в тексте предоставляемого в составе заявки договора).
Заказчиком услуги, для целей описания данного критерия, является поименованная «Заказчиком» в предоставляемом договоре сторона. Заверение осуществляется уполномоченным лицом с расшифровкой подписи и указанием должности.
В соответствии с пунктом 14.3 Положения установлено, что при осуществлении закупок путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений, заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупок, такие как:
1) наличие финансовых ресурсов для исполнения договора;
2) наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора;
3) наличие опыта работы, связанного с предметом договора и (или) деловой репутации;
4) наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.
При этом, пунктом 22.5 Положения предусмотрено, что в случае, если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с п.14.3 настоящего Положения такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок.
При совокупном толковании данных норм следует, что использование дополнительного требования «наличие опыта работы, связанного с предметом договора и (или) деловой репутации» в качестве критерия оценки заявок недопустимо.
Таким образом, МАДОУ «Детский сад «IT мир» г. Перми при составлении текста Документации и включении в критерии оценки заявок «Опыт и деловая репутация» нарушил п. 22. 5 Положения, а также часть 6 ст. 3 Закона о закупках, поскольку заказчик определил требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке не в соответствии с положением о закупке. Довод об этом является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ИП Мишлановой Т.Н. (вх. № 019196) на действия МАДОУ «Детский сад «IT мир» г. Перми, Закупочной комиссии МАДОУ «Детский сад «IT мир» г. Перми при организации и проведении конкурса в электронной форме на оказание услуги по организации питания воспитанников МАДОУ "Детский сад "IT мир" г. Перми (извещение № 32009592088, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
- Установить в действиях МАДОУ «Детский сад «IT мир» г. Перми нарушение ч. 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Выдать МАДОУ «Детский сад «IT мир» г. Перми обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений
Зам. Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.