Решение б/н Решение от 11 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
_________________№_______________
На № __________ от ________________
|
ИП Чащин С.А.
<...>
ПФИЦ УрО РАН
614990, г. Пермь, ул. Ленина, д. 13, корп. A
ushakova.n@icmm.ru
Закупочная комиссия ПФИЦ УрО РАН
614990, г. Пермь, ул. Ленина, д. 13, корп. A
ushakova.n@icmm.ru
Электронная торговая площадка
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
ko@sberbank-ast.ru
Дело № 059/07/3-48/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе ИП Чащина С.А. (вх. № 000700)
«08» февраля 2021 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
посредством видеоконференцсвязи, после объявленного перерыва,
рассмотрев жалобу ИП Чащина С.А. (вх. № 000700) (далее – заявитель) на действия ПФИЦ УрО РАН, Закупочной комиссии ПФИЦ УрО РАН (далее – организатор торгов) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку и монтаж кондиционера и осушителя воздуха для нужд «ИМСС УрО РАН» (извещение № 32109888574, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
19.01.2021 в Пермское УФАС России поступила жалоба ИП Чащина С.А. (вх. № 000700), доводы которой указывают на наличие в Документации указания на конкретного производителя.
Заказчик с доводами жалоб не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобы, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке ФГБУН ПФИЦ УрО РАН (далее – Положение) и Извещением о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку и монтаж кондиционера и осушителя воздуха для нужд «ИМСС УрО РАН» (далее – Извещение).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 13.01.2021 г., дата окончания приема заявок – 26.01.2021 г., дата подведения итогов - 28.01.2021 г.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки не допускается включение в предмет закупки требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Таким образом, Законом введен специальный режим регулирования, который обязывает заказчиков безальтернативно предусматривать в закупочной документации возможность использования эквивалентного товара.
Согласно п. Техническому заданию на поставку и монтаж кондиционера и осушителя воздуха для нужд «ИМСС УрО РАН» (далее – Приложение № 2) Поставляемый Товар должен быть новым, изготовлен не ранее 2020 года выпуска в соответствии с ГОСТ 26963-86 «Кондиционеры бытовые автономные. Общие технические условия (с Изменениями № 1, 2)». Все оборудование должно быть работоспособно и иметь комплектацию, указанную в Спецификации (Приложение № 1 к договору) и настоящего Технического задания, включая опции, дополнительные блоки и аксессуары.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНУТРЕННЕГО БЛОКА КАССЕТНОГО
Охлаждение |
не менее 14 кВт |
Обогрев |
не менее 15 кВт |
Уровень шума внутреннего блока, дБ(А) |
не более 53 |
Наличие инвертора |
нет |
Потребляемая мощность |
не более 4.90 кВт |
Габариты внутреннего блока |
не более 290х835х835 мм |
Хладагент |
R-410A |
Режим работы |
тепло-холод |
Максимальное расстояние между блоками |
50 м |
Пульт управления |
в комплекте ИК |
Декоративная панель |
в комплекте |
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПРЕССОРНО-КОНДЕНСАТОРНОГО (наружного) БЛОКА
Охлаждение |
не менее 14 кВт |
Обогрев |
не менее 15 кВт |
Уровень шума компрессорно-конденгсаторного блока, дБ(А) |
не более 60 |
Наличие инвертора |
нет |
Потребляемая мощность |
не более 4.90 кВт |
Габариты наружного блока |
не более 370х940х1325 мм |
Хладагент |
R-410A |
Электропитание наружного блока |
380-415 В, 3 фазы, 50 Гц |
Режим работы |
тепло-холод |
Рабочий диапазон температур (охлаждение) |
Не ниже от -40 до +40 |
Оборудован низкотемпературным комплектом до минус 40°С. |
В комплекте |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСУШИТЕЛЯ ВОЗДУХА
Производительность по осушению, л/сутки |
не менее 16 |
Объем бака, л |
не менее 5 |
Параметры питания, В/Гц |
220~/50 |
Номинальная потребляемая мощность, Вт, |
не более 300 |
Номинальный ток, А |
1,5 |
Расход воздуха, м/ч |
не менее 160 |
Уровень шума, дБ(А) |
не более 39 |
Размеры прибора, мм |
не более 276x235x500 |
Товар должен отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, охраны окружающей среды (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), а также требованиям сертификации, безопасности, если такие требования предъявляются к соответствующим товарам законодательством Российской Федерации. Важным условием для закупки является наличие действующего Экспертного заключения соответствия продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям.
Корпус и элементы Товара не должны иметь дефектов, потертостей, царапин, сколов, вмятин, дефектов окраски и следов вскрытия.
Товар должен иметь необходимые маркировки, наклейки, отражающие информацию о наименовании товара, включающую в себя сведения о товарном знаке, марке, модели, артикуле и модификации оборудования.
На кондиционер и осушитель воздуха выдается гарантийный талон.
При рассмотрении жалобы, Заявитель сообщил, что характеристики осушителя воздуха фактически указывают на конкретного производителя оборудования – Royal Clima DR-S16-E. По мнению Заявителя, поставка эквивалентного оборудования в данном случае невозможно.
В связи с данным фактом, Комиссия Пермского УФАС России запросила у ПФИЦ УрО РАН в срок до 05.02.2021 доказательства (при наличии) опровергающие доводы о том, что под характеристики указанные в техническом задании подходит оборудование нескольких производителей, либо обоснование (при наличии) потребности закупки товара одного производителя без возможности поставки эквивалента.
В своем ответе (вх. № 001745 от 04.02.2021 г.) ПФИЦ УрО РАН указало, что в соответствии с указанными в Приложении № 2 характеристиками возможно поставить три осушителя воздуха:
- Royal Clima DR-S16-E;
- Cooper & Hunter CH-D007WD2;
- Mitsubishi Electric MJ-E20BG-R1.
При этом Заказчик указал web-ссылки с техническими характеристиками указанного оборудования.
Комиссия антимонопольного органа проанализировала оборудование, содержащегося в перечне и пришла к следующим выводам.
Осушитель воздуха фирмы Royal Clima DR-S16-E полностью соответствует заявленным техническим характеристикам (Приложение № 2).
Осушитель воздуха фирмы Cooper & Hunter CH-D007WD2 не соответствует заявленным техническим характеристикам (Приложение № 2):
- заявленная емкость бака составляет 4,8 л. (требуемая емкость бака не менее 5 л.);
- заявленные габариты - 262х353х528 мм. (требуемые габариты не более 276x235x500 мм.);
- у данной модели не индексируется и ничем не подтверждается номинальный ток, в размере 1,5 А и расход воздуха в размере не менее 160 м/ч.
Из этого следует, что оборудование фирмы Cooper & Hunter CH-D007WD2 не соответствует заявленным техническим характеристикам (Приложение № 2), следовательно, поставка такого оборудования невозможна.
Осушитель воздуха фирмы Mitsubishi Electric MJ-E20BG-R1 не соответствует заявленным техническим характеристикам (Приложение № 2):
- заявленная емкость бака составляет 4,5 л. (требуемая емкость бака не менее 5 л.);
- заявленные габариты - 217х384х500 мм. (требуемые габариты не более 276x235x500 мм.);
- заявленный номинальный ток 1,7 А (требуемый номинальный ток 1,5 А);
- заявленная номинальная потребляемая мощность составляет 365 Вт (требуемые номинальная потребляемая мощность не более 300 Вт).
Таким образом, оборудование фирмы Mitsubishi Electric MJ-E20BG-R1 не соответствует заявленным техническим характеристикам (Приложение № 2), следовательно поставка такого оборудования невозможна.
Из указанных обстоятельств следует, что из представленного Заказчиком перечня оборудования (в ответе на запрос) техническим характеристикам (Приложение № 2) соответствует лишь осушитель воздуха Royal Clima DR-S16-E. Таким образом, организатор торгов фактически в тексте Извещения установил возможность поставки оборудования исключительно с товарным знаком Royal Clima и модели обоурдования DR-S16-E.
Соответственно отсутствие возможности поставки эквивалента, установленное Заказчиком в Извещении, нарушает требования пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в связи, с чем Комиссия признает жалобу Заявителя обоснованной.
В связи с тем, что у Комиссии антимонопольного органа отсутствуют сведения о наличии заключенного договора (в системе ЕИС также отсутствует заключенный договор), Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания о внесении изменений в Извещение в части возможности представления к поставке товара-эквивалента.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ИП Чащина С.А. (вх. № 000700) на действия ПФИЦ УрО РАН, Закупочной комиссии ПФИЦ УрО РАН при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку и монтаж кондиционера и осушителя воздуха для нужд «ИМСС УрО РАН» (извещение № 32109888574, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
- Установить в действиях ПФИЦ УрО РАН нарушение части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Выдать ПФИЦ УрО РАН обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений
Зам. Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.