Решение б/н жалоба индивидуального предпринимателя Кислицина Дмитрия Арк... от 16 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

Индивидуальный предприниматель

Кислицин Дмитрий Аркадьевич

614030, г. Пермь, ул. Маршала Толбухина, д. 23, кв. 151

kyslicin-ip59@mail.ru

 

ГАУЗ ПК «ГКБ №4»

614107, г. Пермь, ул. Ким, 2

olgamts@h4.perm.ru

hosp4perm@mail.ru

 

Закупочная комиссия ГАУЗ ПК «ГКБ №4»

614107, г. Пермь, ул. Ким, 2

olgamts@h4.perm.ru

hosp4perm@mail.ru

 

Электронная торговая площадка

АО «Единая электронная торговая площадка»

info@roseltorg.ru  

ko@roseltorg.ru  

 

 

 

Дело № 059/07/3-1061/2021

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе индивидуального предпринимателя

Кислицина Дмитрия Аркадьевича (вх. № 016965)

 

«11» ноября 2021 г.                                                                                                                       г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:     

<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителей ГАУЗ ПК «ГКБ №4» – <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), без участия индивидуального предпринимателя Кислицина Дмитрия Аркадьевича (надлежащим образом уведомлен),

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Кислицина Дмитрия Аркадьевича (вх. № 016965) (далее – Заявитель), на действия ГАУЗ ПК «ГКБ №4» (ИНН: 5906149305), Закупочной комиссии ГАУЗ ПК «ГКБ №4» (далее – Организатор торгов) при организации и проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по удалению медицинских отходов класса «Б» и части класса «Г» с территории Государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница №4» (извещение № 32110669362, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

11.10.2021 г. в адрес Управления поступила жалоба Заявителя доводы которой сводятся к обжалованию положений закупочной документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы и отзыв на жалобу, в котором указывает на отсутствие нарушений при организации и проведении закупки.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам. 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница №4», утвержденным решением наблюдательного совета (Протокол 75з от «10» сентября 2021 г.) (далее – Положение), Извещением о проведении конкурса в электронной форме (далее – Извещение), Документацией о проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по удалению медицинских отходов класса «Б» и части класса «Г» с территории Государственного автономного учреждения здравоохранения  Пермского края «Городская клиническая больница №4» (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 24.09.2021 г., дата окончания подачи заявок – 12.10.2021 г., дата подведения итогов закупки – 12.10.2021 г.

Заявитель, ознакомившись с положениями Извещения и Документации, обратился в антимонопольный орган с настоящей жалобой, доводы которой сводятся к следующему:

1) Заказчиком неправомерно объединена деятельность по удалению медицинских отходов класса «Б» и класса «Г»;

2) Значимость критерия «Цена договора» не соответствует требованиям Положения;

3) В Документации установлено неправомерное требование о предоставлении в составе заявки «заключения Роспотребнадзора о соответствии производственной площадки требованиям САНПИН».

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлен перечень сведений, которые должны быть указаны в документации о конкурентной закупке.

2.1. Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Документации, установлено, что по договору, заключаемому по итогам закупки, на участника будут возложены обязанности по оказанию услуг по удалению медицинских отходов класса «Б» и части класса «Г» с территории ГАУЗ ПК «ГКБ №4», которые включают в себя: предоставление расходного материала, сбор (в т.ч. вывоз), транспортирование (в т.ч.  погрузочно-разгрузочные работы), обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов с I-IV класса опасности за исключением ртутьсодержащих отходов, в соответствии СанПин 2.1.3684-21.

В жалобе Заявитель ссылается на то обстоятельство, что Заказчиком неправомерно объединены обязанности по удалению медицинских отходов класса «Б» и по удалению медицинских отходов класса «Г».

Понятие медицинских отходов раскрыто в ч. 1 ст. 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" № 323-ФЗ от 21.11.2011, согласно которой под медицинскими отходами понимаются все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.

На основании части 2 указанной нормы права медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:

1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;

3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

5) класс "Д" - радиоактивные отходы.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 681 от 04.07.2012 в соответствии со статьей 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" № 323-ФЗ от 21.11.2011 утверждены "Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания".

Согласно данному постановлению, критерием опасности медицинских отходов класса "Г" является наличие в их составе токсичных веществ.

В основу классификации медицинских отходов по степени их опасности согласно статье 49 Федерального закона № 323-ФЗ и "Критериям разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 681 от 04.07.2012, положена их эпидемиологическая, токсикологическая и радиационная опасность для населения.

Порядок обращения с медицинскими отходами в силу прямого указания части 3 статьи 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлен законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с медицинскими отходами, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемиологическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 3.

Согласно СанПиН 2.1.3684-21 медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности, в том числе класс "Г" - токсикологические опасные отходы 1-4 класса опасности, к которым относятся, в том числе ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Пунктом 161 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что обращение с медицинскими отходами класса Г осуществляется в соответствии с требованиями настоящей главы Санитарных правил.

Транспортирование, обезвреживание и захоронение медицинских отходов класса Г осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (пункт 205 СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности относится к лицензируемым видам деятельности.

Пунктом 2.6 Технического задания также предусмотрено, что оказание услуг по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обеззараживанию, размещению отходов I-IV класса опасности осуществляется лицензированной организацией.

При этом, разделом 3 Документации установлено, что заявку на участие в конкурсе в электронной форме может подать любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Таким образом, при отсутствии соответствующей лицензии участник закупки вправе подать коллективную заявку, объединившись с лицом, у которого имеется данная лицензия.

Из материалов дела следует, что объединение обязанностей по удалению медицинских отходов класса «Б» и по удалению медицинских отходов класса «Г» обусловлено тем, что для сбора и хранения как медицинских отходов класса «Б», так и медицинских отходов класса «Г» используется единое помещение, в котором указанные отходы находятся до вывоза специализированной организацией. В силу того, что данное помещение является ограниченным по кругу лиц, имеющих к нему доступ, а также по причине эпидемиологической и токсикологической опасности, целесообразным для Заказчика будет вывоз отходов из данного помещения именно в рамках одного договора.

Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02 октября 2017 года № 309-КГ17-7502).

Согласно правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного 16.05.2018, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Из изложенного следует, что Заказчик, учитывая собственные потребности, которые в рассматриваемом случае направлены на оказание услуг по удалению медицинских отходов класса «Б» и части класса «Г», вправе устанавливать к участникам требования с учетом особенностей осуществляемой Заказчиком деятельности.

В рассматриваемом случае заключение по итогам спорной закупки договора на оказание услуг по удалению медицинских отходов класса «Б» и части класса «Г» обусловлено тем, что медицинские отходы указанных классов находятся в одном помещении, доступ к которому предоставляется ограниченному кругу лиц, а также эпидемиологической и токсикологической опасностью данного помещения.

Помимо этого, заключение именно одного договора по оказанию соответствующих услуг наибольшим образом позволит обеспечить реализацию принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, закрепленного пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

При этом, в целях исключения возможного ограничения конкуренции Заказчиком предусмотрено право объединения нескольких заинтересованных лиц в составе коллективного участника, что позволяет лицу, не обладающему соответствующей лицензией, принять участие в спорной процедуре на стороне коллективного участника, в состав которого будет входить лицо, имеющее необходимую лицензию. Также в материалы дела не представлены доказательства установления Заказчиком именно излишних, чрезмерных требований к участникам закупки.

Учитывая изложенное, указанный довод признан Комиссией несостоятельным.

2.2. Согласно Приложению № 7 к Документации, одним из критериев оценки поданных заявок является «Цена договора». Значимость указанного критерия составляет 30%.

Как указывает Заявитель, закрепленная значимость данного критерия не согласуется с пунктом 2.12.3 Положения.

Пунктом 2.12.3 Положения, которым руководствовался Заказчик на момент публикации Извещения, установлено, что в документации о закупке должны быть установлены величины значимости каждого критерия оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений. При установлении величин значимости критериев оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений заказчик применяет предельные значения величин значимости критериев оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленные Правительством Российской Федерации. Сумма величин значимости всех критериев оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений должна составлять сто процентов.

Вместе с этим, предельные значения величин значимости критериев оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закреплены в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085).

Пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 закреплено, что значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.

Приложением к Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены предельные величины значимости критериев оценки, в том числе минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) при закупке:

1. Товаров, за исключением отдельных видов товаров – 70 %;

2. Работ, услуг за исключением отдельных видов работ, услуг – 60 %;

3. Отдельных видов товаров, работ, услуг – 40 %.

При этом, значимость стоимостного критерия «Цена договора», установленного Документацией, составляет 30 %.

Из изложенного следует, что Положением предусмотрено требование о том, что при установлении величины значимости критериев Заказчику следует руководствоваться предельными значениями величин значимости критериев оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленных Правительством Российской Федерации. При этом Правительством Российской Федерации установлены соответствующие предельные значения величин значимости критериев оценки заявок, которыми закреплена минимальная значимость стоимостных критериев, которой значимость стоимостного критерия «Цена договора», установленная положениями Документации, не соответствует.

Таким образом, Заказчиком в нарушение требований пункта 2.12.3 Положения, которым он руководствовался при организации и проведении спорной закупки, неверно установлена значимость стоимостного критерия «Цена договора».

2.3. В соответствии с разделом 5 Документации, в состав заявки должно быть включено «заключение Роспотребнадзора о соответствии производственной площадки требованиям САНПИН», подтверждающее наличие у участника закупки оборудования, объема других материальных ресурсов для исполнения договора, имеющихся на праве собственности или ином законном основании. При этом, отсутствие в составе заявки данного документа не является основанием для отказа в допуске участнику закупок к участию в конкурсе в электронной форме.

Пунктом 3 Приложения № 7 к Документации также установлено, что наличие вышеуказанного заключения подтверждает наличие у участника конкурса на праве собственности и ином законном основании производственной базы, оснащенной необходимым оборудованием, что является предметом оценки по критерию «Наличие оборудования, объем других материальных ресурсов» (значимость критерия – 20 %).

Заявитель указывает, что «заключение Роспотребнадзора о соответствии производственной площадки требованиям САНПИН», с учетом деятельности, которую будет осуществлять участник по договору, заключаемому по итогам закупки, невозможно включить в состав заявки ввиду того, что данное заключение не выдается органом, на который указывает Заказчик.

В целях подтверждения (опровержения) указанных обстоятельств Пермским УФАС России в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) был направлен запрос о предоставлении информации (исх. № 012732-21 от 19.10.2021 г.).

В представленных пояснениях (вх. № 017659) Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю указывает, что органами Роспотребнадзора не осуществляется выдача «заключений о соответствии производственной площадки требованиям САНПИН», которые требует Заказчик.

В ответ на пояснения Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю (вх. № 018153) Заказчик указывает, что при формировании положений закупочной документации была допущена техническая ошибка.

Из пояснений Заказчика следует, что требование о предоставлении «заключения Роспотребнадзора о соответствии производственной площадки требованиям САНПИН» сформулировано некорректно. В действительности, требованиям Заказчика будет соответствовать «Санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии проекта санитарно-защитной зоны для производственной площадки государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам» (согласно представленным Заказчиком документам).

Из изложенного следует, что требование о необходимости включения в состав заявки «заключения о соответствии производственной площадки требованиям САНПИН» создает правовую неопределенность в оценке заявок по критерию «Наличие оборудования, объем других материальных ресурсов» (значимость критерия – 20 %) поскольку фактически предоставить указанный документ в составе заявки не представляется возможным в силу того, что соответствующее заключение органами Роспотребнадзора не выдается. В связи с этим, права лиц подавших заявки на участие в конкурентной процедуре могут быть нарушены.

С учетом изложенного, действия Заказчика по формированию положений Документации не согласуются с принципами, изложенными в статье 3 Закона о закупках, а также противоречат требованиям, предъявляемым к закупочной документации и закрепленным в части 10 статьи 4 Закона о закупках, в связи с чем, заявленный довод признан Комиссией обоснованным.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Из буквального толкования приведенной нормы не следует обязанности контрольного органа по выдаче предписаний об устранении нарушения в каждом случае выявления такого нарушения. Данная норма права предоставляет антимонопольному органу возможность самостоятельно определить такую необходимость в зависимости от конкретных фактических обстоятельств.

Таким образом, основной целью выдаваемого антимонопольным органом предписания об устранении нарушения является его правовосстановительная функция, направленная на устранение выявленного нарушения и восстановление нарушенных прав и законных интересов участника торгов, что может быть достигнуто в административном порядке путем исполнения требований такого предписания (ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом предписание антимонопольного органа не должно обладать в указанной части абстрактным и размытым характером, что свидетельствует о необходимости наличия у административного органа при его выдаче четких, бесспорных и убедительных доказательств того обстоятельства, что выдача им обязательного к исполнению предписания будет служить достижению упомянутых целей и повлечет за собой улучшающие изменения в правовом положении лица, в защиту прав которого такое предписание выдается. Обратное же приведет к несоблюдению баланса частных и публичных интересов, а также принципа стабильности публичных правоотношений, поскольку будет способствовать отнесению на заказчиков обязанностей по осуществлению бесполезных действий, не влияющих на ход и результат конкурентной процедуры.

В рассматриваемом случае несовершенства положений Документации вводят участников в заблуждение в отношении того, какие документы могут быть включены в состав заявки для подтверждения соответствия критерию «Наличие оборудования, объем других материальных ресурсов». Вместе с этим, отсутствие указанных документов в составе заявки не является основанием для ее отклонения. Таким образом, при условии невозможности включения в состав заявки «заключения о соответствии производственной площадки требованиям САНПИН», участники, подавшие заявки, не содержащие указанное заключение, будут находится в равных условиях при их оценке по установленному критерию.

Комиссия также отмечает, что Заявитель не подавал заявку на участие в закупке, при этом не представил доказательств, свидетельствующих о том, что спорные положения Документации препятствовали подаче заявки.

При таких обстоятельствах, с учетом представленных пояснений, а также исходя из имеющихся материалов, Комиссия Пермского УФАС России не может прийти к выводу о том, что выдача обязательного для исполнения предписания, содержащего требование об устранении имеющихся несовершенств закупочной документации, приведет к восстановлению прав Заявителя как участника спорной закупки.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу индивидуального предпринимателя Кислицина Дмитрия Аркадьевича (вх. № 016965) на действия ГАУЗ ПК «ГКБ №4» (ИНН: 5906149305), Закупочной комиссии ГАУЗ ПК «ГКБ №4» при организации и проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по удалению медицинских отходов класса «Б» и части класса «Г» с территории Государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница №4» (извещение № 32110669362, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Установить в действиях ГАУЗ ПК «ГКБ №4», Закупочной комиссии ГАУЗ ПК «ГКБ №4» нарушение п. 2.12.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница №4», утвержденным решением наблюдательного совета (Протокол 75з от «10» сентября 2021 г.), п. 1 ч. 1, ст. 3, ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Предписание не выдавать.   

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                 <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                       <...>

 

                                                                                                                                       <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<...> (342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны