Решение б/н жалоба ООО «Фирма Аудитинформ» (вх. № 010047), на действия А... от 24 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

ООО «Фирма Аудитинформ»

firma-auditinform@mail.ru   

 

АО «Корпорация развития Пермского края»

moiseeva@investperm.ru 

 

Закупочная комиссия АО «Корпорация развития Пермского края»

moiseeva@investperm.ru 

 

Электронная торговая площадка

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

ko@sberbank-ast.ru 

 

 

 

 

Дело № 059/10/18.1-662/2021

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Фирма Аудитинформ» (вх. № 010047)

                 

«22» июня 2021 г.                                                                                                                           г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Члены комиссии:     

<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя ООО «Фирма Аудитинформ» - <...> (по доверенности), представителя АО «Корпорация развития Пермского края» - <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Фирма Аудитинформ» (вх. № 010047) (далее – Заявитель), на действия АО «Корпорация развития Пермского края» (ИНН: 5902198460), Закупочной комиссии АО «Корпорация развития Пермского края» (далее – Организатор торгов) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества «Корпорация развития Пермского края» за 2021, 2022, 2023 г.г. (извещение № 0456000001321000001, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

11.06.2021 г. в адрес Управления поступила жалоба Заявителя, доводы которой указывают на некорректное формирование Заказчиком условий Документации, определяющих порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки».

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы и отзыв на жалобу, в котором указывает на отсутствие нарушений при организации и проведении закупки.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам. 

1. Согласно письму Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП/4072/18 от 24.01.2018 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности" обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности), договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Таким образом, при осуществлении данной процедуры Конкурса Заказчик руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках).

Согласно статье 6 Закона о закупках, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с ч. 2 ст.8 Закона о закупках, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно ч.1 ст. 54.1 Закона о закупках, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2. 01.06.2021 г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0456000001321000001 открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества «Корпорация развития Пермского края» за 2021, 2022, 2023 г.г. (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ) (далее – Извещение), Конкурсная документация открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества «Корпорация развития Пермского края» за 2021, 2022, 2023 г.г. (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ) (далее – Документация).

Заявитель, ознакомившись с Извещением и Документацией, обратился в антимонопольный орган с настоящей жалобой, в которой указывает на неправомерное включение в критерий оценки заявок «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» показателя «Участие участника закупки в федеральном рейтинге аудиторских групп/компаний по итогам за 2018-2019 года самого значимого рейтингового агентства «РАЭКС-Аналитика»». Также Заявитель указывает, что учёт только рейтинга РА «РАЭКС-Аналитика» ограничивает участников, входящих в рейтинг других аккредитованных рейтинговых агентств.

Как указано в ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Согласно п. 4 Правил, Заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ; стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла); предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с п. 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Приложением к разделу 1.8. части 1 Документации (далее – Приложение) регламентируется оценка заявок на участие в открытом конкурсе и критерии этой оценки.

Приложением установлено, что для оценки заявок Заказчиком устанавливаются следующие критерии оценки:

1. Стоимостные - «Цена контракта»;

2. Нестоимостные - «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

В соответствии с разделом 2 Приложения, в содержание критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» включен показатель «Участие участника закупки в федеральном рейтинге аудиторских групп/компаний по итогам за 2018-2019 года самого значимого рейтингового агентства «РАЭКС-Аналитика», по которому присваивается от 0 до 30 баллов.

По данному показателю оценивается участие участника закупки в федеральном рейтинге аудиторских групп/компаний по итогам за 2018-2019 года самого значимого рейтингового агентства «РАЭКС-Аналитика» (https://raex-a.ru/). При этом комиссией оценивается наличие у участника закупки документа (сертификата, свидетельства) об участии в федеральном рейтинге аудиторских групп/компаний РА «РАЭКС-Аналитика» за каждый указанный год: 2018-2019 гг. Количество баллов зависит от сведений, представленных в заявках, подтвержденных участником закупки документально.

Таким образом, Заказчиком установлен критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", который определяется, в том числе по показателю «Участие участника закупки в федеральном рейтинге аудиторских групп/компаний по итогам за 2018-2019 года самого значимого рейтингового агентства «РАЭКС-Аналитика». Согласно пояснениям Заказчика, установление данного показателя обусловлено необходимостью определения наиболее квалифицированного участника закупки, что отвечает потребностям Заказчика.

Проанализировав вышеперечисленные положения законодательства, а также сформированные Заказчиком положения Документации, учитывая обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности и взаимосвязи, руководствуясь пунктом 10 Правил, предусматривающим право заказчика на раскрытие содержания нестоимостных критериев оценки и, принимая во внимание, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить такие требования к объекту закупки (такие показатели (критерии) оценки заявок), которые удовлетворяли бы всех возможных потенциальных участников закупки, Комиссия Пермского УФАС приходит к выводу о том, что при формировании критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в том числе при определении спорного показателя указанного критерия, Заказчиком не нарушены установленные законом требования к формированию данного критерия, в связи с чем, установление в Документации показателя «Участие участника закупки в федеральном рейтинге аудиторских групп/компаний по итогам за 2018-2019 года самого значимого рейтингового агентства «РАЭКС-Аналитика» является правомерным.

Также Комиссия отмечает, что наличие либо отсутствие у одного из участников закупки в данном случае сертификата, свидетельства об участии в федеральном рейтинге аудиторских групп/компаний РА «РАЭКС-Аналитика» за каждый указанный год: 2018-2019 гг., согласно критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки.", не может свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку отсутствие таковых не ведет к отстранению участника от участия в открытом конкурсе.

Комиссия дополнительно сообщает, что судебная практика исходит из того, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки, и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов, состоящих в удовлетворении государственных (муниципальных) нужд при обеспечении экономности и результативности соответствующих бюджетных ассигнований (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2019 № 307-ЭС19-12629, от 21.02.2020 № 303-ЭС19-20549, от 27.02.2020 № 307-ЭС19-21226).

В связи с этим положения главы 6 Закона о контрактной системе должны толковаться и применяться таким образом, чтобы обеспечить восстановление прав участников закупки, исключить возможность злоупотребления правом как со стороны участников закупки, так и заказчиков, обеспечить удовлетворение публичных интересов.

Из пояснений Заявителя следует, что Заявитель не является участником, входящим в рейтинг не только установленного Заказчиком РА «РАЭКС-Аналитика», но и иных аккредитованных федеральных рейтинговых агентств.

Таким образом, даже при включении в Документацию положений о том, что при оценке заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" будут учитываться также рейтинги иных аккредитованных федеральных рейтинговых агентств, а не только РА «РАЭКС-Аналитика», заявка Заявителя (в случае подачи) не можеть быть оценена комиссией Заказчика иным образом.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу жалобу ООО «Фирма Аудитинформ» (вх. № 010047), на действия АО «Корпорация развития Пермского края» (ИНН: 5902198460), Закупочной комиссии АО «Корпорация развития Пермского края» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества «Корпорация развития Пермского края» за 2021, 2022, 2023 г.г. (извещение № 0456000001321000001, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

2. Предписание не выдавать  

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                    <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                         <...>

 

 

                                                                                                                                        <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<...> (342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны