Решение б/н Решение от 29 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


                                                                                                

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

_________________№________________

         

На №  __________  от  ________________

 

 

ООО «ЧОО «Арсенал-Регион»

614000, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 15, оф. 1

Arsenal-region-perm@mail.ru

 

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»

614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15, к. 1, оф. 125

ofzpgu@psu.ru

 

Закупочная комиссия ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»

614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15, к. 1, оф. 125

ofzpgu@psu.ru

 

Электронная торговая площадка

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

Дело № 059/07/3-1406/2020

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ЧОО «Арсенал-Регион» (вх. № 021600)

 

«25» декабря 2020 г.                                                                                                                          г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителей: ООО «ЧОО «Арсенал-Регион» - <...> (по доверенности), ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» – <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), заинтересованного лица (победитель закупки – ООО «ЧОП «Кама-Групп») – <...> (по доверенности),

рассмотрев  жалобу ООО «ЧОО «Арсенал-Регион» (вх. № 021600) (далее – заявитель) на действия ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», Закупочной комиссии ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (далее – организатор торгов), при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по обеспечению охраны объектов, осуществлению контрольно-пропускного режима, сохранности имущества и товарно-материальных ценностей, в том числе с применением кнопки тревожной сигнализации Заказчику (извещение № 32009754250, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.12.2020 в Пермское УФАС России поступила жалоба ООО «ЧОО «Арсенал-Регион» (вх. № 021600), доводы которой указывают на наличие в Документации некорректного способа обеспечения заявки, повлекшего за собой невозможность подачи заявки.

Заказчик с доводами жалоб не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобы, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

 2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермского государственного национального исследовательского университета» (далее – Положение) и Извещением о проведении открытого запроса котировок в электронной форме (далее – Извещение).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 02.12.2020 г., дата окончания приема заявок – 10.12.2020 г., дата подведения итогов - 11.12.2020 г.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Итоговым протоколом открытого запроса котировок в электронной форме № 32009754250/2-3K от 11.12.2020 г. установлено, что в закупке участвовал единственный участник – ООО «ЧОП «Кама-Групп». Открытый запрос котировок в электронной форме был признан несостоявшимся в связи с поступлением единственной заявки на участие в открытом запросе котировок в электронной форме.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках, в  извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения, определенные положением о закупке.

Разделом 6 главы 3 Положения регламентируются условия применения и порядок проведения открытого запроса котировок в электронной форме. Пунктом 12 раздела 6 главы 3 Положения предусмотрено, что в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме должны быть указаны размер обеспечения заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, срок и порядок его предоставления участником закупки, в том числе условия банковской гарантии, если Заказчиком установлено требование обеспечения заявки.

В силу пункта 3 раздела 7 главы 1 Положения, обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств на счет, указанный в документации о закупке, извещении о проведении запроса котировок, или предоставления безотзывной банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в закупке осуществляется участником закупки.

Пунктом 4 раздела 7 главы 1 Положения предусмотрено, что в случае осуществления закупки в электронной форме Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке, извещении о проведении запроса котировок в электронной форме иные способы, требования и (или) порядок предоставления и возврата обеспечения заявки на участие в закупке в электронной форме.

Подразделом «Требование к обеспечению заявок» раздела 6 Извещения регламентировано, что обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или предоставления безотзывной банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в закупке осуществляется участником закупки.

Пунктом 1 подраздела «Порядок внесения обеспечения заявки» раздела 6 Извещения предусмотрено, что при осуществлении закупки денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень банков, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (далее – специальный счет).

Комиссия антимонопольного органа, исследовав материалы жалобы, пришла к следующему выводу.

Из анализа данных норм следует, что Положением предусмотрен неисчерпывающий перечень способов обеспечения заявки при проведении закупки в электронной форме. Заказчик, на основании пункта 4 раздела 7 главы 1 Положения, имеет право установить, в том числе такой способ обеспечения, как внесение денежных средств на специальный счет.

Вместе с тем, при рассмотрении жалобы, Пермским УФАС России был направлен запрос в адрес Электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер» о возможности подать заявку по спорной закупке и обеспечить ее путем внесения денежных средств на специальный счет (исх. № 16808-20 от 22.12.2020 г.)

24.12.2020 г. в адрес Пермского УФАС России поступил ответ на запрос (вх. № 022551), в котором представитель Электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер» сообщил, что внесение денежных средств на специальный счет в качестве обеспечения заявки на участие возможно только по процедурам, проводимым для субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом, исходя из содержания Извещения следует, что спорная закупка не является процедурой проводимой только для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Из материалов жалобы следует, что технически невозможно подать заявку на участие в спорной процедуре с использованием способа обеспечения заявки, как внесение денежных средств на специальный счет. Доказательств обратного не представлено.

Следовательно, организатором торгов не была обеспечена возможность реализации участником права внесения денежных средств на специальный счет надлежащим образом. Таким образом, ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» была создана лишь видимость выбора такого способа обеспечения заявки, как внесение денежных средств на специальный счет. В действительности указанный способ обеспечения невозможно было реализовать.

Таким образом, действия организатора торгов образует нарушение принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

В связи с этим Комиссия антимонопольного органа считает необходимым о выдаче предписания направленного на восстановление нарушенных прав участников спорной закупки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЧОО «Арсенал-Регион» (вх. № 021600) на действия ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», Закупочной комиссии ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по обеспечению охраны объектов, осуществлению контрольно-пропускного режима, сохранности имущества и товарно-материальных ценностей, в том числе с применением кнопки тревожной сигнализации Заказчику (извещение № 32009754250, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
  2. Установить в действиях ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» нарушение п. 2 ч.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений

 

 

Зам. Председателя  Комиссии                                                                                           <...>

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                                               <...>

 

                                                                                                                                                                                                                                                    <...>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны