Решение (комиссия) №1639/23 реш. спецдорстрой от 21 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Дело № 059/07/3-110/2023

 

 

ООО «СпецДорСтрой»

614002, Пермский край, г. Пермь, ул. Чернышевского, д. 28

sds_development@mail.ru

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

617060, Пермский край, г. Краснокамск, ул. Коммунистическая, д. 16

aleksandrsuhih2019@mail.ru

 

Электронная торговая площадка

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «СпецДорСтрой» (вх. № 1916-ЭП/23)

 

 

«15» февраля 2023 г. г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Члены комиссии:

<...>, заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

без участия представителей ООО «СпецДорСтрой» (надлежащим образом уведомлены), без участия представителей Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» (надлежащим образом уведомлены),

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СпецДорСтрой» (вх. № 1916-ЭП/23) (далее также – Заявитель, ООО «СпецДорСтрой») (ИНН: 5903090808) на действия Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» (далее также – МАОУ «СОШ №2») (ИНН: 5916006835; КПП: 591601001; ОГРН:1025901844650) при организации и проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является устройство комплексной площадки для подвижных игр (универсальная игровая площадка) (извещение № 32312062309, опубликовано в ЕИС zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.02.2023 г. в адрес Пермского УФАС Россия поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, доводы которой сводятся к оспариванию порядка размещения информации, оспариванию положений закупочной документации.

Заказчик не согласился с доводами Заявителя, представил письменные пояснения, в которых указал, что считает жалобу необоснованной.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС России к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 1340/23 от 13.02.2023), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

2. При проведении закупки Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг (далее также – Положение), извещением №32312062309, опубликованным на официальном сайте ЕИС 26.01.2023 (далее также – извещение №32312062309), Документацией о закупке «Аукцион в электронной форме. Устройство комплексной площадки для подвижных игр (универсальная игровая площадка) (далее также – Документация), Извещением о проведении аукциона в электронной форме на устройство комплексной площадки для подвижных игр (универсальная игровая площадка, в составе Документации (далее также – Извещение)

В соответствии с указанными документами:

Дата начала срока подачи заявок: 26.01.2023 00:00 (МСК+2);

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика): 10.02.2023 08:00 (МСК+2);

Дата подведения итогов: 16.02.2023 (МСК+2).

По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, которые сводятся к тому, что Заказчик в соответствии с закупочной документацией фактически организует и проводит закупку для субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом Заказчиком при размещении сведений с использованием программно-аппаратных средств ЕИС и ЭТП установлено, что закупка осуществляется на общем основании, без ограничения количества участников в виде исключительно субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Ознакомившись с доводом Заявителя, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.7

По смыслу ч. 2 ст. 3.4 конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

Согласно п. 2.1 Раздела 2 Извещения в составе Документации, участником настоящего аукциона в электронной форме является только юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

По смыслу п. 2.3 Раздела 2 Извещения в составе Документации, заявки на участие в аукционе в электронной форме оформляются согласно требованиям к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в пункте 13 Информационной карты (Раздел 2 настоящей документации) в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ, Положением о закупке для Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2», статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ, Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (утв. постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352) и регламентом электронной площадки «РТС-тендер».

При этом, п. 13.2 Раздела 2 «Информационная карта» Документации требует представить в составе второй части заявки на участие в закупки сведения и документы, полностью корреспондирующие перечню, указанному в ч. 19.1 ст. 3.4 Закона о защите конкуренции. Следовательно, в соответствии с Документацией, круг участников рассматриваемой закупки фактически ограничен субъектами малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п. 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (ред. от 20.12.2022) "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также – Положение №1352) закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом о закупках (далее соответственно - положение о закупке, Федеральный закон), торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно п. 2.4 Письма Минфина России от 06.11.2018 N 24-06-08/79659 "Об осуществлении закупок в электронной форме» оператор электронной площадки вправе взимать плату с лица, с которым заключается договор, в размере, не превышающем 5 тыс. рублей без учета налога на добавленную стоимость, по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемой в соответствии со статьей 3.4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением №32312062309 аукцион проводится с использованием программно-аппаратных средств электронной торговой площадки ООО «РТС-Тендер» (www.rts-tender.ru).

Комиссия Пермского УФАС России, изучив извещение №32312062309, а также карточку закупки, размещенную на официальном сайте ООО «РТС-Тендер» (www.rts-tender.ru) отмечает, что в извещении в ЕИС, а также на сайте ЭТП отсутствует информация о том, что закупка осуществляется только с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанное подтверждается следующим.

В соответствии с официальными данными о действующих тарифах на участие в закупках по Закону о закупках, установленных ООО «РТС-Тендер», стоимость участия в таких закупках зависит от того, организует ли Заказчик закупку на общих основаниях, либо только для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, в соответствии с данными официального сайта ООО «РТС-Тендер» тариф для участника закупки, участие в которой могут принимать только субъекты малого и среднего предпринимательства, составляет 0 рублей при проведении конкурентной закупки с участием только субъектов МСП с НМЦ до 100 000 рублей (включительно), 1% от НМЦ, но не более 5 000 рублей (не включая НДС) при проведении конкурентной закупки с участием только субъектов МСП с НМЦ свыше 100 000 рублей (Плата взимается с лица, с которым заключается договор по результатам проведения электронной процедуры, в том числе признанного уклонившимся от заключения договора).

В свою очередь, разовое участие в закупке, проводимой в соответствии с Законом о закупках на общих основаниях, при подаче заявки по конкретному лоту варьируется от 0 рублей до 24 900 рублей в зависимости от размера НМЦ.

В своей жалобе Заявитель отмечает, что для участия в организованной Заказчиком закупке применяется установленный ООО «РТС-Тендер» тариф в размере 7900 рублей.

В соответствии с перечнем тарифов ООО «РТС-Тендер» при подаче заявки на участие в конкурентной закупке, проводимой на общих основаниях в порядке, установленном Законом о закупках, при условии, что начальная максимальная цена договора составляет от 3 000 000,01 рублей до 5 000 000 рублей составляет 7900 рублей.

По смыслу п. 6.1 раздела 2 «Информационная карта» Документации начальная максимальная цена договора составляет 3 999 757,20 рублей. Учитывая изложенное, для подачи заявки с использованием программно-аппаратных средств ЭТП «РТС-Тендер» потенциальный участник закупки должен заплатить 7 900 рублей. При этом, по смыслу действующего законодательства, в случае, если закупка проводится исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства тариф за участие в закупке не может превышать 5000 рублей.

Таким образом, установление Заказчиком в Документации правил о проведении закупки только для субъектов малого и среднего предпринимательства одновременно с размещением извещения в ЕИС, сведений на официальном сайте ЭТП без учета особенностей закупок с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства недопустимо и может привести к ограничению конкуренцию.

Учитывая изложенное, жалоба признается Комиссией Пермского УФАС России обоснованной, в действиях Заказчика устанавливается нарушение п.п. 1,2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Комиссия Пермского УФАС России считает возможным дополнительно отметить следующее. В соответствии с письменными пояснениями Заказчика, ограничение на участие в закупке не установлено, круг участников не ограничен, закупка проводится на общих основаниях. Изучив Положение, регламентирующее организацию и проведение аукциона в электронной форме на общих основаниях, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что положения Документации (раздел 13.2) противоречит правилам, установленным Положением (п. 3.7.6, п. 3.7.7.). С учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа критически относится к доводу Заказчика о том, что закупка осуществляется на общих основаниях, без ограничения круга субъектов представителями малого и среднего предпринимательства.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СпецДорСтрой» (вх. № 1916-ЭП/23) (ИНН: 5903090808) на действия Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» (далее также – МАОУ «СОШ №2») (ИНН: 5916006835; КПП: 591601001; ОГРН:1025901844650) при организации и проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является устройство комплексной площадки для подвижных игр (универсальная игровая площадка) (извещение № 32312062309, опубликовано в ЕИС zakupki.gov.ru), обоснованной.

2.Установить в действиях Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» нарушение п.п. 1,2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3.Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.

 

 

 

Заместитель председателя комиссии

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

<...>

Р.О. Колмаков

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

<...>,

(342) 235-10-36

 

 

 

2023-1894

 

 

Связанные организации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»
ИНН 5916006835, ОГРН 1025901844650
СпецДорСтрой
ИНН 5903090808, ОГРН 1085903006771
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666