Решение б/н Решение от 26 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
26.11.2020 г. № 15668-20
На № __________ от ________________
|
ООО «Вирсо»
125310, г. Москва, ул. Митинская, д. 55, корп. 1, эт. 2, пом. 1, ком. 32
info@virso.su, ooovirso@yandex.ru
АО «ОДК-Авиадвигатель»
614990, г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, 93, корп. 61
office@avid.ru
Закупочная комиссия АО «ОДК-Авиадвигатель»
614990, г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, 93, корп. 61
office@avid.ru
Электронная торговая площадка
АО «Агентство по государственному заказу
Республики Татарстан»
info@mail.zakazrf.ru
Для сведения:
Пермская прокуратура по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах
rezhim@prokurorperm.ru
Дело № 059/07/3-1342/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Вирсо» (вх. № 020195)
«26» ноября 2020 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
посредством видеоконференцсвязи, после объявленного перерыва, без участия сторон (надлежащим образом уведомлены);
рассмотрев жалобу ООО «Вирсо» (вх. № 020195) (далее – заявитель) на действия АО «ОДК-Авиадвигатель» (ИНН: 5904000620) (далее – организатор торгов), Закупочной комиссии АО «ОДК-Авиадвигатель» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку, монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию с проведением тестовых испытаний испытательной установки по определению характеристик усталостной прочности (далее – Оборудование), а так же инструктаж персонала работе на Оборудовании (извещение № 32009357687, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
18.11.2020 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой указывают на неправомерное отстранение от закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Единым положением о закупке государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение) и Документацией о закупке по конкурсу в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку, монтаж, пуско-наладку и ввод в эксплуатацию с проведением тестовых испытаний испытательной установки по определению характеристик усталостной прочности (далее – оборудование), а также инструктаж персонала работе на оборудовании (далее – Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 28.07.2020 г., дата окончания приема заявок – 28.08.2020 г., дата подведения итогов - 09.10.2020 г.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протоколом № 299-954-20 от 09.10.2020 г. установлено, что заявка участника №2 (ООО «Вирсо») заняла первое место в ранжировке с предложенной ценой договора: 24 000 000,00 рублей (Двадцать четыре миллиона рублей 00 копеек), включая НДС 20%, с объемом поставляемой продукции: 2 штуки, 2 единицы; сроком исполнения договора: со дня заключения договора и до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору, но не позднее 30 июня 2021 г.; сроком поставки Оборудования: 155 календарных дней со дня перечисления первого платежа (аванса) заказчиком; сроком выполнения работ: 5 календарных дней со дня подписания сторонами товарной накладной; сроком предоставления гарантии качества продукции: 36 месяцев со дня подписания сторонами акта приема-сдачи пусконаладочных работ и ввода Оборудования в эксплуатацию.
Пунктом 4.22.1 Документации предусмотрено, что договор по итогам закупки заключается в срок, указанный в п. 37 информационной карты. В соответствии с пунктом 37 Информационной карты срок составляет не ранее, чем через 10 дней и не позднее 20 дней со дня официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки, с учетом особенностей, предусмотренных документацией о закупке.
При этом, протоколом № 299-1122-20 от 11.11.2020 г. 1. Участник №2 (ООО «Вирсо») отстраняется от участия в закупке в связи с предоставлением недостоверных сведений. Организатор закупки запросил сведения о характеристиках оборудования, предлагаемого участником-победителем. Информация, предоставленная в составе первой части заявки Участником №2, а именно: масса, длина и ширина оборудования является недостоверной. Массогабаритные показатели оборудования, указанные участником-победителем полностью дублируют значения данных параметров, представленные в конструктивных требованиях к оборудованию формы Технического предложения (приложение №1 к первой части заявки). При этом, параметры, указанные производителем оборудования, являются точными: масса, кг: 1300; длина, мм: 700; ширина, мм: 520. Также фирма-производитель указывает гарантийный срок оборудования 12 месяцев, Участник №2 – 36 месяцев. В предоставленных в составе заявки документах отсутствуют сведения о возможности предоставления гарантийных обязательств в расширенном диапазоне со стороны участника-победителя. Кроме того, в составе первой части заявки Участника № 2 отсутствует четкая информация о соответствии международным требованиям по безопасности и номер средства измерения в государственном реестре средств измерений Российской Федерации (не указаны реквизиты документов).
Кроме того, спорная закупка была признана несостоявшейся, так как требованиям документации о закупке соответствует только одна заявка, поданная на участие в закупке. Закупочной комиссией принято решение заключить договор с участником закупки с идентификационным номером Участник № 1 на следующих условиях: цена договора: 39 750 000,00 рублей (Тридцать девять миллионов семьсот пятьдесят тысяч рублей 00 копеек), включая НДС 20%, с объемом поставляемой продукции: 2 штуки, 2 единицы; сроком исполнения договора: со дня заключения договора и до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору, но не позднее 30 июня 2021 г.; сроком поставки Оборудования: 185 календарных дней со дня перечисления первого платежа (аванса) заказчиком; сроком выполнения работ: 7 календарных дней со дня подписания сторонами товарной накладной; сроком предоставления гарантии качества продукции: 24 месяца со дня подписания сторонами акта прима-сдачи пусконаладочных работ и ввода Оборудования в эксплуатацию.
В соответствии с п.11.7.1 Положения, п.4.20.1 документации о закупке закупочная комиссия Заказчика в любой момент вплоть до подписания договора должна отстранить участника от дальнейшего участия в закупке в случаях: обнаружения недостоверных сведений в заявке, существенных для допуска данного участника к закупке или для оценки его заявки, при наличии документального подтверждения их недостоверности.
В жалобе Заявитель указывает, что он был неправомерно отстранен, поскольку ООО «Вирсо» предложила в своей заявке серийно производимое оборудование с характеристиками, полностью соответствующими Техническому заданию закупочной документации. ООО «Вирсо» указывает, что икаких сведений, подтверждающих отсутствие у завода-изготовителя возможности изготовить серийное оборудование по требованиям технического задания Заказчиком не представлено. Большинство производителей имеет возможность корректировать характеристики выпускаемой ими продукции, в том числе масса-габаритные параметры, в зависимости от потребностей заказчиков. По мнению ООО «Вирсо» не является исключением и производитель предлагаемого нами оборудования - компания Changchun Qianbang Testing Equipment Co., Ltd, КНР. В подтверждение данного факта Заявитель приложил письмо от 17 ноября 2020 года о возможности:
- поставить требуемое организатором торгов оборудование;
- расширить срок гарантийных обязательств до 36 месяцев.
При рассмотрении жалобы, представитель организатора торгов сообщил, что в соответствии с п. 3 ч. 10 ст.4 Закона о закупках, п. 12.3.6 (9) Положения в документации о закупке Заказчиком указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик согласно техническому предложению. При этом, в составе заявки участником закупки должны предоставляться конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации, в том числе, касательно параметров Оборудования. Параметры Оборудования, указанные производителем, компанией «Changchun Qianbang Testing Equipment Co.,Ltd», являются точными: масса , кг: 1300; длина, мм: 700; ширина, мм: 520. Однако, массогабаритные показатели оборудования, указанные Заявителем в техническом предложении, представленном в составе первой части заявки (п.7.1, 7.2), полностью дублируют значения данных параметров, представленные вконструктивных требованиях к оборудованию формы технического предложения документации о закупке.
При этом, по мнению организатора торгов, фирма-производитель указывает гарантийный срок 12 месяцев, участник-победитель в своей заявке обозначил гарантий срок в размере 36 месяцев. В предоставленных в составе заявки документах, а также документах, приложенных к жалобе, отсутствуют сведения о возможности предоставления гарантийных обязательств в расширенном диапазоне со стороны Заявителя. Гарантийное письмо, представленное Заявителем, не содержит информации о возможности предоставления ООО «Вирсо» услуг сервисного сопровождения эксплуатации и расширения гарантийных сроков.
Представители АО «ОДК-Авиадвигатель» также отмечают, что в техническом предложении документации о закупке (форма 1) пунктами 9.2, 15 установлены требования к номеру средства измерения в Государственном Реестре средств измерений Российской Федерации (указать номер <...> точно). Однако Заявитель не указал точное значение параметра (номер средства измерения в государственном реестре средств измерений Российской Федерации). Информация о наличии средства измерений (Оборудования) в Государственном Реестре средств измерений Российской Федерации отсутствует и в публичном разделе Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, находящимся в открытом доступе для всех заинтересованных сторон.
Кроме того, согласно документации о закупке к заявке на участие в закупке прилагается справка о наличии опыта с приложением подтверждающих документов (форма 6, приложение 2 ко второй части заявки). Заявитель предоставил в составе заявки сведения о 5 договорах, ни один из которых не был принят к зачету в связи с тем, что продукция, поставляемая в рамках приложенных договоров, не являлась продукцией сопоставимого характера: оборудование не электро-резонансного типа, не позволяющее проводить испытания металлических образцов согласно ASTME 466, ГОСТ 25.502 в диапазоне частот не менее 60-250 Гц.
Оценив заявку участника и все имеющиеся на момент рассмотрения жалобы документы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Так, требования к составу заявки указаны в Приложении №3 к информационной карте (далее – Требования к составу заявки).
Пунктом 2 Требований к составу заявки предусмотрено, что заявка должна содержать техническое предложение (форма 2) по форме, установленной в подразделе 7.2.
В техническом предложении (форма 2) указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), эксплуатационные характеристики или качественные характеристики товара.
В частности пунктом 9.2 технического предложения (форма 2) указано, что участникам нужно указать номер средства измерения в Государственном Реестре средств измерений Российской Федерации. В этом же техническом предложении (форма 2) имеется примечание № 15, которое гласит так: «Технические характеристики оборудования должны указываться точно, исключая возможность двойного толкования. Не допускается использование значений «да», «соответствует», а также иные подобные значения».
При этом, согласно пункту 4.14.12 Документации, закупочная комиссия отклоняет первую часть заявки участника процедуры закупки по следующим основаниям:
(1) непредставление в составе первой части заявки документов и сведений, предусмотренных приложением № 3 к информационной карте; нарушение требований подраздела 4.5 к содержанию и составу первой части заявки;
(2) несоответствие предлагаемой продукции и/или условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 8 – 9 и п. 13 информационной карты;
(3) несоблюдение требований, установленных в подразделе 4.6, п. 14 информационной карты и в форме подраздела 7.2, к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки;
(4) наличие в составе первой части заявки недостоверных сведений.
Электронной торговой площадкой к заседанию Комиссии антимонопольного органа были представлены заявки участников.
Из анализа заявки ООО «Вирсо» следует, что Участником №2 в пункте 9.2 Технического предложения, входящего в первую часть заявки, было указано следующее: «Будет предоставлен вместе с поставкой оборудования».
Комиссия Пермского УФАС отмечает, что такое указание номера средства измерения в Государственном Реестре средств измерений Российской Федерации нарушает примечание №15, которое содержит правило заполнения данной графы.
Следовательно, заявка ООО «Вирсо» подлежала отклонению в соответствии с пп. 3 п. 4.14.12 Документации на стадии оценки первых частей заявки, поскольку участником не были соблюдены требования, установленные в подразделе 4.6, п. 14 информационной карты и в форме подраздела 7.2, к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки.
В связи с этим, доводы жалобы относительно некорректного указания массогабаритности и расширенного срока гарантийных обязательств не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку заявка данного участника имела безусловное основание для отклонения.
Закупочная комиссия АО «ОДК-Авиадвигатель» допустив до участия заявку ООО «Вирсо», впоследствии признав победителем закупки, а позже отстраненным, по мнению Комиссии антимонопольного органа, нарушила пп. 3 п. 4.14.12 Документации и аналогичный пп. 4 п. 12.8.11 Положения.
Следовательно, члены закупочной комиссии АО «ОДК-Авиадвигатель» допустили данного участника до участия в закупке, несмотря на несоответствие заявки Заявителя требованиям Документации. Такое поведение приводит к нарушению принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).
Таким образом, заявка ООО «Вирсо» впоследствии была обоснована отстранена по причине имеющихся в составе заявки нарушений Документации. Из этого следует, что довод относительно неправомерного отстранения является необоснованным.
Согласно положениям части 1 и 20 статьи 18.1, пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения жалобы вправе вынести предписание заказчику, в частности, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов и т.д. Выдача предписания направлена на восстановление нарушенных организатором торгов прав Заявителя, поскольку в данном случае права Заявителя никак не нарушены и его заявка подлежала отклонению на раннем этапе рассмотрения заявок (при рассмотрении первых частей заявок), необходимость в выдаче предписания отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Вирсо» (вх. № 020195) на действия АО «ОДК-Авиадвигатель» (ИНН: 5904000620), Закупочной комиссии АО «ОДК-Авиадвигатель» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку, монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию с проведением тестовых испытаний испытательной установки по определению характеристик усталостной прочности (далее – Оборудование), а так же инструктаж персонала работе на Оборудовании (извещение № 32009357687, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), необоснованной;
- Установить в действиях Закупочной комиссии АО «ОДК-Авиадвигатель» нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пп. 4 п. 12.8.11 Единым положением о закупке государственной корпорации «Ростех».
- Предписание не выдавать.
Зам. Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.