Решение б/н Решение от 26 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


                                                                                                

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

26.11.2020 г. № 15668-20

         

На №  __________  от  ________________

 

ООО «Вирсо»

125310, г. Москва, ул. Митинская, д. 55, корп. 1, эт. 2, пом. 1, ком. 32

info@virso.su, ooovirso@yandex.ru

 

 

АО «ОДК-Авиадвигатель»

614990, г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, 93, корп. 61

office@avid.ru

 

Закупочная комиссия АО «ОДК-Авиадвигатель»

614990, г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, 93, корп. 61

office@avid.ru

 

Электронная торговая площадка

АО «Агентство по государственному заказу

Республики Татарстан»

info@mail.zakazrf.ru

 

Для сведения:

Пермская прокуратура по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах

rezhim@prokurorperm.ru

 

Дело № 059/07/3-1342/2020

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Вирсо» (вх. № 020195)

 

«26» ноября 2020 г.                                                                                                                           г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

посредством видеоконференцсвязи, после объявленного перерыва, без участия сторон (надлежащим образом уведомлены);

рассмотрев жалобу ООО «Вирсо» (вх. № 020195) (далее – заявитель) на действия АО «ОДК-Авиадвигатель» (ИНН: 5904000620) (далее – организатор торгов), Закупочной комиссии АО «ОДК-Авиадвигатель» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку, монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию с проведением тестовых испытаний испытательной установки по определению характеристик усталостной прочности (далее – Оборудование), а так же инструктаж персонала работе на Оборудовании (извещение № 32009357687, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.11.2020 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой указывают на неправомерное отстранение от закупки.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

 2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Единым положением о закупке государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение) и Документацией о закупке по конкурсу в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку, монтаж, пуско-наладку и ввод в эксплуатацию с проведением тестовых испытаний испытательной установки по определению характеристик усталостной прочности (далее – оборудование), а также инструктаж персонала работе на оборудовании (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 28.07.2020 г., дата окончания приема заявок – 28.08.2020 г., дата подведения итогов - 09.10.2020 г.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Протоколом № 299-954-20 от 09.10.2020 г. установлено, что заявка участника №2 (ООО «Вирсо») заняла первое место в ранжировке с предложенной ценой договора: 24 000 000,00 рублей (Двадцать четыре миллиона рублей 00 копеек), включая НДС 20%, с объемом поставляемой продукции: 2 штуки, 2 единицы; сроком исполнения договора: со дня заключения договора и до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору, но не позднее 30 июня 2021 г.; сроком поставки Оборудования: 155 календарных дней со дня перечисления первого платежа (аванса) заказчиком; сроком выполнения работ: 5 календарных дней со дня подписания сторонами товарной накладной; сроком предоставления гарантии качества продукции: 36 месяцев со дня подписания сторонами акта приема-сдачи пусконаладочных работ и ввода Оборудования в эксплуатацию.

Пунктом 4.22.1            Документации предусмотрено, что договор по итогам закупки заключается в срок, указанный в п. 37 информационной карты. В соответствии с пунктом 37 Информационной карты  срок составляет не ранее, чем через 10 дней и не позднее 20 дней со дня официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки, с учетом особенностей, предусмотренных документацией о закупке.

При этом, протоколом № 299-1122-20 от 11.11.2020 г. 1.            Участник №2 (ООО «Вирсо») отстраняется от участия в закупке в связи с предоставлением недостоверных сведений. Организатор закупки запросил сведения о характеристиках оборудования, предлагаемого участником-победителем. Информация, предоставленная в составе первой части заявки Участником №2, а именно: масса, длина и ширина оборудования является недостоверной. Массогабаритные показатели оборудования, указанные участником-победителем полностью дублируют значения данных параметров, представленные в конструктивных требованиях к оборудованию формы Технического предложения (приложение №1 к первой части заявки). При этом, параметры, указанные производителем оборудования, являются точными: масса, кг: 1300; длина, мм: 700; ширина, мм: 520. Также фирма-производитель указывает гарантийный срок оборудования 12 месяцев, Участник №2 – 36 месяцев. В предоставленных в составе заявки документах отсутствуют сведения о возможности предоставления гарантийных обязательств в расширенном диапазоне со стороны участника-победителя. Кроме того, в составе первой части заявки Участника № 2 отсутствует четкая информация о соответствии международным требованиям по безопасности и номер средства измерения в государственном реестре средств измерений Российской Федерации (не указаны реквизиты документов).

Кроме того, спорная закупка была признана несостоявшейся, так как требованиям документации о закупке соответствует только одна заявка, поданная на участие в закупке. Закупочной комиссией принято решение заключить договор с участником закупки с идентификационным номером Участник № 1 на следующих условиях: цена договора: 39 750 000,00 рублей (Тридцать девять миллионов семьсот пятьдесят тысяч рублей 00 копеек), включая НДС 20%, с объемом поставляемой продукции: 2 штуки, 2 единицы; сроком исполнения договора: со дня заключения договора и до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору, но не позднее 30 июня 2021 г.; сроком поставки Оборудования: 185 календарных дней со дня перечисления первого платежа (аванса) заказчиком; сроком выполнения работ: 7 календарных дней со дня подписания сторонами товарной накладной; сроком предоставления гарантии качества продукции: 24 месяца со дня подписания сторонами акта прима-сдачи пусконаладочных работ и ввода Оборудования в эксплуатацию.

В соответствии с п.11.7.1 Положения, п.4.20.1 документации о закупке закупочная комиссия Заказчика в любой момент вплоть до подписания договора должна отстранить участника от дальнейшего участия в закупке в случаях: обнаружения недостоверных сведений в заявке, существенных для допуска данного участника к закупке или для оценки его заявки, при наличии документального подтверждения их недостоверности.

В жалобе Заявитель указывает, что он был неправомерно отстранен, поскольку ООО «Вирсо» предложила в своей заявке серийно производимое оборудование с характеристиками, полностью соответствующими Техническому заданию закупочной документации. ООО «Вирсо» указывает, что икаких сведений, подтверждающих отсутствие у завода-изготовителя возможности изготовить серийное оборудование по требованиям технического задания Заказчиком не представлено. Большинство производителей имеет возможность корректировать характеристики выпускаемой ими продукции, в том числе масса-габаритные параметры, в зависимости от потребностей заказчиков. По мнению ООО «Вирсо» не является исключением и производитель предлагаемого нами оборудования - компания Changchun Qianbang Testing Equipment Co., Ltd, КНР. В подтверждение данного факта Заявитель приложил письмо от 17 ноября 2020 года о возможности:

- поставить требуемое организатором торгов оборудование;

- расширить срок гарантийных обязательств до 36 месяцев.

При рассмотрении жалобы, представитель организатора торгов сообщил, что в соответствии с п. 3 ч. 10 ст.4 Закона о закупках, п. 12.3.6 (9) Положения в документации о закупке Заказчиком указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик согласно техническому предложению. При этом, в составе заявки участником закупки должны предоставляться конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации, в том числе, касательно параметров Оборудования. Параметры Оборудования, указанные производителем, компанией «Changchun Qianbang Testing Equipment Co.,Ltd», являются точными: масса , кг: 1300; длина, мм: 700; ширина, мм: 520. Однако, массогабаритные показатели оборудования, указанные Заявителем в техническом предложении, представленном в составе первой части заявки (п.7.1, 7.2), полностью дублируют значения данных параметров, представленные вконструктивных требованиях к оборудованию формы технического предложения документации о закупке.

При этом, по мнению организатора торгов, фирма-производитель указывает гарантийный срок 12 месяцев, участник-победитель в своей заявке обозначил гарантий срок в размере 36 месяцев. В предоставленных в составе заявки документах, а также документах, приложенных к жалобе, отсутствуют сведения о возможности предоставления гарантийных обязательств в расширенном диапазоне со стороны Заявителя. Гарантийное письмо, представленное Заявителем, не содержит информации о возможности предоставления ООО «Вирсо» услуг сервисного сопровождения эксплуатации и расширения гарантийных сроков.

Представители АО «ОДК-Авиадвигатель» также отмечают, что в техническом предложении документации о закупке (форма 1) пунктами 9.2, 15 установлены требования к номеру средства измерения в Государственном Реестре средств измерений Российской Федерации (указать номер <...> точно). Однако Заявитель не указал точное значение параметра (номер средства измерения в государственном реестре средств измерений Российской Федерации). Информация о наличии средства измерений (Оборудования) в Государственном Реестре средств измерений Российской Федерации отсутствует и в публичном разделе Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, находящимся в открытом доступе для всех заинтересованных сторон.

Кроме того, согласно документации о закупке к заявке на участие в закупке прилагается справка о наличии опыта с приложением подтверждающих документов (форма 6, приложение 2 ко второй части заявки). Заявитель предоставил в составе заявки сведения о 5 договорах, ни один из которых не был принят к зачету в связи с тем, что продукция, поставляемая в рамках приложенных договоров, не являлась продукцией сопоставимого характера: оборудование не электро-резонансного типа, не позволяющее проводить испытания металлических образцов согласно ASTME 466, ГОСТ 25.502 в диапазоне частот не менее 60-250 Гц.

Оценив заявку участника и все имеющиеся на момент рассмотрения жалобы документы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Так, требования к составу заявки указаны в Приложении №3 к информационной карте (далее – Требования к составу заявки).

Пунктом 2 Требований к составу заявки предусмотрено, что заявка должна содержать техническое предложение (форма 2) по форме, установленной в подразделе 7.2.

В техническом предложении (форма 2) указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), эксплуатационные характеристики или качественные характеристики товара.

В частности пунктом 9.2 технического предложения (форма 2) указано, что участникам нужно указать номер средства измерения в Государственном Реестре средств измерений Российской Федерации. В этом же техническом предложении (форма 2) имеется примечание № 15, которое гласит так: «Технические характеристики оборудования должны указываться точно, исключая возможность двойного толкования. Не допускается использование значений «да», «соответствует», а также иные подобные значения».

При этом, согласно пункту 4.14.12  Документации, закупочная комиссия отклоняет первую часть заявки участника процедуры закупки по следующим основаниям:

(1) непредставление в составе первой части заявки документов и сведений, предусмотренных приложением № 3 к информационной карте; нарушение требований подраздела 4.5 к содержанию и составу первой части заявки;

(2) несоответствие предлагаемой продукции и/или условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 8 – 9 и п. 13 информационной карты;

(3) несоблюдение требований, установленных в подразделе 4.6, п. 14 информационной карты и в форме подраздела 7.2, к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки;

(4) наличие в составе первой части заявки недостоверных сведений.

Электронной торговой площадкой к заседанию Комиссии антимонопольного органа были представлены заявки участников.

Из анализа заявки ООО «Вирсо» следует, что Участником №2 в пункте 9.2 Технического предложения, входящего в первую часть заявки, было указано следующее: «Будет предоставлен вместе с поставкой оборудования».

Комиссия Пермского УФАС отмечает, что такое указание номера средства измерения в Государственном Реестре средств измерений Российской Федерации нарушает примечание №15, которое содержит правило заполнения данной графы.

Следовательно, заявка ООО «Вирсо» подлежала отклонению в соответствии с пп. 3 п. 4.14.12 Документации на стадии оценки первых частей заявки, поскольку участником не были соблюдены требования, установленные в подразделе 4.6, п. 14 информационной карты и в форме подраздела 7.2, к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки.

В связи с этим, доводы жалобы относительно некорректного указания массогабаритности и расширенного срока гарантийных обязательств не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку заявка данного участника имела безусловное основание для отклонения.

Закупочная комиссия АО «ОДК-Авиадвигатель» допустив до участия заявку ООО «Вирсо», впоследствии признав победителем закупки, а позже отстраненным, по мнению Комиссии антимонопольного органа,  нарушила пп. 3 п. 4.14.12 Документации и аналогичный пп. 4 п. 12.8.11 Положения.

Следовательно, члены закупочной комиссии АО «ОДК-Авиадвигатель» допустили данного участника до участия в закупке, несмотря на несоответствие заявки Заявителя требованиям Документации. Такое поведение приводит к нарушению принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

Таким образом, заявка ООО «Вирсо» впоследствии была обоснована отстранена по причине имеющихся в составе заявки нарушений Документации. Из этого следует, что довод относительно неправомерного отстранения является необоснованным.

Согласно положениям части 1 и 20 статьи 18.1, пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения жалобы вправе вынести предписание заказчику, в частности, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов и т.д. Выдача предписания направлена на восстановление нарушенных организатором торгов прав Заявителя, поскольку в данном случае права Заявителя никак не нарушены и его заявка подлежала отклонению на раннем этапе рассмотрения заявок (при рассмотрении первых частей заявок), необходимость в выдаче предписания отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Вирсо» (вх. № 020195) на действия АО «ОДК-Авиадвигатель» (ИНН: 5904000620), Закупочной комиссии АО «ОДК-Авиадвигатель» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку, монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию с проведением тестовых испытаний испытательной установки по определению характеристик усталостной прочности (далее – Оборудование), а так же инструктаж персонала работе на Оборудовании (извещение № 32009357687, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), необоснованной;
  2. Установить в действиях Закупочной комиссии АО «ОДК-Авиадвигатель» нарушение  п. 2 ч. 1, ч. 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пп. 4 п. 12.8.11 Единым положением о закупке государственной корпорации «Ростех».
  3. Предписание не выдавать.

 

 

Зам. Председателя  Комиссии                                                                                           <...>

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

 

                                                                                                                 

                                                                                                                                           <...>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны