Решение б/н дело о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/... от 21 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/16-154/2020

 

« 21 » октября 2020 года                                                                                                        г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена « 14 » октября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено « 21 » октября 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

в присутствии представителя ГКУЗОТ Пермского края «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» - <...> (паспорт <...> доверенность), представителей ИП Кожемякиной Н.И. – <...> (паспорт <...> доверенность), <...> (паспорт <...> доверенность), <...>, представителя ИП Мустафы С.В. – <...>, в отсутствие <...>, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/16-67/2020, возбужденное по признакам нарушения ГКУЗОТ Пермского края «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» и ИП Кожемякиной Н.И. ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в наличии между указанными лицами соглашения (согласованных действий), которое может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) поступило заявление индивидуального предпринимателя Мустафы С.В. (далее – ИП Мустафа С.В.) (вх. № 002017 от 15.02.2019, вх. 001660 от 05.02.2020) о наличии возможных признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ГКУЗОТ Пермского края «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» и ИП Кожемякиной Н.И., выразившегося в наличии между указанными лицами соглашения (согласованных действий), которое может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании ч. 9 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)  Управлением было принято решение (от 29.05.2019 № 00612-19) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства РФ.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, ИП Мустафа С.В. обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения УФАС по Пермскому краю от 29.05.2019 № 06612-19. Арбитражный суд Пермского края признал указанное решение недействительным (дело № А50-18410/2019), Семнадцатый арбитражный апелляционный  суд решение суда первой инстанции поддержал.

Учитывая указное обстоятельство, на основании приказа от 10.02.2020 № 19-п Пермским УФАС России в отношении указанных лиц возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрение дела было назначено на 02.03.2020.

На заседании от ГКУЗОТ Пермского края «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее также – ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы», Учреждение, Бюро) была представлена правовая позиция по основаниям возбуждения настоящего дела, в которой указано на несогласие Учреждения с наличием в его действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства. В материалы дела были приобщены копии договора аренды, дополнительного соглашения и актов приема-передачи к нему, а также копия договора на возмещение эксплуатационных расходов.

Представителями ИП Кожемякина Н.И. были также приобщены письменные пояснения по основаниям возбуждения дела, согласно которым нахождение Учреждения и предпринимателя в одном здании не ограничивает конкуренцию, поскольку имеют разные входы с разных сторон зданий. Также в материалы дела были представлены копии платежных поручений об уплате Учреждением арендных и иных платежей. Кроме того, представители указали на введение заявителем в заблуждение суда и комиссии антимонопольного органа в части неверного указания адресов учреждения и предпринимателя.

07.04.2020 от ИП Кожемякиной Н.И. поступили дополнительные письменные пояснения о целях приобретения здания по адресу Пермский край, город Березники, ул. Фрунзе, 16 с учетом его площади, а также о сдаче помещений в указанном здании в аренду иным лицам.

10.06.2020 от ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» поступила письменная позиция о причинах смены места расположения Учреждения и заключения договора с ИП Кожемякина Н.И., а также о требованиях к зданию, в котором может размещаться учреждение.

К заседанию Комиссии антимонопольного органа 13.07.2020 от ИП Кожемякиной Н.И. поступили сведения о размерах площадей в здании по адресу Пермский край, город Березники, ул. Фрунзе, 16, которые занимают ИП Кожемякина Н.И. и ИП Рябова Л.А., а также информацию о размере свободных площадей, а также технического плана здания по адресу Пермский край, город Березники, ул. Фрунзе, 16.

На заседании Комиссии антимонопольного органа 13.07.2020 представитель Учреждения пояснила, что тела доставляются в Березниковское отделение ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» вместе с постановлениями о назначении судебно-медицинской экспертизы ритуальными организациями, которые вызывают родственники умерших, либо правоохранительные органы. После проведения вскрытия тела умерших выдаются сотрудникам ритуальных фирм, с которыми родственники заключили договоры оказания ритуальных услуг. ИП Мустафа С.В. в качестве доказательств оказания сотрудниками Березниковского отделения ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» преимуществ предпринимательской деятельности ИП Кожемякиной Н.И. представил объяснительную <...>, в которой в качестве причины отказа от услуг ИП Мустафы С.В. в пользу ИП Кожемякиной Н.И. указывается, что в Учреждении ей пояснили, что если родственники закажут организацию похорон у ИП Кожемякиной Н.И., вскрытие проведут в день поступления тела в ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» и умершего удастся похоронить до новогодних праздников.

19.06.2020 в рамках рассмотрения настоящего дела Пермским УФАС России был подготовлен запрос в прокуратуру города Березники о предоставлении материалов проверок по заявлениям об оказании Березниковским отделением ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» преимуществ предпринимательской деятельности ИП Кожемякиной Н.И. 02.07.2020 от прокуратуры города Березников поступил ответ, согласно которому проверок по запрашиваемым фактам не проводилось.

На заседании по рассмотрению настоящего дела 26.08.2020 ИП Мустафа С.В. указал на наличие у ИП Кожемякиной Н.И. преимуществ в виде осуществления деятельности в одном здании с ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы». Представитель ИП Кожемякиной Н.И. пояснил, что преимуществ у ИП Кожемякиной Н.И. нет, поскольку тела умерших транспортируются в Бюро организациями, оказывающими ритуальные услуги, с которыми у родственников умерших уже заключен договор.

28.09.2020 в Пермское УФАС России поступило ходатайство от ИП Мустафа С.В. о запросе у городских кладбищ г. Березники и г. Александровск информации о количестве захоронений, произведенных организациями, оказывающими ритуальные услуги.

Определением от 29.09.2020 к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица была привлечена ИП Свирепова Е.С., которая в ответе на запрос Комиссии Пермского УФАС указала на предоставление преимуществ Березниковским филиалом ГКУЗОТ «ПКБСМЭ» ИП Кожемякиной Н.И. в виде приоритетной выдачи свидетельств о смерти.

Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, выслушав объяснения сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

ИП Кожемякина Н.И. является индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги по основному виду деятельности ОКВЭД 96.03 организация похорон и предоставление связанных с ними услуг. ИП Кожемякиной Н.И. на праве собственности принадлежит здание по адресу: Пермский край, г. Березники ул. Фрунзе, 16, в нем же она осуществляет свою предпринимательскую деятельность (похоронный дом «Санта»).

25.12.2013 между ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» и ИП Кожемякина Н.И. заключен договор аренды помещения площадью 448 кв.м. по адресу: Пермский край, г. Березники ул. Фрунзе, 16. Арендная плата по указанному договору составляла 60 000 рублей в год. 30.09.2016 к рассматриваемому договору было заключено дополнительное соглашение, согласно которому площадь, сдаваемая в аренду, была уменьшена до 310 кв. м. Дополнительным соглашением № 2 от 30.06.2017 стороны договора увеличили арендную плату до 70 800 рублей в год.

Заключение указанного договора послужило основанием для обращения ИП Мустафа С.В., также оказывающим услуги по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (похоронное агентство «Каменный цветок»), в антимонопольный орган. Заявитель указывает, что ИП Кожемякина Н.И. имеет в приоритетном порядке доступа к информации о родственниках умерших как потенциальных заказчиках ритуальных услуг, доступ к иной информации о деятельности морга, а также фактически использует эту информацию в своей предпринимательской деятельности. Также по мнению ИП Мустафа С.В. родственники умерших лишены возможности обратиться в иные ритуальные агентства, так как похоронный дом «Санта» находится прямо в здании морга. На заседаниях Комиссии антимонопольного органа по рассмотрению настоящего дела ИП Мустафа С.В. указывал, что сам по себе факт заключения договора аренды, в результате которого Бюро располагается в одном здании с ИП Кожемякиной Н.И., является нарушение антимонопольного законодательства.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что Березниковское отделение ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы», расположенное в одном здании с ИП  Кожемякина Н.И. имеет отдельный вход с другой стороны здания от входа в похоронный дом «Санта». Также помещение, арендуемое Березниковским отделением ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» располагается на отдельных от ИП Кожемякина Н.И. площадях. Изложенное не позволяет сделать вывод о том, что ИП Кожемякина Н.И. осуществляет предпринимательскую деятельность в помещении Учреждения.

Антимонопольный орган также отмечает, сложившуюся судебную практику, согласно которой сам по себе факт размещения в одном здании государственного органа, иных осуществляющих функции указанных органов организаций и хозяйствующего субъекта не свидетельствует о наличии заключенного между ними соглашения или осуществления ими согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 по делу N А54-2337/2009С8, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2017 N 11АП-2391/2017 по делу N А65-15724/2016).

Оценивая довод о низкой стоимости арендной платы по договору между Бюро и ИП Кожемякиной Н.И., Комиссия принимает во внимание представленные ИП Кожемякиной Н.И. копии платежных поручений ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» на возмещение расходов за теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, услуги связи и интернета, а также копию договора на возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов. Согласно расчетам к договору на возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов от 04.02.2020 такие расходы за 12 месяцев 2020 года составят 364 203,60 рублей. Таким образом, Бюро несет перед ИП Кожемякиной Н.И. финансовое бремя за арендуемое помещение в размере 435 003,60 рублей в год, что составляет порядка 37 тысяч рублей в месяц.

В рамках оспаривания в арбитражном суде (дело № А50-18410/2019) решения УФАС по Пермскому краю от 29.05.2019 № 06612-19 ИП Мустафа С.В. представлял расчеты, в соответствии с которыми Учреждение тратит 5900 руб. в месяц на аренду помещения по адресу: Пермский край, г. Березники ул. Фрунзе, 16, а стоимость одного квадратного метра составляет 13 руб. 16 коп. С учетом дополнительных затрат, которые возмещаются Бюро в пользу ИП Кожемякиной Н.И. стоимость арендной платы в месяц составляет 36 250,30 рублей в месяц, а стоимость одного квадратного метра – 117 рублей в месяц за квадратный метр.

Кроме того, в силу главенствующего принципа свободы договора стороны свободны в установлении условий договора (ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Довод заявителя о наличии у ИП Кожемякиной Н.И. доступа к информации о родственниках умерших как потенциальных заказчиках ритуальных услуг, доступа к иной информации о деятельности морга не подтвердился, соответствующих доказательств материалы настоящего дела не содержат.

В рамках рассмотрения настоящего дела ИП Мустафа С.В. в качестве доказательств оказания сотрудниками Березниковского отделения ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» преимуществ предпринимательской деятельности ИП Кожемякиной Н.И. представил объяснительную <...>, в которой в качестве причины отказа от услуг ИП Мустафы С.В. в пользу ИП Кожемякиной Н.И. указывается, что в Учреждении ей пояснили, что если родственники закажут организацию похорон у ИП Кожемякиной Н.И., вскрытие проведут в день поступления тела в ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» и умершего <...> удастся похоронить до новогодних праздников.

Проверяя указанный довод заявителя, Комиссией Пермского УФАС России была запрошена копия журнала регистрации трупов Березниковского филиала ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» с 01.11.2019 по 31.01.2020. Согласно сведениям, содержащимся в указанном журнале, вскрытие тела <...> было проведено 30.12.2019, а не 27.12.2019 как указывается в объяснительной Пироговой И.Н.

Комиссия антимонопольного органа проверяя информацию, изложенную ИП Свиреповой Е.С в ответе на запрос Комиссии Пермского УФАС о предоставлении преимуществ Березниковским филиалом ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» ИП Кожемякиной Н.И. в виде приоритетной выдачи свидетельств о смерти установила следующее. Из анализа сведений, содержащихся в журнале регистрации трупов Березниковского филиала ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы», следует, что все тела вне зависимости от лица, которое их забирает, выдаются для захоронения в день проведения экспертизы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Причем проведение экспертизы проходит в день доставки трупа или на следующий рабочий день.

Кроме того, исходя из норм Закона о защите конкуренции и сложившейся судебной практики, сам по себе факт нахождения в одном здании государственного учреждения и хозяйствующего субъекта не является нарушением антимонопольного законодательства. Антимонопольному органу необходимо установить существование согласованных действий, какие действия ограничивают конкуренцию или могут привести к ее ограничению, какие хозяйствующие субъекты действуют на соответствующем рынке и в чем выразилось получение преимуществ по сравнению с иными хозяйствующими субъектами (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2017 N 11АП-2391/2017 по делу N А65-15724/2016).

Анализируя последствия осуществления ИП Кожемякиной Н.И. предпринимательской деятельности в одном здании с Бюро, Комиссия антимонопольного органа подготовила запросы хозяйствующим субъектами, осуществляющим деятельность на одном рынке с ИП Кожемякиной Н.И., о предоставлении информации о количестве оказанных услуг за период с 2018 года по сентябрь 2020 года и стоимости оказываемых услуг за указанный период. Полученная информация о количестве оказанных услуг за период с 2018 года по сентябрь 2020 года представлена в таблице:

 

Хозяйствующий субъект

01.01.2018-31.12.2018

01.01.2019-31.12.2019

01.01.2020-сентябрь 2020

ИП Кожемякина Н.И.

507

492

319

ИП Мустафа С.В.

505

457

291

ООО «Служба Ритуальных Услуг г. Березники»

839

863

73 (январь 2020)

Муниципальное казенное унитарное предприятие «Ритуал г. Березники»

356

361

243

ИП Свирепова Е.С.

от 2 до 9 в месяц

от 2 до 9 в месяц

от 2 до 9 в месяц

 

            Кроме того, Пермским УФАС России у Отдела записи актов гражданского состояния Администрации города Березники были запрошены сведения о количестве выданных свидетельств о смерти каждой из ритуальных организаций, осуществляющих деятельность на территории города Березники, за период с 2018 года по текущий период 2020 года (с разбивкой по годам). Полученная информация представлена в таблице:

 

Хозяйствующий субъект

01.01.2018-31.12.2018

01.01.2019-31.12.2019

01.01.2020-25.09.2020

ИП Кожемякина Н.И.

613

567

407

ИП Мустафа С.В.

491

443

352

ООО «Служба Ритуальных Услуг г. Березники»

764

807

704

Муниципальное казенное унитарное предприятие «Ритуал г. Березники»

391

367

269

ИП Свирепова Е.С.

99

150

111

 

Согласно сведениям, полученным от МКУ «Служба благоустройства г. Березники», в ведении которого находится городское кладбище г. Березники, количество произведенных захоронений каждым хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, выглядит следующим образом:

 

Хозяйствующий субъект

01.01.2018-31.12.2018

01.01.2019-31.12.2019

01.01.2020-25.09.2020

ИП Кожемякина Н.И.

426

388

325

ИП Мустафа С.В.

424

378

297

ООО «Служба Ритуальных Услуг г. Березники»

772

793

688

Муниципальное казенное унитарное предприятие «Ритуал г. Березники»

329

339

269

ИП Свирепова Е.С.

63

82

43

 

Исходя из полученных сведений, средний показатель оказанных услуг каждым хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг на территории города Березники, выглядит следующим образом:

 

Хозяйствующий субъект

01.01.2018-31.12.2018

01.01.2019-31.12.2019

01.01.2020-25.09.2020

ИП Кожемякина Н.И.

515

482

350

ИП Мустафа С.В.

473

426

313

ООО «Служба Ритуальных Услуг г. Березники»

792

821

696

Муниципальное казенное унитарное предприятие «Ритуал г. Березники»

359

355

360

ИП Свирепова Е.С.

81

116

77

 

Таким образом, доли указанных хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг на территории города Березники распределяются следующим образом:

<график>

Обобщая представленную информацию, можно сделать вывод, что нахождение ИП Кожемякиной Н.И. и ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» в одном здании не приводит к ограничению, устранению или недопущению конкуренции. Заказчики услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг не лишены возможности обращаться к иным помимо ИП Кожемякиной Н.И. хозяйствующим субъектам, вопреки доводам заявителя.

Комиссия антимонопольного органа также провела сравнительный анализ цен на услуги рассматриваемых хозяйствующих субъектов. Так, копка могилы в 2020 году у ИП Кожемякиной Н.И. обойдется в 3980 рублей, у ИП Мустафы С.В. – 5450 рублей, у ООО «Служба Ритуальных Услуг г. Березники» – 6000 рублей. Услуги церемониймейстера у ИП Кожемякиной Н.И. и ООО «Служба Ритуальных Услуг г. Березники» в 2020 году стоят 1500 рублей, тогда как у ИП Мустафа С.В. такие услуги стоят 2000 рублей. В условиях рыночной экономики более низкие цены на услуги у ИП Кожемякиной Н.И. приводят к тому, что, несмотря на удаленное местоположение, предприниматель занимает почти одинаковую с ИП Мустафа С.В. долю на рынке организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг на территории города Березники.

Также согласно информации, представленной ГКУЗОТ Пермского края «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» за первый квартал 2019 года Похоронный дом «Санта» оказывал услуги по захоронению 32% тел умерших от общего количества трупов, поступивших ГКУЗОТ Пермского края «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы». Также следует учитывать, что в Бюро поступают не все тела умерших, а обнаруженные правоохранительными органами и умершие в больницах от неустановленных причин. Кроме того, Комиссией принят довод о том, что тела умерших транспортируются в Бюро организациями, оказывающими ритуальные услуги, с которыми у родственников умерших уже заключен договор.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно п. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащая в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: 1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

По смыслу указанных норм закона, для выявления нарушения антимонопольного законодательства в действиях органов и (или) организаций, осуществляющих властные функции, или хозяйствующих субъектов, необходимо установить, что такие действия (бездействие) не основаны на нормах действующего законодательства РФ и приводят либо могут привести к тому, что хозяйствующие субъекты оказываются поставленными в неравное положение по сравнению с друг с другом, результатом чего стало либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на соответствующем товарном рынке в определенных географических границах.

Исходя из смысла закона, в качестве соглашения рассматривается любая договоренность, которая в отдельных случаях может иметь форму договора, однако всегда предполагает намеренный и целенаправленный двусторонний (многосторонний) обмен информацией, характеризующей поведение лиц, достигших договоренности, в отношении товарного рынка, а также в отношении иных лиц. В части согласованных действий определяется, что такие действия должны быть заранее известны каждой из сторон, результаты которых соответствовали бы интересу этих сторон – ограничить конкуренцию. Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Исследовав материалы дела, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что в рассматриваемом случае действия ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» и ИП Кожемякиной Н.И. не отвечают в полной мере квалифицирующим признакам применительно к антимонопольному запрету ст. 16 Закона о защите конкуренции. Оснований считать описанные действия целенаправленным достижением антиконкурентного соглашения или отвечающих критериям согласованности в целях причинения ущерба конкурентным отношениям на соответствующем товарном рынке не имеется. Комиссией не установлено наличие у ответчиков согласованных действий, которые привели либо могли привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах. C учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу об отсутствии оснований для усмотрения в действиях ответчиков факта заключения антиконкурентного соглашения или осуществления согласованных действий, в связи с чем нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции не усматривается.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, учитывая неустановление факта нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного в ст. 16 Закона о защите конкуренции, в рассматриваемых действиях, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о необходимости прекращения рассмотрения настоящего дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение настоящего дела в отношении ГКУЗОТ ПК «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» и ИП Кожемякина Н.И. в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Пермского УФАС России для решения вопроса о наличии в действиях ИП Кожемякиной Н.И. признаков нарушения ст. 14.8 Закона о защите конкуренции.

 

Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в Арбитражный суд Пермского края в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ, а также в коллегиальный орган ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны