Решение (комиссия) №4855/24 р ж КГ ВСК на Метафракс Кемикалс от 8 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Консалтинговая группа «Высшие стандарты Качества» (вх. № 6392-ЭП/24)

 

«08» мая 2024 г. г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель Руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

в присутствии представителей АО «Метафракс Кемикалс» <...>, <...> (по доверенности), без участия представителя ООО «Консалтинговая группа «Высшие стандарты Качества» (надлежащим образом уведомлен),

рассмотрев жалобу (вх. № 6392-ЭП/24) Общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговая группа «Высшие стандарты Качества» (ИНН: 7730135959 ОГРН: 1027739056476) (далее – Заявитель, ООО «Консалтинговая группа «Высшие стандарты Качества») на действия Акционерного общества «Метафракс Кемикалс» (ИНН: 5913001268 ОГРН: 1025901777571) (далее – Заказчик, АО «Метафракс Кемикалс»), Закупочной комиссии при организации и проведении конкурентного отбора в электронной форме (с использованием функционала ЭП) на право заключения договора на оказание услуг по оценке, лот № 159 (извещение № 32413528810 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.04.2024 г. в адрес Пермского УФАС поступила жалоба Заявителя, доводы которой сводятся к нарушению Заказчиком порядка организации и проведения закупки.

Частью 11 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 4468/24 от 26.04.2024 г.), содержащее установленные ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

2. 19.04.2024 г. Заказчиком на официальном сайте РФ в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32413528810 (далее – Извещение) о проведении конкурентного отбора в электронной форме (с использованием функционала ЭП) на право заключения договора на оказание услуг по оценке, лот № 159.

Дата окончания срока подачи заявок – 26.04.2024 г.

Дата рассмотрения заявок – не позднее 02.05.2024 г.

Дата подведения итогов закупки – 06.05.2024 г.

Заявитель, ознакомившись с результатами рассмотрения заявок, обратился в антимонопольный орган с жалобой, доводы которой сводятся к следующему:

  1. Неправомерное установление дополнительного требования о наличии у оценочной организации за 2021-2023 гг. опыта оказания услуг по оценке компаний, функционирующих в сегментах химического производства;

  2. Неправомерное установление неценового критерия оценки «Величина кадровых ресурсов участника»;

  3. Неправомерное установление неценового критерия оценки «Место участника в рейтинге крупнейших оценочных организаций по итогам 2022 года в России, в соответствии с рейтингом Эксперт РА».

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения, а также все документы, имеющие значение для рассмотрения настоящей жалобы.

2.1. В части довода Заявителя о неправомерном установлении дополнительного требования о наличии у оценочной организации за 2021-2023 гг. опыта оказания услуг по оценке компаний, функционирующих исключительно в сегментах химического производства, Комиссией Пермского УФАС установлено следующее.

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пп. 2 п. 10.2 Документации о закупке Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки, согласно которому оценочная организация должна иметь опыт реализации проектов по исследованиям рынка, определению рыночной стоимости компаний и / или подготовки финансовых моделей компаний, функционирующих в сегментах химического производства за 2021 – 2023 гг.

Для подтверждения соответствия настоящему требованию участнику необходимо представить справку (форма 9) с приложением подтверждающих документов (копии договоров / контрактов, подписанных с обеих сторон; копии документов: актов, актов сдачи-приемки, накладных, передаточных документов и т. п., – которыми в соответствии с договором / контрактом закрываются исполненные обязательства (или этапы), – подписанных сторонами).

Оценивая правомерность установления рассматриваемого критерия допуска, Комиссия антимонопольного органа руководствуется следующим.

Согласно пп. 2 п. 7.4.4 Положения о закупке, утвержденного Решением Совета директоров АО «Метафракс Кемикалс» от 14.12.2023 г., Заказчик в дополнение к обязательным требованиям, в зависимости от предмета закупки и иных обстоятельств, обуславливающих особую необходимость надежного исполнения договора, вправе установить в документации о закупке дополнительные требования к участнику, в том числе наличие опыта успешной поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг.

Предметом обжалуемой закупки является оказание услуг по оценке.

В соответствии с Техническим заданием, являющимся Приложением № 1 к Документации о закупке, оценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

В соответствии со ст. 3 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Согласно представленной информации Заказчик – АО «Метафракс Кемикалс» осуществляет деятельность на рынке химической продукции.

Как следует из положений Документации о закупке для принятия участия в закупке претендент должен обладать опытом по оценке компаний, функционирующих в сегментах химического производства, то есть компаний, являющихся участниками рынка, на котором Заказчик осуществляет свою деятельность.

Сами по себе дополнительные требования к участникам закупки, свидетельствующие об опыте работы на рынке, направленные на потенциальную предсказуемость надлежащей выполнимости закупки, не нарушают принцип равенства, установленного п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, поскольку такие критерии в равной степени применимы ко всем участникам закупки.

Невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции (п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 г.).

Следовательно, установление организатором торгов дополнительного требования к участникам закупки о наличии опыта оказания услуг, аналогичных предмету закупки по тематике, не противоречит принципам Закона о закупках и соответствует цели закупки – удовлетворение потребностей Заказчика в зависимости от особенностей осуществления его деятельности.

Таким образом, настоящий довод не нашел своего подтверждения и признается необоснованным.

2.2. В части довода Заявителя о неправомерном установлении неценового критерия оценки «Величина кадровых ресурсов участника», Комиссией Пермского УФАС установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В силу пп. 6 п. 7.7.8 Положения Заказчик вправе установить в Документации иные неценовые критерии оценки, формируемые заказчиком в зависимости от специфики закупки.

В соответствии с п. 13.1 Документации Заказчиком установлен неценовой критерий оценки заявок участников закупки «Величина кадровых ресурсов участника» следующего содержания: чем больше подтвержденная величина кадровых ресурсов участника, тем выше предпочтительность.

Расчет предпочтительности по данному критерию оценки осуществляется в соответствии с математической формулой:

 

– рассчитанная оценка предпочтительности по данному частному неценовому критерию оценки в баллах (от 0 до 1 балла);

П – предложенная величина оцениваемого параметра: среднесписочная численность (чел.) на последнюю отчетную дату (1 квартал 2024 г.);

– максимальная величина оцениваемого параметра (максимальная среднесписочная численность (чел.) на последнюю отчетную дату (1 квартал 2024 г.) среди всех допущенных заявок.

Для расчета предпочтительности по установленному критерию необходимо предоставить в составе заявки Справку о кадровых ресурсах (форма 10) (подраздел 7.10 документации о закупке) за подписью руководителя о среднесписочной численности, а также расчет по страховым взносам на последнюю отчетную дату (1 квартал 2024 г.) с указанием среднесписочной численности (чел.) и отметкой ФНС России либо справку о среднесписочной численности по данным стат. отчетности (Росстат) формы П-4.

Оценивая правомерность установления рассматриваемого критерия оценки, Комиссия антимонопольного органа руководствовалась следующим.

Как было указано ранее, в силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки. При этом оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются комиссией заказчика четко в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.

Действующим законодательством о закупках не определен исчерпывающий перечень критериев, подлежащих оценке при рассмотрении и сопоставлении заявок, что свидетельствует о том, что выбор таких критериев является усмотрением самого организатора закупочной процедуры в зависимости от его потребностей, однако такой выбор не должен становиться способом произвольного и безосновательного начисления поданным заявкам баллов с тем, чтобы обеспечить победу конкретному участнику закупки.

Верховный Суд Российской Федерации неоднократно в судебных актах (определения от 11.03.2020 г. № 308-ЭС19-13774, от 23.04.2021 г. № 307-ЭС20-21065, от 27.04.2021 г. № 305-ЭС20-24221, от 09.08.2021 г. № 305-ЭС21-5801) и в п. 34 Обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2020), утвержденного Президиумом ВС РФ 22.07.2020 г., обращал внимание судов на то, что целью правового регулирования Закона № 223-ФЗ является эффективное удовлетворение потребностей самого заказчика, который самостоятельно устанавливает правила осуществления им закупок, утверждая соответствующее положение о закупках, определяя виды конкурентных процедур, критерии отбора.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 г. № 305-ЭС20-24221, от 31.07.2017 г. № 305- КГ17-2243, от 20.07.2017 г. № 305-КГ17-3423).

Заказчик, учитывая собственные потребности, которые в рассматриваемом случае направлены на оказание последнему услуг по оценке акций, вправе устанавливать в закупочной документации критерии, соответствие которым позволяет участнику закупки получить большее количество баллов, что способствует предоставлению Заказчику дополнительных гарантий выполнения победителем закупки своих обязательств.

В том числе пп. 6 п. 7.7.8 Положения о закупке устанавливает, что Заказчик вправе устанавливать иные неценовые критерии оценки, формируемые заказчиком в зависимости от специфики закупки.

В связи с этим, наличие подтвержденной величины кадровых ресурсов участника закупки является законным и обоснованным, так как это способствует выявлению лучших из предложенных условий оказания услуг по оценке акций.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения и признается необоснованным.

2.3. В части довода о неправомерном установлении неценового критерия оценки «Место участника в рейтинге крупнейших оценочных организаций по итогам 2022 года в России, в соответствии с рейтингом Эксперт РА», установлено следующее.

В соответствии с п. 13.1 Документации Заказчиком установлен неценовой критерий оценки заявок участников закупки «Место участника в рейтинге крупнейших оценочных организаций по итогам 2022 года в России, в соответствии с рейтингом Эксперт РА» следующего содержания: чем выше место участника в рейтинге крупнейших оценочных организаций по итогам 2022 года в России, в соответствии с рейтингом Эксперт РА, тем выше предпочтительность.

Порядок осуществления оценки (значение оцениваемого параметра), в зависимости от места в рейтинге установлен следующим образом:

1 место – 1 балл

2 место – 0,8 балла

3-5 место – 0,6 балла

6-10 место – 0,4 балла

11 и ниже место – 0 баллов.

Оценивая правомерность установления рассматриваемого критерия оценки, необходимо руководствоваться следующим.

Право заказчика самостоятельно определять критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, установлено в положениях п.п. 9, 10 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Как было указано ранее, согласно пп. 6 п. 7.7.8 Положения Заказчик вправе установить в Документации иные неценовые критерии оценки, формируемые заказчиком в зависимости от специфики закупки.

В рассматриваемом случае Заказчик исходит из того, что место участника в рейтинге крупнейших оценочных организаций по итогам 2022 года в России, в соответствии с рейтингом Эксперт РА, дает ему дополнительные гарантии качества выполнения победителем закупки своих обязательств.

Присутствие участника закупки в рейтинге показывает положительный результат по оказанию конкретных услуг, что не противоречит законодательству и не ограничивает количество участников запроса.

Требование к присутствию в рейтингах, установленное в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводит к нарушению антимонопольных запретов (постановление Арбитражного суда Московского округа по делу № А40-186974/2020).

В имеющихся материалах дела отсутствуют доказательства того, что требованием присутствия в рейтингах по неценовому критерию оценки ограничено количество участников закупки и доказательства, что рассматриваемое условие было включено в Документацию о закупке для создания преимуществ одному участнику.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения и признается необоснованным.

Кроме того, Комиссией антимонопольного органа принято во внимание, что на участие в закупочной процедуре было подано четыре заявки, в соответствии с Протоколом № 32413528810-01 от 02.05.2024 г. по результатам рассмотрения заявок все претенденты были признаны участниками закупки.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу (вх. № 6392-ЭП/24) Общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговая группа «Высшие стандарты Качества» (ИНН: 7730135959 ОГРН: 1027739056476) на действия Акционерного общества «Метафракс Кемикалс» (ИНН: 5913001268 ОГРН: 1025901777571), Закупочной комиссии при организации и проведении конкурентного отбора в электронной форме (с использованием функционала ЭП) на право заключения договора на оказание услуг по оценке, лот № 159 (извещение № 32413528810 опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) необоснованной;

  2. Снять ограничения, наложенные Письмом Пермского УФАС России исх. № 4468/24 от 26.04.2024 г.

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

Исп.<...>

Тел.8 (342)235-10-36

 

 

2024-5347

 

 

Связанные организации

АО "Агентство по государственному заказу республики Татарстан"
ИНН 1655391893, ОГРН 1171690094630
АО «Метафракс Кемикалс»
ИНН 5913001268, ОГРН 1025901777571
ООО «Консалтинговая группа «Высшие стандарты Качества»
ИНН 7730135959, ОГРН 1027739056476