Решение б/н Решение по делу №793-11-а в отношении Департамента имуществ... от 4 мая 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 793-11-а

27.02.2012г. г. Пермь
Резолютивная часть решения оглашена "27" февраля 2012г.
В полном объеме решение изготовлено "13" марта 2012г.
Комиссия Пермского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <…> заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: - <…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
- <…>., специалист первого разряда отдела контроля органов власти;
рассмотрев дело № 793-11-а по признакам нарушения Департаментом имущественных отношений Администрации города Перми (далее – ДИО Администрации г. Перми) (ул. Сибирская, 14, г. Пермь, 614000) ст.ст. 15, 17.1. ч. 4 ст. 53, 19-20 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в несоблюдении органом местного самоуправления порядка заключения договора безвозмездного пользования муниципального недвижимого имущества, предусмотренного ст. 17.1, 53 Закона о защите конкуренции, а также предоставления муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции путем передачи в безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Перми от 17.07.2008г. № 05-035-08 от 29.10.2010г., расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов, 35 без проведения торгов и без согласования с антимонопольным органом,

УСТАНОВИЛА:

Пермским УФАС России при рассмотрении заявления от 29.09.2011г. № 14027-11 ДИО Администрации г. Перми о даче согласия на предоставление муниципальной преференции Пермской организацией Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» (далее – ПОВТОО «Союз художников России») в целях осуществления контроля за предоставлением государственной или муниципальной преференции установлено следующее.
Постановлением Администрации г. Перми от 18.06.2008 N 563 "О передаче нежилых помещений в безвозмездное пользование Пермской организации Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России" в соответствии решением Пермской городской Думы от 13.09.2005 N 133 "Об утверждении Положения о порядке передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование", и на основании заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23.05.2008 N 2557-08 передано в безвозмездное пользование ПОВТОО «Союз художников России» находящиеся в муниципальной собственности нежилое помещение сроком на 1 год - по ул. Танкистов, 35 площадью 109,3 кв. м.
Данное помещение передано путем заключения договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом № 05-035-08 от 17.07.2008г.
Соглашением к договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Перми от 17.07.2008г. № 05-035-08 от 29.10.2010г. срок действия договора продлен до 31.12.2011г.
Вместе с тем, порядок заключения, продления договоров безвозмездного пользования определен Законом о защите конкуренции, а именно ст.ст. 17.1, 53, либо в соответствии с Главой 5 Закона о защите конкуренции.
Представитель ДИО Администрации г. Перми на заседании комиссии пояснила, что вышеуказанное муниципальное имущество было передано ПОВТОО «Союз художников России» как некоммерческой организацией, не являющейся хозяйствующим субъектом на основании п. 4. ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Представитель ПОВТОО «Союз художников России» на заседании комиссии не явился, уведомлен надлежащим образом.
Изучив представленные документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно с. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на России путем предоставления муниципальной преференции право заключения этих договоров, за рядом исключений, в том числе некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В данном случае Соглашением к договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Перми от 17.07.2008г. № 05-035-08 от 29.10.2010г. ДИО Администрации г. Перми срок действия договора продлен до 31.12.2011г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ПОВТОО «Союз художников России» от 07.11.2011г. № 9265 организационно-правовая форма ПОВТОО «Союз художников России» - общественная или религиозная организация (объединение).
Вместе с тем, в соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции действие указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
В материалы дела ПОВТОО «Союз художников России» представлены сведения о деятельности, приносящей некоммерческой организации доход- организация выставок.
Следовательно, ПОВТОО «Союз художников России» является хозяйствующим субъектом в рамках Закона о защите конкуренции.
Поскольку в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять деятельность приносящую доход, действие Закона о защите конкуренции распространяется на случаи заключения указанных договоров с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность, приносящую доход.
Таким образом, передача муниципального имущества без торгов некоммерческой организацией возможна только, если такая организация не является хозяйствующим субъектом, и на такие отношения по передаче муниципального имущества действие Закона о защите конкуренции не распространяется.
Следовательно, передача государственного муниципального имущества хозяйствующему субъекту возможна только по результатам торгов.
Соответственно, довод представителя ДИО Администрации г. Перми о том, что ПОВТОО «Союз художников России» не является хозяйствующим субъектом, и передача имущества данной коммерческой организацией является исключением из ст. 17.1 закона о защите конкуренции не основан на законе.
В материалы дела документов, подтверждающих проведение торгов Департаментом имущественных отношений Администрации г. Перми, ответчиком не представлено.
Таким образом, ДИО Администрации г. Перми передано муниципальное имущество ПОВТОО «Союз художников России» в нарушение порядка, предусмотренного ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
2. Частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Закона №209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), без проведения торгов. При этом заключение указанных договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
Согласно Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
Соглашением к договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Перми от 17.07.2008г. № 05-035-08 от 29.10.2010г. срок действия договора продлен до 31.12.2011г.
Поскольку договор безвозмездного пользования заключен 17.07.2008г., т.е. после вступления в силу ст.17.1 Закона о защите конкуренции – 02.07.2008г., а ПОВТОО «Союз художников России» не является субъектом малого и среднего предпринимательства основания применения части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции отсутствуют. Заключение договора на новый срок осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, в действиях ДИО Администрации г. Перми отсутствуют нарушения, предусмотренные ч. 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции.
3. В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Согласно ст. 20 Закона о защите конкуренции орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить государственную преференцию, подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. К указанному заявлению прилагаются документы, предусмотренные ст. 20 Закона о Закона о защите конкуренции.
ПОВТОО «Союз художников России» издает фотоальбомы, фотопоэмы, проводит персональные выставки известных пермских художников.
Так, статьей 19 Закона о защите конкуренции определен перечень целей предоставления государственной или муниципальной преференции, в том числе в целях развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей.
Таким образом, заключение договоров передачи муниципального имущества возможно только по результатам проведения торгов на право заключение таких договоров, либо в качестве предоставления муниципальной преференции.
Заявление о согласовании муниципальной преференции ПОВТОО «Союз художников России» в форме передачи муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов, 35, площадью 109,3 кв.м. в адрес Пермского УФАС России не поступало, доказательств проведения торгов ДИО администрации г. Перми не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В частности, частью 7 пункта 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, и в соответствии с разъяснением ФАС России от 31 мая 2010 г. N ИА/16700 действия органа власти по предоставлению преференций в нарушение порядка, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, является нарушением п. 7 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, доказательством нарушения порядка предоставления муниципальной преференции является Распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации г. Перми от 24.10.2010 г. № СЭД-19-04-828 «О продлении договоров безвозмездного пользования с ПОВТОО «Союз художников России» на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов, 35 до 31.12.2011г.
Соответственно, Департаментом имущественных отношений Администрации г. Перми предоставлена незаконная преференция ПОВТОО «Союз художников России» путем заключения дополнительного соглашения к договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Перми от 17.07.2008г. № 05-035-08 от 29.10.2010г. в нарушение установленного Главой 5 Закона о защите конкуренции порядка предоставления муниципальной преференции.
Системный анализ вышеприведенных норм права в совокупности со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует об установленном законодательством о конкуренции запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные хозяйствующие субъекты имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления муниципальной преференции приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, при этом установление факта нарушения (ограничения) конкуренции действиями органа местного самоуправления, исходя из содержания части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не требуется.
Более того, в г. Перми осуществляют деятельность, направленную развитие культуры, искусства и сохранения культурных ценностей, множество хозяйствующих субъектов, в т.ч. некоммерческих организаций.
Основания для прекращения рассмотрения дела № 793-11-а, предусмотренные ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссией Пермского УФАС России не установлены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения Департаментом имущественных отношений Администрации г. Перми ч. 1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в заключении договора безвозмездного пользования муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов, 35, на новый срок, без проведения процедуры торгов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
2. Признать факт нарушения Департаментом имущественных отношений п. 7 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, выразившийся в предоставлении необоснованных преференций ПОВТОО «Союз художников в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции путем заключения дополнительного соглашения к договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Перми от 17.07.2008г. № 05-035-08 от 29.10.2010г. о продлении срока действия договора до 31.12.2011г. что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
3. Прекратить производство по делу № 793-11-а отношений Департамента имущественных отношений Администрации г. Перми по признакам нарушения ч. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием в действиях соответствующего состава правонарушения.
4. Выдать Департаменту имущественных отношений Администрации г. Перми предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: с учетом выявленных нарушений принять меры по возврату имущества, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов, 35, представить в Пермское УФАС России заявление о согласовании предоставления муниципальной преференции ПОВТОО «Союз художников» по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов, 35.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 793-11-а

27 февраля 2012 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 27.02.2012 г. по делу № 793-11-а о нарушении Департаментом имущественных отношений Администрации города Перми (далее – ДИО Администрации г. Перми) (ул. Сибирская, 14, г. Пермь, 614000) ст.ст. 15, 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Департаменту имущественных отношений Администрации г. Перми в срок до 20 апреля 2012 г. прекратить нарушение п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в предоставлении необоснованных преференций ПОВТОО «Союз художников в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции путем заключения дополнительного соглашения к договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Перми от 17.07.2008г. № 05-035-08 от 29.10.2010г. о продлении срока действия договора до 31.12.2011г., а также нарушение ч. 1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в заключении договора безвозмездного пользования на новый срок, без проведения процедуры торгов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции,
а именно:
с учетом выявленных нарушений принять меры по возврату имущества, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов, 35, представить в Пермское УФАС России заявление о согласовании предоставления муниципальной преференции ПОВТОО «Союз художников» по адресу: г. Пермь, ул. Танкистов, 35.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны