Решение б/н Решение по делу № 797-12-а от 10 февраля 2013 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 797-12-а
16 января 2013 г. г. Пермь
Резолютивная часть решения оглашена 16.01.2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 30.01.2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
рассмотрев дело № 797-12-а по признакам нарушения Министерством здравоохранения Пермского края (614990, г. Пермь, ул. Ленина, 51) ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление Общественной организации «Сахарный диабет» (вх. №6952-12 от 21.05.2012 г.) о20105 №16580вичс проверке на соответствие антимонопольному законодательству действий Министерства здравоохранения Пермского края при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку тест - полосок к экспресс - измерителю концентрации глюкозы в крови «Сателлит плюс» № 50», оформленного Протоколом от 23.12.2011 г. № 4.2 – 519/4, а также направленное Прокуратурой Пермского края заявление ИП Елистратовой (вх. № 9906-12 от 13.07.2012г.) о проверке на соответствие антимонопольному законодательству действий Министерства здравоохранения Пермского края при расторжении муниципального контракта, заключенного по итогам проведения торгов на право заключения государственного контракта на поставку тест - полосок к экспресс-измерителю концентрации глюкозы в крови «Сателлит плюс» № 50» от 23.12.2011 г.
21.08.2012 г. в отношении Министерства здравоохранения Пермского края было возбуждено дело № 797-12-а по признакам нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции.
На рассмотрении дела представители заявителей поддержали доводы заявлений, представили в материалы дела письменную правовую позицию и дополнительные доказательства по делу.
Представители ответчика с нарушением антимонопольного законодательства не согласились, представили в материалы дела письменный отзыв, дополнительные доказательства по делу.
Представители заинтересованных лиц на рассмотрение дела 797-12-а не явились, направили в адрес Пермского УФАС ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
Изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
На данный момент времени в региональном сегменте Федерального регистра лиц, страдающих сахарным диабетом в Пермском крае состоит на учете 59 929 человек, являющихся федеральными и региональными льготополучателями.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее ФЗ № 178) обеспечение федеральных льготополучателей осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, включенными в перечни, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 г. № 1 «Об утверждении Перечня изделий медицинского назначения и специализированных продуктов питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» утвержден перечень изделий медицинского назначения для обеспечения федеральных льготополучателей, включающий в себя, в том числе тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.
В соответствии со Стандартами медицинской помощи, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.12.2007 г. № 748 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинозависимым сахарным диабетом» (далее – Приказ № 748) и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.09.2007 г. № 582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинозависимым сахарным диабетом» (далее – Приказ № 582) больные с инсулинозависимым сахарным диабетом должны получать лекарственные препараты, в том числе тесты для определения глюкозы в крови к глюкометру соответственно 180 и 730 штук в год.
Для обеспечения льготополучателей Министерством здравоохранения Пермского края проводятся аукционы, предметом которых является поставка тест-полосок. На период с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г. было проведено более 10 аукционов на поставку тест-полосок к экспресс-измерителям концентрации глюкозы в крови различных марок, в том числе к экспресс-измерителю «Сателлит плюс» № 50».
01.11.2011 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Министерством здравоохранения Пермского края было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку тест-полосок к экспресс-измерителю концентрации глюкозы в крови «Сателлит Плюс № 50». В соответствии с техническим заданием, поставка полосок для аппарата самоконтроля осуществляется в комплекте с экспресс - измерителями из расчета 1 экспресс-измеритель на 12 упаковок полосок.
При этом, пунктом 1.1 раздела 7 главы II документации об аукционе в случае, когда документация об аукционе содержит указание на конкретный товарный знак, то при предложении участником размещения заказа эквивалентного товара первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указание на товарный знак (его словесное обозначение) поставляемого товара и конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в документации об открытом аукционе в электронной форме.
ИП Елистратова Е.Б. подала заявку на участие в данном аукционе в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предложив к поставке эквивалентный товар иной марки.
В заявке ИП Елистратовой указано, что так как документация об аукционе содержит торговое наименование без ссылки «или эквивалент», т.е. документация опубликована с нарушением п. 3 ст. 34 ФЗ № 94, то это дает участникам размещения заказа право предложить в качестве эквивалента современную диагностическую тест-систему Clever Chek и глюкометров «Клевер Чек СКС», которые поставляются бесплатно с тест – полосками, в соотношении, указанном в техническом задании.
Руководствуясь предъявленными Заказчиком к поставляемому товару требованиями, ИП Елистратова Е.Б. в своей заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме предложила к поставке тест-полоски Clever Chek (производитель ЗАО «Осирис С») с характеристиками, соответствующими требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Протоколом от 25.11.2011 № 4.2 519/1 рассмотрения заявок на участие в аукционе ИП Елистратовой Е.Б. было отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, ввиду того, что в заявке участника отсутствуют сведения о том, подходят ли предполагаемые тест-плоски Clever Chek к экспресс-измерителю концентрации глюкозы в крови «Сателлит плюс» № 50» .
При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов при указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются товарные знаки, и необходимости взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком.
В документации данного аукциона, размещенной на электронной площадке, при определении предмета аукциона на закупку средств экспресс - диагностики в стандартных формах, подлежащих заполнению на электронной площадке, указана конкретный товарный знак «Сателлит плюс» №50» без сопровождающих слов «или эквивалент».
Заполнение этих форм лицами, подающими заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме и желающим предложить эквивалент другой торговой марки, привело к тому, что данные сведения автоматически признавались не соответствующими требованиям к заявке на участие в аукционе, что является основанием для отказа в допуске на участие в аукционе на основании п. 3 Раздела 11 документации об аукционе.
Ввиду чего, участие в торгах поставщиков, желающих предложить к поставке эквивалентные товары (тест-полоски к глюкометрам) иных торговых марок невозможно.
Из пояснений представителей Минздрава установлено, что до 2012 года одним из условий поставки тест-плосок являлась передача глюкометров из расчета 1 глюкометр на 10/12 упаковок тест-полосок в виде безвозмездной помощи, с установлением нулевой стоимости глюкометра. Тест-полоски и глюкометры выдавались под личную подпись льготополучателя лечащим врачом медицинской организации во время проведения осмотра пациента с внесением данных о выданных изделиях медицинского назначения в журнал учета.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 74 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также- ФЗ № 323) с 1 января 2012 года аптечные и медицинские работники не вправе принимать от организаций, занимающихся реализацией медицинских изделий, медицинские изделия для вручения пациентам.
С 01.01.2012 года обеспечение льготополучателей изделиями медицинского назначения, входящими в перечни, утвержденные Приказами № 582 и № 748, а именно иглами и тест-полосками организовано путем их отпуска через аптечные организации на основании выписанных рецептов врачами медицинских организаций.
Таким образом, на сегодняшний день передача глюкометров исключена из условий поставки тест-полосок и Министерство осуществляет обеспечение больных тест-полосками к глюкометрам ранее выданным. То есть Минздрав для обеспечения больных сахарным диабетом может закупать только расходный материал к глюкометрам – тест-полоски.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при указании в конкурсной документации на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент» за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Как пояснила на рассмотрении дела представитель Минздрава, исходя из имеющихся в пользовании на сегодняшний день у больных приборов по определению в домашних условиях сахара в крови (глюкометров), размещение заказов на тест-полоски, являющиеся расходным материалом к глюкометрам, осуществляется с указанием конкретной торговой марки.
Таким образом, закупка тест-полосок, в том числе марки «Сателлит плюс № 50» производится Минздравом на основании сведений, полученных из ранее заключенных муниципальных контрактов на поставку тест-полосок к глюкометрам.
При этом, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что Минздравом не ведется реестр наличия у льготополучателей Пермского края тех или иных марок глюкометров, не разработана методика по сбору соответствующей информации о находящихся в пользовании у лиц больных сахарным диабетом глюкометров для определения потребности населения в тех или иных видах глюкометров с целью последующих закупок расходных материалов к ним.
На данный момент существует большое число различных марок глюкометров, отличающихся фирмой производителем, а также техническими характеристиками и спецификой работы. При этом к каждому конкретному глюкометру могут подходить только тест-полоски строго определенного наименования. Это обусловлено тем, что полоски разных производителей имеют разные габариты, разные способы физико-химической регистрации глюкозы, разное количество электродов, их расположение на полоске, характер и интенсивность передаваемого сигнала. Все серии тест-полосок калибруются производителем индивидуально, под конкретное торговое наименование глюкометра. Глюкометры разных наименований также имеют принципиальные отличия, в том числе особенности строения паза для вставки полосок.
Таким образом, к определенному глюкометру подходят только те полоски, которые предназначены для использования в комплекте с ним. Ввиду чего, при размещении заказа на тест-полоски Минздрав указывает в аукционных документациях конкретную торговую марку тест-полосок, необходимых для соответствующих глюкометров, находящихся в пользовании у льготополучателей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 47.1, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Прекратить производство по делу № 797-12-а в связи с отсутствием в действиях Министерства здравоохранения Пермского края нарушения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2007г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Рекомендовать Министерству здравоохранения Пермского края совершить действия, связанные со сбором информации о приборах для измерения уровня глюкозы в крови, находящихся в пользовании лиц, больных сахарным диабетом на территории Пермского края для осуществления дальнейших закупок расходных материалов для экспресс-измерителей уровня глюкозы в крови, исходя из реальных потребностей льготополучателей Пермского края.