Решение б/н жалоба ООО «ГЕОЭНЕРГОПРОМ» (вх. № 008670) , направленная из ... от 7 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
___________№______________
На № __________ от ________________
|
ООО «ГЕОЭНЕРГОПРОМ»
geodr@yandex.ru
geoenergoprom_2@mail.ru
АО «Интер РАО-Электрогенерация»
surzhikova_ys@interrao.ru
Закупочная комиссия АО «Интер РАО-Электрогенерация»
surzhikova_ys@interrao.ru
Электронная торговая площадка
АО «ТЭК-Торг»
help@tektorg.ru
Дело № 059/07/3-596/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «ГЕОЭНЕРГОПРОМ» (вх. № 008670)
«01» июня 2021 г. г. Пермь
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя ООО «ГЕОЭНЕРГОПРОМ» - <...> (по доверенности), представителя АО «Интер РАО-Электрогенерация» - <...> (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО «ГЕОЭНЕРГОПРОМ» (вх. № 008670) (далее – Заявитель), направленная из Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по подведомственности (исх. № ЕО/29342/21 от 21.05.2021 г.) на действия АО «Интер РАО-Электрогенерация» (ИНН: 7704784450), Закупочной комиссии АО «Интер РАО-Электрогенерация» (далее – Организатор торгов) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на геодезические стационарные наблюдения за деформациями зданий и сооружений для Пермской ГРЭС (179769) (извещение № 32110198827, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
24.05.2021 г. в адрес Управления поступила жалоба Заявителя, доводы которой указывают на неправомерное отклонение поданной заявки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы и отзыв на жалобу, в котором указывает на отсутствие нарушений при организации и проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг АО «Интер РАО – Электрогенерация» (далее – Положение), Извещением о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – Извещение), Закупочной документацией для способа закупки: Запрос предложений в электронной форме, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг для нужд Филиал «Пермская ГРЭС» АО «Интер РАО – Электрогенерация» Лот 1: «Геодезические стационарные наблюдения за деформациями зданий и сооружений для Пермской ГРЭС» (далее – Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 16.04.2021 г., дата окончания подачи заявок – 26.04.2021 г., дата подведения итогов закупки – 20.05.2021 г.
Согласно Протоколу заседания постоянно действующей закупочной комиссии (ПДЗК) по рассмотрению вторых частей заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме от 14.05.2021 г., заявка Заявителя была отклонена по причине несоответствия условиям закупки, поскольку содержит существенные нарушения требований Закупочной документации в соответствии с разделом 7 «Техническая часть»:
1. Не соответствует п. 5.2. (участник закупки не предоставил данных о наличии теодолита электронного);
2. Не соответствует п. 5.3. ТЗ (участник закупки не предоставил в составе своих предложений копии паспортов, приборов, которые будут использоваться при выполнении услуг, являющихся предметом закупки, с не истекшим сроком метрологического контроля).
Заявитель, не согласившись с одним из оснований отклонения заявки, обратился в антимонопольный орган с настоящей жалобой.
В жалобе Заявитель указывает на своё несогласие только с одним пунктом отклонения поданной им заявки – «Не соответствует п. 5.3. ТЗ: участник закупки не предоставил в составе своих предложений копии паспортов, приборов, которые будут использоваться при выполнении услуг, являющихся предметом закупки, с не истекшим сроком метрологического контроля». Также Заявитель ссылается на то, основанием отклонения поданной заявке является п. 5.3 Технического задания, который, по мнению Заявителя, сформулирован некорректно.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами
В соответствии с п. 4.12.6 Документации, закупочная комиссия осуществляет рассмотрение и оценку вторых частей заявок на участие в закупке, участников закупки, на предмет их соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также, в соответствии с системой критериев оценки и сопоставления, указанными в разделе 9 Документации, и определяет перечень участников, допускаемых к дальнейшему участию в закупке. Вторые части заявок на участие в закупке, участники закупки, должны полностью соответствовать каждому из установленных настоящей Закупочной документацией требований.
Пункт 4.12.6 закрепляет основания недопуска участника закупки к дальнейшему участию в закупке. Участник не допускается к дальнейшему участию в закупке, в том числе, в случае непредставления требуемых согласно Документации документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки, в том числе привлекаемых субподрядчиках/соисполнителях (в случае привлечения), или о предлагаемых работах.
Подпунктом 33 пункта 6.2.1 Документации установлено, что в составе второй части заявки должны быть представлены документы, предусмотренные Техническим заданием (раздел 7 настоящей закупочной документации) и подтверждающие соответствие участника указанным требованиям (например, свидетельство СРО, сертификаты сотрудников, дилерские сертификаты и другие подтверждения от производителей, Сертификаты ISO, отзывы и иные документы, подтверждающие соответствие участника указанным в ТЗ требованиям)
В соответствии с п. 5.3 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью Документации, применяемые при измерительном контроле приборы и инструменты должны быть сертифицированы (внесены в реестр средств измерений), поверены или откалиброваны. Участник закупки обязан предоставить в составе своих предложений копии паспортов, приборов, которые будут использоваться при выполнении услуг, являющихся предметом закупки, с не истекшим сроком метрологического контроля. В техническом предложении участник должен предоставить подтверждение что используемые при выполнении работ материалы и поставляемое оборудование соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 29. 12.2018 № 1716-83, а именно: производителем товара, страной отправления либо страной через которую перемещается товар не является Украина (применяется в части перечня, утвержденного постановлением.
На обозрение Комиссии Пермского УФАС России была представлена заявка Заявителя. Из анализа данной заявки следует, что Заявителем в состав заявки не были включены паспорта приборов, которые будут использоваться при выполнении услуг, являющихся предметом закупки.
В связи с указанными обстоятельствами, учитывая установленные Документацией требования о необходимости предоставления в составе поданного участником предложения копий паспортов приборов, которые будут использоваться при выполнении услуг, являющихся предметом закупки, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о правомерном отклонении заявки Заявителя по спорному основанию.
В части доводов Заявителя о некорректности условий Документации Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что спорные положения документации, которые, по мнению Заявителя, являются некорректными, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки на условиях документации. Заявитель, будучи участником конкурентной процедуры, подав заявку, конклюдентно согласился со всеми требованиями и условиями закупочной документации, в том числе в части установленных в ней критериев, порядка оценки заявок и присваиваемых баллов, что делает невозможным в последующем обжалование таких положений.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений.
В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, на наличие предполагаемых нарушений в закупочной документации Заявитель указал после дня окончания подачи заявок (26.04.2021 г.): Заявитель выражает лишь свое несогласие с результатами такой закупки, оспаривая положения документации, с которой изначально согласился, с целью признания результатов закупки недействительными при отсутствии для того оснований.
В связи с чем, антимонопольный орган, исходя из баланса частных и публичных интересов, указывает, что доводы Заявителя об оспаривании положений Документации (жалоба поступила в Пермское УФАС России 24.05.2021) после подачи заявки и подведения итогов не подлежат удовлетворению (дата окончания подачи заявок 26.04.2021, дата подведения итогов 20.05.2021).
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО «ГЕОЭНЕРГОПРОМ» (вх. № 008670) на действия АО «Интер РАО-Электрогенерация» (ИНН: 7704784450), Закупочной комиссии АО «Интер РАО-Электрогенерация» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на геодезические стационарные наблюдения за деформациями зданий и сооружений для Пермской ГРЭС (179769) (извещение № 32110198827, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) необоснованной.
2. Предписание не выдавать
Заместитель Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
<...> (342) 235-10-36