Решение б/н жалоба   <...> (далее – Заявитель) (вх. № 000945, вх. № 0009... от 31 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342)235-12-00, факс (342)235-10-67.

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

______________№________________

 

  На №  _____________  от _____________

 

  <...>

  <...>

 

Арбитражный управляющий

Меньшенин Дмитрий Владимирович

  <...>

 

Электронная торговая площадка

ООО «МЭТС»

  <...>

 

Для сведения:

Управление Федеральной службы                                                               государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому

краю

  <...>

Дело № 059/10/18.1-40/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе   <...> (вх. № 000945, вх. № 000978)

«27» января 2022 г.                                                                                                                      г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

  <...>., заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:     

  <...>., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

  <...>., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя Арбитражного управляющего Меньшенина Дмитрия Владимировича –   <...> (по доверенности), без участия  <...> (надлежащим образом уведомлена),

рассмотрев жалобу   <...> (далее – Заявитель) (вх. № 000945, вх. № 000978) на действия Арбитражного управляющего Меньшенина Дмитрия Владимировича (далее – Организатор торгов) при организации и проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества Захарченко Александра Васильевича: Лот № 1 – дебиторская задолженность Кадочникова Владилена Николаевича (20.10.1967 г.р.) в размере 579 525,00 рублей (идентификационный номер сообщения на сайте ЕФРСБ № 7566354, идентификационный номер на сайте электронной торговой площадки: 75263-ОТПП),

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.01.2022 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба Заявителя, доводы который сводятся к неправомерному отклонению заявки от участия в торгах.

Организатор торгов направил все необходимые для рассмотрения документы, а также возражение, в котором ссылается на отсутствие нарушения порядка проведения торгов.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, к полномочиям антимонопольного органа отнесено, в том числе рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Обязательность проведения торгов по продаже имущества должника установлена статьей 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Из системного толкования указанных выше норм следует, что продажа имущества должника осуществляется в обязательном порядке путем проведения торгов, следовательно, антимонопольный орган, согласно положениям статей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, компетентен рассматривать жалобы на нарушения, допущенные при проведении таких торгов. Данная позиция подтверждается судебной практикой (дела № А78-4877/2012, А27-8217/2012, А55-9783/2012, А60-14102/2013, А65-5818/2013, А23-591/2013, А19-5627/2013, А12-4550/2013), а также Постановлением Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 г. № 17974/13.

Не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и в печатном органе по месту нахождения должника (ч. 9 ст. 110 Закона о банкротстве).

В сообщении о продаже предприятия должны содержаться: сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием; сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия; требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги; условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса; порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается); порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток; начальная цена продажи предприятия; величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия; порядок и критерии выявления победителя торгов; дата, время и место подведения результатов торгов; порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия; сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи; сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона. Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее также – ЕФРСБ) без опубликования в официальном издании (ч. 10 ст. 110 Закона о банкротстве).

Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий (ч. 1 ст. 28 Закона о банкротстве).

Решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола. Решение о признании или об отказе в признании заявителя участником торгов может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 12 ст. 110 Закона о банкротстве).

Согласно ч. 11 ст. 110 Закона о банкротстве Заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием закрытой формы представления предложений о цене предприятия заявка на участие в торгах может содержать предложение о цене предприятия, не подлежащее разглашению до начала проведения торгов.

К заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

В случае проведения закрытых торгов к заявке на участие в торгах должны прилагаться документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к участнику торгов, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении ограниченно оборотоспособного имущества и указанным в сообщении о проведении торгов.

При проведении конкурса заявка на участие в торгах должна содержать обязательство заявителя исполнять условия конкурса.

Представленная организатору торгов заявка на участие в торгах подлежит регистрации в журнале заявок на участие в торгах с указанием порядкового номера, даты и точного времени ее представления.

Подтверждение регистрации представленной заявки на участие в торгах также направляется заявителю в форме электронного документа в день регистрации такой заявки на указанный в ней адрес электронной почты заявителя.

Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя.

Организатор торгов обязан обеспечить конфиденциальность сведений и предложений, содержащихся в представленных заявках на участие в торгах, или предложений о цене предприятия до начала торгов либо до момента открытия доступа к представленным в форме электронных документов заявкам на участие в торгах.

Заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в торгах в любое время до окончания срока представления заявок на участие в торгах.

Заявка на участие в торгах должна быть подписана электронной подписью заявителя.

Не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.

Решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов, в котором указываются: наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) каждого участника торгов; предложения о цене предприятия, представленные каждым участником торгов в случае использования закрытой формы представления предложений о цене предприятия; результаты рассмотрения предложений о цене предприятия, представленных участниками торгов; наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) участника торгов, предложившего наиболее высокую цену предприятия по сравнению с предложениями других участников торгов, за исключением предложения победителя торгов (в случае использования закрытой формы представления предложений о цене предприятия), или участника торгов, который сделал предпоследнее предложение о цене предприятия в ходе аукциона (в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия); наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) победителя торгов; обоснование принятого организатором торгов решения о признании участника торгов победителем (ч. 15 ст. 110 Закона о банкротстве).

2. Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.01.2017 Захарченко Александр Васильевич признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества должника.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 10.12.2020 года, Соболев Михаил Петрович освобожден от исполнения обязанностей финансового управляющего в деле о банкротстве Захарченко Александра Васильевича, финансовым управляющим Захарченко Александра Васильевича утвержден Меньшенин Дмитрий Владимирович.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 08.06.2021 года, утверждено Положение о порядке, условиях и сроках реализации имущества Захарченко Александра Васильевича (дебиторская задолженность).

04.08.2021 финансовым управляющим опубликовано сообщение о проведении торгов по реализации дебиторской задолженности. Торги назначены на 14.09.2021. (Публикация сообщения ЕФРСБ- № 7103544 от 04.08.2021).

Торги по реализации дебиторской задолженности, назначенные на 14.09.2021, признаны несостоявшимися (Публикация сообщения ЕФРСБ – 14.09.2021 № 7324472).

14.09.2021 публикация сообщения ЕФРСБ о проведении повторных торгов по реализации дебиторской задолженности (сообщение № 7324705). Дата торгов –22.10.2021.

22.10.2021 повторные торги по реализации дебиторской задолженности признаны несостоявшимися (Публикация сообщения ЕФРСБ – 24.10.2021 № 7558821).

25.10.2021 публикация сообщения на ЕФРСБ о проведении торгов по реализации дебиторской задолженности путем публичного предложения (Сообщение №7566354).

В силу абз. 6 ч. 11 статьи 110 Закона о банкротстве, Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

В рамках проведении торгов по реализации дебиторской задолженности путем публичного предложения, в период с 27.12.2021 по 03.01.2022, на электронную площадку ООО «МЭТС» на сайте https://m-ets.ru/, поступило три заявки на участие в торгах, в том числе, заявка Заявителя жалобы.

Согласно ч. 12 статьи 110 Закона о банкротстве, решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

При этом, в силу ч. 14 статьи 110 Закона о банкротстве, Организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной настоящим Федеральным законом.

По результатам рассмотрения заявок участников торгов, 07.01.2022 финансовым управляющим подписан протокол № 75263-ОТПП/1 об определении участников торгов посредством публичного предложения в форме открытых торгов по продаже имущества Захарченко Александра Васильевича.

По результатам рассмотрения заявок участников торгов Заявителю отказано в допуске к участию в торгах, с указанием следующего основания: «Заявитель представил Заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, не соответствующие требованиям законодательства и Сообщения о проведении торгов по продаже имущества в установленный Сообщением о проведении торгов по продаже имущества срок. Заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 №127-ФЗ и указанным в сообщении о проведении торгов. Не представлены сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности; Не представлены сведения об участии в капитале заявителя арбитражного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий».

В материалы дела представлены возражения Организатора торгов, согласно которым основанием для отклонения заявки послужило то, что в ней отсутствуют сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности; сведения об участии в капитале заявителя арбитражного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий.

По мнению Арбитражного управляющего, фактически заявка не содержала указанных сведений, так как указание заявителем в соответствующих графах слова «нет» не позволяет установить отсутствует ли заинтересованность заявителя или отсутствуют сведения о такой заинтересованности. Из буквального толкования заявки следует, что ответы «нет» не отвечают на поставленный вопрос и допускают двоякое толкование (данные ответы можно толковать и как отсутствие сведений и как отсутствие заинтересованности). Использование таких формулировок позволяет скрыть возможную заинтересованность или участие в капитале формулировкой о неосведомленности о данном факте, что не соответствовало бы цели обеспечения открытости и прозрачности торгов.

В материалы дела представлена заявка Заявителя на участие в спорных торгах, из анализа которой Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.

Заявка на участие в торгах представляет форму, в которой участник самостоятельно вносит определенные значения в соответствующие графы. В части указания соответствия участника пп. абз. 6 ч. 11 статьи 110 Закона о банкротстве Заявитель указал следующее:

Сведения об отношении к предмету торгов

Сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности

нет

Cведения об участии в капитале заявителя арбитражного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий

нет

Как следует из, Определения Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 №520-О-О положение абз. 6 п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве направлено на обеспечение открытости и прозрачности торгов по продаже предприятия (имущества) должника, в том числе в части информации о возможной заинтересованности внешнего управляющего как организатора торгов по отношению к тому или иному участнику торгов.

В названной норме Закона о банкротстве установлено, что заявка на участие в торгах должна содержать, в том числе сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

Ввиду того, что унифицированная форма заявки на участие в торгах законодательством о банкротстве либо руководством участника торгов не предусмотрена и каких-либо сведений о наличии заинтересованности на момент рассмотрения заявки организатору торгов не представлено, конкурсный управляющий не имел оснований для сомнений в отсутствии у участника такой заинтересованности. Кроме того, указание о заинтересованности носит исключительно информационный характер для третьих лиц, что следует из пункта 15 статьи 110 Закона о банкротстве.

Следует отметить, что указание Заявителем в соответствующем разделе «Сведения о заинтересованности» – «нет» или цитату из Закона о банкротстве не исключает возможности участия в торгах, как и не влияет на результаты торгов. Указание о заинтересованности носит исключительно информационный характер для третьих лиц (п. 15 ст. 110 Закона о банкротстве).

Схожая позиция отражена также в Определении Верховного Суда РФ от 28.08.2018 № 302-КГ18-12241 по делу № А19-25564/2017.

Кроме того, слово «нет», указанное в заявке, позволяет с должной степенью определенности сделать вывод об отсутствии заинтересованности. (Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 декабря 2020 года по Делу № А50-22769/2020, Постановление Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда № 17АП-16977/2020-АК от 10 февраля 2021 года по Делу № А50-22769/2020, Постановление Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-3097/21 от 01 июня 2021 г. по Делу № А50-22769/2020).

Комиссия Управления приходит к выводу о неправомерном отклонении заявки Заявителя, т. к. вывод Организатора торгов, изложенный в Протоколе, является необоснованным и не подтвержденным содержанием представленной заявки и материалами дела, что в свою очередь нарушает абз. 6 п. 11, п. 12, п. 14 ст. 110 Закона о банкротстве.

Таким образом, доводы жалобы Заявителя признаны Комиссией Пермского УФАС России обоснованными.

Вместе с тем, 10.01.2022 финансовым управляющим опубликовано сообщение на ЕФРСБ о заключении договора уступки права требования с победителем торгов (Сообщение № 7996195), в связи с чем, у Комиссии Пермского УФАС России отсутствуют правовые основания для выдачи предписания организатору торгов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу   <...> (вх. № 000945, вх. № 000978) на действия Арбитражного управляющего Меньшенина Дмитрия Владимировича при организации и проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества Захарченко Александра Васильевича: Лот № 1 – дебиторская задолженность Кадочникова Владилена Николаевича (20.10.1967 г.р.) в размере 579 525,00 рублей (идентификационный номер сообщения на сайте ЕФРСБ № 7566354, идентификационный номер на сайте электронной торговой площадки: 75263-ОТПП) обоснованной.

2. Установить в действиях Арбитражного управляющего Меньшенина Дмитрия Владимировича нарушение абз. 6 п. 11, п. 12, п. 14 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

3. Предписание не выдавать.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                     <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                        <...>

 

 

                                                                                                                                        <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

  <...> (342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны