Решение б/н рассмотрев жалобу x (вх. № 006161) (далее – ИП x, Заявитель)... от 4 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

_______________№___________________

 

На №  __________  от  ________________

 

x

 

Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края,

Аукционная комиссия по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности, из состава земель лесного фонда в электронной форме Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края

614990, г. Пермь, ул. Попова, 11, каб.311  

gnparshakova@priroda.permkrai.ru

                                                                                     min2@priroda.permkrai.ru

                                                                                     uslisjeva@les.permkrai.ru   

                   

                                                                                     Электронная торговая площадка

                                                                                    АО «Сбербанк-АСТ»

                                                                                                     ko@sberbank-ast.ru

Дело № 059/10/18.1-326/2022                          

РЕШЕНИЕ

по жалобе ИП x (вх. № 006161)

 

«28» апреля 2022 г.                                                                                                                            г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

x, заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

x, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

x, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

после объявленного перерыва, посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя ИП x–x, по доверенности, предъявлен паспорт, в присутствии x– начальника отдела использования лесов Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (предъявлен паспорт),

рассмотрев жалобу x (вх. № 006161) (далее – ИП x, Заявитель) (ОГРНИП: 322595800008571, ИНН: 810100846839, Дата присвоения ОГРНИП: 24.01.2022) на действия Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ИНН: 5902293298), Конкурсной комиссии Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – Организатор торгов) при организации и проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства - Лот №27: Пермский край, Кудымкарский муниципальный округ, Кудымкарское лесничество, Верх-Юсьвинское участковое лесничество, квартал № 107, выдел 19 (извещение № 250222/3136042/02, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о торгах www.torgi.gov.ru; извещение № SBR012-2203010047 на сайте ЭТП) (далее – официальный сайт) (далее – торги),

УСТАНОВИЛА:

15.04.2022 г. в адрес Управления поступила жалоба Заявителя, доводы которой сводятся к отказу от заключения по итогам торгов договора со стороны Организатора торгов.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 004807-22 от 20.04.2022 г.) (далее – Уведомление), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

До рассмотрения жалобы, назначенной на 25.04.2022, с 12 часов 00 минут, Комиссией Пермского УФАС какой-либо информации о невозможности принять участие в рассмотрении жалобы, со стороны Заявителя, Организатора торгов представлено не было. Явку на заседание Комиссии Пермского УФАС по рассмотрению настоящей жалобы обеспечили обе стороны. При этом, вследствие технических проблем при подключении к системе видеоконцеренцсвязи у представителя Организатора торгов, Комиссией Пермского УФАС объявлен перерыв в рассмотрении жалобы с последующим обеспечением явки сторон 26.04.2020, с 12 часов 00 минут. Представители каждой из сторон обеспечили явку и присутствовали при рассмотрении жалобы.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Порядок и условия проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений установлены Лесным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ) (ст.ст. 78 – 80.2) (далее – Лесной кодекс, ЛК РФ).

2. При проведении рассматриваемого конкурса в электронной форме, организатор торгов руководствовался Аукционной документацией по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности в составе земель лесного фонда для заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее также – Аукционная документация), Извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности в составе земель лесного фонда для заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее также – Извещение от 25.03.2022 г.), Извещением о проведении закупки 250222/3136042/02 от 01.03.2022 (открытый аукцион) (далее также – Извещение).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 01.03.2022 г., дата начала приема заявок – 04.03.2022 г., дата окончания приема заявок - 23.03.2022 г., дата и время определения участников торгов - 24.03.2022г., дата проведения аукциона - 25.03.2022 г., дата отказа от проведения торгов - 09.03.2022, дата подведения итогов аукциона- 28.03.2022 г.

В соответствии с протоколом об определении участников от 24.03.2022, всего на участие в аукционе подано семь заявок, в том числе, заявка Заявителя. Из них отклонена – одна заявка, шесть заявок допущены, в том числе, заявка Заявителя.

Согласно протоколу об итогах от 28.03.2022, победителем аукциона с ценой предложения 1324010.20 рублей признана ИП x.

3. В части довода о неправомерности отказа со стороны Организатора торгов от заключения договора купли-продажи лесных насаждений, Комиссия Пермского УФАС сообщает следующее.

Согласно пункту 6 статьи 448 Гражданского кодекса, если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

В соответствии с часть 11 статьи 79 Лесного кодекса, не допускается подписание договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемых по результатам аукциона, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте торгов.

Аналогичное положение содержится в Аукционной документации (стр. 6, абз. 4).

Из материалов дела следует, что итоговый протокол подписан и размещен в информационной системе в сфере закупок 25.03.2022 г. В силу положений Лесного кодекса и Аукционной документации, договор купли-продажи лесных насаждений необходимо было заключить не ранее чем через десять дней после опубликования итогов аукциона. Следовательно, договор купли-продажи лесных насаждений должен был быть заключен с победителем торгов не ранее 05.04.2022 г.

Подобный подход к вопросу о сроках заключения договора купли-продажи лесных насаждений по результатам проведенных торгов соответствует сложившейся правоприменительной практике (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.07.2020 N Ф02-2320/2020 по делу N А19-21241/2019), в соответствии с которой договор купли-продажи лесных насаждений подписывается сторонами по истечении десятидневного срока, установленного частью 11 статьей 79 Лесного кодекса.

В соответствии с письменными пояснениями, представленными Организатором торгов, заключение договора с ИП x не представляется возможным ввиду следующего. Согласно позиции Организатора торгов, начальная (максимальная) цена договора в нарушение Постановления Правительства России от 22.05.2007 N 310 (ред. от 29.11.2021) "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" была рассчитана без применения коэффициента, учитывающего ликвидный запас – 1,05, коэффициента, учитывающего индексацию ставок платы за 2022 г. – 2,83.

В связи с изложенным, без применения указанных коэффициентов начальная стоимость предмета аукциона составила 174 211 рублей. В случае применения указанных коэффициентов в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ, начальная стоимость аукциона должна была составить 218 441 рублей.

Руководствуясь изложенным, полагая, что вследствие ошибки в расчете федеральный бюджет не получит установленную законодательством цену за предоставляемый ресурс в виде лесных насаждений, Организатор торгов не считает возможным заключить по результатам торгов договор купли-продажи лесных насаждений с победителем – ИП x, руководствуясь интересами бюджета Российской Федерации. Согласно представленным расчетам, по мнению Организатор торгов, федеральный бюджет в случае заключения договора с победителем торгов не получит доход в размере 44 177 рублей.

Помимо прочего, Организатор торгов сообщил, что в целях защиты интересов Российской Федерации со стороны Государственного казенного учреждения Пермского края «Управление лесничествами Пермского края» 22.04.2022 в Арбитражный суд Пермского края подано исковое заявление о признании недействительным аукциона по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства по лоту №27.

К указанным доводам Организатора торгов, обосновывающих незаключение договора по результатам торгов, Комиссия Пермского УФАС относится критически ввиду следующего.

В соответствии с Извещением, начальная цена предмета аукциона составляет 174 211 рублей, предложение победителя – ИП x – 1 324 010, 20 рублей, следовательно, в семь целых шесть десятых раз превышает установленную начальную цену.

Более того, исходя из начальной цены, повторно рассчитанной Министерством в соответствии с Постановлением Правительства России № 310,  составляющей 218 441 рублей, сумма предложения ИП x также в шесть целых одну десятую раз превышает начальную цену. Следовательно, довод Организатора торгов о нарушении интересов Российской Федерации в виде недополучения федеральным бюджетом дохода в размере 44 177 рублей при заключении договора с ИП x не может быть признан состоятельным.

Общие правила проведения публичных торгов устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее также – Гражданский кодекс) (статьи 447 – 449.1). Следовательно, к правоотношениям сторон также применяются общие правила, регулирующие гражданский оборот, в том числе, при заключении договора по результатам торгов.

По смыслу пункта 1 статьи 449.1 Гражданского кодекса, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса, договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

К заключению договора на торгах применяются, в том числе, правила о направлении оферты и акцепте. Так, подавая заявку на участие в торгах, участник соглашается с условиями, установленными Организатором торгов в Извещении, Аукционной документации. В соответствии со статьей 436 Гражданского кодекса, предложение о заключении договора является безотзывным. Следовательно, торги являются одним из способов заключения договора. Таким образом, действующим законодательство не представляет Организатору торгов возможности отказаться от его заключения по результатам проведенных торгов.

Кроме того, в силу пункта 3 статьи 1 Гражданского кодекса, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно пункту 2 статьи 6 Гражданского кодекса, права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Следовательно, Организатор торгов в силу императивных положений закона обязан заключить договор с лицом, выигравшим торги. Уклонение от обязанности по заключению договора недопустимо. Иное противоречило бы не только обязательным положениям, установленным законодательством, но и нарушало бы требования добросовестности, разумности и справедливости.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

Согласно части 19 статьи 78 Лесного кодекса, организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка и не менее чем за десять рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с Извещением, датой окончания срока подачи заявок является 23.03.2022 г., следовательно, Организатор торгов был вправе отказаться от их проведения не позднее 11.03.2022 г.

Следовательно, Организатор торгов не воспользовался своим правом на отказ от проведения торгов в установленный законом срок. В связи с этим, действия Организатора торгов, направленные на уклонение от заключения договора после установленных законом сроков для отмены торгов, могут быть квалифицированы в качестве действий, совершаемых в обход закона, направленных на отмену торгов. Направленность действий Организатора торгов на их отмену в нарушение установленного законом срока усматривается из письменной позиции Министерства.

Исходя из изложенного, и учитывая позицию Министерства, характеризующуюся отсутствием намерения заключать договор с победителем торгов, в действиях Организатора торгов устанавливается нарушение части 11 статьи 79 Лесного кодекса России, довод Заявителя признается обоснованным.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 данного Федерального закона.

Исходя из того, что в материалы жалобы не представлено доказательств заключения между Организатором и победителем торгов договора купли-продажи лесных насаждений, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, направленного на соблюдение со стороны Организатора торгов процедуры заключения договора купли-продажи лесных насаждений, предусмотренной лесным законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу x (вх. № 006161) (ОГРНИП: 322595800008571, ИНН: 810100846839, Дата присвоения ОГРНИП: 24.01.2022) на действия Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ИНН: 5902293298) при организации и проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства - Лот №27: Пермский край, Кудымкарский муниципальный округ, Кудымкарское лесничество, Верх-Юсьвинское участковое лесничество, квартал № 107, выдел 19 (извещение № 250222/3136042/02, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о торгах www.torgi.gov.ru; извещение № SBR012-2203010047 на сайте ЭТП), обоснованной.

2. Установить в действиях Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края нарушение абзаца 1 пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 19 статьи 78, части 11 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации.

3. Выдать Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалоб нарушений.

 

 

 

Заместитель председателя Комиссии                                                                              x

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                x

 

 

                                                                                                                                                x

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

x (342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны