Решение б/н обращение ООО «Технический заказчик Фонда развития территори... от 13 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

                 13.07.2022   №  008225-22

         

     На №                       от                

 

 

ООО «Технический заказчик Фонда развития территорий»

125315, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Сокол, пр-т Ленинградский, д. 80, к.37, этаж 5, помещ. 1, комнаты 1-20

torgi-tzf@fond214.ru

ia.mironova@fond214.ru

 

Фонд защиты прав граждан – участников строительства ПК

614068, Пермский край, г. Пермь, ул. Ленина, 92, офис 309

info@fond214pk.ru

 

ООО «Стройгазцентр»

453400, Республика Башкортостан,

г. Давлеканово, ул. Энгельса, 4

 sgc7@mail.ru

 

 

Дело № 059/10/5-566/2022

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об отсутствии оснований для включения сведений о недобросовестном поставщике в реестр, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

«11» июля 2022 г.                                                                                                                          г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также по рассмотрению сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках), направляемых в ФАС России в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия Пермского УФАС России), в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

 <...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:     

 <...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

 <...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя Фонда защиты прав граждан – участников строительства ПК в г. Пермь  <...> (по доверенности), представителя ООО «Стройгазцентр»  <...> (по доверенности, до отложения рассмотрения обращения),  <...> (по доверенности), представителя ООО «Технический заказчик Фонда развития территорий»  <...> (после отложения рассмотрения обращения),

рассмотрев обращение ООО «Технический заказчик Фонда развития территорий» (ИНН 7704459675) (вх. № 010115) о включении сведений об ООО «Стройгазцентр» (ИНН 0276125159) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». (далее также – Закон о закупках),

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.07.2022 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступило обращение Организатора, в котором указано на уклонение Участника закупки от заключения договора.

1. Частью 2 статьи 5 Закона о закупках установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

 Частью 3 статьи 5 Закона о закупках закреплено, что перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила).

Пунктом 1 Правил предусмотрено, что данные Правила устанавливают порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не предоставивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в пределах своей компетенции.

В соответствии с пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, территориальный орган имеет право в пределах своей компетенции принимать решения о включении информации о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков);

В соответствии с пунктом 1 приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Приказ) на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами.

В силу пункта 2.1 Приказа, Комиссия территориального органа ФАС России (далее - Комиссия) проводит проверку сведений, направленных заказчиками, о включении в Реестр информации об участнике закупки (далее - Сведения) в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки Сведений Комиссия дает соответствующее заключение.

2. 27.04.2022 г. на сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, а также на сайте электронной торговой площадки https://www.sberbank-ast.ru/ было размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта: «Жилой дом со встроенными общественными помещениями по ул. Кировоградская, 70», расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Кировский р-н, ул. Кировоградская, 68а, завершение строительства». Идентификатор Объекта: р-4196 (номер извещения – № 32211348081) (далее – Извещение).

При проведении указанной закупки, Заказчик также руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг унитарной некоммерческой организации – фонд «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства Пермского края», (далее – Положение), Документацией о закупке (далее – Документация).

В соответствии с Извещением, Документацией, Протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

Место проведения закупки – электронная торговая площадка АО «Сбербанк - АСТ» (https://www.sberbank-ast.ru/);

Дата начала срока подачи заявок – 27.04.2022 г.;

Дата окончания срока подачи заявок – 13.05.2022 г.;

Дата подведения итогов закупки – 20.05.2022 г.;

На участие в закупке было подано 3 заявки.

В соответствии с Протоколом № 41/22 от 20.05.2022 г. закупка была признана состоявшейся, принято решение о заключении договора с ООО «Стройгазцентр».

В соответствии с ч. 15 ст. 3 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Согласно п. 22.1 Положения о закупке договор заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в закупке, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается договор, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Положением извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в закупке, документация о такой закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. При заключении договора его цена не может превышать начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении об осуществлении закупки.

В соответствии с п. 18.1 Положения требование о предоставлении обеспечения исполнения договора, в случае его установления, предъявляется к победителю закупки или лицу, с которым заключается договор, и устанавливается в Извещении и Документации о закупке.

Обеспечение исполнения договора может быть предоставлено участником закупки путем перечисления денежных средств или предоставления банковской гарантии, соответствующей требованиям гл. 17 Положения о закупке (п. 18.2 Положения).

Пунктами 18.6 и 18.7 Положения регламентировано, что в случае установления Заказчиком требования об обеспечении исполнения договора, победитель обязан вместе с подписанным проектом договора в срок, установленный для заключения договора, представить документ, подтверждающий обеспечение исполнения договора, при этом, в случае непредставления обеспечения исполнения договора в срок, установленный для заключения договора, такой участник считается уклонившимся от заключения договора.

Согласно п. 14.1 Документации договор заключается не ранее 10 дней и не позднее 20 дней после размещения в ЕИС итогового протокола проведения конкурентной закупки.

Пунктом 14.10 Документации предусмотрено, что для подписания участником закупки проекта договора заказчик, организатор закупки направляет заполненный в соответствии с заявкой участника закупки не подписанный со своей стороны проект договора посредством почтового отправления, передает его уполномоченному представителю участника закупки под роспись или направляет посредством программно-аппаратного комплекса электронной площадки.

Пунктом 14.11 Документации установлено, что если по истечении 10 дней с даты направления проекта договора участником закупки не предоставлен в адрес заказчика подписанный проект договора и обеспечение исполнения договора (в случае, если установлено такое требование), структурное подразделение, уполномоченное на организацию закупочной деятельности, выносит на заседание закупочной комиссии вопрос о признании такого участника закупки уклонившимся от заключения договора.

Пунктом 15.1 Информационной карты установлено обеспечение исполнения договора в размере 30% - 116 235 624,00 рублей путем внесения денежных средств на счет заказчика (обеспечительный платеж) или путем предоставления безотзывной банковской гарантии. Выбор способа обеспечения исполнения договора осуществляется участником закупки самостоятельно.

Требования к банковской гарантии установлены в р. 6 Документации.

В п.6.6 Документации о закупке также указаны основания для отказа в принятии банковской гарантии: несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении о проведении закупки (п.15,16) и документации (ч. I, п. 6).

При этом, в случае отказа в принятии банковской гарантии Заказчик в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа. Возврат банковской гарантии заказчиком предоставившему ее лицу или гаранту не осуществляется.

В соответствии с п. 5.1 Документации Победитель закупки одновременно с договором обязан представить Заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения Договора (кроме гарантийных обязательств) в размере, который предусмотрен Документацией и Извещением о проведении закупки.

В случае непредставления победителем закупки (участником закупки, с которым заключается договор в случае уклонения победителя закупки от заключения договора) обеспечения исполнения договора в части обеспечения исполнения обязательств по договору (кроме гарантийных обязательств) в размере, установленном в настоящей документации, и в срок, установленный для заключения договора, такой победитель закупки (участник закупки, с которым заключается договор в случае уклонения победителя закупки от заключения договора) считается уклонившимся от заключения договора (п. 5.2 Документации о закупке).

Согласно п. 14.8 Документации решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора оформляется протоколом, который подписывается членами закупочной комиссии и должен содержать:

• место и время составления протокола;

• информацию о предмете закупки;

• наименование (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество (при наличии) (для физических лиц), почтовый адрес участника закупки, который признан уклонившимся

от заключения договора;

• фактические обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения с приложением документов, подтверждающих такие факты.

В случае принятия решения об уклонении участника закупки от заключения договора заказчик, организатор закупки удерживает обеспечение заявки такого лица (в случае установления требования в документации о закупке об обеспечении заявки), а также направляет предложение в антимонопольный орган о включении сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации (п. 14.9 Документации).

Протокол № 41/22 от 20.05.2022 г. был опубликован на сайте в единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 23.05.2022 г., следовательно, договор с Победителем закупки должен был быть заключен не ранее чем 02.06.2022 г. и не позднее чем 13.06.2022 г.

При этом, в период установленного срока для заключения договора Пермским УФАС процедура закупки была приостановлена в связи с поступившей жалобой в антимонопольный орган (уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу исх. № 006598-22 от 01.06.2022 г. по делу № 059/07/3-472/2022).

В связи с поступившим отзывом жалобы Заявителя по делу № 059/07/3-472/2022 (вх. № 008781 от 06.06.2022 г.), рассмотрение жалобы было прекращено (исх. № 006852-22 от 08.06.2022 г.).

Организатором закупки проект договора был размещен на электронной площадке 06.06.2022 г., следовательно, в силу п. 14.11 Документации, победителю в адрес заказчика надлежало представить подписанный проект договора и обеспечение исполнения договора в срок до 16.06.2022.

Победителем закупки (ООО «Стройгазцентр») 14.06.2022 г. на электронной площадке был подписан договор и представлен проект банковской гарантии без подписи и печати, который был ранее согласован, что подтверждается скриншотом сообщения Заказчика о согласовании проекта банковской гарантии от 10.06.2022 г.

Из пояснений Организатора и победителя закупки следует, что на дату подписания договора у ООО «Стройгазцентр» отсутствовала банковская гарантия с подписью уполномоченного лица банка и печатью по причине задержки ее выпуска банком.

Учитывая, что победитель закупки так и не представил банковскую гарантию, Организатором было принято решение признать данного участника уклонившимся, в связи с чем протокол признания участника уклонившимся от заключения договора № 41/22-2106 от 21.06.2022 г. был опубликован в ЕИС 22.06.2022 г. и в антимонопольный орган было направлено обращение о включении сведений о Победителе закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

В материалы дела со стороны ООО «Стройгазцентр» представлены скриншоты уведомлений от банков (ПАО «Московский кредитный банк», ПАО АКБ «Абсолют Банк» и т.д.), подтверждающие, что Победителем предпринимались действия по представлению Организатору закупки обеспечения исполнения обязательств по Договору, а также проект согласованной банковской гарантии банка ООО «Первый кредитный банк».

Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках, уклонение лица от заключения договора является самостоятельным основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

Исходя из положений Закона о закупках и Правил включение лица в реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения этим лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о закупках, и, следовательно, выступает механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

В соответствии правовой позицией, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2011 № 13-П, от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Согласно Определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2012 № ВАС-13566/12 необходимо принимать во внимание, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям закона.

При этом, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

С учетом изложенного, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим о намерении участника отказаться от заключения контракта, направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения, а также существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.

Все эти обстоятельства в каждом конкретном случае подлежат выяснению антимонопольным органом при решении вопроса о наличии оснований для включения определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков в рамках установленной процедуры (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 № 17АП-7696/2021-АК по делу № А60-8361/2021).

В рассматриваемом случае Победитель закупки, имея намерение заключить договор, совершал действия, направленные на достижение указанной цели, в частности до момента подписания договора неоднократно подавал запросы в банки о получении банковской гарантии, но получал отказы. Более того, со стороны ООО «Стройгазцентр» был подписан и размещен на электронной площадке проект договора.

В антимонопольный орган от ООО «Стройгазцентр» также были представлены сведения об опыте выполнения сорока двух контрактов за период с 2018 г по 2022 г. на общую сумму 586 798 343,03 руб., в том числе исполнение пяти контрактов продолжается в 2022 г., предметом которых являются различные виды строительства.

Таким образом, учитывая факт неоднократного запроса ООО «Стройгазцентр» в различные банки с целью получения банковской гарантии, подписание проекта договора на электронной площадке, а также наличие продолжительного опыта выполнения работ в сфере строительства недобросовестное поведение Победителя при осуществлении действий, направленных на подписание договора и представление обеспечение исполнения обязательств по договору, отсутствует.

Кроме того, Пермским УФАС принято во внимание, что ООО «Стройгазцентр» в рамках участия в конкурсе № 32211348081 предложена цена договора в размере 380 000 000,00 руб.

Согласно п. 14.10 Конкурсной документации для подписания участником закупки проекта договора заказчик, организатор закупки направляет заполненный в соответствии с заявкой участника закупки не подписанный со своей стороны проект договора.

При этом в направленном Заказчиком проекте договора от 06.06.2022 в п. 4.1 установлена цена Договора в размере 378 307 040,19 руб., что на 1 692 959,81 руб. ниже, предложенной ООО «Стройгазцентр».

Из анализа совокупности изложенных обстоятельств Комиссия Пермского УФАС России не может прийти к выводу, что действия Победителя закупки являются недобросовестными или же направленными на уклонение от исполнения обязанности по заключению договора, поскольку представленные в материалы дела сведения свидетельствуют об обратном.

Комиссия сообщает, что ни Законом о закупках, ни Правилами не предусмотрено безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае. Следует также отметить, что включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не приводит, и не может привести к реальному восстановлению прав заказчика. При включении в реестр недобросовестных поставщиков бремя негативных последствий включения в данный реестр участник закупки несет не перед заказчиком, а фактически перед государством.

Таким образом, Комиссия Пермского УФАС России, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, принимая во внимание обстоятельства, в силу которых Участник закупки не заключил договор в установленный срок, пришла к выводу, что включение сведений об Участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков является излишней санкцией, не отвечающей принципу соразмерности наказания.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

 

По результатам рассмотрения обращения ООО «Технический заказчик Фонда развития территорий» (ИНН 7704459675) (вх. № 010115) о включении сведений об ООО «Стройгазцентр» (ИНН 0276125159)в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не включать.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                     <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                         <...>

 

 

                                                                                                                                       <...>

 

Заключение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 <...>, + 7 (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны