Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 836-15-а от 1 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 836-15-а

 

« 15 » января 2016 г.                                                                                                                     г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» декабря 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «15» января 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее также -Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России):

 

Председатель Комиссии:

Плаксин А.В., и.о. заместителя руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Белова А.Н., заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Ваганова Е.Д., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

 

при участии представителей: Администрации Чердынского муниципального района Пермского края - Кунгиной Н.В. (доверенность от 22.12.2015 г.); МАОУ «Чердынская СОШ имени А.И. Спирина» - Трифонова Г.С. (доверенность от 22.12.2015 г.); представители Прокуратуры Чердынского района на рассмотрение дела не явились – извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

рассмотрев дело № 836-15-а, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Чердынского муниципального района Пермского края, МАОУ «Чердынская СОШ им. А.И. Спирина» статей 17.1 и 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в фактической передаче в пользование муниципального имущества (объектов теплоснабжения) хозяйствующему субъекту (ООО «Вега») по договору на поставку тепловой энергии (аутсорсинг) сроком от 12.09.2014 г. без соблюдения требований статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» и без обязательного проведения конкурентных процедур (торгов) в установленном порядке, что приводит либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке услуг теплоснабжения на территории Чердынского муниципального района (заявление Прокуратуры Чердынского района, вх. № 012615 от 18.08.2015 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также - Пермское УФАС России) поступило заявление Прокуратуры Чердынского района (далее также - заявитель, прокуратура) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Чердынского муниципального района (далее также - Администрация) и МАОУ «Чердынская СОШ им. А.И. Спирина» (далее также - Учреждение) при распоряжении муниципальным имуществом. В частности, заявитель указывает, что МАОУ «Чердынская СОШ им. А.И. Спирина» в нарушение ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) заключила с ООО «Вега» договор на поставку тепловой энергии № 02/14 от 12.09.2014 г., на основании которого котельная фактически была передана в пользование ООО «Вега».

Учреждением представлена письменная правовая позиция (от 14.09.2015 г. № 635, от 22.12.2015 г. № 954), где факт нарушения антимонопольного законодательства признается.

Администрацией в ходе рассмотрения дела озвучена правовая позиция, согласно которой Администрация впоследствии обратилась в антимонопольный орган с целью предоставления ООО «Вега» муниципальной преференции в виде передачи в аренду спорного муниципального имущества, на что было получено согласие антимонопольного органа.  

 

Изучив представленные в материалы дела документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

Администрация, являясь учредителем МАОУ «Чердынская СОШ им. А.И. Спирина», передала в оперативное управление Учреждению муниципальное имущество, в том числе – котельную (объект теплоснабжения), расположенную по адресу: г. Чердынь, ул. Прокопьевская, 83 (кадастровый номер <...> :39:0010174:45) (Распоряжение Администрации от 31.08.2011 г. № 221-р).

15.09.2013 г. между Учреждением и ООО «ПСК «Позитив» был заключен договор № 02/13 на поставку тепловой энергии (аутсорсинг) сроком до 31.05.2014 г.

Затем, 12.09.2014 г. между Учреждением и ООО «Вега» был заключен договор № 02/14 на поставку тепловой энергии (аутсорсинг) сроком до 31.05.2015 г.

Согласно указанным договорам энергоснабжающая организация (с 15.09.2013 г. по 31.05.2014 г. - ООО «ПСК «Позитив»; с 12.09.2014 г. по 31.05.2014 г. - ООО «Вега») принимает на себя обязанности по обслуживанию котельной, расположенной по адресу: г. Чердынь, ул. Прокопьевская, 83 (кадастровый номер <...> :39:0010174:45). Данные договора заключались в гражданско-правовом порядке, без учета требований ст. 28.1 Закона о теплоснабжении.

Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место ситуация, при которой объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, фактически были переданы Учреждением в пользование хозяйствующим субъектам - ООО «ПСК «Позитив», а затем ООО «Вега» в нарушение порядка, установленного ст. 28.1 Закона о теплоснабжении.

Согласно п. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1. Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в определенных законом случаях.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом (ч. 5 ст. 17.1. Закона о защите конкуренции).

В соответствии со ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов, работающих на рынке услуг теплоснабжения на территории Чердынского муниципального района, за право пользования указанным муниципальным имуществом с целью оказания услуг по поставке тепловой энергии за счет его эксплуатации.

Так, для признания в рассматриваемых действиях (бездействии) Администрации и Учреждения нарушения антимонопольного законодательства Комиссии антимонопольного органа необходимо установить, что указанные действия (бездействие) не основаны на нормах действующего законодательства РФ и привели к тому, что хозяйствующие субъекты были поставлены в неравное положение по сравнению с другими, результатом чего стало, либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на рынке услуг теплоснабжения на территории Чердынского муниципального района.

 Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности регламентированы главой 6.1 Закона о теплоснабжении, введенной Федеральным законом от 07.05.2013г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии со ст. 5 которого названный закон вступает в силу с 01.01.2014 г., за исключением отдельных положений.

Таким образом, с 01.01.2014 г. передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, должна осуществляться с применением норм главы 6.1. Закона о теплоснабжении

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры (ч. 5 ст. 28 Закона о теплоснабжении).

Договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими требованиями, установленными гражданским законодательством, должны предусматривать обязанности арендатора по поставкам потребителям товаров, оказанию услуг в сфере теплоснабжения с использованием передаваемого в аренду имущества в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, конкурсной документацией и заявкой арендатора на участие в конкурсе (ч. 6 ст. 28 Закона о теплоснабжении).

Из указанных норм следует, что передача прав на объекты теплоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности допускается только по договорам аренды либо концессионным соглашениям, заключаемым в указанном выше порядке.

Между тем из материалов дела следует, что договор на поставку тепловой энергии с ООО «Вега», предусматривающий передачу последнему в пользование муниципального имущества, был заключен Учреждением без соблюдения требований ст. 28 Закона о теплоснабжении, то есть без обязательного проведения конкурентных процедур (торгов), что повлекло за собой нарушение ст.ст. 17, 17.1 Закона о защите конкуренции.

Заключив данный договор, Учреждение фактически предоставило ООО «Вега» преимущество, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на указанном рынке.

Со стороны собственника указанного муниципального имущества – Администрации не произведено каких-либо действий, направленных на соблюдение требований законодательства о теплоснабжении и антимонопольного законодательства в данной ситуации.

Учитывая изложенное, Комиссия антимонопольного органа полагает признать в действиях Учреждения и Администрации нарушение ст. 17 и ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела Комиссией антимонопольного органа установлено, что Администрация впоследствии обратилась в антимонопольный орган с целью предоставления ООО «Вега» муниципальной преференции в виде передачи в аренду спорного муниципального имущества, на что было получено согласие антимонопольного органа (решение Пермского УФАС России от 04.08.2015 г. № 09742-15), что можно квалифицировать как добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях (бездействии) Администрации Чердынского муниципального района Пермского края, МАОУ «Чердынская СОШ им. А.И. Спирина» нарушение статей 17 и 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в фактической передаче в пользование муниципального имущества (объектов теплоснабжения) хозяйствующему субъекту (ООО «Вега») по договору на поставку тепловой энергии (аутсорсинг) сроком от 12.09.2014 г. без соблюдения требований статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» и без обязательного проведения конкурентных процедур (торгов) в установленном порядке, что приводит либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке услуг теплоснабжения на территории Чердынского муниципального района.

 

2. Прекратить производство по делу в отношении Администрации Чердынского муниципального района Пермского края, МАОУ «Чердынская СОШ им. А.И. Спирина» в связи с добровольным устранением фактов нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                    А.В. Плаксин

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                   А.Н. Белова

 

 

                                                                                                                                              Е.Д. Ваганова

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

Д.Е. Баранов,

(342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны