Решение б/н Решение от 7 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

ОАО «Щербинский лифтостроительный завод»

108851, г.Москва, г.Щербинка, ул. Первомайская, 6

lift@shlz.ru

 

Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае

614990, г. Пермь, ул. Ленина, 66

info@fond59.ru

 

Закупочная Комиссия Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае

614990, г. Пермь, ул. Ленина, 66

info@fond59.ru

 

Электронная торговая площадка

 ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 ko@sberbank-ast.ru

 

 (для сведения)

 Министерство жилищно-коммунального

 хозяйства и благоустройства Пермского края

 614000, г. Пермь, ул. Попова, 11

 eashorokhova@mgkhb.permkrai.ru

 

Дело № 059/10/18.1-70/2020

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» (вх. № 000374)

 

«04» февраля 2020 г.                                                                                                                       г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

без участия ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае (надлежащим образом уведомлены),

рассмотрев жалобу ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» (вх. № 000374 от 15.01.2020 г.) (далее – заявитель), на действия Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае (далее – заказчик, Фонд) при организации и проведении электронного аукциона на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработка проектной документации на замену лифтового оборудования, выполнение работ по замене лифтового оборудования на территории Пермского края (извещение № 205670000011900351 на официальном сайте в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru) (далее – закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

15.01.2020 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» (далее – заявитель), в которой (с учетом дополнений) указано на совершение Фондом, действующего в составе группы с Министерством ЖКХ и благоустройства Пермского края, действий препятствующих подачи заявки в спорном аукционе.

Фондом представлены письменные пояснения, в которых указано, что им не создавалось никаких препятствий для подачи заявки.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

  1.  В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 4 ст. 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

При проведении рассматриваемых торгов организатор торгов руководствовался Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 №615.

Указанным Постановлением также утвержден Порядок проведения предварительного отбора подрядных организаций для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Уполномоченным органом по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций на территории Пермского края является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края (далее – Министерство), на основании распоряжения Правительства Пермского края от 12.08.2016 № 229-рп.

 

2. Фонд является региональным оператором на территории Пермского края, который осуществляет функции, в том числе по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту в соответствии со статьей 19 Закона Пермского края № 304-ПК и Постановлением Правительства Российской Федерации № 615 от 01 июля 2016 года «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах» (далее - Положение).

Фондом в целях реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 г. № 288-п, на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://www.sberbaak-ast.ru размещена документация об электронном аукционе (извещение о проведении электронного аукциона № 205670000011900351).

Извещение № 205670000011900351 и закупочная документация по электронному аукциону на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, размещены 05.12.2019 также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) https://zakupki.gov.ru/. Согласно извещению определены следующие даты:

- 06.12.2019 00 час. 00 мин. дата начала подачи заявок,

- 26.12.2019 08 час. 00  мин. дата окончания срока подачи заявок,

- 27.12.2019 дата, до которой рассматриваются заявки,

- 30.12.2019 дата проведения аукциона.

Начальная (максимальная) цена договора (лота) составляет 342 171 171.00 руб.

Шаг аукциона составляет от 0.5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены договора.

Согласно протоколу рассмотрения заявок, поступивших на участие в аукционе от 27.12.2019г., к участию в аукционе было допущено 3 участника: ООО «Первая лифтовая компания», ООО «Трансэнерго», ООО Производственное Объединение «Евролифтмаш».

Согласно протоколу проведения электронного аукциона, победителем признано ООО «Первая лифтовая компания» с ценой предложения 340 460 315,14 рублей. Второе место занял участник ООО Производственное Объединение «Евролифтмаш» с ценой предложения 340 460 315,14 рублей. Протокол размещен в ЕИС – 30.12.2019 г.

Комиссия Пермского УФАС отмечает, что победитель аукциона и участник, занявший второе место, сделали только один минимально возможный шаг аукциона, что не может свидетельствовать об осуществлении в рамках рассматриваемого аукциона реального торга между хозяйствующими субъектами.

Заявитель имел намерение участвовать в электронном аукционе №205670000011900351. В обоснование доводов о невозможности подать заявку указал следующее.

Фондом при размещении Извещения было установлено, дата начала подачи заявок 06.12.2019 г., дата окончания срока подачи заявок – 26 декабря 2019 года в 08 час. 00  мин.

Согласно пункту 5 раздела 2 документации об Аукционе, утвержденной приказом Фонда от 03 декабря 2019 г. № 341-ОД (далее - документация об Аукционе) в электронном аукционе вправе участвовать лицо, включенное в РКПО Пермского края по соответствующему предмету электронного аукциона и начальной (максимальной) цене договора.

В период установленного срока для подачи заявок по спорному аукциону (с 06.12.2019 по 26.12.2019) у Заявителя в РКПО Пермского края имелись следующие записи:

- № 00505100088020180049 оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации, на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов (дата внесения информации в реестр квалифицированных подрядных организаций 07.12.2016 / срок действия до 09.12.2019 г.);

- № 00505100088020180050 оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (дата внесения информации в реестр квалифицированных подрядных организаций 02.12.2016 / срок действия до 02.12.2019 г.).

Учитывая истечение срока действия записи в РКПО Пермского края, Заявитель заблаговременно (17.08.2019 и 28.10.2019) подавал в Министерство заявки на внесение записи в РКПО. По итогам рассмотрения указанных заявок Министерство отказывало Заявителю по внесению записей в РКПО на основании пункта 40 Положения, который устанавливает, что в рамках одного предмета предварительного отбора участник предварительного отбора вправе подать только одну заявку на участие в предварительном отборе, пока она не рассмотрена в порядке, предусмотренном настоящим Положением, и по ней не принято решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.

После этого, 25.11.2019 Министерством на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) https://zakupki.gov.ru/ размешено:

-  извещение №015650000061900037 о начале процедуры предварительного отбора подрядных организаций для включения в РКПО, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов; 

- извещение 015650000061900036 о начале процедуры предварительного отбор подрядных организаций для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

 Согласно указанным извещениям установлены следующие сроки:

- 26.11.2019 0:00 Дата и время начала срока подачи заявок на участие в предварительном отборе;

- 16.12.2019 18:00 Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе;

- 27.12.2019 Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе.

Пунктом 3 Протокола заседания комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций от 25 декабря 2019 года № 009/2019 (далее — Протокол № 009/2019) при рассмотрении заявок на участие в предварительном отборе подрядных организаций по извещению от 25.11.2019 № 021-ПО/2019, размещенному в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края 25.11.2019 и на сайте оператора электронной площадки 25.11.2019 (№ процедуры РТС 159В190021 в ЕИС 015650000061900036) установлено, что заявка ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» соответствует пункту 1 раздела 5 Документации о проведении предварительного отбора.

Пунктом 4 Протокола № 009/2019 при рассмотрении заявок на участие в предварительном отборе подрядных организаций по извещению от 25.11.2019 № 022-ПО/2019, размещенному в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края 25.11.2019 и на сайте оператора электронной площадки 25.11.2019 (№ процедуры РТС159Г190022 в ЕИС 0156500000061900037) установлено, что заявка ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» соответствует пункту 1 раздела 5 Документации о проведении предварительного отбора.

Следовательно,  25.12.2019 принято решение о включении Заявителя в РКПО Пермского края.

После 10:00 (по местному времени) 26 декабря 2019 года, в установленный Положением срок, Министерством внесены следующие записи в РКПО относительно Заявителя;

- № 00505100088020190070 оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

- № 00505100088020190069 оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации, на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов.

Таким образом, позиция Заявителя сводится к тому, что Фонд, действуя в составе группы с Министерством, сформировал ситуацию и определил даты проведения аукциона, при которой Заявитель был лишен возможности подать заявку в аукционе Извещение №205670000011900351 по причине отсутствия в РКПО Пермского края и тем самым искусственно ограничил Заявителя на участие в аукционе на право заключения договора.

При рассмотрении жалобы представитель Заявителя дополнительно сообщил о том, что между Фондом и Министерством имеется возможный сговор, направленный на не допуск Заявителя до спорной закупки, путем создания временного периода, когда у Заявителя будут отсутствовать записи в РКПО. Последнее за собой влечет основание для невозможности подачи заявки.

Исходя из письменных возражений Фонда, его позиция сводится к тому, что:

- Заявитель не подавал запросы на разъяснения по вопросу невозможности подачи заявок при проведении электронного аукциона;

- Фонд не имеет отношения к срокам проведения Министерством предварительных отборов РКПО и ни как не может повлиять на указанные сроки;

- при проведении аукциона Фонд соблюдал все сроки, указанные в Программе;

- 17.01.2020 г. был заключен договор с победителем аукциона.

Комиссия Пермского УФАС России, изучив все обстоятельства дела, пришла к выводу о признании доводов жалобы обоснованными, ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 3 Положения одним из принципов привлечения подрядных организаций является создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов.

Согласно пункту 79 Положения заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Из пунктов 102 и 103 Положения следует, что подать заявку на участие в электронных аукционах может только лицо, прошедшее аккредитацию на электронной площадке, и включенное в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации, предоставившие обеспечение заявки на участие в электронном аукционе.

Согласно пункту 103 Положения участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации вправе участвовать в электронных аукционах, проводимых в данном субъекте Российской Федерации, по соответствующим предмету электронного аукциона и начальной (максимальной) цене договора.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 157 Положения заявка на участие в электронном аукционе не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе в случае отсутствия сведений об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций (для участия в электронном аукционе в части оказания соответствующих услуг и (или) выполнения соответствующих работ).

В соответствии с пунктом 1 Распоряжения Правительства Пермского края от 12.08.2016 №229-РП Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края на ведение РКПО.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 04.02.2020 №ЮЭ9965-20-8731099 Министерство является единственным участником Фонда, соответствующая запись в ЕГРЮЛ внесена 25.06.2019. Генеральным директором Фонда является <...> (ИНН 590617411636),  соответствующая запись в ЕГРЮЛ внесена 20.07.2018. Следовательно, Фонд является хозяйствующим субъектом подконтрольным Министерству, а генеральный директор Фонда является заинтересованным лицом по отношению к Министерству.

25.11.2019 Министерство на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) https://zakupki.gov.ru/ разместило извещения №015650000061900037 №015650000061900036 о начале процедуры предварительного отбора подрядных организаций для включения в РКПО Пермского края, установив дату подачи заявок с 26.11.2019 и определив 27.12.2019 как дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе.

02.12.2019 запись о Заявителе исключена из РКПО Пермского края в связи с окончанием срока действия.

05.12.2019 Фонд на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) https://zakupki.gov.ru/ разместил извещение №205670000011900351 по электронному аукциону, установив дату подачи заявок с 06.12.2019 по 26.12.2019.

Комиссия Пермского УФАС констатирует, что Фонд при размещении 05.12.2019 извещения об аукционе располагал информацией (должен был располагать), что Заявитель 02.12.2019 исключен из РКПО в связи с истечением срока, а равно располагал информацией (должен был располагать), что Министерством с 26.11.2019 начата процедура включения в РКПО, которая должна быть окончена 27.12.2019.

Следовательно, Фонд, установив сроки для подачи заявок в аукционе (с 06.12.2019 по 26.12.2019), фактически лишил возможности Заявителя принять участие в спорном аукционе.

При этом, Комиссия Пермского УФАС отмечает, что после проведения предварительного отбора от 25.12.2019 г., Министерством в частности был размещен в ЕИС Протокол №009/2019 (далее – Протокол).

Согласно Протоколу, на заседании присутствовали 6 из 10 членов комиссии:

1) <...> - председательствующий комиссии;

2) <...> - секретарь комиссии;

Члены комиссии:

3) <...>

4) <...>

5) <...>

6) <...>

Кроме этого, положением о «Комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Пермского края» утвержденном Приказом Министерства от 29.01.2019 г. №СЭД-24-03-10-2 предусматривает, что генеральный директор Фонда является постоянным членном комиссии.

Следует также отметить, что реестр квалифицированных подрядных организаций находится в публичном доступе (на официальном сайте в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru).

Указанные обстоятельства позволяют установить, что Фонд не мог не владеть информацией о дате начала и окончания реестровых записей Заявителя, а также о дате подачи заявок на предварительный отбор, дате проведения предварительного отбора, дате начала и окончания подачи заявок.

Эта осведомленность способствовала закрепить в Извещениях такие даты проведения предварительного отбора и аукциона, что создастся временной период, когда у Заявителя будут отсутствовать необходимые записи в РКПО и он будет формально лишен возможности подать заявку, поскольку пункты 102 и 103 Положения запрещают подачу заявок лицом без записей в РКПО.

Одновременно при этом, указанная осведомленность предоставляла возможность Фонду, при должной степени осмотрительности и добросовестности, совершить действия по установлению в извещении таких дат подачи заявок, при которых Заявитель имел бы возможность принять участие в спорном аукционе.

Комиссия Пермского УФАС России полагает, что участие в спорном аукционе Заявителя соответствовала бы требованиям конкуренции и привела бы к ситуации реального торга между участниками аукциона, что привело бы к экономии денежных средств при заключении договора.

Указанные действия (бездействие) фонда повлекли нарушение пункта 79 Положения, который предусматривает, что заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Таким образом, установленный Фондом порядок организации и проведения аукциона ограничил количество участников торгов, создал препятствие для подачи заявок на участие в торгах. Более того, невозможность подачи заявки Заявителем напрямую связана с установленным временным периодом и указывает на недобросовестно установленный Организатором торгов срок приема заявок.

Действуя разумно и добросовестно при отборе подрядных организаций, Фонд должен обеспечить наибольшее количество состава участников аукциона с целью увеличения как уровня конкуренции между участниками аукциона, так и итоговой цены подрядных работ (услуг), что в свою очередь обеспечивает соблюдение интересов жителей многоквартирных жилых домов осуществляющих отчисление в Фонд.

Установленный порядок подачи заявки с учетом ограниченного времени для осуществления данных действий (срок подачи заявок с 06.12.2019 г. – 26.12.2019 г.) является препятствием для подачи заявки на участие в аукционе для претендентов, создает административный барьер участия в торгах и нарушает императивный запрет на совершение действий, ограничивающих конкуренцию, что нарушает пункт 79 Положения.

Как следует из материалов жалобы (протокол проведения электронного аукциона), к участию в торгах было допущено 3 заявки. При непосредственном проведении аукциона начальная цена предмета закупки понизилась всего на один шаг аукциона в минимальных параметрах. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии какого-либо торга между участниками аукциона.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» (вх. № 000374 от 15.01.2020 г.), на действия Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае при организации и проведении электронного аукциона на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработка проектной документации на замену лифтового оборудования, выполнение работ по замене лифтового оборудования на территории Пермского края (извещение № 205670000011900351 на официальном сайте в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
  2. Установить в действиях Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае факт нарушения пункта 79 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615;
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.

 

Зам. Председателя  Комиссии                                                                                     <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                     <...>

 

 

                                                                                                                                              <...>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны