Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 846-15-а от 30 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 846-15-а

 

« 01 » июня 2016 г.                                                                                                                        г. Пермь

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» мая 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «01» июня 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее также -Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России):

 

Председатель Комиссии:

Плаксин А.В., и.о. заместителя руководителя Управления;         

Члены Комиссии:

Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Ваганова Е.Д., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

 

при участии представителей: ООО «РКЦ ЖКУ» - Тетюева П.В. (по доверенности), Терентьевой Т.А. (по доверенности); Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края – Патраковой О.А. (по доверенности), Кривченковой Ю.А. (по доверенности); ОАО «КРЦ-Прикамье» - Малафеевой М.М. (по доверенности); иные лица, участвующие в деле, на рассмотрение дела не явились – извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

рассмотрев дело № 846-15-а, возбужденное по признакам нарушения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании преимущественных условий деятельности ОАО «КРЦ-Прикамье» (заявления Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» Регионального отделения в Пермском крае (вх. № 016779 от 29.10.2015г., вх. № 016861 от 30.10.2015г.); ООО «УК «Сайгатская» (вх. № 017698 от 16.11.2015г.); ООО «РКЦ ЖКУ» (вх. № 018348 от 26.11.2015г.); Криницыной С.В., переданное из приемной Президента РФ в Пермском крае (исх. № А26-05-2725/59 от 15.12.2015 г.,вх. № 019740 от 21.12.2015г.), Богомоловой Т.А., переданное прокуратурой Пермского края (вх. 020364 от 30.12.2015 г.)),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России, антимонопольный орган) поступили заявления Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» Регионального отделения в Пермском крае (вх. № 016779 от 29.10.2015г., вх. № 016861 от 30.10.2015г.); ООО «УК «Сайгатская» (вх. № 017698 от 16.11.2015г.); ООО «РКЦ ЖКУ» (вх. № 018348 от 26.11.2015г.); Криницыной С.В., переданное из приемной Президента РФ в Пермском крае (исх. № А26-05-2725/59 от 15.12.2015 г., вх. № 019740 от 21.12.2015г.), Богомоловой Т.А., переданное прокуратурой Пермского края (вх. 020364 от 30.12.2015 г.) (далее также – заявители) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее также – Министерство) при проведении мероприятий по обеспечению присутствия ОАО «КРЦ-Прикамье» на территориях муниципальных образований Пермского края. В частности, в заявлениях и приложенных к ним материалах указывается на то, что ресурсоснабжающим и управляющим организациям в ряде муниципальных образований Пермского края (в т.ч. в г. Лысьва, г. Чусовой, г. Кунгур, г. Нытва, г. Кизел, г. Александровск, г. Горнозаводск, пос. Яйва) со стороны Министерства даются прямые рекомендации о необходимости заключения договоров на услуги биллинга с ОАО «КРЦ-Прикамье», а органам местного самоуправления поручается, в свою очередь, обеспечить организацию работы ОАО «КРЦ-Прикамье» на территории соответствующего муниципального образования. Кроме того, сообщается, что в ряде муниципалитетов, где договоры на услуги биллинга между ресурсоснабжающими и управляющими организациями и ОАО «КРЦ-Прикамье» были заключены, договоры, ранее заключенные с иными организациями, предоставляющими услуги по расчетно-кассовому обслуживанию в сфере платежей за жилищно-коммунальные услуги, расторгались в ущерб интересам последних. Также отмечаются факты неперечисления ОАО «КРЦ-Прикамье» средств, поступающих в виде платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги, а также неправомерного расчета для потребителей коммунальных услуг платы за данные услуги.

От Министерства представлены письменные пояснения (от 24.11.2015 г. № СЭД-35-05-42-761, от 14.12.2015 г. б/н, от 04.02.2016 г. б/н), где указывается на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, поясняется, что создание единого государственного расчетно-кассового центра на территории Пермского края было поручено Министерству на основании поручения Президента РФ о создании единых расчетных центров по оплате жилищно-коммунальных услуг от 15.11.2011 г., вследствие чего был решен вопрос о приобретении ОАО «Корпорация развития Пермского края» 99% голосующих акций ОАО «КРЦ-Прикамье». Основным видом деятельности ОАО «КРЦ-Прикамье» является коммунальный биллинг, включающий услуги по расчетному, информационному и финансовому обслуживанию в сфере платежей за жилищно-коммунальные услуги. На совещании в Министерстве по вопросу обеспечения присутствия ОАО «КРЦ-Прикамье» на проблемных территориях Пермского края присутствовали представители Горнозаводского, Кизеловского, Нытвенского Александровского муниципальных районов, г. Кунгура, которые были вправе высказывать свое мнение. Решение по повестке дня принималось всеми участниками совещания, особых мнений не высказывалось. Решения, принятые на данном совещании (протокол от 02.09.2015 г.), не способствуют ограничению деятельности иных участников рынка услуг по расчетно-кассовому обслуживанию коммунальных платежей, и, кроме того, не являются обязательными для органов местного самоуправления. При этом, Министерством в адрес глав муниципальных образований направлено письмо (исх. № СЭД-35-0542-797 от 02.12.2015 г.) о неприменении протокола совещания от 02.09.2015 г., а также письмо заместителя председателя Правительства Пермского края (исх. № СЭД-01-82-116 от 03.02.2016 г.) о неприменении п. 4 протокола заседания комиссии по урегулированию вопросов снижения задолженности и повышения дисциплины платежей в жилищно-коммунальной сфере от 12.02.2015 г. (в части предоставления предложений по переводу платежей в ОАО «КРЦ-Прикамье»).

От Администрации г. Лысьвы представлены письменные пояснения (№ 955-10р от 25.02.2016 г.), в которых указано, что в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях создания условий для управления многоквартирными домами на территории г. Лысьвы Администрацией 25.12.2014 г. организовано соответствующее совещание, где ресурсоснабжающим и управляющим организациям была предоставлена возможность для проведения переговоров и обмена информацией.

От ОАО «КРЦ-Прикамье» (далее также – Общество) представлены письменные пояснения (б/н, б/д), где указывается на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, поясняется, что Советом директоров Общества в августе 2014 г. принято решение о расширении сферы деятельности на территориях Пермского края, в т.ч. в г. Лысьва. В октябре 2014 г. Обществом начат переговорный процесс с ресурсоснабжающими и управляющими организациями г. Лысьва о заключении договоров на услуги биллинга, в результате которого с МУУП «Теплоэнергоремонт» заключен договор на услуги биллинга от 29.12.2014 г., с ООО «Центр Энергоучета» - агентский договор на услуги биллинга от 01.01.2015г., с ООО «Уралком» и ООО «РКЦ ЖКУ» - агентские договоры на услуги биллинга от 01.03.2015г. ООО «РКЦ ЖКУ», подписав такой договор с Обществом, выразил свое согласие на сотрудничество. В настоящее время Общество осуществляет расчет платы за жилищно-коммунальные услуги самостоятельно. Указано также на необоснованность доводов ООО «РКЦ ЖКУ», поскольку: Обществом предлагалась меньшая цена за услуги обслуживания лицевого счета, что и склонило организации именно к работе с Обществом; переговорный процесс происходил с соблюдением норм о свободе договора и до проведения совещания 12.02.2015 г. в Министерстве, что опровергает факт принуждения к заключению договоров с Обществом; Общество не является доминирующим хозяйствующим субъектом, так как не занимает на данном рынке более 35%; ООО «РКЦ ЖКУ» злоупотребляет правом, так как сначала свободно подписало договор с Обществом, не высказывая при этом претензий, а после прекращения его действия обратилось в антимонопольный орган, имея, по сути, намерения причинить вред Обществу.

От МУУП «Теплоэнергоремонт» (далее также – Предприятие) представлена информация и письменные пояснения (№ 0673-06 от 10.03.2016г., № 0820 от 29.03.2016 г., № 1014 от 14.04.2016г.), где указано, что заключенный между Предприятием и ООО «РКЦ ЖКУ» договор №1Н от 10.04.2013 г. (на оказание услуг по начислению платы за коммунальные услуги (ХВС и ВО), по формированию, печати и доставке счетов, консультированию потребителей, распределению объемов потребления коммунальных услуг) был расторгнут дополнительным соглашением от 28.02.2015 г. по взаимному согласию сторон. 29.12.2014 г. между Предприятием и ОАО «КРЦ-Прикамье» заключен агентский договор № 137/2014 на услуги по приему, распределению и перечислению платежей физических лиц, предметом которого является совершение Агентом действий по организации приема платежей за коммунальные услуги и перечислению принятых денежных средств. Услуги, являющиеся предметами двух указанных договоров, является различными. После получения коммерческого предложения от ОАО «КРЦ-Прикамье» Предприятие обратилось к учредителю – Администрации г. Лысьвы с вопросом о разъяснении необходимости и целесообразности заключения договора с ОАО «КРЦ-Прикамье», на что был дан ответ (письмо № СЭД-01-13-440 от 23.03.2015г.) с рекомендацией о рассмотрении Предприятием такой возможности с учетом необходимости повышения прозрачности платежей, с учетом рекомендаций заместителя председателя Правительства Пермского края О.В. Демченко (протокол заседания комиссии от 12.02.2015г. №1), директора ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» А.В. Грачева (протокол от 27.01.2015 г. № 6/П). Агентский договор № 137/2014 заключен с ОАО «КРЦ-Прикамье» как с единственным поставщиком и в соответствии с п. 15 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п. 11.2 Положения о закупках Предприятия, поскольку не содержит условий, позволяющих определить его сумму.

От Администрации Чусовского городского поселения представлены письменные пояснения (№ 251/03-09 от 02.02.2016г.), где указано, что она не располагает информацией о создании Министерством преимущественных условий для ОАО «КРЦ-Прикамье», в т.ч. о наличии поручений о необходимости перевода платежей в последнее.

От Правительства Пермского края пояснений относительно обстоятельств, рассматриваемых в данном деле, не представлено.

 

Изучив представленные в материалы дела документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

25.12.2014 г. в Администрации г. Лысьвы проведено оперативное совещание с повесткой дня «Об изменении схемы начисления и сбора платежей за тепловую энергию и горячее водоснабжение в г. Лысьва» с участием представителей Администрации г. Лысьвы, ОАО «КРЦ-Прикамье», ООО «РКЦ ЖКУ», МУУП «Теплоэнергоремонт», ООО «Центр Энергоучета» и др.

В ходе данного совещания, согласно протоколу, озвучивались в том числе следующие предложения и пояснения:

- Стафеев М.В. (Администрация г. Лысьвы) – с учетом рекомендаций Правительства Пермского края и ООО «Газмпром межрегионгаз Пермь» передать функции по начислению и сбору платежей за тепловую энергию и горячее водоснабжение на территории г. Лысьвы ОАО «КРЦ-Прикамье»;

- Мокрушин М.А. (ОАО «КРЦ-Прикамье») - передать ОАО «КРЦ-Прикамье» также функции по начислению и сбору платежей за холодное водоснабжение и водоотведение;

- Сидоров А.Ф. (МУУП «Теплоэнергоремонт») - Предприятие получило три коммерческих предложения по услугам начисления и сбора платежей от ООО «Управление ЖКХ Лысьва», ОАО «КРЦ-Прикамье» и ООО «Центр Энергоучета»;

- Чебыкин А.П. (ООО «РКЦ ЖКУ») – не передавать ОАО «КРЦ-Прикамье» функции по начислению и сбору платежей за холодное водоснабжение и водоотведение, а на первом этапе передать функции по начислению и сбору платежей за тепловую энергию и горячее водоснабжение. Оценить эффективность работы ОАО «КРЦ-Прикамье» после некоторого периода работы. При расторжении договора между ООО «Центр Энергоучета» и ООО «РКЦ ЖКУ» у последнего возникает необходимость сократить штат. 

По итогам данного совещания приняты решения рекомендовать:

- ОАО «КРЦ-Прикамье» - направить предложения по приему персонала в свой штат в адрес ООО «РКЦ ЖКУ» и ООО «Уралком», предоставить в Администрацию города Лысьвы схему организации сбора платежей от населения за коммунальные услуги;

- МУУП «Теплоэнергоремонт» - изучить представленные коммерческие предложения и принять решение об операторе по сбору средств за холодное водоснабжение и водоотведение.

В соответствии с письмом Администрации г. Лысьвы от 20.02.2016 г. № 248 указанный протокол оперативного совещания от 25.12.2014 г. был отменен в результате выполнения выданного Пермским УФАС России Администрации г. Лысьвы предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки антимонопольного законодательства (исх. № 01106-16 от 09.02.2016 г.).

12.02.2015 г. в Правительстве Пермского края под председательством заместителя председателя Правительства Пермского края О.В. Демченко проведено заседание комиссии по урегулированию вопросов снижения задолженности и повышения дисциплины платежей в жилищно-коммунальной сфере, по итогам которого принято в том числе решение о представлении всеми муниципальными районами и городскими округами предложений по переводу платежей за коммунальные услуги в ОАО «КРЦ-Прикамье» в срок до 15.03.2015 г., а по г. Губаха, Лысьвенскому, Горнозаводскому, Гремячинскому, Кизеловскому муниципальным районам – до 20.02.2015 г. (п. 4 протокола № 1 от 12.02.2015 г.).

Впоследствии в адрес глав (администраций) городских округов и муниципальных районов Пермского края направлено письмо заместителя председателя Правительства Пермского края Р.А. Кокшарова (исх. № СЭД-01-82-116 от 03.02.2016 г.), в котором указано считать недействующим пункт 4 протокола № 1 заседания комиссии по урегулированию вопросов снижения задолженности и повышения дисциплины платежей в жилищно-коммунальной сфере от 12.02.2015 г. по вопросу предоставления предложений по переводу платежей за коммунальные услуги в ОАО «КРЦ-Прикамье» и не принимать к исполнению.

02.09.2015 г. в Министерстве проведено совещание по вопросу обеспечения присутствия ОАО «КРЦ-Прикамье» на проблемных территориях Пермского края с повесткой «О проблемах, возникающих при заключении договоров биллинга с ОАО «КРЦ-Прикамье» на территории Пермского края».

Согласно протоколу данного совещания даны в том числе следующие поручения:

- главе Александровского муниципального района Шицыну А.Б. – проработать вопрос организации работы ОАО «КРЦ-Прикамье» на территории Яйвинского сельского поселения в срок до 14.09.2015 г. (п. 1.2.1);

- директору ОАО «КРЦ-Прикамье» Мокрушину М.А.:

по Кунгурскому городскому округу - подготовить письмо на имя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о проблемах заключения договора биллинга между ОАО «КРЦ-Прикамье» и ООО «ТЭК» в срок до 10.09.2015 г. (п. 2.1.1);

по Нытвенскому муниципальному району - подготовить коммерческое предложение для муниципальных предприятий, относящихся к сектору ЖКХ (МУП «Теплосеть», МУП «ЖКХ», МУП «Комбинат благоустройства») в срок до 20.09.2015 г. (п. 3.1.1);

по Горнозаводскому муниципальному району - подготовить коммерческое предложение ОАО «КРЦ-Прикамье» для заключения договоров биллинга с ООО «УК «Оптима» и ООО «Горнозаводск-МикроТэк» с понижением цены до 16,20 руб. (при экономической целесообразности для ОАО «КРЦ-Прикамье» в заключении договора по указанной цене) в срок до 10.09.2015 г. (п. 4.1.1);

- и.о. главы Нытвенского муниципального района Хаертдинову Р.М. – организовать работу по расторжению договоров МУП «Теплосеть», МУП «ЖКХ», МУП «Комбинат благоустройства» с Расчетно-кассовым центром «Нытва» и заключению договоров биллинга с ОАО «КРЦ-Прикамье» в срок до 20.09.2015 г. (п. 3.2.1);

- главе Кизеловского муниципального района Лошакову А.А. – провести переговоры с УК, находящимися на территории г. Кизел по вопросу заключения договора биллинга с ОАО «КРЦ-Прикамье» и поспособствовать в подписании УК этих договоров в срок до 10.09.2015 г. (п. 5.2.1).

Впоследствии Министерством в адрес глав муниципальных образований направлено письмо (исх. № СЭД-35-0542-797 от 02.12.2015 г.) о неприменении протокола совещания от 02.09.2015 г.

Анализ изложенных обстоятельств позволяет прийти к выводу, что в рассматриваемом случае имеет место ситуация, при которой органами исполнительной власти Пермского края (т.е. Министерством) обеспечивалось создание преимущественных условий для деятельности ОАО «КРЦ-Прикамье» на рынке оказания услуг по расчетно-кассовому обслуживанию коммунальных платежей (услуг биллинга) на территории Пермского края, в том числе посредством дачи указаний (поручений) органам местного самоуправления о необходимости принятия мер, способствующих заключению управляющими и ресурсоснабжающими организациями, работающими на территории того или иного муниципального образования, договоров на услуги биллинга с ОАО «КРЦ-Прикамье» в приоритетном порядке, и при одновременном расторжении договоров на аналогичные виды услуг с иными хозяйствующими субъектами. В свою очередь, органы местного самоуправления, в особенности - Администрация г. Лысьвы, вели такую работу.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (п. 2), дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров (п. 4).

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке оказания услуг по расчетно-кассовому обслуживанию коммунальных платежей (услуг биллинга) на территории Пермского края.

По смыслу указанных норм, для признания в рассматриваемых действиях нарушения антимонопольного законодательства Комиссии антимонопольного органа необходимо установить, что указанные действия не основаны на нормах действующего законодательства РФ и привели либо могли привести к тому, что хозяйствующие субъекты были поставлены в неравное положение по сравнению с другими, результатом чего стало, либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на соответствующем рынке на территории Пермского края.

Антимонопольный орган отмечает, что действующим (в т.ч. жилищным) законодательством РФ за органами государственной власти субъектов РФ не закреплены какие-либо функции по созданию и организации деятельности на территории субъектов РФ специализированных организаций в форме единых расчётно-кассовых центров, наделяемых исключительным (монопольным) правом на оказание услуг по приему и обслуживанию коммунальных платежей от населения.

Деятельность по предоставлению услуг в сфере расчетно-кассового обслуживания жилищно-коммунальных платежей не относится к категории государственных и муниципальных услуг, а также не относится к деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, рынок оказания услуг по расчетно-кассовому обслуживанию коммунальных платежей (услуг биллинга) является конкурентным. Отсюда, органы государственной власти, а также органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, могут на общих равных условиях с иными участниками рынка создавать собственные организации (хозяйствующих субъектов), оказывающих услуги биллинга, участвовать в их деятельности в соответствии с законом. При этом, любые не основанные на нормах закона действия органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленные на воздействие на участников указанного рынка и рыночную конъюнктуру в целом (в т.ч. путем создания отдельным организациям преимущественных условий деятельности на рынке в ущерб интересам других), не только не будут способствовать развитию конкурентных отношений, а будут однозначно приводить к ограничению конкуренции.

Оценивая проведенные на уровне Правительства края, Министерства, Администрации г.Лысьвы совещания, затрагивающие вопросы обеспечения присутствия ОАО «КРЦ-Прикамье» на территориях Пермского края, а также принятые по итогам их проведения решения, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что такие действия не являются основанными на нормах закона и направлены именно на ограничение конкуренции на рынке оказания услуг по расчетно-кассовому обслуживанию коммунальных платежей (услуг биллинга) на территории Пермского края.

Так, решение, принятое 12.02.2015 г. на заседании комиссии под председательством заместителя председателя Правительства Пермского края О.В. Демченко по урегулированию вопросов снижения задолженности и повышения дисциплины платежей в жилищно-коммунальной сфере, в части необходимости представления всеми муниципальными районами и городскими округами предложений по переводу платежей за коммунальные услуги в ОАО «КРЦ-Прикамье», указывает на непосредственное создание со стороны Правительства Пермского края преимущественных условий для деятельности данного хозяйствующего субъекта, ставящих его в привилегированное положение по сравнению с иными участниками рынка и, как следствие, в ущерб законным интересам последних.

Вышеуказанная тенденция в последующем была продолжена Министерством в ходе принятия решений по итогам совещания 02.09.2015 г. В частности, по итогам совещания в Министерстве 02.09.2015 г., поручения, данные главам Александровского и Кизеловского муниципальных районов, вменяют последним совершить действия, направленные на оказание содействия конкретному хозяйствующему субъекту – ОАО «КРЦ-Прикамье» в его закреплении на рынке услуг биллинга на территориях данных муниципальных образований. И.о. главы Нытвенского муниципального района поручено провести работу по прекращению договорных отношений ресурсоснабжающих организаций с Расчетно-кассовым центром «Нытва», по сути, в ущерб интересам последнего, в целях заключения соответствующих договоров с ОАО «КРЦ-Прикамье».

Также в материалах дела имеется письмо Министерства в адрес ООО «РКЦ ЖКУ» (№ СЭД-35-05-10-157 от 21.04.2015 г.), в котором сообщается о том, что приоритетным направлением работы Министерства и Правительства края является повышение прозрачности платежей за поставленные энергоресурсы, сокращения задолженности энергоснабжающим организациям, для чего во всех муниципалитетах Пермского рая начинает работу ОАО «КРЦ-Прикамье», предлагается воспользоваться услугами последнего с 01.07.2015 г.

По мнению Комиссии антимонопольного органа, вышеописанные действия Правительства края, Министерства, а также Администрации г. Лысьвы являются недопустимыми с точки зрения антимонопольного законодательства.

Так, в ходе рассмотрения дела Комиссией антимонопольного органа были усмотрены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации г. Лысьвы, выразившегося в создании преимущественных условий деятельности ОАО «КРЦ-Прикамье» путем осуществления действий, результатом которых является передача последнему функций по начислению и сбору платежей за тепловую энергию и горячее водоснабжение на территории г. Лысьвы, и принуждение управляющих и иных организаций к заключению договоров на услуги биллинга с ОАО «КРЦ-Прикамье» (протокол совещания от 25.12.2014 г.). В результате выданного Администрации г. Лысьвы предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки антимонопольного законодательства (исх. № 01106-16 от 09.02.2016 г.), путем отмены протокола совещания от 25.12.2014 г. и прекращения действий по принуждению управляющих и иных организаций к заключению договоров биллинга с ОАО «КРЦ-Прикамье», указанные действия Администрацией г. Лысьвы были прекращены (письмо исх. № 956-10р от 25.02.2016 г., вх. № 002486 от 25.02.2016 г.), в связи с чем производство по делу в отношении последней заведено не было.

Обстоятельства, рассматриваемые в деле, также позволяют сделать вывод о том, что в действиях Правительства края присутствовали признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем, представленное в ходе рассмотрения дела письмо заместителя председателя Правительства Пермского края Р.А. Кокшарова (исх. № СЭД-01-82-116 от 03.02.2016 г.), в котором объявлен недействующим пункт 4 протокола № 1 заседания комиссии по урегулированию вопросов снижения задолженности и повышения дисциплины платежей в жилищно-коммунальной сфере от 12.02.2015 г., не дали оснований Комиссии антимонопольного органа на момент установления признаков нарушения выдать Правительству края соответствующее предупреждение, поскольку формально сам факт нарушения, выразившийся в отмене п. 4 протокола от 12.02.2015 г., был устранен. В связи с этим Комиссия лишена возможности привлечь Правительство края в качестве второго ответчика по делу и признать факт нарушения.

 

Доводы ответчика по делу - Министерства об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства Комиссия отклоняет как необоснованные и основанные на неверном понимании законодательства. Принимаемые органами исполнительной власти меры по повышению прозрачности и дисциплины платежей в жилищно-коммунальной сфере, сокращение задолженности ресурсоснабжающим организациям, не могут проводиться путем раздачи поручений органам местного самоуправления о заключении управляющими и ресурсоснабжающими организациями, работающими на территории того или иного муниципального образования, договоров на услуги биллинга с конкретно указанным хозяйствующим субъектом в ущерб интересам иных участников рынка услуг биллинга, с которыми такие договора рекомендуется расторгать. Указанные действия в любом случае не будут являться основанными на законе, а приводить, по сути, только к ограничению конкуренции, несмотря на стремление органов исполнительной власти усовершенствовать порядок распределения финансовых потоков в жилищно-коммунальной сфере. При этом обязательность или необязательность указанных поручений органам местного самоуправления не играет роли для установления самого факта нарушения. В части довода о поручении Президента РФ о проработке предложений по созданию единых расчетных центров по оплате жилищно-коммунальных услуг в субъекта РФ от 04.11.2011 г., Комиссия антимонопольного органа отмечает, что Правительством Российской Федерации по данному поручению дано заключение о нецелесообразности создания единых расчётных центров на территории субъектов РФ ввиду рисков неэффективного расходования бюджетных средств и ограничения конкуренции на данном рынке. Тот факт, что Министерством в адрес глав муниципальных образований направлено письмо (исх. № СЭД-35-0542-797 от 02.12.2015 г.) о неприменении протокола совещания от 02.09.2015 г., Комиссия принимает к сведению данное обстоятельство при выдаче предписания по делу, однако это не устраняет факт выявленного нарушения. На основании вступления в силу с 05.01.2016 г. Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ прекращение рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения не производится.

Доводы ОАО «КРЦ-Прикамье» о том, что заявитель ООО «РКЦ ЖКУ» изначально соглашалось на сотрудничество и имело с ним договорные отношения, и не выражало до этого каких либо претензий, не имеют правового значения для объективно установленных обстоятельств дела. Злоупотреблений правом и причинения вреда интересам ОАО «КРЦ-Прикамье» со стороны ООО «РКЦ ЖКУ» Комиссия не усматривает.

Доводы МУУП «Теплоэнергоремонт» о соблюдении требований Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Положения о закупках Предприятия при заключении агентского договора № 137/2014 от 29.12.2014 г. с ОАО «КРЦ-Прикамье» как с единственным поставщиком, Комиссия не может посчитать обоснованными.

Основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг унитарными предприятиями установлены Законом о закупках. Необходимо отметить, что целью регулирования Закона о закупках является в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках на заказчика возложена обязанность по размещению в единой информационной системе информации о закупке, в том числе извещения о закупке, документации о закупке и др., за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. Согласно п. 5 ч. 10 ст. 4 в документации о закупке должны быть сведения о начальной (максимальной) цене договора. В силу ч. 15 ст. 4 Закона о закупках заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. Согласно п. 11.2 Положения о закупках Предприятия закупка у единственного поставщика может осуществляться в том числе, когда стоимость закупаемых товаров, работ, услуг не превышает сто тысяч рублей.

В рассматриваемом случае, как следует из пояснений МУУП «Теплоэнергоремонт», агентский договор не содержал условий, позволяющих определить его сумму, однако закупка была проведена на основании п. 11.2 Положения о закупках Предприятия, ч. 15 ст. 4 Закона о закупках. Комиссия не может посчитать такие действия Предприятия законными, поскольку оснований для проведения закупки у единственного поставщика не усматривалось по причине того, что заказчик изначально не определил стоимость данной закупки, чем нарушил п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках. Отсюда, Комиссия не представляет возможным установить из каких оснований, выбирая данный способ закупки, исходило Предприятие, если оно не располагало сведениями о том, превышает или нет стоимость закупаемой услуги сумму в сто тысяч рублей.

При этом, Комиссии не представлено каких-либо документов, подтверждающих, что заключение данного агентского договора вообще осуществлено именно по итогам проведения закупочной процедуры (конкурентной или неконкурентной) в соответствии с Законом о закупках, исходя из чего Комиссия приходит к выводу об отсутствии применения в данном случае Предприятием положений Закона о закупках. Следовательно, цели регулирования Закона о закупках в данном случае не были достигнуты.

Аналогичная позиция складывается у Комиссии также в отношении договора № 1Н от 10.04.2013 г., заключенном между Предприятием и ООО «РКЦ ЖКУ».

Важно отметить, что равные возможности для соответствующих организаций - участников рынка биллинга и конкуренция будут обеспечены только при проведении заказчиком (в данном случае - муниципальным унитарным предприятием – ресурсоснабжающей организацией) конкурентной процедуры в соответствии с требованиями Закона о закупках. Заключение соответствующих договоров на услуги биллинга ресурсоснабжающими организациями, применяющими Закон о закупках, исключительно по поручениям и рекомендациям органов государственной власти и органов местного самоуправления, характер которых направлен на создание преимущественных условий отдельным хозяйствующим субъектам, однозначно не позволяет говорить об обеспечении конкуренции на данном рынке.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа, усматривая в описанных действиях МУУП «Теплоэнергоремонт» признаки нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции и руководствуясь ч.ч. 1, 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции, считает необходимым передать материалы должностному лицу антимонопольного органа в целях решения вопроса о возбуждении отдельного дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МУУП «Теплоэнергоремонт».

Иные доводы лиц, участвующих в деле, приняты Комиссией к сведению.

Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, установленные в рамках данного дела, а также имеющиеся в деле доказательства, позволяют Комиссии Пермского УФАС России прийти к выводу о наличии в рассматриваемых действиях Министерства части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании преимущественных условий для деятельности ОАО «КРЦ-Прикамье» на рынке оказания услуг по расчетно-кассовому обслуживанию коммунальных платежей (услуг биллинга) на территории Пермского края, в том числе посредством дачи указаний (поручений) органам местного самоуправления о необходимости проведения мер, способствующих заключению управляющими и ресурсоснабжающими организациями, работающими на территории того или иного муниципального образования, договоров на услуги биллинга с ОАО «КРЦ-Прикамье» в приоритетном порядке, и при одновременном расторжении договоров на аналогичные виды услуг с иными хозяйствующими субъектами.

Оснований для прекращения рассмотрения данного дела, предусмотренных ст. 48 Закона о защите конкуренции», Комиссией Пермского УФАС России не установлено.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая допущенное нарушение, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым выдать Министерству обязательное для исполнения предписание о недопущении в будущем действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства на рынке оказания услуг по расчетно-кассовому обслуживанию коммунальных платежей (услуг биллинга) на территории Пермского края путем издания и опубликования Министерством ведомственного акта (письма и т.п.) с разъяснением о необходимости соблюдения органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления требований антимонопольного законодательства при реализации мер по снижению задолженности и повышения дисциплины платежей в жилищно-коммунальной сфере.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

 

 

 

1. Признать в действиях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в создании преимущественных условий для деятельности ОАО «КРЦ-Прикамье» на рынке оказания услуг по расчетно-кассовому обслуживанию коммунальных платежей (услуг биллинга) на территории Пермского края, в том числе посредством дачи указаний (поручений) органам местного самоуправления о необходимости проведения мер, способствующих заключению управляющими и ресурсоснабжающими организациями, работающими на территории того или иного муниципального образования, договоров на услуги биллинга с ОАО «КРЦ-Прикамье» в приоритетном порядке, и при одновременном расторжении договоров на аналогичные виды услуг с иными хозяйствующими субъектами, что привело либо могло привести к ограничению конкуренции на соответствующем рынке на территории Пермского края.

 

 

 

 

2. Выдать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края обязательное для исполнения предписание о недопущении в будущем действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства на рынке оказания услуг по расчетно-кассовому обслуживанию коммунальных платежей (услуг биллинга) на территории Пермского края путем издания и опубликования Министерством ведомственного акта (письма и т.п.) с разъяснением о необходимости соблюдения органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления требований антимонопольного законодательства при реализации мер по снижению задолженности и повышения дисциплины платежей в жилищно-коммунальной сфере.

 

 

 

 

3. Передать материалы должностному лицу Пермского УФАС России в целях решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МУУП «Теплоэнергоремонт» по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     А.В. Плаксин

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                  Д.Е. Баранов

 

          

                                                                                                                                       Е.Д. Ваганова

 

 

 

 

 

Примечание. Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

 

 

 

 

 

 

 

 

Литвинов Павел Игоревич,

Связанные организации

Связанные организации не указаны