Решение б/н Решение по делу № 853-12-а от 6 марта 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 853-12-а

 

           

27.02.2013г.                                                                                                                       г. Пермь

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 13.02.2013 г.

В полном объеме решение изготовлено  27.02.2013 г.   

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

рассмотрев дело № 853-12-а по признакам нарушения  Администрацией                     г. Березники (618417, Пермский край, г. Березники, пл. Советская, 1) (далее - ответчик) ч. 1 ст. 15  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции),

В присутствии представителя ИП Джанджгава Д.Г. – Струкова В.В. (по доверенности);

В присутствии представителя администрации – Литвинова М.А. (по доверенности);

Заседания состоялись:

 

- 27.11.2012г. в 15.00 в присутствии представителя администрации – Литвинова М.А. (по доверенности);

- 07.02.2013г. в присутствии представителя администрации – Литвинова М.А. (по доверенности);

- 13.02.2013г. в присутствии представителя администрации – Литвинова М.А. (по доверенности) и представителя администрации – Литвинова М.А. (по доверенности).

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.06.2012г. в адрес Пермского УФАС России поступило заявление  ИП Джанджгава Д.Г. (вх. № 7881-12)  о проверке соответствия антимонопольному законодательству действий Администрации г. Березники при передаче земельного участка хозяйствующим субъектам  в аренду.

Представитель заявителя пояснил, что заявителем используется земельный участок с кадастровым номером 59:03:0400074:0102 по адресу: г. Березники в районе магазина Новинки по ул. Юбилейная. Администрация г. Березники отказала  ИП Джанджгава Д.Г. на его обращение от 14.06.2011г. в продлении договора аренды земельных участков (договор аренды № 11390 от 27.11.2007г.), для размещения на участке нестационарного торгового объекта, расположенного в г. Березники, в районе магазина «Новинка» по ул. Юбилейная и требовала его освобождения.

Кроме того, данный земельный участок не был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов (далее – НТО).

Представитель Администрации пояснил, что предоставление земельного участка невозможно, поскольку данный НТО расположен в пределах посадочной площадки остановки общественного транспорта.

 

 

Изучив представленные документы, выслушав объяснения сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

       

 

1. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Закон о местном самоуправлении) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания является вопросом местного значения поселений.

Аналогичная норма, в части вопросов местного значения городского округа, установлена п. 15 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении.

Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов, минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (п. 2 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле).

В силу ч. 3 ст. 10 Закона о торговле схема размещения нестационарных торговых объектов (далее также – Схема) разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На территории Пермского края указанный порядок утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-п "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов".

Согласно п. 3.1 Порядка проект Схемы разрабатывается и утверждается уполномоченным органом местного самоуправления Пермского края, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Пермского края, в срок не позднее 1 ноября года, предшествующего году начала срока действия Схемы.

Постановлением Администрации г. Березники Пермского края от 14.07.2011г. № 944 утверждена Схема размещения НТО на территории г. Березники.

Данная Схема не содержит НТО по адресу: г. Березники, в районе магазина «Новинка» по ул. Юбилейная.

 

2. Порядок и основания предоставления в аренду земельных участков для размещения объектов временного использования на территории города Березники установлены Земельным кодексом РФ (далее – ЗК РФ), Положением о предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Березники, и земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Березники», государственная собственность на которые не разграничена», утвержденным решением Березниковской городской Думы № 243 от 26.12.2006г. (далее – Положение о предоставлении земельных участков) и Положением «О комиссии, утвержденным Постановлением администрации г. Березники № 295 от 01.04.2003г.

Согласно ч. 2 ст. 22 ЗК РФ 2 земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В силу п. 5.1  Положения о предоставлении земельных участков а аренду в краткосрочную (до 5 лет) аренду участки муниципальных земель могут предоставляться юридическим лицам и гражданам, в том числе, для установки и размещения объектов и сооружений, не являющихся недвижимостью (за исключением рекламных конструкций), в том числе для размещения киосков и павильонов, являющихся нестационарными торговыми объектами (п.5.1.1).

В соответствии с п. 6.1.1. Положения о предоставлении земельных участков в аренду заинтересованное лицо обращается с заявлением на имя главы города о предоставлении в краткосрочную аренду земельного участка. Указанное заявление подается в управление имущественных и земельных отношений администрации города. В заявлении должны быть определены разрешенное использование земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, срок аренды земельного участка, испрашиваемого к предоставлению.

14.06.2011г. ИП Джанджгава Д.Г. обратился в администрацию о предоставлении в краткосрочную аренду земельного участка в районе магазина «Новинка» по                            ул. Юбилейная г. Березники Пермского края.

Как установлено Комиссией Пермского УФАС по рассмотрению дела № 853-12-а, из администрации г. Березники (Комитет регулирования земельных отношений) направлено письмо от 07.06.2011г. № 20-01-09/1116 о том, что срок договора аренды пролонгации не подлежит без указания причин. Такое же письмо направлено администрацией ИП Джанджгаве Д.Г. от 12.07.2011г. № 08-03-09-416-д.

 

3. Распоряжением Министерства транспорта РФ от 23.05.2003 N ИС-460-р установлены общие технические требования к элементам автобусных остановках, правилам их размещения на автобусных остановках, правилам размещения на автомобильных дорогах и их обустройству в отраслевом стандарте "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003" (далее - Правила).

Согласно п.п. 3.16.1. и 3.10.7. Правил торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания. Не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков.

В соответствии п. 3.10.6 и п. 3.3.2 Правил ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки и Ширину посадочной площадки принимают не менее 3 м, а длину - не менее длины остановочной площадки.

В силу п. 2.2.8.6. Постановления Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-п  (ред. от 31.08.2011, с изм. от 19.11.2012) "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов" (далее – Постановление № 483-п) схема не должна предусматривать размещение нестационарных торговых объектов в помещениях (на площадях) автопавильонов автобусных остановок, а также в пределах посадочных площадок и площадок ожидания автобусных остановок.

Так же следует отметить, что данное постановление вступило в силу в 2010 году, тогда как договор аренды земельного участка № 11390 заключен 27.11.2007г. Договор заключен по заявлению ИП Джанджгавы Д.Г. на срок с 26.09.2007г. по 26.09.2011г.

В материалы дела Ответчиком представлены следующие документы: Акт натурного обследования земельного участка от 23.11.2012г., в котором указано, что земельный участок используется под объект временного использования – остановочный комплекс (представлены фотоснимки).

В соответствии с Протоколом заседании комиссии по продаже земельных участков и прав их аренды от 11.07.2011г. ИП Джанджгаве Д.Г. отказано в продлении договора аренды.

Как указано в акте натурного обследования объекта временного использования от 22.11.2012г. в результате обследования работниками администрации установлено, что торговые киоски расположены  непосредственно под навесом для пассажиров и  в пределах посадочной площадки.

Также в материалы дела представлена дислокация дорожных знаков и разметки по ул. Юбилейная от 08.10.2008г., и Технический паспорт по ул. Юбилейная ПК 0+00-ПК 46+58, подтверждающие наличие остановочного комплекса. Существующая остановочная площадка имеет параметры: ширина – 40 м., длина – 540 м. Ближайшая грань автопавильона расположена ближе 3 м. от кромки остановочной площадки, что не соответствует п. 3.10.6 Правил.

Посадочная площадка предназначена для высадки и посадки пассажиров в автобусы, троллейбусы, маршрутные такси и должна иметь параметры не менее вышеуказанных, за пределами посадочной площадки должен быть размещен остановочный навес (павильон), размерами не менее 2:6 м. (п. 3.3.2 Правил).

Таким образом, с учетом вышеизложенных норм невключение в Схему спорного земельного  участка правомерно. Заключенный  договор действует до момента окончания срока его действия (до 26.09.2011г.), и не может быть пролонгирован, поскольку вступило в силу Постановление  № 483-п, которое предусматривает запрет размещения нестационарных торговых объектов на площадях автобусных остановок.

 

4. Как установлено Комиссией Пермского УФАС России по рассмотрению дела № 853-12-а Управлением по вопросу потребительского рынка и развитию предпринимательства Администрации г. Березники в письме от 06.07.2012г. № 22-08/349 к Управлению имущественных и земельных отношений Администрации              г. Березники разъяснены причины невозможности продления договора аренды в связи с размещением спорного павильона на остановочном комплексе, а  также невозможности включения его в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Также в материалах дела содержится письмо Управления благоустройства Администрации г. Березники от 06.07.2012г. № 33-01-08/585 к Управлению по вопросу потребительского рынка и развитию предпринимательства Администрации   г. Березники аналогичного содержания.

На момент возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства администрацией г. Березники мотивированный ответ в адрес индивидуального предпринимателя не поступил.

Согласно ст.ст. 10 и 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010, с изм. от 18.07.2012) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

- дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

- уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Действие администрации г. Березники Пермского края в части ненаправления в адрес ИП Джанджгава Д.Г. обоснованного ответа на его обращение от 14.06.2011 противоречит положениям Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя в сфере осуществления его деятельности  на рынке оказания услуг розничной торговли в границах г. Березники.

С учетом изложенного, незаконные действия администрации, выразившиеся в ненаправлении ИП Джанджгава Д.Г. мотивированного ответа на его обращение от 14.06.20011г. N 9-ПА/11 о предоставлении земельного участка в аренду, приводит к препятствованию осуществлению им предпринимательской  деятельности.

Согласно ст. 11.1. Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ  (ред. от 28.07.2012) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"  заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях: нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги.

Так, ИП Джанджгава Д.Г. в установленные законом сроки не был направлен мотивированный ответ об отказе пролонгации договора аренды земельного участка            № 11390 от 27.11.2007г. со ссылкой на нормы права, что приводит к необоснованному препятствованию осуществления  предпринимательской деятельности, ограничивает конкуренцию на рынке оказания услуг розничной торговли в границах г. Березники.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Следует отметить, что Администрация г. Березники Пермского края во исполнение определения антимонопольного органа  об отложении рассмотрения дела № 853-12-а 30.01.2013г. предоставила письма, адресованные ИП Джанджгава Д.Г., с указанием оснований отказа включения в схему НТО спорного земельного участка со ссылкой на положения норм действующего законодательства (письмо в адрес ИП Джанджгава Д.Г. от 19.12.2012г. № 18-01-9/1470), т.е. после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

   На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьи 41, п. 1 ч. 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Пермского УФАС России,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать факт нарушения Администрацией г. Березники Пермского края части 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции, в частности путем ненаправления ИП Джанджгава Д.Г. мотивированного ответа на его обращение от 14.06.20011г. N 9-ПА/11 о предоставлении земельного участка в аренду, что приводит к препятствованию осуществлению предпринимательской  деятельности на рынке оказания услуг розничной торговли в граница г. Березники Пермского края.
  2. Прекратить производство по делу № 853-12-а в отношении Администрации      г. Березники Пермского края ввиду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства до внесения решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны