Решение б/н Решение от 19 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Регионтехсервис» (вх. № 4878-ЭП/23)

 

«19» апреля 2023 г.                                                                                                                г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>., Заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:     

<...>., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя ООО «Регионтехсервис» (до отложения рассмотрения жалобы) - <...> (по доверенности), представителя Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае – <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Регионтехсервис» (вх. №  4878-ЭП/23) (далее – Заявитель, ООО «Регионтехсервис»), на действия некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (далее – Заказчик) при организации и проведении электронного аукциона, предметом которого является Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края: Пермский край, г. Соликамск, ул. Матросова, д. 37 (ХВС, ГВС, ВО, ТЕП) (извещение № 205670000012300041 на официальном сайте в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru) (далее также – официальный сайт) (далее также – торги, закупки),

 

УСТАНОВИЛА:

06.04.2023 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступила жалоба Заявителя, доводы которой сводятся к нарушению порядка организации закупки.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 3479/23 от 11.04.2023г.) (далее – Уведомление), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

1. В соответствии с частью 1.1. статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (далее – Жилищный кодекс РФ) закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение), которое определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - закупка, договор о проведении капитального ремонта).

Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» является региональным оператором на территории Пермского края, который осуществляет функции, в том числе по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту в соответствии со статьей 19 Закона Пермского края № 304-ПК и Постановлением Правительства Российской Федерации № 615 от 01 июля 2016 года «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (вместе с "Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме"» (далее также – Положение № 615, Постановление № 615).

2. 10.02.2023г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), а также на официальном сайте электронной торговой площадки www.sberbank-ast.ru опубликованы: Извещение о проведении электронного аукциона (ПП РФ 615) № 205670000012300041 (далее – Извещение), Документация об электронном аукционе, предметом которого является Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края: Пермский край, г. Соликамск, ул. Матросова, д. 37 (ХВС, ГВС, ВО, ТЕП) (далее –Документация).

В соответствии с Извещением, дата окончания срока подачи заявок – 10.04.2023 г., дата окончания срока рассмотрения заявок – 13.04.2023 г., дата проведения электронного аукциона – 17.04.2023 г.

2.1. В части довода Заявителя о том, что в Документации используются ссылки на недействующие нормативные документы, а именно - СП 54.13330.2016 Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003. Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.

Из анализа представленных в материалы дела документов Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.

Согласно пп. е п. 3 Постановления № 615 одним из принципов привлечения подрядных организаций являются является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в оказании услуг и (или) выполнении работ с требуемыми показателями цены, качества и надежности, необходимых для целей обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

В силу п. 135(1) Постановления № 615 Заказчик при описании в документации об электронном аукционе объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) материалов и оборудования, работ, услуг, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемых материалов и оборудования, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Ранее Пермским УФАС России рассматривалась жалоба Заявителя на закупку № 205670000012300030, доводы которой сводились, в том числе, к тому, что в Документации используются ссылки на недействующие нормативные документы, а именно - СП 54.13330.2016. Решением по делу № 059/10/18.1-216/2023 было установлено нарушение пп. е п. 3, п. 135(1) Постановления № 615 в части указания на неактуальную редакцию свода правил. Фонду было выдано предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.

В указанной части предписание Фондом исполнено: в техническом задании Документации имеется указание на актуальный свод правил, а именно - СП 54.13330.2022 Здания жилые многоквартирные (пп. 1.9 п. 11 Технического задания).

Между тем, Заявитель в настоящей жалобе отметил, что изменения внесены не в полной степени: не внесены изменения в рабочую Документацию.

Между тем, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае рабочая документация была разработана и утверждена в 2020 г., подписана главным инженером и главным инженером проекта.

Кроме этого, в соответствии с п. 6.1.22 Проекта договора Подрядчик обязан в течение 1 (одного) дня письменно известить Заказчика, Организацию и до получения от него указаний в письменной форме приостановить работы при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленной Заказчиком проектной и сметной документации.

Таким образом, настоящий довод не нашел своего подтверждения, в связи с чем, признан Комиссией Пермского УФАС России необоснованным.

2.2. В части довода о том, что в Техническом задании указана недействующая редакция Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (с изменениями на 30 апреля 2021 года) Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ, Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.

Согласно приложению № 7 к проекту договора Техническое задание является неотъемлемой частью договора.

В п.п. 1.10 п. 11 Технического задания Заказчиком установлено, что выполняемые работы и оборудование должны соответствовать требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (с изменениями на 30 апреля 2021 года) Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ.

Комиссией установлено, что на дату размещения Извещения и Документации о поведении электронного аукциона действовал Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в редакции от 14.07.2022 г. с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.03.2023 г.

При этом, редакции Технического регламента от 30.04.2021 г. и от 14.07.2022 г. существенно отличаются друг от друга.

Таким образом, на момент проведения закупки Заказчиком в Техническом задании указан Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (с изменениями на 30 апреля 2021 года) Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ в недействующей редакции и, соответственно данный акт не подлежит применению. Данное обстоятельство может привести к негативным последствиям при исполнении Договора Подрядчиком, осуществляемому свою деятельность в соответствии с актуальными нормативными актами

Изложенное свидетельствует о нарушении Фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае пп. е п. 3, п. 135(1) Постановления № 615, в связи с чем, настоящий довод жалобы признан Комиссией Пермского УФАС России обоснованным.

2.3. В части довода о том, что в Техническом задании Заказчиком указан Технический регламент без ссылки на конкретный обязательный к применению документ, Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.

В силу ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184) Технический регламент - это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В ст. 6 Закона № 184 указано, что Технические регламенты принимаются в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Согласно п. 11 Технического задания Заказчиком установлены Требования к выполнению работ, безопасности выполнения работ и безопасности результатов работ, которые должны соответствовать требованиям нормативных документов.

В пп. 1.15 п. 11 Технического задания указано, что выполняемые работы и оборудование должны соответствовать требованиям Технического регламента, регламентирующим отношения при выполнении работ, являющихся предметом договора.

Предметом договора, заключаемого по результатам проведения электронного конкурса, является выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что из содержания пп. 1.15 п. 11 Технического задания не ясно каким конкретно документом Подрядчику необходимо будет руководствоваться при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с учетом целей, перечисленные в ст. 6 Закона № 184.

Изложенное свидетельствует о нарушении Фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае пп. «е» п. 3, п. 135(1) Постановления № 615, в связи с чем, настоящий довод жалобы признан Комиссией Пермского УФАС России обоснованным.

2.4. В части довода Заявителя о нарушении порядка организации закупки путем отсутствия установления права на выплату аванса, в том числе без раскрытия механизма его реализации Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 746 Гражданского кодекса оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 711 Гражданского кодекса, подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда.

В силу ч. 5 ст. 26 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» региональный оператор осуществляет авансирование работ и (или) услуг по капитальному ремонту в случае, если авансирование (предоплата) установлено в договоре, заключенном региональным оператором с подрядной организацией, но не более 30 процентов от общей стоимости работ и (или) услуг, указанных в договоре.

В соответствии с текущим договором авансирование работ не предусмотрено, что не противоречит ч. 5 ст. 26 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК. Обратного материалы дела не содержат.

На основании изложенного, указанный довод признан Комиссией Пермского УФАС России необоснованным.

2.5. В части довода о том, что Заказчик не разработал форму акта освидетельствования скрытых работ и ссылка в п. 7.4 проекта договора на недействующий в соответствующей части документа – неправомерна, а указание в приложении № 12 актов освидетельствования скрытых работ без формы (или ссылки на типовой документ) является несогласованием условий, существенных для исполнения договора, Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.

Согласно п. 7.3 Договора в период проведения работ отдельно по каждому Объекту осуществляется приемка в том числе и скрытых работ.

Пунктом 7.4 Договора предусмотрено, что готовность принимаемых скрытых работ подтверждается уполномоченными лицами в соответствии с порядком, установленным СП 48.13330.2019 (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.12.2019 № 861/пр) и иными соответствующими строительными нормами.

В соответствие с Приложением № 12 к проекту договора в перечень исполнительной документации входят в том числе акты освидетельствования скрытых работ.

Действующий в настоящее время «СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004» был утвержден и введен в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации России от 24.12.2019 № 861/пр (далее — Свод правил).

При этом, до внесения изменений № 1 (утверждено и введено в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 марта 2022 г. № 207/пр) Своде правил содержал Приложение Д «Форма типового акта освидетельствования скрытых работ».

В соответствие с изменениями № 1 Приложение Д в Своде правил было упразднено.

Таким образом, на дату размещения Извещения и Документации Формы типового акта освидетельствования скрытых работ, обязательной для применения и утвержденной СП 48.13330.2019 не существует. Иного в материалах дела не содержится.

Между тем, Заявитель указывает на утвержденную Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 (ред. от 09.11.2017 г.) форму акта освидетельствования скрытых работ, которая является рекомендуемой, и отмечает, что в составе Документации необходима форма акта, согласованная сторонами, как одно из существенных обстоятельств производства работ, поскольку устранить данное нарушение на стадии исполнения договора невозможно.

Согласно п 5.3 Приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 освидетельствование работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, оформляется актами освидетельствования скрытых работ по образцу, приведенному в приложении № 3. Перечень скрытых работ, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной и рабочей документацией.

В приложении № 3 к указанному Приказу Ростехнадзора имеется указание, что форма акта освидетельствования скрытых работ является рекомендуемой.

Таким образом, из анализа представленных в материалы дела документов Комиссией установлено, что освидетельствование скрытых работ оформляется соответствующим актом, обязательная форма которого не установлена действующими нормативными актами. Данное обстоятельство свидетельствует о возможности согласования Заказчиком и Подрядчиком необходимой формы по приемке скрытых работ, соответствующей «СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004». Обратного в материалах дела не содержится.

Кроме того, Заявитель, указывая в жалобе на то, что согласованный сторонами акт освидетельствования скрытых работ является существенным обстоятельством именно производства работ, согласование которого на стадии исполнения договора невозможно, не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих о невозможности согласования сторонами формы акта на стадии исполнения договора.

На основании изложенного, с учетом отсутствия в нормативных актах обязательной формы акта освидетельствования скрытых работ, Комиссия признает данный довод необоснованным

В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Регионтехсервис» (вх. №  4878-ЭП/23), на действия некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» при организации и проведении электронного аукциона, предметом которого является Выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края: Пермский край, г. Соликамск, ул. Матросова, д. 37 (ХВС, ГВС, ВО, ТЕП) (извещение № 205670000012300041 на официальном сайте в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru) обоснованной;

2. Установить в действиях НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» нарушение пп. е п. 3, п. 135(1) Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

3. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                   <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                       <...>

 

 

                                                                                                                                      <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны