Решение б/н Решение от 31 декабря 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
___________№______________
На № __________ от ________________
|
ООО «ВерхнекамПроект»
614015, г. Пермь, ул. Советская, 46.
post@vrkam.ru
НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае»
614990, г. Пермь, ул. Ленина, 66.
info@fond59.ru
Электронная торговая площадка
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
ko@sberbank-ast.ru
Дело № 059/10/18.1-1295/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «ВерхнекамПроект» (вх. № 020423)
«27» декабря 2019 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
<...>, заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
без участия сторон (надлежащим образом уведомлены)
рассмотрев жалобу ООО «ВерхнекамПроект» (вх. № 020423 от 20.12.2019 г.) (далее – заявитель, Подрядчик), на действия Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае (далее – заказчик, Фонд) при организации и проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению детального (инструментального) обследования и разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Пермский край, г. Александровск, ул. Механошина, д. 6 (извещение № 205670000011900349 на официальном сайте в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
20.12.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба ООО «ВерхнекамПроект», в которой указано то, что Документация содержит нарушения норм Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.
НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» при рассмотрении жалобы пояснил, что существующая на момент проведения аукциона Документация полностью соответствует нормам Положения, права Заявителя никак не нарушаются.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 4 ст. 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
В силу ч. 5 ст. 182 ЖК РФ, привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При проведении рассматриваемых торгов организатор торгов руководствовался Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 (далее – Положение, Постановление № 615).
Региональный оператор (на территории Пермского края – Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае») исполняет свои функции и обязанности в соответствии с требованиями ЖК РФ, Закона Пермского края от 11.03.2014г. № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края», постановления Правительства РФ от 01.07.2016г. № 615.
В силу п. 235 Положения, любой участник предварительного отбора, электронного аукциона имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, действия (бездействие) заказчика, органа по ведению реестра, комиссии по проведению предварительного отбора, ее членов, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, оператора электронной площадки при организации и проведении закупки, при осуществлении закупки у единственной подрядной организации, заключении договоров о проведении капитального ремонта по их результатам..
2. Извещение № 205670000011900349 и закупочная документация на по электронному аукциону на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), а также на сайте электронной торговой площадки 02.12.2019 г., дата окончания срока подачи заявок – 24.12.2019 г., дата проведения аукциона 27.12.2019 г.
В части довода об отсутствии в Документации графика оказания услуг и (или) выполнения работ, включая стоимость этапов выполнения работ (услуг), в соответствии с проектной и (или) сметной документацией было установлено следующее.
В соответствии с подпунктом Б пункта 135 Положения, документация об электронном аукционе, помимо сведений, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать график оказания услуг и (или) выполнения работ, включая стоимость этапов выполнения работ (услуг), в соответствии с проектной и (или) сметной документацией.
В пункте 17 Информационной карты (Раздел X Документации) указано, что график оказания услуг и (или) выполнения работ, включая стоимость этапов выполнения работ (услуг), приведен в разделе XII «Проект договора». При этом в данном разделе отсутствует график оказания услуг и (или) выполнения работ, в место него указан срок выполнения работ (3.1.1.1 -3.1.1.2): начало - с даты заключения договора, окончание – не позднее 150 (Ста пятидесяти) календарных дней с даты заключения договора.
Кроме того, в пункте 4.2.1 Проекта договора указано, что подрядчик обязан представить календарный график выполнения Работ по договору (по форме Приложения №6 к настоящему договору) Подрядчик передает Заказчику в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента заключения договора. Своевременно и должным образом выполнять принятые на себя обязательства в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Договором, Техническим заданием (Приложение №2 к настоящему договору), Календарным графиком и сдать законченные работы по Актам в порядке, предусмотренном настоящим Договором.
Таким образом, график оказания услуг в Документации, действительно отсутствует, поскольку Заказчик неправомерно делегировал обязанность по предоставлению графика Подрядчику. Это в свою очередь нарушает пп. Б пункта 135 Положения. Довод об этом является обоснованным.
Рассматривая довод об отсутствии в Документации проектной и (или) сметной документации, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пп. Н п. 135 Положения документация об электронном аукционе, помимо сведении, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать проектную документацию, согласованную и утвержденную в установленном порядке, или сметную документацию, если необходимость в подготовке проектной документации отсутствует в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с пунктом 78(1) настоящего Положения. Данная закупка не осуществляется в соответствии с п. 78.1. Положения, следовательно, аукционная документация должна содержать сметную документацию.
По мнению Фонда, сметная документация присутствует в Документации, отражена в Приложении 3 Проекта договора, заполнение данной сметы – обязанность Подрядчика. Приложение 3 – Локальный сметный расчет.
Согласно п. 4.2.17 Проекта договора следует, что подрядчик обязан предоставить в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты заключения настоящего договора на согласование Заказчику локальный сметный расчет на стоимость выполнения Работ по настоящему договору (Приложение 3 к договору).
Вместе с тем, согласно пп. Н п. 135 Положения, сметная документация должна содержаться в Документации, уже на момент проведения аукциона, а не по его завершению.
Кроме того, отсутствие сметной документации свидетельствует об отсутствии установленных заказчиком объемов работ к выполнению. В жалобе представитель ООО «ВерхнекамПроект» указал, что адресный перечень домов не дает информации об объеме работ, который необходимо выполнить, поскольку объем работ и цена на них формируется исходя из этажности и метража зданий, информации о чем в аукционной документации не содержится.
При данных обстоятельствах, довод об отсутствии в Документации сметной документации следует признать обоснованным, следовательно в действиях Фонда есть нарушения пп. Н п. 135 Положения
Касаемо довода о том, что Фондом ненадлежащим образом было сформировано обоснование цены (Раздел XI Документации), Комиссия Пермского УФАС России установлено следующее.
Подпукнт Е пункта 135 Положения предусматривает, что документация об электронном аукционе, помимо сведений, указанных в извещении о проведении электронного аукциона должна содержать обоснование и расчет начальной (максимальной) цены договора.
Положение не содержит особых требований к обоснованию цены, но при ее составлении явно следует руководствоваться составными частями Документации, которые регламентирует пункт 135 Положения.
Из анализа перечня элементов Документации, возможно сделать вывод о том, что на обоснование цены влияет проектная и (или) сметная документация, поскольку в ней отражаются необходимые объемы работ. Следовательно между содержанием данных элементов установлена тесная связь, отсутствие сметной документации влечет некорректный и неоднозначный расчет цен. Это в дальнейшем способно повлечь нарушение прав Подрядчика, поскольку Заказчиком уже сформирована предельная цена.
Схожей позиции придерживается Заявитель в своей жалобы, при этом дополняя, что цена за выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме включена в предельную стоимость и рассчитывается как процент от работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая в свою очередь определяется за квадратный метр и с учетом этажности многоквартирного дома. Следовательно в расчете должны содержаться данные об этажности и общей площади помещений соответственно.
Из анализа Документации следует, что в ней отсутствует надлежаще оформленное обоснование цены по причине отсутствия сметной документации.
Довод о том, что Фондом ненадлежащим образом было сформировано обоснование цены (Раздел XI Документации) обоснован, действия Заказчика нарушают подпункт Е пункта 135 Положения.
При рассмотрении жалобы, перед Комиссией Пермского УФАС России также ставился вопрос о том, что в извещении и Документации противоречиво выражен предмет торгов.
В соответствии с пп. А п. 129 Положения, в извещении о проведении электронного аукциона в обязательном порядке указывается предмет электронного аукциона с указанием видов услуг и (или) работ и идентификационный номер электронного аукциона.
Так, согласно извещению о проведении электронного аукциона, размещенному в ЕИС, в наименовании закупки указано следующее: выполнение работ проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края.
В соответствии с первым предложением абзаца 2 раздела 11 Документации: цена договора включает в себя стоимость по осуществлению работ по оценке технического состояния и разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества в отношении всех объектов договора.
Из буквального толкования возможно обнаружить, что предметы отличаются своим объемом, в последнем добавляются работы по оценке технического состояния. Отсутствие единообразно сформулированного предмета, нарушает принцип правовой определенности и может повлечь негативные последствия при выполнении своих обязательств Подрядчиком. Наличие данного факта также способно ввести в заблуждение потенциальных участников аукциона.
Кроме того, в связи с отсутствием сметной документации в составе аукционной документации невозможно точно определить, какой именно тип работ включает в предмет торгов Заказчик.
В связи с этим, довод о неясности выражения предмета торгов является обоснованным, это привело к нарушению подпункта А пункта 129 Положения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «ВерхнекамПроект» (вх. № 020423), на действия Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае (далее – заказчик, Фонд) при организации и проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению детального (инструментального) обследования и разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Пермский край, г. Александровск, ул. Механошина, д. 6 (извещение № 205670000011900349 на официальном сайте в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
- Установить в действиях НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» факт нарушения подп. А п. 129, подп. Б, Е, Н п. 135 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615;
- Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.
Заместитель председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>