Решение б/н жалоба Открытого акционерного общества «Межрегиональная расп... от 6 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» - филиал «Пермэнерго»

614990, г. Пермь, Комсомольский пр-кт, д. 48

delo@rosseti-ural.ru

perm@rosseti-ural.ru

 

Муниципальное предприятие «Пермводоканал»,

Аукционная комиссия

Муниципального предприятия «Пермводоканал»

614039, г. Пермь, Комсомольский пр-кт, д. 47

secretar@vodokanal.perm.ru

 

 

Дело № 059/10/18.1-301/2022

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» - филиал «Пермэнерго» (вх. № 005965)

 

«29» апреля 2022 г.                                                                                                                   г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также по рассмотрению обращений, содержащих сведения о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках), недобросовестных подрядных организациях для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, недобросовестных участниках аукциона по продаже (заключению договора аренды) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее – Комиссия, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:     

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, в присутствии (до перерыва) представителя Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» - филиал «Пермэнерго» – <...> (по доверенности), представителя Муниципального предприятия «Пермводоканал» – <...> (по доверенности), после объявленного перерыва,

рассмотрев жалобу Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» - филиал «Пермэнерго» (далее – Заявитель) (вх. № 005965) на действия Муниципального предприятия «Пермводоканал» (ИНН: 5906000986) (далее – Организатор торгов), Аукционной комиссии Муниципального предприятия «Пермводоканал» при организации и проведении открытого аукциона на право заключения двустороннего договора аренды муниципального недвижимого имущества – Лот № 1 (извещение № 210322/0237443/01 опубликовано на официальном сайте в сети Интернет: www.torgi.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.04.2022 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба Заявителя, доводы которой сводятся к обжалованию порядка проведения указанного аукциона, а также к оспариванию условий аукционной документации, регламентирующей его проведение.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием рассматриваемой жалобы предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 004526-22 от 14.04.2022 г.) (далее – Уведомление), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

Рассмотрение жалобы было назначено на 21.04.2022 с 11 часов 00 минут и состоялось в дистанционном режиме с участием представителей сторон. В ходе заседания Комиссии Пермского УФАС России по рассмотрению настоящей жалобы представителем Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» - филиал «Пермэнерго» были представлены дополнительные документы, обосновывающие позицию по жалобе, а также заявлено ходатайство об отложении рассмотрения жалобы в связи с необходимостью ознакомления с документами, представленными Муниципальным предприятием «Пермводоканал».

В соответствии с частью 14.1 Закона о защите конкуренции если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи. Заслушав пояснения сторон, изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения настоящей жалобы в целях предоставления сторонам возможности представить дополнительные сведения и документы.

Определение об отложении рассмотрения жалобы (исх. № 004892-22 от 21.04.2022 г.) 21.04.2022 г. было размещено на сайте www.br.fas.gov.ru и направлено Сторонам посредством электронной почты. Указанным определением рассмотрение жалобы было отложено на 28.04.2022 г. с 11 часов 30 минут.

Заседание Комиссии Пермского УФАС России было продолжено после отложения при участии представителей сторон. После изучения материалов дела, Комиссией был объявлен перерыв до 29.04.2022 г. до 17:00 с целью принятия мотивированного решения по жалобе.

1. В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что, по общему правилу, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров

В соответствии с частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила).

Пунктами 27-28 Правил установлено, что информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), без взимания платы. При этом к информации о проведении конкурсов или аукционов относится предусмотренная настоящими Правилами информация и полученные в результате принятия решения о проведении конкурсов или аукционов и в ходе конкурсов или аукционов сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении конкурса или аукциона, извещении об отказе от проведения конкурсов или аукционов, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе конкурсов или аукционов. Информация о проведении конкурсов или аукционов, размещенная на официальном сайте торгов, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

2. 21.03.2022 г. Организатором торгов на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru опубликовано Извещение о проведении открытого аукциона на право заключения двустороннего договора аренды муниципального недвижимого имущества (далее – Извещение) с приложением Документации об аукционе на право заключения двустороннего договора аренды муниципального недвижимого имущества (далее – Аукционная документация), а также документов, относящихся к имуществу, которое будет предоставлено по договору аренды, заключенному по результатам проводимого аукциона.

Согласно Извещению, Аукционной документации, Протоколам, составленным в ходе проведения указанной процедуры:

Дата начала подачи заявок – 21.03.2022 г.;

Дата окончания приема заявок – 10.04.2022 г.;

Дата проведения аукциона – 18.04.2022 г.;

Место проведения аукциона – Офис МП «Пермводоканал», расположенный по адресу: 614039, г. Пермь, пр. Комсомольский, 47

На участие в аукционе подано 2 заявки, в том числе заявка Заявителя жалобы. Обе заявки допущены до участия в торгах.

Разделом 1.2 Аукционной документации установлено, что перечень и описание муниципального имущества, право на которое передается по договору аренды, установлены в Приложении № 3 к Аукционной документации.

Заявитель, ознакомившись с Извещением, Аукционной документацией и иными документами, размещенными Организатором торгов, обратился в антимонопольный орган с настоящей жалобой, в которой указывает на следующее:

1)  В состав имущества, право на которое передается по договору аренды, неправомерно включены объекты, указанные в пунктах 15, 42 перечня арендуемого имущества, закрепленного Приложением № 3 к Аукционной документации. Заявитель также указывает, что организатором торгов неправомерно не размещены документы, подтверждающие право собственности на данные объекты;

2) Организатором торгов нарушен срок размещения Извещения, установленный нормами статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) Организатором торгов неверно определена форма проводимой процедуры – по мнению Заявителя, указанные торги следовало проводить в форме конкурса, а не в форме аукциона.

Организатор торгов с заявленными доводами не согласился по основаниям, изложенных в возражениях на жалобу, а также озвученных на заседании Комиссии Пермского УФАС России.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС сообщает следующее:

2.1. Согласно пунктам 15, 42 перечня арендуемого имущества, закрепленного Приложением № 3 к Аукционной документации, права по договору аренды, заключенному по итогам торгов, передаются также на следующие объекты: «Кабельная линия 0,4 кВ, начало - от ТП-1720 конец- ввод в ж/д по ул. Красноводская, 13, протяж - 35 п.м.» (дата выпуска/постройки – 01.01.1994 г.); «Электроснабжение и ЛЭП от ТП2337 до ОСП А-35 ЛЭП-0.4кВ Ляды» (дата выпуска/постройки – 01.01.1984 г.).

В материалы дела Заявителем представлены: Свидетельство о государственной регистрации права № 59 БА 0954094 от 24.07.2008 г., Свидетельство о государственной регистрации права № 59-БД 247158 от 28.04.2014 г., Выписка из единого государственного реестра недвижимости № 99/2022/460934694 от 15.04.2022 г., Выписка из единого государственного реестра недвижимости № 99/2022/460903158 от 15.04.2022 г., которые, по мнению Заявителя, свидетельствует о наличии у него права собственности на объекты, включенные в состав имущества, право на которое передается по договору аренды, заключенному по итогам спорных торгов.

К направленным в адрес антимонопольного органа возражениям Организатор торгов также приложил документы, которые, по его мнению, подтверждают право собственности на указанные объекты, в том числе: выписку из единого государственного реестра недвижимости б/н от 20.08.2021 г., Свидетельство о государственной регистрации права № 59- БГ 704050 от 28.12.2012 г.

Проанализировав имеющиеся материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России сообщает, что документы, направленные Заявителем, с учетом документов, представленных Организатором торгов, не позволяют сделать однозначный вывод о наличии у Заявителя права собственности на объекты, указанные в пунктах 15, 42 перечня арендуемого имущества, закрепленного Приложением № 3 к Аукционной документации. Доказательств, безусловно свидетельствующих о неправомерном включении Организатором торгов данных объектов в перечень арендуемого имущества, материалы дела также не содержат.

Вместе с тем, несогласие Заявителя с включением указанных объектов в состав имущества, право на которое передается по договору аренды, заключенному по итогам спорных торгов, представляет собой спор о наличии/отсутствии у Заявителя/Организатора торгов права собственности на вышеперечисленные объекты. Таким образом, предмет обжалования в данном случае связан с нарушением гражданских прав Заявителя. В соответствии с абзацем 5 пункта 47 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган во всяком случае не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов, вследствие чего у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения и оценки заявленного довода в указанной части.

Комиссия также сообщает, что разделами 16-17 Правил установлены требования к извещению о проведении аукциона, а также к аукционной документации. Из анализа указанных требований не следует, что Организатор торгов обязан размещать документы, подтверждающие право собственности на объекты, включенные в состав имущества, право на которое передается по договору аренды, заключенному по итогам торгов.

С учетом изложенного, довод признан Комиссией необоснованным.

2.2. Как было указано ранее, Извещение о проведении спорного аукциона было опубликовано на официальном сайте торгов 21.03.2022 г. При этом, дата проведения аукциона – 18.04.2022 г.

Пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено общее правило, согласно которому, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения.

Вместе с этим, специальными по отношению к нормам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, являются нормы, закрепленные Законом о защите конкуренции, в частности, норма части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, относящая установление порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, к компетенции антимонопольного органа. При этом, порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества установлен Правилами (пункт 1 Правил).

Таким образом, при определении срока публикации Извещения Организатор торгов должен был руководствоваться именно сроками, установленными Правилами, а не Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пунктом 103 Правил закреплено, что извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте торгов не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Учитывая, что спорная процедура проводится в форме аукциона, Комиссия не может прийти к выводу о том, что Организатором торгов нарушен установленный двадцатидневный срок для публикации Извещения, в связи с чем, заявленный довод признается необоснованным.

2.3. Обосновывая избрание Организатором торгов неверной формы проводимой процедуры, Заявитель ссылается на положения пункта 3 Правил.

Вместе, с этим, пунктом 3 Правил предусмотрено, что заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утверждает федеральный антимонопольный орган.

Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, также, как и вышеуказанные Правила, утвержден Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее – Перечень). В данный Перечень включены, в том числе, объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии (пункт 7), входящие в состав имущества, право на которое передается по договору аренды, заключенному по итогам торгов.

Пунктом 3.1 Правил закреплено, что заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса.

Из буквального толкования указанных норм следует, что организатор торгов, намеревающийся организовать и провести процедуру торгов в форме конкурса, сможет это сделать только в отношении имущества, входящего в Перечень. При этом, данные нормы не обязывают организатора торгов проводить торги в отношении указанного имущества исключительно в форме конкурса, за исключением проведения торгов в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Комиссия отмечает, что объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии, входящие в состав имущества, право на которое передается по договору аренды, заключенному по итогам спорных торгов, к вышеуказанным объектам, в отношении которых проведение торгов возможно исключительно в форме конкурса, не относятся.

Данные выводы согласуются с позицией ФАС России, согласно которой, торги на право заключения договоров в отношении видов имущества, по которым заключение договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, могут по решению организатора торгов проводиться также и в форме аукциона (Разъяснения ФАС России от 07.09.2010 г. «Ответы на вопросы по применению Федерального закона «О защите конкуренции»», Разъяснения ФАС России от 05.06.2012 г. «Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

С учетом изложенного, поскольку на Организатора торгов не возложена безусловная обязанность по проведению торгов в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии в форме конкурса, выбор формы проводимой процедуры осуществляется на усмотрение Организатором торгов. Довод является необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» - филиал «Пермэнерго» (вх. № 005965) на действия Муниципального предприятия «Пермводоканал» (ИНН: 5906000986), Аукционной комиссии Муниципального предприятия «Пермводоканал» при организации и проведении открытого аукциона на право заключения двустороннего договора аренды муниципального недвижимого имущества – Лот № 1 (извещение № 210322/0237443/01 опубликовано на официальном сайте в сети Интернет: www.torgi.gov.ru) необоснованной.

2.Предписание не выдавать.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                    <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                        <...>

 

 

                                                                                                                                       <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<...>, (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны