Решение б/н Постановление № 355-10-АДМ о наложении штрафа ОАО «Российски... от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

версия для печати

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 355-10-адм
о наложении штрафа

31 августа 2010 года г. Пермь
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, рассмотрев материалы дела № 615-09-А о признании ОАО «Российские железные дороги» (ул.Новая Басманная, д.2, г.Москва, 107174) в лице Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги» (ул. Челюскинцев, д.11, г.Екатеринбург, 629013) по признакам нарушения п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены аренды недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. Ленина, д.89, включающее в себя: часть привокзальной площади, литер 22 станции Пермь-II, общей площадью 1590 кв.м., предоставляемого под платную автостоянку ООО «Данкор», материалы дела № 355-10-адм и протокол №355-10-адм от 23 июля 2010 года по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Российские железные дороги» (ул.Новая Басманная, д.2, г.Москва, 107174) по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
ОАО «Российские железные дороги»
ул.Новая Басманная, д.2, г. Москва, 107174
ИНН 7708503727
ОГРН 1037739877295
В присутствии представителя, действующего на основании доверенности №15-ДЮ от 15.07.2010 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Пермского УФАС России от 28.04.2010 г. по делу № 615-09-А ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), (ул.Новая Басманная, д.2, г.Москва, 107174) в лице Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги» (ул. Челюскинцев, д.11, г.Екатеринбург, 629013) (далее по тексту ОАО «РЖД» в лице филиала ДЖВ) признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Федеральный закон «О защите конкуренции») выразившегося в установлении с 01.01.2009 года и поддержании в течение 2009 – 2010 годов монопольно высокой цены за аренду недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. Ленина, д.89, включающего в себя: часть привокзальной площади, литер 22 станции Пермь-II, общей площадью 1590 кв.м., сданного ОАО «Российские железные дороги» в аренду ООО «Данкор» для размещения платной автостоянки.
Суть правонарушения:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю обратился депутат Законодательного собрания Пермского края (вх. № 9355-09 от 07.08.09) об установлении монопольно высокой цены ООО «Данкор» (614000, г. Пермь, ул. Окулова, 80, к.111, офис 619) на услуги платной автопарковки, расположенной на территории привокзальной площади станции Пермь-II, принадлежащей ОАО «Российские железные дороги». Депутат обратился как физическое лицо, пользующееся услугами данной платной автопарковки.
Жданов О.М. 4 августа 2009 года воспользовался услугами платной автопарковки ООО «Данкор», расположенной на территории привокзальной площади станции Пермь-II (товарный и кассовый чеки прилагаются), стоимость до одного часа автопарковки составила 60 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции» основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является как заявление юридического или физического лица, так и обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
К материалам дела приобщены документы, полученные Пермским УФАС России в ходе проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства ООО «Данкор» при оказании платных услуг автостоянок (парковок) на территории привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II» (акт проверки от 18.05.2009 № б/н).
Анализ документов, полученных в ходе проведения проверки, позволил установить следующее.
На привокзальной площади, литер 22 станции Пермь-II расположена платная автостоянка (парковка) ООО «Данкор» (ОГРН 1025900528730, ИНН 5902136143). Прежнее полное наименование общества – ООО «ДМД» (ОГРН 1025900528730, ИНН 5902136143, зарегистрировано в налоговом органе 15.12.2002г.) В феврале 2009 года решением участников общества ООО «ДМД» переименовано в ООО «Данкор».
Режим работы автостоянки (парковки) – круглосуточный.
Стоимость одного машиноместа легкового автомобиля за 1 час или неполный час парковки – 60 рублей, стоимость одного машиноместа автомобилей марки «Газель» и грузового автотранспорта грузоподъемностью свыше 1,3 тонны за один час – 150 рублей.
Тогда как по данным администрации города Перми (вх.№ 5939-09 от 20.05.2009) стоимость одного машиноместа на автостоянках открытого типа на территории г. Пермь составляет от 50 до 80 рублей в сутки и от 40 до 50 рублей за ночь.
При большинстве крупных торговых центров города Перми (торгово-развлекательный комплекс «Семья», торговый центр Метро Кэш энд Керри, гипермаркет Баумолл, гипермаркет Виват) организованы бесплатные автостоянки (парковки). Поскольку торговые центры работают в условиях конкуренции на рынках розничной или мелкооптовой торговли, они вынуждены экономить свои издержки, в том числе связанные с содержанием парковок и при этом обеспечивать наиболее благоприятные условия взаимоотношений с покупателями.
В соответствии с положением о Дирекции железнодорожных вокзалов – филиале ОАО «Российские железные дороги» (далее по тексту Дирекция, ДЖВ – филиал ОАО «РЖД»), утвержденным 20.11.2006г. президентом ОАО «РЖД», Дирекция является обособленным подразделением ОАО «РЖД», не является юридическим лицом и осуществляет деятельность от имени ОАО «РЖД». Имущество Дирекции формируется за счет имущества, которым Дирекция наделена ОАО «РЖД», имущества, приобретенного в ходе её деятельности. Дирекция вправе заключать договоры от имени ОАО «РЖД», пользоваться имуществом, которым Дирекция наделена ОАО «РЖД». Дирекция обязана применять цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с положением о структурном подразделении о Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурном подразделении «Дирекции железнодорожных вокзалов» - филиала ОАО «РЖД» (далее по тексту Региональная дирекция), утвержденным приказом Дирекции железнодорожных вокзалов от 20.04.2007г № 31/ДЖВ, основными задачами Региональной дирекции являются: обеспечение работы вокзальных комплексов; текущее содержание и ремонт зданий вокзалов, павильонов, посадочных платформ и других основных фондов, находящихся на балансе региональной дирекции; удовлетворение в полном объеме спроса населения на услуги, предоставляемые на вокзалах. Региональная дирекция наделяется имуществом в порядке, установленном ОАО «РЖД». Распоряжение имуществом осуществляется в порядке, установленном Дирекцией.
В соответствии с пунктом 4 раздела 1 Общие положения Положения о порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО «РЖД», утвержденного Приказом ОАО «РЖД» от 07.11.2008 № 150 «О порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО «РЖД»
недвижимое имущество - земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
строения - здания, сооружения;
имущественный комплекс - совокупность объектов движимого и недвижимого имущества, образующих единое целое и предполагающих использование их по общему технологическому и (или) производственному назначению;
вокзал - совокупность станционных зданий, сооружений и обустройств, необходимых для обслуживания пассажиров и предоставления им сопутствующих платных услуг и расположенных на одной железнодорожной станции (пассажирском остановочном пункте), а именно:
здание вокзала (пассажирское здание, павильон);
пассажирские платформы (перроны) с навесами и без них;
переходы через железнодорожные пути в одном либо в разных уровнях (переходные тоннели, конкорсы, мосты и другие);
малые архитектурные формы, в том числе стационарные торговые киоски;
привокзальная площадь (сооружение).
Вокзал в зависимости от местных условий может иметь не все перечисленные элементы;
незастроенный земельный участок, незастроенная часть земельного участка - земельный участок или часть земельного участка, свободные от строений, в том числе части земельных участков сверх площади, непосредственно занятой строениями и необходимой для их использования.
В соответствии с документами (вх. № 7410-09 от 23.06.2009), представленными ООО «Данкор» в Пермское УФАС России, цена на услугу автостоянки на привокзальной площади станции Пермь-II в размере 60 рублей в час с 01.01.2009г. вызвана высокой арендной платой взимаемой ОАО «РЖД» в лице филиала ДЖВ с ООО «Данкор».
С 01.01.2009г. ОАО «РЖД» в лице филиала ДЖВ установило для ООО «Данкор» арендную плату в размере 112 572 рублей в месяц, что составляет 66,6% всех затрат на содержание автостоянки (парковки), причем рентабельность работы автостоянки (парковки) заложена в размере 15,7%.
Стоимость одного машиноместа на автостоянке ООО «Данкор» на привокзальной площади станции Пермь-II до 01.01.2009г. составляла 40 рублей в час при размере арендной платы, взимаемой ОАО «РЖД» в лице филиала ДЖВ, в размере 52 100 рублей в месяц.
Таким образом, с января 2009 года ООО «Данкор» увеличило стоимость услуг парковки (автостоянки) в 1,5 раза при увеличении платы за аренду объекта недвижимости (замощение) на 216%.
Решением по делу № 615-09-А установлено следующее:
1. Между ООО «ДМД», в дальнейшем ООО «Данкор» (Арендатор) и ОАО «РЖД» (Арендодатель) в лице начальника Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения «Дирекции железнодорожных вокзалов» - филиала ОАО «РЖД», действующего по доверенности заключен Договор аренды недвижимого имущества (строения/его части) находящегося в собственности ОАО «РЖД» от 29.12.2008г. №ЦРИА/4/А/1811370000/08/003862 (л.д. 31-38). Предмет договора – сдача в аренду (во временное владение и пользование за плату) недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. Ленина, д.89, включающего в себя: часть привокзальной площади, литер 22 станции Пермь-II, общей площадью 1590 кв.м. (Примечание: всего привокзальная площадь, литер 22 – 3750 кв.м. см. приложение 1 к Договору л.д. 39 т.1) для размещения автостоянки (далее по тексту Договор).
Далее по тексту:
часть привокзальной площади (литер 22, площадью 1590 кв.м.) железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II», расположенной по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. Ленина, д.89, сданной ОАО «РЖД» в аренду ООО «Данкор» под автостоянку - недвижимое имущество ОАО «РЖД», объект недвижимости (замощение), автостоянка (парковка) на привокзальной площади.
Согласно Договору Арендатор не вправе без согласия Арендодателя изменять цель использования недвижимого имущества.
Основные характеристики передаваемого в аренду недвижимого имущества указаны в приложении 1 к данному Договору (л.д. 39 т.1), в том числе:
- тип объекта: производственное
- инвентарный номер объекта: 24020
- структурное подразделение, осуществляющее первичный бухгалтерский учет объекта: Свердловская региональная дирекция железнодорожных вокзалов
- год постройки 1999
- материал: асфальт
- дата и номер свидетельства государственной регистрации: 59-1-181/2003-467 от 22.03.2004г.
2. В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
2.1. ООО «Данкор» занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг платной автостоянки (парковки) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II».
Потребителями услуг платной автостоянки (парковки) ООО «Данкор» на привокзальной площади являются лица, пользующиеся услугами железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II»: пассажиры, приобретающие на вокзале билеты, изучающие расписания, встречающие и провожающие пассажиров, пользующиеся железной дорогой в иных целях.
Поэтому, географические границы рынка оказания услуг платной автостоянки на привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II» и прилегающих к нему территориях установлены с учетом близости автостоянки к зданию вокзала, а также с учетом наиболее удобных условий доступа на автостоянку, как для автотранспорта, так и для пользователей услугами железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II».
Анализ плана расположения привокзальной площади (см. лист 72 т.2 Отчета об оценке); схемы арендуемого объекта, схемы территории автопарковки, являющихся приложением к Договору аренды (л.д. 40-41 т.1) и фотографий, представленных представителем РЖД – филиала ОАО «РЖД» (вх. № 2553-10 от 12.03.2010г.) (л.д. 233-238 т.1) позволил сделать следующие выводы.
1). Подъезд к железнодорожному вокзалу «Станция Пермь-II» образует тупик с шириной проезда 36 метров.
2) Платная автостоянка (парковка) ООО «Данкор» расположена таким образом, что движение автотранспорта для высадки пассажиров и выгрузки багажа в непосредственной близости к железнодорожному вокзалу «Станция Пермь-II» возможно только через данную автостоянку.
3) На привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II» невозможна организация другой платной охраняемой автостоянки (парковки) в связи с отсутствием технической возможности на указанной территории. Сразу за автостоянкой (парковкой) ООО «Данкор» расположены конечные остановки маршрутных автобусов, а в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» запрещается остановка автотранспорта ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств.
Таким образом, на земельных участках, прилегающих к железнодорожному вокзалу Пермь-II, невозможно организовать альтернативную автостоянку (парковку) (как платную, так и бесплатную). Платная автостоянка (парковка), принадлежащая ООО «Данкор», является единственно возможной на территории близлежащей к железнодорожному вокзалу «Станция Пермь-II».
Стихийная парковка автомобилей на территории, расположенной до автостоянки ООО «Данкор» не может являться альтернативой платной автостоянке (парковке) ООО «Данкор» на привокзальной площади в связи с тем, что это хотя и бесплатная, но и не охраняемая автостоянка. Данное утверждение подтверждено проведенным Пермским УФАС России в апреле 2010 года интерактивным опросом (имеется в материалах дела л.д. 260-264 т.1). На вопрос: необходимо ли наличие платной охраняемой парковки на привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II», все респонденты, участвовавшие в опросе, ответили утвердительно.
Продуктовые границы рассматриваемого рынка определены как услуги платной автостоянки (парковки).
Географические границы рассматриваемого рынка – территория привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II».
На основании вышеизложенного ООО «Данкор» занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг платной автостоянки (парковки) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II».
Для данного товарного рынка сопоставимым по составу покупателей товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование является рынок предоставления услуг платной автостоянки (парковки) в границах города Перми. Как уже указывалось выше стоимость одного машиноместа на автостоянках открытого типа на территории города Перми составляет от 50 до 80 рублей в сутки и от 40 до 50 рублей за ночь (по данным администрации города Перми (вх.№ 5939-09 от 20.05.2009).
2.2. ОАО «РЖД» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке аренды объектов недвижимости (замощения) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II».
Платная автостоянка ООО «Данкор» занимает часть (1590 кв.м.) привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II» (литер 22).
Данная часть привокзальной площади расположена таким образом, что:
- движение автотранспорта для высадки пассажиров и выгрузки багажа в непосредственной близости к железнодорожному вокзалу «Станция Пермь-II» возможно только через данную часть привокзальной площади;
- на привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II» невозможна организация другой платной охраняемой автостоянки (парковки).
Таким образом, ДЖВ – филиал ОАО «РЖД» сдает в аренду для размещения автостоянки (парковки) наиболее удобно расположенную часть привокзальной площади – единственно возможный проезд к железнодорожному вокзалу «Станция Пермь-II» для автотранспорта лиц, пользующихся услугами железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II»: пассажиры, приобретающие на вокзале билеты, изучающие расписания, встречающие и провожающие пассажиров, пользующиеся железной дорогой в иных целях.
Продуктовые границы рассматриваемого рынка определены как аренда объекта недвижимости (замощения), принадлежащего ОАО «РЖД».
Географические границы рассматриваемого рынка – привокзальная площадь железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II».
На основании изложенного, ОАО «РЖД» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке аренды объектов недвижимости (замощения) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II».
2.3. Рынок услуг платной автостоянки (парковки) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II» и рынок аренды объектов недвижимости (замощения) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II» взаимосвязаны на основании следующего:
1) В соответствии с пунктом 1.2 Договора недвижимое имущество ОАО «РЖД» передается ООО «Данкор» для размещения автостоянки.
2) Размещение автостоянки на привокзальной площади обеспечивает решение одной из основных задач по обеспечению работы вокзальных комплексов: удовлетворение в полном объеме спроса населения на сопутствующие платные услуги, предоставляемые на вокзалах, в том числе на услуги платной (охраняемой) автостоянки).
3) Конечной целью как платной автостоянки (парковки) так и аренды объекта недвижимости (замощения) является получение прибыли от предоставления услуг автостоянки.
4) Увеличение с 01.01.2009г. ОАО «РЖД» в лице филиала ДЖВ арендной платы для ООО «Данкор» повлекло за собой увеличение стоимости одного машиноместа на платной автостоянке (парковке) ООО «Данкор».
Таким образом, действия ДЖВ - филиала ОАО «РЖД» по установлению арендной платы объекта недвижимости (замощения) с 01.01.2009г. в 2.16 раз превышающей арендную плату, установленную до 01.01.2009г. в конечном итоге привели к ущемлению прав потребителей услуг платной автостоянки (парковки), расположенной на привокзальной площади вокзала «Станция Пермь-II».
3 Дирекция железнодорожных вокзалов - филиал ОАО «РЖД» с 01.01.2009г. установила и поддерживает в течение 2009 – 2010 годов монопольно высокую цену за аренду объекта недвижимости (замощения).
ДЖВ - филиал ОАО «РЖД» установила арендную плату, не оправданную вложенными затратами на содержание объекта недвижимости (замощение), арендуемого ООО «Данкор» под платную автостоянку (парковку).
С 01.01.2009г. ДЖВ - филиал ОАО «РЖД» увеличил арендную плату за объект недвижимости (замощение), предоставляемый под платную автостоянку ООО «Данкор» в 2,16 раза.
В соответствии с п.51 Положения, утвержденного Приказом от 07.11.2008 № 150 «О порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО «РЖД», размер арендной платы за пользование недвижимым имуществом определяется с учетом отчета независимого оценщика о величине рыночной арендной платы и фиксируется в рублях в твердой сумме платежей, вносимых периодичностью, определенной договором аренды.
Представитель ОАО «РЖД» на заседании комиссии по рассмотрению дела № 615-09-А пояснил, что в затраты ОАО «РЖД» на содержание объекта недвижимости (замощения), расположенного на привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II», включаются:
- земельный налог;
- амортизационные отчисления;
- налог на имущество.
Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Арендная плата за пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, не должна превышать установленную законодательством Российской Федерации ставку земельного налога на земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.
В соответствии с Приказом от 4 декабря 2006 г. N 396 «Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», по субъектам Российской Федерации, размер ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на территории Пермского края, равен 17.89 руб. за один гектар в год. По данным, представленным ДЖВ – филиалом ОАО «РЖД» (вх. № 2364-10 от 09.03.2010), размер арендной платы за 1590 кв.м. составил 3,14 руб. в 2008 году, в 2009 году – 3,38 руб.
В соответствии с инвентарной карточкой учета объекта основных средств и технического паспорта на привокзальную площадь, представленной ДЖВ – филиалом ОАО «РЖД» (вх. № 3422-10 от 31.03.2010), инвентаризационная стоимость и балансовая стоимость объекта недвижимости (замощение) с площадью участка под ним 5149,5 кв.м. по ценам 2008 года равна ноль рублей 00 копеек.
Следовательно, ДЖВ - филиал ОАО «РЖД» не платит имущественный налог на исследуемый объект недвижимости, а также не производит амортизационные отчисления.
Бремя содержания автостоянки (парковки) на привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II» лежит на ООО «Данкор», которое представило документы (вх. № 0702-10 от 26.01.2010г.), подтверждающие расходы на содержание объекта недвижимости (замощение) (л.д. 111, 117-150), в том числе:
1) расходы по вывозу твердых бытовых отходов с территории, на которой расположена автостоянка (парковка);
2) расходы на оплату электроэнергии.
Таким образом, затраты ОАО «РЖД» на содержание объекта недвижимости (замощения), площадью 1590 кв.м. расположенного на привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II» равны размеру арендной платы за землю, который в 2008 году был равен 3,14 руб. и в 2009 году – 3,38 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
В результате действий ОАО «РЖД» в лице филиала ДЖВ по установлению с 01.01.2009г. стоимости арендной платы объекта недвижимости (замощения), превышающей установленную до 01.01.2009г. стоимость арендной платы в 2,16 раза выполняются в совокупности все условия, указанные в пункте 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О защите конкуренции», а именно:
расходы ДЖВ – филиала ОАО «РЖД», необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными;
состав продавцов или покупателей товара (продавец –ОАО «РЖД» в лице филиала ДЖВ, покупатель – ООО «Данкор») остался неизменным;
условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными. В материалах дела отсутствуют сведения и доказательства, свидетельствующие о наличии объективных факторов, повлекших за собой установление столь высокой арендной платы на объект недвижимости (замощение).
Прибыль ОАО «РЖД», полученная от сдачи в аренду объекта недвижимости (замощения), расположенного на привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II» равна плате за аренду (в 2009 году 1 144 800 руб. без НДС) минус стоимость аренды земельного участка (в 2009 году 3,38 руб.).
ДЖВ - филиал ОАО «РЖД» в обоснование установления такой высокой арендной платы предоставило Отчет об оценке ООО «Оценка-Дако» (г. Москва) о величине рыночной арендной платы с включением амортизационного отчисления и налога на имущество.
До 01.01.2009г. размер арендной платы, взимаемой ДЖВ – филиалом ОАО «РЖД» составлял 52 100 рублей в месяц. Согласно оценке ООО «Оценка-Дако» стоимость ставки аренды парковки вокзального комплекса «Пермь-II» составляет 720 руб. за 1 кв. м в год (см. стр. 82 т.1 Отчета). (Примечание: в Отчете об оценке под «арендой парковки», по всей видимости, имеется в виду аренда объекта недвижимости (замощения), расположенного на привокзальной площади вокзала «Пермь-2»).
После оценки стоимости одного квадратного метра земельного участка на привокзальной площади вокзала «Станция Пермь-II» независимым оценщиком - ООО «Оценка-ДАКО» размер арендной платы был установлен – 60,0 руб. за 1 кв.м. в месяц (без НДС), 95400 рублей в месяц (без НДС). Общая стоимость арендной платы за автостоянку в год составляет 1 144 800 рублей (без НДС).
Отчет об оценке ООО «Оценка – ДАКО» является сочетанием математических методов и субъективных экспертных суждений оценщиков, в Отчете использованы два подхода оценки: доходный, основанный на определении ожидаемых доходов от объекта оценки и сравнительный, основанный на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами. Отчет об оценке ООО «Оценка – ДАКО» содержит обзоры рынка недвижимости в г.Перми, в том числе: рынка офисных помещений, рынка торговых площадей, рынка складских помещений и содержит сравнительный анализ объектов оценки (офисных, торговых и складских помещений) с аналогичными объектами.
Однако, по мнению Комиссии Пермского УФАС России по делу № 615-09-А оценка рыночной стоимости одного квадратного метра земельного участка на привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II» независимым оценщиком проведена некорректно, так в Отчете ООО «Оценка-ДАКО» при определении рыночной ставки аренды не учтено положение ОАО «РЖД» как хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по сдаче в аренду объектов недвижимости (замощения) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II». В Отчете не проведен анализ стоимости подобных объектов (замощения) на территории города Перми, арендная плата рассчитана без учета месторасположения объекта недвижимости (замощения), передаваемого в аренду под парковку. Расчет стоимости одного квадратного метра земельного участка на привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II» построен на предположениях («по данным сотрудников аэропорта», по мнению экспертов аналитических агентств» «по данным администрации вокзального комплекса «Пермь 2») и не подкреплен документами.
По информации полученной от Удмуртского УФАС России и Свердловского УФАС России автостоянки (парковки) в городах Екатеринбург и Ижевск принадлежат ОАО «Российские железные дороги» и муниципалитету, в аренду и субаренду не сдаются, плата за парковку, стоянку не взимается.
Согласно представленной информации ДЖВ – филиал ОАО «РЖД» (вх. № 2364-10 от 09.03.2010) объекты недвижимости, принадлежащие ОАО «РЖД» на праве собственности и находящиеся на балансе ДЖВ - филиала ОАО «РЖД», расположенные вне помещений железнодорожных вокзалов в городах: Челябинск, Екатеринбург, Ижевск, Киров, Казань, Уфа, Нижний Новгород, ни в аренду, ни в субаренду не сдаются.
Таким образом, на территории Российской Федерации отсутствует сопоставимый конкурентный рынок аренды объектов недвижимости (замощения) в связи с чем, монопольно высокая цена была определена по второму критерию (превышение суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли).
Тем не менее, Комиссия по рассмотрению дела № 615-09-А провела сравнение стоимости аренды объектов недвижимости (замощения), устанавливаемой ДЖВ – филиалом ОАО «РЖД», со стоимостью аренды объектов недвижимости (замощения), устанавливаемой Департаментом земельных отношений Администрации города Перми (на объекты, расположенные на территории города Перми) и Наймарк М.В. (на объект, расположенный на территории прилегающей к Аэропорту «Большое Савино»).
Размер арендной платы, установленной Департаментом имущественных отношений Администрации города Перми (вх. № 4010-10 от 09.04.2010г.) составляет:
- в соответствии с договором аренды от 18.12.2008 № 273-08 СС с ИП Волковым стоимость аренды объекта недвижимости (замощения), расположенного по адресу: г.Пермь, ул.Революции, 16, общей площадью 319,1 кв.м. составляет 5246,45 рублей в год (без НДС) или 16,44 руб. за 1 кв.м. в месяц (без НДС).
Данный объект расположен в центре города Перми, недалеко от торгово-развлекательного комплекса «Семья», в здании которого имеются не только многочисленные магазины, но также большой кинотеатр «Синема Парк», игровые залы и многочисленные пункты общественного питания.
- в соответствии с договором аренды от 26.02.2008 № 272-08 СС с ООО «Барс-Пермь» аренда объекта недвижимости (замощения), расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Генерала Черняховского, 76, общей площадью 579 кв.м. составляет 4393,65 рублей в год (без НДС) или 7,59 руб. за 1 кв.м. в месяц (без НДС) – объект расположен на окраине г.Пермь (микрорайон Кислотные Дачи) в месте с наиболее развитой инфраструктурой микрорайона (медицинские учреждения, супермаркет, магазины, банкоматы, ясли-сад, школы и т.п.).
На территории, прилегающей к аэропорту «Большое Савино» расположено две автостоянки (парковки). Одна охраняемая автостоянка организована ФГУП «Пермские авиалинии» и предназначена для стоянки как личных автомобилей работников Предприятия, так и для стоянки автомобилей авиапассажиров и иных лиц. Вторая организована ООО «Индекс-ПМ» на землях, собственником которой является Наймарк М.В. В соответствии с договором б/н от 21.11.2008г. Наймарк М.В. (Арендодатель) и ООО «Индекс-ПМ» (Арендатор), предметом его является передача во временное владение и пользование автостоянки, находящейся по адресу: Пермский край, Соколовское сельское поселение в 1,5 км на север от пос. Сокол (Объект). Площадь Объекта: 0,2 га., цель использования: для стоянки автомобильного транспорта. Договором в 2009 году установлена арендная плата в размере 50 тыс. рублей в месяц (с НДС) или (25 руб. за 1 кв.м. в месяц).
Сравнительная стоимость аренды одного квадратного метра объекта недвижимости (замощения) приведена в Таблице 1.
Таблица 1
 

  Стоимость аренды земельного участка в год, рублей
(с НДС)
Площадь земельного участка, кв.м Стоимость
1 кв. м в месяц, рублей
(с НДС)
ООО «Данкор» (железнодорожный вокзал «Станция «Пермь-II») 1 350 864 1 590 70,8
ООО «Индекс-ПМ» (аэропорт «Большое Савино») 600 000 25,0 25,0
ИП Волков (вблизи торгово-развлекательного комплекса «Семья», г.Пермь) 6190,81 319,1 19,4
ООО «Барс-Пермь» (микрорайон Кислотные Дачи, г.Пермь) 5184,51 579 8,95

Таким образом, стоимость арендной платы за один квадратный метр объекта недвижимости (замощения), расположенного на привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II», сдаваемого в аренду ОАО «РЖД» в лице филиала ДЖВ значительно превышает стоимость арендной платы за один квадратный метр объекта недвижимости (замощения), расположенного на территории города Перми и вблизи аэропорта «Большое Савино»), а также превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
В соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
На основании вышеизложенного в Решении по делу № 615-09-А были сделаны следующие выводы.
ОАО «Российские железные дороги» (ул.Новая Басманная, д.2, г.Москва, 107174) в лице Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги», занимающее доминирующее положение на рынке аренды объектов недвижимости (замощения) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II» устанавливает монопольно высокую цену (арендную плату) за сдачу в аренду (во временное владение и пользование за плату) недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. Ленина, д.89, включающего в себя: часть привокзальной площади, литер 22 вокзала «Станция Пермь-II», общей площадью 1590 кв.м.
У ОАО «Российские железные дороги» (ул.Новая Басманная, д.2, г.Москва, 107174) в лице Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги» имелась экономическая возможность установления более низкой арендной платы за один кв.м. объекта недвижимости (замощения), расположенного на территории привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II» в размере не превышающем сумму расходов и прибыли, необходимых для производства и реализации такого товара.
Таким образом, доминирующее положение позволяет ОАО «РЖД» оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке предоставления услуг платной автостоянки (парковки), результатом которого является ограничение конкуренции на рынке услуг платной автостоянки (парковки), путем установления монопольно высокой цены на товар, и ущемление интересов других лиц.
Как следует из материалов дела №615-09-А монопольно высокой цены была установлена с 01 января 2009 года и поддерживалась на протяжении 2009-2010 годов.
Предписанием №615-09-А Пермского УФАС России от 28.04.2010г. ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги» было предписано в месячный срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении монопольно высокой цены за аренду недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. Ленина, д.89, включающего в себя: часть привокзальной площади, литер 22 станции Пермь-II, общей площадью 1590 кв.м., переданного ОАО «Российские железные дороги» в аренду для размещения платной автостоянки.
По настоящее время ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги» не прекратило нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении монопольно высокой цены, и продолжает свою деятельность по установленной монопольно высокой цене.
Таким образом, ОАО «РЖД», установив 01.01.2009г. монопольно высокую цену за аренду недвижимого имущества, поддерживало монопольно высокую цену в течение 2009 – 2010 годов до настоящего времени.
Таким образом, ОАО «РЖД» длительное время не выполняет предусмотренную законом обязанность по соблюдению антимонопольного законодательства, и не прекращает нарушение Федерального закона «О защите конкуренции» в части установления монопольной высокой цены.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что данное правонарушение является длящимся, поскольку в соответствии с п. 14 Постановления Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» введен запрет на установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
Исходя из вышеизложенного и учитывая длящийся характер правонарушения, следует применять последнюю редакцию ст.14.31 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 160-ФЗ) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.31.1 настоящего кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Примечание. Для целей применения настоящей главы под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно справке, представленной ОАО «Российские железные дороги» (исх. № 672/РДЖВ от 13.07.2010г.):
- сумма выручки от сдачи в аренду ОАО «Российские железные дороги» объекта недвижимости в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала станции «Пермь-II» составила за 2009 год – 1 350 864 руб. 00 коп.
- сумма выручки ОАО «Российские железные дороги» от выполнения всех работ (оказания всех услуг) железнодорожного вокзала станции «Пермь-II» составила за 2009 год – 18 122 500 руб. 00 коп.
1% от суммы выручки от сдачи в аренду объекта недвижимости составляет 13 508 руб., 15% суммы выручки составляет 202 629 руб.
Одна пятидесятая совокупного размера суммы выручки составляет 362 450 руб.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ОАО «РЖД» имелась возможность соблюдения норм действующего законодательства, но данное лицо не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению этих норм, что привело к нарушению п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены товара, что привело к ущемлению интересов других лиц.
В соответствии с п.16.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отношении юридических лиц формы вины не выделяются. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО «РЖД» в своих доводах об отсутствии вины ссылается на тот факт, что размер арендной платы (60,0 руб. за 1 кв.м. в месяц (без НДС), 95400 рублей в месяц (без НДС), общая стоимость арендной платы за автостоянку в год – 1 144 800 рублей (без НДС)) был установлен – после оценки стоимости одного квадратного метра земельного участка на привокзальной площади вокзала «Станция Пермь-II» независимым оценщиком – ООО «Оценка-ДАКО».
Однако, как крупное предприятие, ОАО «РЖД», имеющее в штате экономистов, аналитиков, не могло не заметить, что в Отчете при проведении оценки стоимости одного квадратного метра земельного участка, сдаваемого под парковку не проведен анализ стоимости подобных объектов (замощения) на территории города Перми, арендная плата рассчитана без учета месторасположения объекта недвижимости (замощения), передаваемого в аренду под парковку. Расчет стоимости одного квадратного метра земельного участка на привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II» построен на предположениях («по данным сотрудников аэропорта», по мнению экспертов аналитических агентств» «по данным администрации вокзального комплекса «Пермь 2») и не подкреплен документами.
В действиях ОАО «РЖД» содержится состав административного правонарушения:
1) объект административного правонарушения – имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности;
2) объективная сторона административного правонарушения – действия ОАО «РЖД», выразившиеся в злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке предоставления услуг платной автостоянки (парковки) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала «Станция Пермь-II», в части установления 01.01.2009г. и поддержания в течение 2009 – 2010 годов монопольно высокой цены аренды недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. Ленина, д.89, включающее в себя: часть привокзальной площади, литер 22 станции Пермь-II, общей площадью 1590 кв.м., предоставляемого под платную автостоянку ООО «Данкор»,, запрещенного п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
3) субъект административного правонарушения – ОАО «Российские железные дороги» (ул.Новая Басманная, д.2, г.Москва, 107174)
4) субъективная сторона административного правонарушения – вина ОАО «РЖД», выразившаяся в несоблюдении требований действующего законодательства РФ при наличии возможности их соблюдения.
Обстоятельства, позволяющие признать совершенное правонарушение малозначительным отсутствуют.
Обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении отсутствуют.
В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность при рассмотрении дела об административном правонарушении не выявлено.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 14.31 и частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ОАО «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 160-ФЗ).
2. Назначить ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Ста тысяч) рублей.
Постановление объявлено 31 августа 2010 года.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Сумму штрафа надлежит уплатить в бюджет:
Код штрафа 161 1 16 02010 01 0000 140
получатель: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю)
в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми
р/с 40101810700000010003
ИНН 5902290360
КПП 590201001
БИК 045773001
ОКАТО 57401000000
В тридцатидневный срок ОАО «Российские железные дороги» обязано представить в Пермское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающего уплату штрафа.
При неуплате штрафа в срок, согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии со ст. 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования.

наверх

Связанные организации

Связанные организации не указаны