Решение б/н рассмотрев обращение Филиала Акционерного общества «Научно–п... от 16 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

 

 

Филиал Акционерного общества «Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам «Микроген» - «Пермское НПО «Биомед»

614089, г. Пермь, ул. Братская, д. 177

Info.perm@microgen.ru

 

ООО «ЛифтТех-Сервис»

614111, г. Пермь, ул. Куйбышева, д.199, помещ.404

info@lift59.ru

 

 

 

 

 

Дело № 059/10/5-380/2022

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об отсутствии оснований для включения сведений о недобросовестном поставщике в реестр, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

«11» мая 2022 г.                                                                                                                              г.Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также по рассмотрению сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках), направляемых в ФАС России в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия Пермского УФАС России), в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

x, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

x, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

x, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи,

в присутствии представителя Филиала Акционерного общества «Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам «Микроген» - «Пермское НПО «Биомед» - x, по доверенности, предъявлен паспорт,

в присутствии представителя ООО «ЛифтТех-Сервис» - x, по доверенности, предъявлен паспорт,

рассмотрев обращение Филиала Акционерного общества «Научно–производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам «Микроген» - «Пермское НПО «Биомед» (ОГРН: 5177746277924, Дата присвоения ОГРН: 01.12.2017, ИНН: 7722422237, КПП: 772201001) (вх. № 006996) о включении сведений об ООО «ЛифтТех-Сервис» (614111, Пермский край, Пермь город, Куйбышева улица, дом 119, помещение 404, ОГРН: 1195958013041, Дата присвоения ОГРН: 10.04.2019, ИНН: 5904372820, КПП: 590401001) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках),

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.04.2022 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также – Пермское УФАС России) поступило обращение Заказчика, в котором указано на уклонение Участника закупки от заключения договора.

1. Частью 2 статьи 5 Закона о закупках установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Частью 3 статьи 5 Закона о закупках закреплено, что перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила).

Пунктом 1 Правил предусмотрено, что данные Правила устанавливают порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не предоставивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в пределах своей компетенции.

В соответствии с пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, территориальный орган имеет право в пределах своей компетенции принимать решения о включении информации о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков);

В соответствии с пунктом 1 приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Приказ) на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами.

В силу пункта 2.1 Приказа, Комиссия территориального органа ФАС России (далее - Комиссия) проводит проверку сведений, направленных заказчиками, о включении в Реестр информации об участнике закупки (далее - Сведения) в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки Сведений Комиссия дает соответствующее заключение.

2. 10.02.2022 г. на сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, а также на сайте электронной торговой площадки https://www.roseltorg.ru было размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, предметом которого является «0907-2022-01033 выполнение работ по замене лифта малого шахтного» (номер извещения – 32211121802) (далее – Извещение).  

При проведении указанной закупки, Заказчик также руководствовался Единым Положением о закупке государственной корпорации «Ростех» (далее также – Положение), Документацией о закупке «Извещение об осуществлении закупки №1зп/п» (далее также – Документация).

В соответствии с Извещением, Документацией, Протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

Место проведения закупки – АО «Единая электронная торговая площадка» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу:  https://www.roseltorg.ru.;

Начальная (максимальная) цена договора, заключаемого по итогам закупки – 1 653 840,40 рублей.

Дата начала срока подачи заявок – 10.02.2022г.;

Дата окончания срока подачи заявок – 22.02.2022 г.;

Дата подведения итогов закупки – 16.03.2022 г.;

На участие в закупке подано заявок – 2 заявки, поступили 22.02.2022 г. (заявок отклонено – 0).

В соответствии с протоколом № 1зп/П-03 от 16.03.2022, опубликованным на сайте электронной торговой площадки https://www.roseltorg.ru и на сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, а также сведениями, представленными Заказчиком, победителем закупки признано ООО «ЛифтТех-Сервис» (614111, Пермский край, Пермь город, Куйбышева улица, дом 119, помещение 404, ОГРН: 1195958013041, Дата присвоения ОГРН: 10.04.2019, ИНН: 5904372820, КПП: 590401001)) (далее – Победитель закупки). В связи с этим, Закупочной комиссией Заказчика принято решение заключить с Победителем закупки договор на сумму, соответствующую предложению о цене – 1583 760,00 рублей.

3. Согласно ч. 15 статьи 3.2 Закона о закупках, договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Заключение договора регламентировано разделом 4.21 Документации. В соответствии с пунктом 4.21.1 Документации, договор по итогам закупки заключается в срок, указанный в п. 34 информационной карты.

В соответствии с п. 34 Информационной карты, срок заключения договора определяется как 20 дней, но не ранее 10 дней и не позднее 20 дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки

Согласно п. 4.21.2 Документации, договор по результатам закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств ЭТП и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника конкурентной закупки, с которым заключается договор, и заказчика.

В соответствии с п. 4.21.7 Документации, проект договора, заключаемого по итогам закупки, направляется заказчиком лицу, с которым заключается договор, в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты:

официального размещения протокола, которым были подведены итоги конкурентного способа закупки и определено лицо, с которым заключается договор;

поступления участнику закупки, заявке которого присвоено второе место в итоговой ранжировке конкурентного способа закупки, уведомления об официальном размещении протокола об отстранении победителя закупки или о его уклонении от заключения договора;

поступления участнику закупки, заявке которого присвоено третье место в итоговой ранжировке конкурентного способа закупки, уведомления об официальном размещении протокола об отстранении участника, заявке которого присвоено второе место в итоговой ранжировке или о его уклонении от заключения договора, и при условии отстранения победителя закупки или его уклонения от заключения договора.

Согласно п. 4.21.9 Документации, лицо, с которым заключается договор, в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения проекта договора направляет заказчику следующие документы:

подписанный со своей стороны проект договора;

обеспечение исполнения договора (если такое требование было установлено в соответствии с п. 36 информационной карты) в размере, порядке и форме, предусмотренными подразделом 4.22 с учетом, при необходимости, требований к выполнению антидемпинговых мероприятий.

В соответствии с п. 4.21.14 Документации, заключение договора в электронной форме, обмен документами для заключения договора или в процессе заключения договора осуществляется в соответствии с регламентом и функционалом ЭТП, с использованием которой проводилась закупка. Договор подписывается ЭП лица, имеющего право действовать соответственно от имени заказчика и лица, с которым заключается договор.

По смыслу п. 4.21.17 Документации, участник закупки признается уклонившимся от заключения договора, в том числе, в случае, непредставления подписанного им проекта договора в предусмотренные документацией о закупке сроки.

Принимая во внимание, все вышеизложенные положения Документации, учитывая, что итоговый протокол размещен в единой информационной системе в сфере закупок 18.03.2022 г., Победителем закупки должен был быть подписать проект договора посредством ЭЦП на электронной торговой площадке не позднее 01.04.2022 г., при этом, в силу п. 34 информационной карты, предельный срок для заключения договора истекал 09.04.2022 г.

В материалы дела представлена переписка между Заказчиком и Победителем закупки после подведения итогов указанной закупки.

Победителем закупки в адрес Заказчика направлено письмо исх. №66 от 01.04.2022 г., в котором указано, что электронная цифровая подпись не функционирует, вследствие чего Победитель закупки не смог подписать проект договор на электронной торговой площадки. Также в письме победитель закупки сообщил, что 31.03.2022 подписал проект договора собственноручной подписью и направил в адрес Заказчика почтовой связью, а также обратился в отдел ИФНС России по Свердловскому району г. Перми (PIN-код: 26390-7240). Кроме того, во исполнение договора Победитель закупки в качестве обеспечения исполнения договора направил Заказчику денежную сумму в размере 82692 руб. 02 коп., что подтверждается платежным поручением № 164 от 31.03.2022 г.

Заказчик ответным письмом исх. №03/406/03/707 от 07.04.2022 сообщи, что Победителем закупки нарушены положения документации в части порядка и сроков заключения договора, а также, что Победителю необходимо подписать договор посредством электронной цифровой подписи на электронной торговой площадки до 07.04.2022 15 часов 00 минут.

Поскольку до установленной даты проект договора на электронной торговой площадки не был подписан со стороны Победителя закупки, 08.04.2022 разместил в единой информационной системе в сфере закупок протокол №1 зп/П-04, в соответствии с которым признал Победителя закупки уклонившимся от заключения договора, а также решил рассмотреть возможность заключения договора с участником, заявке которого присвоен второй номер по результатам закупки.

Изложенное также послужило основанием для направления Заказчиком рассматриваемого обращения о включении сведений о Победителе закупки в реестр недобросовестных поставщиков в связи уклонением от заключения договора.

Заслушав пояснения Заказчика, Победителя закупки, изучив представленные в материалы дела документы, оценив обстоятельства рассматриваемого обращения, а также проанализировав положения Документации, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках, уклонение лица от заключения договора является самостоятельным основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

Исходя из положений Закона о закупках и Правил включение лица в реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения этим лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о закупках, и, следовательно, выступает механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

В соответствии правовой позицией, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2011 № 13-П, от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Согласно Определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2012 № ВАС-13566/12 необходимо принимать во внимание, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям закона.

При этом, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

С учетом изложенного, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим о намерении участника отказаться от заключения контракта, направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения, а также существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.

Все эти обстоятельства в каждом конкретном случае подлежат выяснению антимонопольным органом при решении вопроса о наличии оснований для включения определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков в рамках установленной процедуры (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 № 17АП-7696/2021-АК по делу № А60-8361/2021).

В рассматриваемом случае намерение Победителя закупки заключить с Заказчиком договор прослеживается явно. Так, обнаружив неисправность электронной цифровой подписи, обуславливающую невозможность подписать договор при помощи ЭЦП на электронной торговой площадке, Победитель закупки незамедлительно уведомил об этом Заказчика. При этом, Победитель закупки предпринял все необходимые меры, направленные на обеспечение заключения договора с его стороны. Так, Победитель обратился в орган федеральной налоговой службы с целью получения новой электронной цифровой подписи и носителя такой подписи (талон 476731 ИФНС России по Свердловскому р-ну г. Перми от 07.04.2022, 15 часов 46 минут; скан онлайн-записи на прием в инспекцию от 31.03.2022, 17 часов 55 минут).

Также Победитель совершил иные действия, направленные на обеспечение возможности заключить договор – направил Заказчику платежным поручением денежные средства в целях обеспечения исполнения договора (платежное поручение № 164 от 31.03.2022 г.), а также собственноручно подписал проект договора и направил его в адрес Заказчика почтовой связью (опись почтового отправления с идентификатором №61400070010885 от 01.04.2022 г.).

Таким образом, Комиссией Пермского УФАС установлено, что победитель закупки нарушил порядок заключения договора в силу независящих от него причин, предпринял разумные и добросовестные действия в целях устранения таких причин, не уклонялся от заключения договора намеренно.

Из анализа совокупности изложенных обстоятельств Комиссия Пермского УФАС России не может прийти к выводу, что действия Победителя закупки являются недобросовестными или же направленными на уклонение от исполнения обязанности по заключению договора, поскольку Победитель закупки не мог предвидеть возникновение технических проблем, связанных с использованием электронной цифровой подписи. 

Комиссия сообщает, что ни Законом о закупках, ни Правилами не предусмотрено безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае. Следует также отметить, что включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не приводит, и не может привести к реальному восстановлению прав заказчика. При включении в реестр недобросовестных поставщиков бремя негативных последствий включения в данный реестр участник закупки несет не перед заказчиком, а фактически перед государством.

Таким образом, Комиссия Пермского УФАС России, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, принимая во внимание обстоятельства, в силу которых Участник закупки не заключил договор в установленный срок, пришла к выводу, что включение сведений об Участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков является излишней санкцией, не отвечающей принципу соразмерности наказания.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

 

По результатам рассмотрения обращения Филиала Акционерного общества «Научно–производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам «Микроген» - «Пермское НПО «Биомед» (ОГРН: 5177746277924, Дата присвоения ОГРН: 01.12.2017, ИНН: 7722422237, КПП: 772201001) (вх. № 006996) о включении сведений об ООО «ЛифтТех-Сервис» (614111, Пермский край, Пермь город, Куйбышева улица, дом 119, помещение 404, ОГРН: 1195958013041, Дата присвоения ОГРН: 10.04.2019, ИНН: 5904372820, КПП: 590401001) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не включать.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                    x

 

 

Члены Комиссии                                                                                                      x

 

                                                                                                                                                   x

 

Заключение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

x, (342) 235-10-36.

Связанные организации

Связанные организации не указаны