Решение б/н О наличии в действиях администрации Кудымкарского муниципаль... от 7 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

_____________ № _____________

         

         На №__________ от ____________

 

<...>

 

Кудымкарская городская прокуратура

619000, Пермский край, г. Кудымкар, ул. М. Горького, д. 14

 

Администрация Кудымкарского муниципального округа

Пермского края

619000, Пермский край, г. Кудымкар, ул. Пермяцкая, 47

619545, Пермский край, Кудымкарский р-н, с. Пешнигорт, ул. Голева, д. 16

619000, Пермский край, г. Кудымкар, ул. Лихачева, д. 54, оф. 213

administration@kudymkar.permkrai.ru

 

Индивидуальный предприниматель

<...>

 

Индивидуальный предприниматель

<...>

 

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/17-382/2023

 

«07» августа 2023 года                                                                                                            г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» августа 2023 года

В полном объеме решение изготовлено «21» августа 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/17-382/2023 (далее – Комиссия, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

<...>., заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

<...>, заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

в отсутствие лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства (надлежащим образом уведомлены),

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/17-382/2023 в отношении администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края (ИНН: 5981010782), являющейся правопреемником администрации города Кудымкара (ИНН: 8107002277) (далее также – Администрация), по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в организации и проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту (маршрутам) регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Кудымкарского муниципального округа Пермского края без применения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем рынке осуществления перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Кудымкарского муниципального округа Пермского края,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) поступило обращение Савельевой Татьяны Николаевны (вх. № 551/23 от 17.01.2023), направленное из Кудымкарской городской прокуратуры, о наличии в действиях администрации города Кудымкара признаков нарушения антимонопольного законодательства при организации перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Кудымкарского муниципального округа Пермского края.

По итогам рассмотрения указанного заявления в действиях администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в организации и проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту (маршрутам) регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Кудымкарского муниципального округа Пермского края без применения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем рынке осуществления перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Кудымкарского муниципального округа Пермского края.

На основании Приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю № 32/23 от 11.04.2023 г. Пермским УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/17-382/2023 по признакам нарушения администрацией Кудымкарского муниципального округа Пермского края, являющейся правопреемником администрации города Кудымкара, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 20.04.2023 г. (исх. № 3878/23 от 20.04.2023 г.) рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 11.05.2023 г. К участию в деле в качестве заявителей привлечены: <...>, Кудымкарская городская прокуратура, в качестве ответчика – Администрация Кудымкарского муниципального округа Пермского края, в качестве заинтересованного лица – Индивидуальный предприниматель <...> (ИНН: 810700063830).

К моменту рассмотрения лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, не было представлено каких-либо пояснений и доказательств. На заседании Комиссии 11.05.2023 г. представитель Администрации пояснил, что в связи с образованием нового муниципального образования Кудымкарский муниципальный округ Пермского края часть маршрутов, которые ранее являлись межмуниципальными, стали муниципальными. Ранее организация пассажирских перевозок по указанным маршрутам осуществлялась Министерством транспорта Пермского края, с 2023 года организация пассажирских перевозок была возложена на муниципальное образование Кудымкарский муниципальный округ Пермского края.

Как указывал представитель Администрации, в 2022 году проведение соответствующего конкурса не планировалось, в связи с чем соответствующие денежные средства не учитывались при формировании бюджета на 2023 год. Проведению конкурса в соответствии с Положениями Закона о контрактной системе также препятствовали обстоятельства, вытекающие из образования нового муниципального образования Кудымкарский муниципальный округ Пермского края, в силу которых в начале 2023 года казначейские счета не функционировали, включить соответствующую процедуру в план закупок было невозможно.

Вместе с этим, в целях поддержания функционирования пассажирского транспорта было принято решение о проведении конкурса в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что способствовало обеспечению конкуренции перевозчиков в условиях непроведения конкурентной процедуры в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Комиссия Пермского УФАС России, изучив ранее представленные документы в дело и заслушав пояснения представителя Администрации, пришла к выводу о необходимости получения дополнительной информации, в связи с чем рассмотрение дела было отложено до 29.05.2023 г. (Определение от 11.05.2023 г., исх. № 4756/23 от 16.05.2023 г.).

На заседании Комиссии от 29.05.2023 г. представителем Администрации были поддержаны ранее заявленные доводы. В связи с необходимостью получения дополнительной информации Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела до 19.06.2023 г. (Определение от 29.05.2023 г., исх. № 5494/23 от 02.06.2023 г.). 

К моменту заседания Комиссии в адрес Пермского УФАС России были направлены запрашиваемые документы (вх. № 8979-ЭП/23). Кроме этого, в адрес антимонопольного органа были направлены письменные пояснения ИП <...>, указывающие на возможные нарушения Администрации при проведении спорного открытого конкурса.

На заседании от 19.06.2023 г. Комиссией в целях получения ответов на направленные запросы о предоставлении информации было принято решение об отложении рассмотрения дела на 06.07.2023 г. (Определение от 19.06.2023 г., исх. № 6126/23 от 22.06.2023 г.), а также о привлечении ИП <...> к участию в рассмотрении дела № 059/01/17-382/2023 в качестве заинтересованного лица (Определение от 19.06.2023 г., исх. № 6043/23 от 21.06.2023 г.).

К моменту заседания Комиссии от 06.07.2023 г. в адрес антимонопольного органа были представлены запрашиваемые сведения. Также на заседании Комиссии представителем ИП <...> была озвучена позиция о несогласии с условиями проведения открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту (маршрутам) регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Кудымкарского муниципального округа Пермского края (далее – открытый конкурс), а также условиями контрактов, заключаемых по итогам открытого конкурса. По вопросу правомерности проведения открытого конкурса без учета положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) каких-либо пояснений представлено не было.

Также представителем администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края (далее – админстрация) были озвучены возражения на доводы, заявленные представителем ИП <...>. Вместе с этим, представителем администрации было указано, что в рассматриваемом случае открытый конкурс проводился именно по регулируемым тарифам, в силу чего должен был проводиться в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В рамках озвученных пояснений представитель также ссылался на то обстоятельство, что при формировании порядка, регламентировавших проведение открытого конкурса, администрация руководствовалась, в том числе представлением Кудымкарской городской прокуратуры. Кроме этого, представителем было указано на отсутствие замечаний Кудымкарской городской прокуратуры в отношении сформированного порядка, что привело к проведению подобных открытых конкурсов в течение определенного периода.

Отвечая на вопрос председателя Комиссии Пермского УФАС России, представитель повторно указал, что заключенные по результатам открытого конкурса контракты предполагают выполнение перевозок по регулируемым тарифам.

Комиссия, оценив материалы рассматриваемого дела, приняла решение об отложении рассмотрения настоящего дела до 20.07.2023 г. в целях подготовки и направления лицам, участвующим в деле, заключения об обстоятельствах дела (Определение от 06.07.2023 г., исх. № 6815/23 от 07.07.2023 г.).

В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела от 13.07.2023 г., которое было направлено сторонам (исх. 7342/23 от 21.07.2023 г.).

Определением от 20.07.2023 г. (исх. № 7327/23 от 21.07.2023 г.) рассмотрение дела было повторно отложено до 07.08.2023 г. в целях предоставления возможности направить соответствующие пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, Определением от 20.07.2023 г. (исх. № 7281/23 от 20.07.2023 г.) в соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения дела был продлен до 20.01.2024 г.

К моменту заседания Комиссии от 07.08.2023 г. в адрес антимонопольного органа каких-либо пояснений в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, представлено не было.

Проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, принимая во внимание представленные документы и пояснения, оценив имеющиеся материалы в совокупности и взаимосвязи, Комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В силу пункта 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

При этом диспозиция части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции является альтернативной, поскольку в качестве квалифицирующего признака запрещенных действий предусматривается как реальная возможность, так и угроза наступления последствий в виде ограничения конкуренции.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об организации регулярных перевозок).

Статьей 3 Закона об организации регулярных перевозок установлено два вида регулярных перевозок: регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (пункт 16). Указанной статьей также предусмотрено, что регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (пункт 17), регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 18).

Согласно части 2 статьи 12 Закона об организации регулярных перевозок муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.

При этом, к сведениям о маршрутах, вносимых в реестры маршрутов регулярных перевозок, относятся, в том числе сведения о виде регулярных перевозок (пункт 8 части 1 статьи 26 Закона об организации регулярных перевозок).

Кроме этого, частью 3 статьи 18 Закона об организации регулярных перевозок предусмотрено, что сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом.

Также частью 4 статьи 12 Закона об организации регулярных перевозок установлено, что муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Таким образом, установление, изменение муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в том числе изменение вида регулярных перевозок, является следствием внесения соответствующих сведений в реестр маршрутов, из чего следует, что основным фактором, влияющим на определение вида регулярных перевозок, являются сведения, содержащиеся в реестре (аналогичная позиция изложена в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 г. № 17АП-12337/2020-АК по делу № А71-10848/2020).

Согласно части 1 статьи 14 Закона об организации регулярных перевозок в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством:

1) заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона;

2) заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предусматривающих использование транспортных средств городского наземного электрического транспорта (трамваев, троллейбусов), автобусов, приводимых в движение электрической энергией от батареи, заряжаемой от внешнего источника (электробусов), для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа и эксплуатацию объектов, технологически обеспечивающих их движение, - в случае, если это предусмотрено документом планирования регулярных перевозок или региональным комплексным планом транспортного обслуживания населения.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона об организации регулярных перевозок предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.

В силу части 1 статьи 15 Закона об организации регулярных перевозок регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.

Помимо вышеуказанных муниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Закона об организации регулярных перевозок).

Частью 2 статьи 17 Закона об организации регулярных перевозок право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Статьями 21-24 Закона об организации регулярных перевозок предусмотрен порядок проведения открытого конкурса на право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Таким образом, Законом об организации регулярных перевозок выделяется два вида регулярных перевозок – по регулируемым тарифам и по нерегулируемым тарифам, каждый из которых имеет свои особенности.

Указанные особенности проявляются в порядке проведения процедуры, по результатам которой у перевозчика может возникнуть право на осуществление перевозок: для определения перевозчика в целях осуществления перевозок по регулируемым тарифам процедура проводится в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе с учетом особенностей, установленных Законом об организации регулярных перевозок, для перевозок по нерегулируемым тарифам – в порядке, предусмотренном Законом об организации регулярных перевозок. Порядок проведения указанных процедур имеет существенные отличия, в частности, выражающиеся в особенностях публикации извещений и иных сведений, связанных с проведением процедуры, в установлении различных критериев оценки заявок (указанный вывод содержится в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020 г. № 02АП-6111/2020 по делу № А82-1294/2020), порядке подачи заявок, порядке оценки поданных заявок.

Кроме этого, данные особенности проявляются в актах, на основании которых осуществляются перевозки (в случае осуществления перевозок по регулируемым тарифам с перевозчиком заключается контракт, в случае осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам – выдается свидетельство об осуществлении перевозок), что также влияет на перечень прав и обязанностей перевозчика, а также на сроки, в течение которых перевозчик вправе осуществлять соответствующую деятельность.

Также, одной из особенностей перевозок по регулируемым тарифам является предоставление пассажирам всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. В отношении перевозок по нерегулируемым тарифам предоставление указанных льгот не предусмотрено (за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 Закона об организации регулярных перевозок).

Согласно части 1 статьи 25 Закона об организации регулярных перевозок ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок по общему правилу осуществляется установившими данные маршруты органами местного самоуправления.

На основании решения Думы Кудымкарского муниципального округа Пермского края № 32 от 24.03.2022 г. в границах Кудымкарского муниципального округа Пермского края был утвержден предельный тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в размере 3,10 рублей за каждый километр пути (с учетом НДС).

Далее, 21.11.2022 г. Постановлением администрации города Кудымкара № 1647-01-04 был утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Кудымкарского муниципального округа Пермского края. Из сведений, указанных в реестре, установлено, что в отношении маршрутов: № 6 (Заболотная – Кирзавод – с. Егва), № 7 (д. Кекур – Интернат), № 8 (д. Остапова – д. Тарова – Спортивная), № 8а (д. Остапова – д. Тарова – Аэропорт), № 9 (Кирзавод – д. Пешнигорт), № 10 (д. Лопатина – д. Степанова), № 21 (д. Кожина – г. Кудымкар – д. Поносова), № 21а (д. Кожина – г. Кудымкар – д. Ваганова) установлен вид регулярных перевозок «регулярные перевозки по регулируемым тарифам».

С учетом вышеприведенных положений Закона об организации регулярных перевозок, принимая во внимание, что в отношении указанных маршрутов был определен соответствующий вид регулярных перевозок – перевозки по регулируемым тарифам, в случае проведения процедуры по определению перевозчика, указанная процедура должна была быть проведена в соответствии с порядком, установленным Законом о контрактной системе.

Постановлением № 1651-01-04 от 23.11.2022 г. было утверждено Положение о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту (маршрутам) регулируемым тарифам на территории Кудымкарского муниципального округа Пермского края (далее – Положение), содержащее, в том числе следующие нормы:

Открытый Конкурс на право заключения муниципального контракта на выполнение перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту (маршрутам) регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (далее - конкурс) проводится в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозок пассажиров и багажа, является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках (пункт 1.1). Организатор конкурса определяет условия проведения конкурса, формирует конкурсные предложения по форме, согласно приложения 1 к настоящему Положению, по каждому муниципальному маршруту регулярных перевозок (по одному маршруту могут быть определены несколько конкурсных предложений) и принимает решение о проведении конкурса (пункт 1.4). Информационное извещение о проведении конкурса, сформированное по форме, согласно приложения 2 к настоящему Положению, (далее - информационное извещение) публикуется не менее чем за 20 календарных дней до даты его проведения в официальных средствах массовой информации города Кудымкара и размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте организатора конкурса (пункт 1.5).

Организатор конкурса заключает муниципальный контракт (далее контракт) на выполнение регулярных перевозок с победителем конкурса не позднее 10 календарных дней со дня подписания протокола об итогах конкурса. В условиях контракта на выполнение перевозок предусматриваются права и обязанности уполномоченного органа и победителя конкурса по выполнению условий перевозок (пункты 4.1, 4.2).

На основании Положения 01.12.2022 г. на официальном сайте муниципального образования «Городской округ-город Кудымкар» было опубликовано информационное извещение о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту (маршрутам) регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Кудымкарского муниципального округа Пермского края (https://admkud.ru/about/razvitie-infrastruktury-i-zhkkh/?ELEMENT_ID=5765) (далее – Извещение). Организатором открытого конкурса выступила администрация города Кудымкара.

Согласно Извещению конкурс проводился на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам: № 6 (Заболотная – Кирзавод – с. Егва), № 7 (д. Кекур – Интернат), № 8 (д. Остапова – д. Тарова – Спортивная), № 8а (д. Остапова – д. Тарова – Аэропорт), № 9 (Кирзавод – д. Пешнигорт), № 10 (д. Лопатина – д. Степанова), № 21 (д. Кожина – г. Кудымкар – д. Поносова), № 21а (д. Кожина – г. Кудымкар – д. Ваганова). В Извещении также было указано, что вид перевозок по указанным маршрутам определен как регулярные перевозки по регулируемым тарифам.

Дата, время и место проведения конкурса: 21.12.2022 г., вскрытие конвертов с документами на участие в конкурсе в 11 часов 00 минут по адресу: 619000, Пермский край, г. Кудымкар, ул. Лихачева, д.54, каб. 215; 23.12.2022 г., определение победителей конкурса в 14 часов 30 минут по адресу: 619000, Пермский край, г. Кудымкар, ул. Лихачева, д.54, каб. 215.

Кроме этого, согласно Извещению, по результатам открытого конкурса с перевозчиком заключается муниципальный контракт на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам. Согласно положениям указанного контракта уполномоченный орган организует транспортное обслуживание населения по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам, входящему в утвержденный администрацией города Кудымкара Реестр муниципальных маршрутов, на котором отдельным категориям граждан предоставляются льготы по оплате проезда в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Пермского края, а Перевозчик выполняет регулярные перевозки пассажиров по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам, утверждаемым в установленном порядке, без компенсации убытков (пункт 1.1 Контракта). Также пунктами 2.2.3, 2.2.4 Контракта на перевозчика возлагались обязанности по  осуществлению услуг по перевозке пассажиров по тарифам, утверждаемым в установленном порядке, по расписанию движения транспортных средств по маршруту, согласованному с Уполномоченным органом и в соответствии с Параметрами перевозок на маршруте, а также по предоставлению установленных льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан в порядке, установленном действующим федеральным законодательством и законодательством Пермского края.

Из Протокола от 23.12.2022 г. следует, что в отношении муниципальных маршрутов 6, 7, 8, 8а, 10, 21, 21а было подано по 1 заявке, в отношении маршрута № 9 – 2 заявки.

Оценив изложенные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание вышеизложенные нормы Закона об организации регулярных перевозок, в частности, различия регулярных перевозок по регулируемым тарифам и по нерегулируемым тарифам, а также их отличия, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу, что Администрация, утвердив соответствующий реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Кудымкарского муниципального округа Пермского края, определив в отношении муниципальных маршрутов № 6, 7, 8, 8а, 9, 10, 21, 21а вид перевозок «регулярные перевозки по регулируемым тарифам», при проведении соответствующей процедуры определения перевозчика должна была руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.

Кроме этого, на необходимость применения положений Закона о контрактной системе указывают обстоятельства, которые подтверждают, что в отношении муниципальных маршрутов № 6, 7, 8, 8а, 9, 10, 21, 21а установлен вид перевозок именно по регулируемым тарифам, поскольку по результатам проводимого Администрацией открытого конкурса заключились муниципальные контракты, которыми на перевозчиков были возложены обязанности по осуществлению перевозок пассажиров по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам, утверждаемым в установленном порядке, а также по предоставлению установленных льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан.

Вместе с этим, проанализировав нормы Положения, Извещения, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что порядок проведения открытого конкурса, определенный указанными актами, корреспондирует порядку проведения открытого конкурса, установленному статьями 21-24 Закона об организации регулярных перевозок. При этом из материалов дела не усматривается, что Администрацией при проведении открытого конкурса были реализованы положения Закона о контрактной системе.

Из письменных пояснений Администрации также следует, что спорный открытый конкурс был проведен в соответствии с положениями Закона об организации регулярных перевозок (вх. № 1780-ЭП/23), положения Закона о контрактной системе при проведении указанной процедуры реализованы не были (вх. № 3270-ЭП/23).

Как было указано ранее, в качестве квалифицирующего признака действий, запрет на совершение которых установлен частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, предусматривается как реальная возможность, так и угроза наступления последствий в виде ограничения конкуренции.

Статьей 4 Закона о защите конкуренции установлено, что признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции). Вместе с тем следует учитывать, что перечень признаков ограничения конкуренции, указанный в пункте статье 4 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

В рассматриваемом случае Администрацией в нарушение требований статьи 14 Закона об организации регулярных перевозок при организации и проведении спорного открытого конкурса не были учтены нормы Закона о контрактной системе. При этом проведение открытого конкурса исключительно в соответствии с положениями Закона об организации регулярных перевозок не соответствует целям контрактной системы, закрепленным статьями 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе, к которым отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.

В частности, указанное несоответствие выразилось, в том, что извещение о проведении открытого конкурса было опубликовано на сайте муниципального образования, а не на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru, подача заявок, как и проведение открытого конкурса обеспечивалось не в электронной форме, а посредством личной подачи (личного участия). Кроме этого, в случае проведения открытого конкурса к перевозчикам могли быть предъявлены иные требования, а также иные условия осуществления перевозок.

Указанные обстоятельства, по мнению Комиссии Пермского УФАС России, привели к ограничению конкуренции, поскольку Администрацией не был соблюден установленный законодательством порядок проведения процедуры, в результате чего не было обеспечено участие в указанной процедуре максимально широкого круга участников.

При этом обстоятельством, которое косвенно подтверждает указанный вывод, выступает подача единственной заявки на участие в открытом конкурсе в отношении большей части маршрутов регулярных перевозок.

Анализ состояния конкуренции за период, определенный за период с 21.11.2022 г. по 21.06.2023 г., показал, что предметом торгов в рассматриваемом случае является право заключения муниципального контракта на выполнение перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту (маршрутам) регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Кудымкарского муниципального округа Пермского края. При этом, в ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что участниками торгов выступали 3 хозяйствующих субъекта, с которыми впоследствии были заключены соответствующие контракты. Таким образом, рассматриваемый рынок оказания услуг по осуществлению перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Кудымкарского муниципального округа Пермского края является конкурентным.

С учетом изложенного, Комиссия Пермского УФАС России полагает, что вышеописанные действия Администрации следует квалифицировать как нарушающие положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Оснований для прекращения производства по делу в соответствии со ст. 48 Закона о защите конкуренции не усматривается.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства. При этом выдаваемые антимонопольным органом предписания должны отвечать признакам относимости, исполнимости, соразмерности совершенному правонарушению, конкретности. Вместе с этим, по общему правилу антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

Установлено, что по результатам проведения открытого конкурса в силу Протокола от 23.12.2022 г. были заключены соответствующие контракты на выполнение перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам 6, 7, 8, 8а, 9, 10, 21, 21а.  

Из сведений, направленных в адрес Пермского УФАС России, установлено, что муниципальный контракт от 29.12.2022 г. на выполнение перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам № 9 был расторгнут на основании соглашения, заключенного между администрацией Кудымкарского муниципального округа Пермского края, являющейся правопреемником администрации города Кудымкара, и победителем открытого конкурса по соответствующему маршруту. Далее, в целях обеспечения регулярных перевозок по указанному маршруту Администрацией ООО «Автокомфорт» были выданы: свидетельство об осуществлении перевозок с 01.03.2023 г. по 28.08.2023 г. (серия 00100 номер 0099), а также карта маршрута регулярных перевозок с 01.03.2023 г. по 28.08.2023 г (серия 59 номер 0051) по маршруту регулярных перевозок № 9 «Кирзавод – с. Пешнигорт».

В указанных действиях Администрации Пермским УФАС России были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании преимущественных условий осуществления хозяйственной деятельности ООО «Автокомфорт», в связи с чем Пермским УФАС России в адрес администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края выдано предупреждение о необходимости прекращения действий (бездействия), имеющих признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем совершения действий по прекращению действия Свидетельства об осуществлении перевозок с 01.03.2023 г. по 28.08.2023 г. (серия 00100 номер 0099).

Вместе с этим, у антимонопольного органа отсутствуют сведения о расторжении иных контрактов, заключенных по результатам открытого конкурса, в связи с чем у Комиссии антимонопольного органа в данном случае отсутствуют правовые основания для вмешательства в правоотношения гражданско-правового характера. Комиссия Пермского УФАС России обращает внимание, что указанные обстоятельства не свидетельствуют о невозможности оспаривания соответствующих контрактов в судебном порядке.

Комиссия Пермского УФАС России полагает, что устранению и (или) предотвращению нарушения антимонопольного законодательства будет способствовать выдача предписания об устранении причин и условий допущенного нарушения путем принятия мер, направленных на недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов, посредством издания внутреннего распорядительного акта (приказа, инструкции и т.п.), содержащего указание должностным лицам, ответственным за проведение торгов, о необходимости неукоснительного соблюдения требований установленного порядка проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также норм Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьи 23, части 1 статьи 39, частей 1-4 статьи 41, части 1 статей 49-50, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

 

2. Признать в действиях администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края (ИНН: 5981010782), являющейся правопреемником администрации города Кудымкара (ИНН: 8107002277), нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в организации и проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту (маршрутам) регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Кудымкарского муниципального округа Пермского края без применения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем рынке осуществления перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Кудымкарского муниципального округа Пермского края.

 

3. Выдать администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края предписание об устранении причин и условий допущенного нарушения путем принятия мер, направленных на недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов, посредством издания внутреннего распорядительного акта (приказа, инструкции и т.п.), содержащего указание должностным лицам, ответственным за проведение торгов, о необходимости неукоснительного соблюдения требований установленного порядка проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также норм Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших установленное нарушение антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

5. Основания для принятия других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                                           <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                        <...>

 

 

                                                                                                                                       <...>

           

Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в Арбитражный суд Пермского края в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ, а также в коллегиальный орган ФАС России.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны