Решение б/н рассмотрев жалобу ООО «Промвент» (вх. № 002580) (далее – Зая... от 9 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

ООО «Промвент»

614064, г. Пермь, ул. Чкалова, д. 7, оф. 18

promvent-59@yandex.ru

 

АО «Пермский завод «Машиностроитель»;

Закупочная комиссия АО «Пермский завод «Машиностроитель»

614014, Россия, Пермский край, г. Пермь,

ул. Новозвягинская, 57

personal@pzmash.perm.ru

btnetorg@pzmash.perm.ru

 

Электронная торговая площадка

АО «Сбербанк-автоматизированная система торгов»

company@sberbank-ast.ru                                                                               ko223@sberbank-ast.ru

                                                                                   

Для сведения:

Пермская прокуратура по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах                                                                                   rezhim@59.mailop.ru

 

Дело № 059/07/3-127/2022

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Промвент» (вх. № 002580)

                                                                                                                                  

«03» марта 2022 г.                                                                                                                         г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

X, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

Члены комиссии:     

X, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

X, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

посредством видеоконференцсвязи,

в присутствии представителя Заказчика, по доверенности, X, предъявлен паспорт,

в отсутствии представителя Заявителя (надлежащим образом уведомлены),

рассмотрев жалобу

ООО «Промвент» (вх. № 002580) (далее – Заявитель) на действия Акционерного общества «Пермский завод «Машиностроитель» (ОГРН: 1075906004217, Дата присвоения ОГРН: 29.06.2007, ИНН: 5906075029, КПП: 590601001) (также - АО "ПЗ "МАШ", АО "ПЕРМСКИЙ ЗАВОД "МАШИНОСТРОИТЕЛЬ") (далее также – Заказчик), Закупочной комиссии Акционерного общества «Пермский завод «Машиностроитель» (далее – Комиссия) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту здания санатория-профилактория "Лесная поляна"  (извещение № 32211116149, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

24.02.2022 г. в адрес Управления поступила жалоба Заявителя, довод которой сводится к несогласию с критерием оценки заявок, установленным закупочной документацией.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 01818-22 от 25.02.2022 г.) (далее – Уведомление), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

До рассмотрения жалобы Комиссией Пермского УФАС получено ходатайств об участии в рассмотрении жалобы от Заказчика. Явка Заказчика обеспечена, Заявитель явку не обеспечил.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам. 

1. В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствий с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частями 1-2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке.

2. При проведении рассматриваемой закупки, заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг Акционерного общества «Пермский завод «Машиностроитель» (с изменениями, внесенными решениями совета директоров: протокол от 16.08.2019 г. № 116/2019, протокол от 16.03.2020 г. № 120/2020, протокол от 09.10.2020 г. № 125/2020, протокол от 22.06.2021 г. № 130/2021, протокол от 16.12.2021 г. № 133/2021) (далее – Положение), Извещением № 32211116149 от 09.02.2022 (далее – Извещение), Документацией о проведении конкурса в электронной форме (далее - Документация)».

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 09.02.2022, дата и время окончания подачи заявок – 25.02.2022 в 09:00, дата подведения итогов закупки – 25.02.2022.

Всего на участие в закупке было подано четыре заявки со стороны Общества с ограниченной ответственностью «Пармэнерго», Общества с ограниченной ответственностью «ПК «Проммаш-урал», Общества с ограниченной ответственностью «Промвент», Общество с ограниченной ответственностью "Виал групп", что подтверждается сведениями, представленными электронной торговой площадкой.

Заявитель, не согласившись с критерием оценки заявок, обратился в Пермское УФАС России с настоящей жалобой.

3. В части довода Заявителя о несогласии с установленным закупочной документацией критерием оценки заявок участников закупки, Комиссия Пермского УФАС сообщает следующее.

В соответствии с пп. «б» п. 5 Приложения № 2 к Положению, для оценки заявок, окончательных предложений Участников закупки Обществом в документации о закупке могут быть установлены следующие критерии, в том числе, характеризующиеся как нестоимостные, а именно «подтвержденная деловая репутация».

Согласно п. 10.2 Приложения № 2 к Положению, оценка по критерию «подтвержденная деловая репутация»  производится на основании стоимости договоров, выполненных Участником закупки, по которым, контрагентами являются Общество, Общества входящие в состав интегрированной структуры Корпорации или их соисполнители в рамках ГОЗ, входящие в утвержденные перечни производственной кооперации за последние несколько лет (период времени который необходимо подтвердить, а также критерии лимитов по сумме договоров указывается в документации о закупке), документы которыми может быть подтверждена деловая репутация Участника: копии договоров с приложениями; копии документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг и поставку товара, подписанных сторонами договора (перечень необходимых до-кументов указывается в документации о закупке, в зависимости от профиля закупки). Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «подтвержденная деловая репутация», определяется по формуле:

КО уч. =

О уч.

* КО зд.

О лр. где: КО уч. – оценка по критерию «подтвержденная деловая репутация» заявки Участника закупки (баллы); О лр – лучший результат среди допущенных Участников закупки к стадии оценки и сопоставления заявок, касающийся стоимости ранее выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров, сданных контрагентам; О уч. – суммарная стоимость ранее выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров, сданных контрагентам, Участником процедуры закупки предложение которого оценивается; КО зд. – максимальное значение критерия «подтвержденная деловая репутация», предусмотренное документацией о закупке. В случае отсутствия у Участника закупки, подтвержденного документами опыта выполнения работ, оказания услуг, поставки товара, являющихся предметом закупки, Обществам входящих в состав интегрированной структуры Корпорации или их соисполнителем в рамках ГОЗ, входящего в утвержденные перечни производственной кооперации, заявке такого Участнику по данному критерию присваивается оценка «0».

Положение о закупках не содержит определение понятия «Общества входящие в состав интегрированной структуры Корпорации».

В соответствии со списком аффилированных с Акционерным обществом «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения», аффилированными с ним на 31.12.2015 г. являются 33 хозяйственных общества. В указанную группу лиц, входит, помимо прочего, АО «ПЗ «МАШ». Таким образом, в соответствии с Положением о закупках, для оценки по критерию «подтвержденная деловая репутация» принимаются только договоры, заключенные с АО «ПЗ МАШ» как с Обществом, с хозяйственными обществами, входящими в состав интегрированной структуры Акционерного общества «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения», с соисполнителями в рамках ГОЗ.

Пунктом 7 Документации определены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и их значимость (в процентах):

1) Цена (значимость критерия 50);

2) Подтвержденная деловая репутация (значимость критерия 40);

3) Гарантийный срок на выполненные работы (значимость критерия 5);

4) Срок выполнения работ (значимость критерия 5).

Порядок оценки и сопоставления заявок установлен Приложением № 4 к Документации. В соответствии с п. 2 Приложения № 4 к Документации по критерию «Подтвержденная деловая репутация» оценка производится на основании стоимости аналогичных предмету закупки договоров, выполненных Участником закупки за последние 3 (три) года, по которым контрагентами являются Заказчик и/или общества, входящие в состав интегрированной структуры Корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

Сведения предоставляются участником по форме № 7 (приложение № 1 к документации о закупке «Образцы форм и документов») и подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки: копиями договоров, контрактов, подписанных заказчиком (покупателем).

Согласно пп. 1 п. 1 Документации, предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений санатория-профилактория «Лесная поляна».

В соответствии с возражениями Заказчика, наличие соответствующего опыта участника позволяет судить о его квалификации и способности выполнить обязательства, предусмотренные закупочной документацией. Заказчиком к оценке принимаются только договоры, заключенные в период трёх лет с определенным кругом хозяйствующих субъектов, а именно с заказчиком и/или обществами, входящими в состав интегрированной структуры Корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС приходит к следующему выводу:

Первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02 октября 2017 года N 309-КГ17-7502).

Один из способов реализации такой свободы – предоставленная законодателем возможность заказчика устанавливать в закупочной документации требования к участникам и критерии их оценивания, позволяющие определить победителя закупки в большей степени соответствующего потребностям заказчика. Таким образом, установление в закупочной документации критериев, соответствие которым позволяет участнику закупки получить большее количество баллов должно способствовать предоставлению заказчику дополнительных гарантий выполнения победителем закупки своих обязательств.

При этом, на основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В нарушение указанных принципов заказчик определил в закупочной документации условия, при которых участники имеющие опыт работы с Заказчиком и/или обществами, входящими в состав интегрированной структуры Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» имеют существенные преимущества перед участниками хоть и обладающими опытом выполнения аналогичных работы, но не имеющих договоров непосредственно с Заказчиком и/или обществами, входящими в состав интегрированной структуры Корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

Вместе с тем, при оценке опыта работы существенное значение должно иметь именно опыт выполнение работ относящихся к предмету закупки, а не субъектному составу Заказчика.

Закрепление в документации указанного подхода ставит участников ранее выполняющих работы для Заказчика в неравное положение с иными подрядными организациями, и, как следствие, допускается ограничение конкуренции.

При этом, Комиссия обращает внимание, что не соответствие критерию «Подтвержденная деловая репутация», в соответствии с которым к оценке принимаются договоры по капитальному ремонту здания, заключенные исключительно с Заказчиком и/или обществами, входящими в состав интегрированной структуры Корпорации «Тактическое ракетное вооружение», в отсутствии наличия особенностей выполнения работ на рассматриваемом объекте (санатория-профилактория «Лесная поляна»), не относящегося к производственным или иным объектам, выполнение работ на которых имело особенности по сравнению с выполнением работ, заказчиком которых являлось иное лицо, не входящее в состав названной структуры, не позволяет сделать однозначный вывод об отсутствии квалификации и способности выполнить обязательства.

Наличие заключенных договоров, аналогичных предмету закупки, исключительно с установленным Заказчиком перечнем контрагентов, и его исполнение без нарушений, учитывая объект, на котором требуется выполнение работ, не может предоставить дополнительные гарантии выполнения соответствующих обязательства перед Заказчиком по сравнению с наличием договоров, заключенных с лицами, не входящими в установленный перечень контрагентов.

В закупочной документации, а равно в материалы дела Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих наличие особенностей выполнения работ по капитальному ремонту объекта социального назначения по договору, заключенному исключительно с Заказчиком и/или обществами, входящими в состав интегрированной структуры Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» от работ по капитальному ремонту объекта социального назначения по договору заключенному с иными лицами.

Таким образом, справедливо отменить, что сама по себе оценка квалификации и способности участника по выполнению обязательств по договорам, предмет которых аналогичен предмету закупки, возможно и в случае, если такие договоры заключены с иными контрагентами, не входящими в состав интегрированной структуры Акционерного общества «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения».

Учитывая значимость критерия 40%, отсутствие получения участником по результатам его оценки баллов оказывает существенное влияние на итоговое количество баллов.

В рассматриваемом случае действия Заказчика не согласуются с принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленными п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Согласно ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Промвент» (вх. № 002580) на действия Акционерного общества «Пермский завод «Машиностроитель» (ОГРН: 1075906004217, Дата присвоения ОГРН: 29.06.2007, ИНН: 5906075029, КПП: 590601001), Закупочной комиссии Акционерного общества «Пермский завод «Машиностроитель» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту здания санатория-профилактория "Лесная поляна"  (извещение № 32211116149, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Установить в действиях Акционерного общества «Пермский завод «Машиностроитель», нарушение п 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать Акционерному обществу «Пермский завод «Машиностроитель», Закупочной комиссии Акционерного общества «Пермский завод «Машиностроитель» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                    X

 

 

Члены Комиссии                                                                                                        X

 

 

                                                                                                                                                   X

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

X

(342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны