Решение б/н Решение и предписание по делу №950-10-А в отношении Админист... от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

версия для печати

предписание

 

РЕШЕНИЕ
по делу № 950-10-а

01.04.2011г. г. Пермь
Резолютивная часть решения оглашена 01.04.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 18.04.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <…>
Члены Комиссии: <…>
рассмотрев дело № 950-10-а по признакам нарушения Администрацией Чернушинского городского поселения и ООО «Регион» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления ФАС по Пермскому краю поступило обращение ООО «Служба ЖКХ» (вх.№ 14492-10 от 08.11.2010г.) о незаконных согласованных действиях Администрации Чернушинского городского поселения (далее – Администрация) и ООО «Регион», направленные на устранение с рынка управления многоквартирными домами в границах Чернушинского городского поселения ООО «Служба ЖКХ».
Заявитель указал, что в управлении ООО «Служба ЖКХ» с 2009г. по июнь 2010г. находилось 207 многоквартирных домов на основании договоров, заключенных с собственниками помещений. Срок действия договоров – до 13.03.2012г.
С июня 2010г. учредителям ООО «Служба ЖКХ» стали поступать предложения о продаже предприятия. После отказа, по инициативе Администрации и ООО «Регион» в домах стали проводиться собрания собственников о смене способа управления и досрочном расторжении договоров управления с ООО «Служба ЖКХ» с участием Администрации и ООО «Регион». Представитель Администрации <…> ставил вопрос о ненадлежащем исполнении ООО «Служба ЖКХ» условий договора управления и переходе в управление иной организации. Заявитель готов представить этому доказательства в виде аудио, видео-записи и фото.
Администрация неоднократно приглашала ООО «Служба ЖКХ» на совещания по вопросу передачи домов на содержание ООО «Регион», что подтверждается протоколом совещания от 07.10.2010г.
Действия Администрации по проведению общих собраний носили выборочный характер – только в отношении домов, пригодных для проживания, управляемых Обществом. С собственниками помещений, проживающих в бараках и ветхих домах, аналогичная агитационная работа не проводилась.
В результате давления Администрации и ООО «Регион», Общество было вынуждено передать техническую и иную документацию вначале на 3 многоквартирных дома по адресу: г. Чернушка, ул. Юбилейная, д.3, д. 21, ул. Мира, 17, а затем и иные многоквартирные дома, кроме ветхих и аварийных.
В итоге, учредители Общества были вынуждены продать доли в уставном капитале, а директор Общества по требованию нового учредителя 25.01.2010г. заключила мировое соглашение с ООО «Регион» о том, что «сведения, которые могут причинить убытки ООО «Служба ЖКХ», либо нанести ущерб его деловой репутации, со стороны ООО «Регион» не распространялись».
Вместе с тем, представить ООО «Служба ЖКХ» считает, что с июня по ноябрь 2010г. имело местно нарушение Администрацией и ООО «Регион» требований ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, представить ООО «Служба ЖКХ» считает, что деятельность Общества и ООО «Регион» по предоставлению жилищных услуг населению не имеет существенных отличий. Так, на территории Чернушинского городского поселения сложилась практика, что все управляющие организации, а также ТСЖ не заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями, поскольку данные организации направляют счета на оплату услуг непосредственно собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов. ООО «Регион» также, как и ООО «Служба ЖКХ», заключает договоры с третьими лицами на сбор и вывоз, утилизацию и размещение ТБО на городской свалке мусора многоквартирных домов. Содержание и ремонт многоквартирных домов производилось ООО «Служба ЖКХ» как своими силами, так и с привлечением сторонних лиц. Обе компании предоставляли собственникам помещений многоквартирных домов услуги паспортного стола. При этом, обе организации осуществляют один вид экономической деятельности – управление эксплуатацией жилым фондом.
В результате неправомерных действий Администрации и ООО «Регион», направленных на устранение ООО «Служба ЖКХ» с рынка управления многоквартирными домами в границах г. Чернушка, в управлении Общества осталось только 2 многоквартирных дома, что привело к снижению доходов Общества и способствует выходу Общества с рынка управления многоквартирными домами.
Представитель Администрации изложил письменную позицию и пояснил, что Администрация не уведомляла собственников жилых помещений о проведении общих собраний по вопросу расторжения договора управления с ООО «Служба ЖКХ» и выборе способа непосредственного управления. На данных собраниях представитель Администрации по доверенности <…> - заместитель главы Чернушинского городского поселения по инфраструктуре разъяснял собственникам помещений, что они могут расторгнуть договор управления с управляющей организацией в любое время, в т.ч. с ООО «Служба ЖКХ» в одностороннем порядке в любое время без робъяснения причин путем проведения общего собрания. Представитель Администрации голосовал о расторжении договоров управления с ООО «Служба ЖКХ», о выборе способа управления в виде непосредственного управления и заключения договора с ООО «Регион».
Проведение совещания от 07.10.2010г. под председательством <…> было необходимым, поскольку складывалась конфликтная ситуация с домом №3 по ул. Юбилейная из-за поступления собственникам двух квитанций.
Представитель Администрации пояснил со ссылкой на ч.8, п. 8.1 ст. 162 ЖК РФ, что собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления домом и причина отказа от договора не имеет значения. Необходимо только, чтобы заказчик оплатил исполнителю фактически понесенные расходы.
Представитель Администрации указал, что собственники помещений домов самолстоятельно вступают в правоотношения с ресурсоснабжающими организациями. Данная практика сложилась давно, в 2002г. путем издания правового акта Администрацией Чернушинского района, является правильной, поскольку приводит к повышению собираемости платежей за услуги ЖКХ – более 90% и Администрация Чернушинского городского поселения не намерена менять сложившееся положение вещей.
Представитель Администрации считает, что ООО «Служба ЖКХ» и ООО «Регион» по сути, предоставляют собственникам помещений одни и те же жилищные услуги.
Представитель ООО «Регион» озвучила письменные доводы и сообщила следующее. ООО «Регион» и ООО «Служба ЖКХ» осуществляют деятельность на различных товарных рынках. На управляющую организацию возлагаются более широкие функции, в т.ч. по реализации полномочий собственников помещений в многоквартирном доме, по защите их прав и законных интересов от третьих лиц. При непосредственном управлении собственники заключают различные договоры на обслуживание многоквартирного дома.
ООО «Регион» самостоятельно оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества. Основным видом деятельности ООО «Служба ЖКХ» является управление эксплуатацией жилого фонда (код ОКВЭД 70.32.1), а основной вид деятельности ООО «Регион» - производство общестроительных работ (код ОКВЭД 45.21), а управление эксплуатацией жилого фонда всего лишь дополнительный вид деятельности.
В рамках Закона о защите конкуренции ООО «Регион» и ООО «Служба ЖКХ» не являются конкурентами и отсутствуют основания для признания действий какого-либо субъекта недобросовестной конкуренцией, что установлено Комиссией Пермского УФАС России по делу №720-10-а от 17.02.2010г.
Представитель ООО «Регион» также пояснила, что оно самостоятельно не инициировало проведение общих собраний о смене способа управления и расторжении договора управления, а только консультировало группы собственников по их месту жительства о возможности досрочного расторжения договоров управления с ООО «Служба ЖКХ» в одностороннем порядке. Присутствие представителей на собраниях не противоречит законодательству РФ. А для выполнения разовых работ по содержанию общегомового имущества ООО «Регион» была необходима техническая документация на многоквартирные дома и домовые книги.
Заинтересованные лица представили письменные пояснения, поддержав позицию Администрации и ООО «Регион», не представив запрошенные в полном объеме документы (в т.ч. уведомления, извещения о проведении внеочередных общих собраний).
Изучив представленные документы, выслушав объяснения сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно ст.18 Федерального Закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», ч.2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирных домах обязаны до 01.01.2007г. выбрать способ управления домом:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом (далее – договор управления) заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, и каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По договору управления управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Договор управления заключается на срок не менее чем 1 год и не более чем 5 лет. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Изменение и (или) расторжение договора управления осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом (ч. 8.1. ст. 162 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления, если управляющая организация не выполняет условий такого договора (ч. 8.2. ст. 162 ЖК РФ).
2. Как следует из представленных документов и информации на основании решений общих собраний собственников многоквартирных домов ООО «Служба ЖКХ» (далее также – Общество) осуществляет на территории Чернушинского городского поселения управление многоквартирными домами с 2009г. (207 многоквартирных жилых дома согласно перечня).
Со слов представителя Общества, что подтверждено представителем Администрации Чернушинского городского поселения (далее также – Администрация) и не отрицается представителем ООО «Регион», 10 домов (в т.ч. по ул. Мира, 17, ул. Юбилейная, 3 и ул. Юбилейная, 17) являются 5-ти этажными, благоустроенными, имеющими незначительный износ по сравнению остальными.
Между собственниками помещений многоквартирных домов и Обществом 13.03.2009г. на основании решений общих собраний собственников заключены договоры управления, срок действия которых – 13.03.2012г.
Данные договоры не были признаны в установленном законом порядке недействующими, а решения общих собраний о выборе способа управления и заключении договора управления с ООО «Служба ЖКХ» также не были признаны незаконными в судебном порядке.
Из условий договоров, заключенных с собственниками помещений многоквартирных домов по ул. Мира, 17, ул. Юбилейная, 3 и ул. Юбилейная, 21 следует, что:
- стороны имеют право по взаимному соглашению расторгнуть или изменить настоящий договор;
- расторжение настоящего договора может иметь место только по письменному соглашению сторон;
- договор может быть расторгнут в соответствии с действующим законодательством при условии письменного извещения всеми собственниками многоквартирного дома управляющей организации за 2 месяца до даты расторжения;
- после расторжения договора учетная, расчетная, техническая документация, материальные ценности передаются лицу, уполномоченному общим собранием собственников.
Частью 8 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.
Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1 и 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса, а также в случаях, определенных соглашением сторон.
Договоры управления между ООО «Служба ЖКХ» и собственниками помещений многоквартирных домов по ул. Мира, 17, ул. Юбилейная, 3, ул. Юбилейная, 21 по результатам конкурса не заключались, что исключает применение в данном случае норм ч.8.1 ст. 162 ЖК РФ.
Применительно к части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса право на односторонний отказ от исполнения договора управления жилым домом возникает у собственников помещений лишь при условии неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией принятого на себя обязательства.
В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Данные нормы ГК РФ закрепляют стабильность договора, а возможность отказа в силу ч.8.2 ст. 162 ЖК РФ не дает право собственникам отказаться от исполнения условий договора управления жилым домов без наличия на то объективных причин.
Согласно ч.1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договоров и обычаев делового оборота не вытекает иное.
В материалы дела не представлено ни одного соглашения о расторжении договора, а также уведомления от собственников вышеуказанных многоквартирных домов о досрочном расторжении договоров управления с ООО «Служба ЖКХ» ввиду неисполнения условий договоров.
Доказательствами невыполнения ООО «Служба ЖКХ» в домах по ул. Мира, 17, ул. Юбилейная, 3, ул. Юбилейная, 21 условий договоров управления, в т.ч. по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов могут являться, в т.ч.: решения судов, предписания (требования) Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края, постановления о привлечении к административной ответственности по факту нарушения норм жилищного законодательства, акты о невыполнении услуг, и тп.
В ходе рассмотрения настоящего дела Администрацией, ООО «Регион», а также собственниками помещений многоквартирных домов по ул. Мира, 17, ул. Юбилейная, 3 и ул. Юбилейная, 21 в лице их представителей, участвующих в деле как заинтересованные лица, не доказано что ООО «Служба ЖКХ» были нарушены существенные условия договора, ненадлежащим образом исполнялись обязанность по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также то, что собственниками соблюдены условия договоров с ООО «Служба ЖКХ» и требования действующего законодательства о досрочном расторжении договора управления с ООО «Служба ЖКХ» в одностороннем порядке, предусмотренные ст.ст. 450-453 ГК РФ, ч.8.2 ст. 162 ЖК РФ.
При названных обстоятельствах Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу, что собственниками помещений многоквартирных домов, включая Администрацию, по ул. Мира, 17, ул. Юбилейная, 3, ул. Юбилейная, 21 порядок расторжения заключенного с Обществом договора, который предусмотрен условиями договора и нормами жилищного и гражданского законодательства, собственниками помещений соблюден не был.
Таким образом, доводы Администрации и ООО «Регион» о правомерности действий собственников помещений многоквартирных домов по ул. Мира, 17, ул. Юбилейная,3, ул. Юбилейная, 21, включая Администрацию, по расторжению договоров управления с ООО «Служба ЖКХ» до окончания срока их действия путем проведения общего собрания, в отсутствие то объективных причин, и в нарушение порядка, установленного жилищным и гражданским законодательством, являются несостоятельными.
3. Комиссия Пермского УФАС России делу рассмотрела представленные сторонами по делу документы и информацию о проведении вышеуказанных общих собраний собственников, в т.ч. протоколы общих собраний в многоквартирном доме (далее также – Протокол) на предмет соблюдения норм жилищного законодательства РФ.
Согласно ст. 45 ЖК РФ внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников. Инициатор обязан сообщить другим собственникам о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения, направив собственнику заказным письмом, или вручено под роспись либо разместить в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме, в котором должны быть указаны обязательные сведения.
Уведомления и доказательства размещения уведомлений в помещении дома, определенном решением общего собрания – в материалы дела, а также на обозрение Комиссии Пермского УФАС России – ответчиками и заинтересованными лицами представлены не были.
Анализ Протоколов свидетельствует об их однотипности, включая форму, содержание, шрифт, размер шрифта, и прочие отличительные особенности. Инициатором общего собрания указана инициативная группа. Члены инициативной группы не поименованы, что ставит под сомнение факт проведения общих собраний собственниками.
Первым пунктом повестки дня стоит вопрос о расторжении договора управления с управляющей компанией ООО «Служба ЖКХ». Однако, в протоколе не указано причин их расторжения, не указано сведений о неисполнении (ненадлежащем исполнении) ООО «Служба ЖКХ» условий договоров управления многоквартирным домом.
Согласно Протокола собственники решили выбрать иной способ управления – непосредственное управление многоквартирным домом, а также заключить договор на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества, содержанию придомовой территории, вывозу и утилизации ТБО с ООО «Регион» с 01.07.2010г. Плата за содержание и текущий ремонт общего имущества определена в размере 7,85 руб. за 1 кв.м. в месяц.
Протоколы также не содержат информации о том, что собственниками помещений данных многоквартирных домов приняты решения о передаче технической и иной документации на дома, а также домовые книги ООО «Регион».
В решениях собственников, включая Администрацию, не содержатся установленные ч.3 ст. 47 ЖК РФ сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме, не указаны доли в праве собственности, что исключает возможность объективного и правильного подсчета голосов. Также сторонами по делу не представлены доказательства доведения до сведения собственников помещений итогов голосования, как это предусмотрено ст. 46 ЖК РФ.
На основании изложенного, Комиссия Пермского УФАС России считает, что общие собрания собственников помещений многоквартирных домов по ул. Мира, 17, ул. Юбилейная, 3, ул. Юбилейная, 21 о расторжении договора управления в одностороннем порядке с ООО «Служба ЖКХ», выборе непосредственного способа управления многоквартирным домом и заключении договора на содержание и ремонт общего имущества дома с ООО «Регион» были проведены с существенным нарушением норм жилищного законодательства РФ, в т.ч. ст.ст. 45, 46, 47, 162 ЖК РФ.
Таким образом, доводы ответчиков о законности процедуры проведения общих собраний в форме заочного голосования, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
4. Согласно информации органов статистики и выписки из ЕГРЮЛ от 06.10.2010г. №1313 ООО «Служба ЖКХ» осуществляет основной вид деятельности - управление эксплуатацией жилого фонда (код ОКВЭД 70.32.1), в качестве дополнительного - производство общестроительных работ (код ОКВЭД 45.21).
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 21.03.2011г. №332 ООО «Регион» осуществляет основной вид деятельности - производство общестроительных работ, в качестве дополнительного - управление эксплуатацией жилого фонда.
Согласно «ОК 029-2007 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утвержден Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст (далее – ОКВЭД) объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности.
Управление эксплуатацией жилого фонда поименовано в ОКВЭД как вид экономической деятельности, а такого вида деятельности, как «содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома» ОКВЭД не содержит.
Вид экономической деятельности «производство общестроительных работ» также не содержит в своем составе деятельности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Независимо от того, какой из видов деятельности данных хозяйствующих субъектов является основным, а какой дополнительным, Комиссия Пермского УФАС России считает, что и ООО «Служба ЖКХ» и ООО «Регион» осуществляют деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда (код ОКВЭД 70.32.1) с разницей лишь по форме и способу ее осуществления.
Данный вывод Комиссии Пермского УФАС России также основан на том, что в соответствии с «ОК 002-93. Общероссийский классификатор услуг населению» (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163) жилищные услуги населению (041100) включают в себя, в т.ч.: содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за счет собственника жилищного фонда; сбор, вывоз твердых и жидких бытовых отходов; уборка внутриподъездных и придомовых площадей; уборка газонов, детских, спортивных, хозяйственных и др. площадок; услуги по управлению многоквартирным домом.
В рамках заключенных договоров на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, ООО «Служба ЖКХ» и ООО «Регион» осуществляют вид экономической деятельности - управление эксплуатацией жилого фонда, предоставляя населению жилищные услуги, что подтверждается материалами дела (договоры, квитанции на оплату, оборотные ведомости и пр.).
Настоящее дело №950-10-а возбуждено Пермским УФАС России по признакам нарушения Администрацией и ООО «Регион» ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившихся в осуществлении согласованных действий между собой, направленных на устранение с рынка управления многоквартирными домами в границах г. Чернушки ООО «Служба ЖКХ».
Хозяйствующий субъект, совершая согласованные действия с органом власти, направленные на ограничение конкуренции на определенном товарном рынке, не обязательно должен быть участником именно этого рынка, и, в данном случае для квалификации действий ООО «Регион», предоставляющего жилищные услуги населению, как согласованных, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из возможных последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции на рынке управления многоквартирными домами.
При этом, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что осуществляя один и тот же вид экономической деятельности – управление эксплуатацией жилого фонда, оба хозяйствующих субъекта являются конкурентами в сфере жилищных отношений (предоставление жилищных услуг населению) в г. Чернушка.
В связи с этим, доводы ООО «Регион» о разных товарных рынках отклоняются, как несостоятельные. Также несостоятельной является ссылка ООО «Регион» о прекращении Пермским УФАС России дела №720-10-а в виду отсутствия конкуренции между Обществом и ООО «Регион», и поскольку данное дело рассмотрено иным составом Комиссии по признакам нарушения ООО «Регион» ст. 14 Закона о защите конкуренции, имеет иной субъектный состав – недобросовестного конкурента, а также иную квалификацию правонарушения – запрет на недобросовестную конкуренцию.
5. В статье 165 ЖК РФ перечислены исчерпывающие полномочия органа местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами.
Также органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, и т.п.
В силу пунктов 1, 9, 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, и т.п.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация содержания муниципального жилищного фонда (пункт 6 части 1).
Согласно ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в предусмотренных данной нормой случаях.
Также орган местного самоуправления до окончания срока действия договора управления, заключенного по конкурсу созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом.
В соответствии со ст. 48 ЖК РФ правом органа местного самоуправления является голосование от лица муниципального образования – собственника помещений в многоквартирном доме при выборе способа управления, а также на обращение в суд о признании недействительным договора управления, либо его досрочном расторжении.
Иных прав и обязанностей органа местного самоуправления в сфере жилищных отношений действующим законодательством - не предусмотрено.
Комиссией Пермского УФАС России со слов представителя Администрации установлено, что, являясь должностным лицом Администрации – заместителем главы администрации Чернушинского городского поселения по инфраструктуре, Драницын А.И. с июня по ноябрь 2010г. проводил разъяснительную работу среди собственников помещений многоквартирных домов в месте их проживания, собирая неофициальные собрания жильцов, управление которыми осуществлялось ООО «Служба ЖКХ», поясняя людям, «за что они платят управляющей компании, за что она отвечает, как она должна отчитываться, как привлечь данную организацию к ответственности или сменить и др.».
Данное обстоятельство подтверждается в письме № 1305 от 27.10.2010г. Главы Чернушинского городского поселения в адрес ООО «Служба ЖКХ».
Заявителем в материалы дела представлены обращения жильцов многоквартирных домов по ул. Юбилейная, 19, 21 (вх. №150 от 25.11.2010г, вх.№151 от 25.11.2010г.), в которых они указывают на размещение сотрудниками Администрации объявлений на подъездах домов о расторжении договоров управления с Обществом, на понуждение Администрацией совместно с ООО «Регион» досрочно расторгнуть договоры и пр.
В материалы настоящего дела представлена телефонограмма Администрации б/н, б/д даты в адрес ООО «Служба ЖКХ» и ООО «Регион» с приглашением принять участие в совещании 07.10.2010г. в 14-00час. в каб.115 в здании администрации по ул. Юбилейная, 9 по вопросу «выбора управляющей компании, обслуживающей многоквартирный дом по: адресу г. Чернушка, ул. Юбилейная, 3». Руководителям «управляющих компаний» было рекомендовано подготовить и представить документы, подтверждающие право на управление домом, а также пригласить на совещание старших по подъездам.
Согласно Протокола совещания действия ООО «Регион» признаны Администрацией правомерными. В этой связи, по мнению Администрации обслуживание общедомового имущества должно осуществляться ООО «Регион», а жители должны быть информированы о результатах настоящего совещания.
Довод Администрации о правомерности совершения вышеуказанных действий по проведению неофициальных собраний собственников помещений домов с целью агитации не только за новый способ управления, но и расторжения договора управления с прежней компанией без объективных причин, а также проведение совещания 07.11.2010г., является несостоятельным в силу следующего.
В итоге подобной «разъяснительной работы» должностного лица органа местного самоуправления, организации и проведения Администрацией совещания, были грубо нарушены нормы ЖК РФ, регламентирующие процедуру и порядок проведения общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, незаконно расторгнуты договоры с управляющей компанией, нарушены права и законные интересы собственников помещений, а также ООО «Служба ЖКХ».
Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом (ст. 11 ЖК РФ).
Методическое обеспечение и определение порядка осуществления контроля соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства, осуществляется органами государственной власти РФ (ст. 12 ЖК РФ).
Осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства, осуществляется органами государственной власти субъекта РФ (ст. 13 ЖК РФ).
Поскольку, часть помещений, расположенных в многоквартирных домах, управляемых Обществом, являются муниципальной собственностью, Администрация, обладающая правом собственности на помещения в многоквартирных домах, в рамках правового поля, была вправе собрать доказательства о неисполнении управляющей организацией условий договора, уведомить ООО «Служба ЖКХ» о досрочном расторжении договора, инициировать собрание собственников помещений в домах с целью расторжения договора с Обществом по причине невыполнения условий договора управления, обратиться в суд с соответствующими требованиями.
Сложившиеся в настоящем случае правоотношения не регламентированы нормами жилищного законодательства и не вытекают из гражданско-правовой основы регулирования. При этом Администрация, реализуя свои публично-правовые полномочия как орган власти, использовала административные методы воздействия на участников правовых отношений (собственников помещений в многоквартирных домах и хозяйствующих субъектов – конкурентов в сфере жилищных отношений).
Комиссией Пермского УФАС России также установлено, что представитель Администрации <…> от лица муниципального образования голосовал по доверенности за расторжение договора управления с Обществом, за выбор непосредственного управления многоквартирным домом, заключении договора с ООО «Регион».
Неоднократные обращения заявителя в Администрацию о нарушении норм закона, а также его прав и интересов остались без удовлетворения.
На заседании Комиссии Пермского УФАС России представители Администрации и ООО «Регион» пояснили, что в г. Чернушка на июнь-ноябрь имелся 1 хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по содержанию и ремонту общедомового имущества при выборе собственниками непосредственного способа управления – ООО «Регион», организовавший внеочередные собрания собственников помещений по ул. Мира, 17, ул. Юбилейная, 3, ул.Юбилейная, 21.
Т.е. осознавая данный факт, Администрация разъясняла гражданам о возможности непосредственного способа управления, в итоге подразумевая заключение договора именно с ООО «Регион».
Совокупность действий Администрации по проведению неформальных собраний жильцов, предшествующих внеочередному общему собранию в форме заочного голосования, и доведение до собственников помещений недостоверной информации о возможности в любое время без объективных причин расторгнуть договор управления домом, а также проведение совещания 07.10.2010г. по вопросам, не относящимся к компетенции органа местного самоуправления, на котором незаконные действия ООО «Регион» были квалифицированы как правомерные, свидетельствуют, что Администрация гарантировала ООО «Регион» поддержку голосованием площадью помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Из представленной Администрацией информации следует, что на 01.12.2010г. на территории Чернушинского городского поселения насчитывается 765 жилых многоквартирных домов. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляют несколько управляющих организаций: ООО «Жилищная компания», ООО «Служба ЖКХ», ООО «Регион», ООО «Наш Дом». При этом Администрация причисляет ООО «Регион» к управляющим организациям.
Следовательно, рынок управления многоквартирными домами в границах Чернушинского городского поселения является конкурентным.
Однако, Администрация не осуществляла аналогичных действий по отношению к иным управляющим организациям, следствием которых была бы незаконно ограничена конкуренция в сфере оказания жилищных услуг.
6. Как было указано выше, ООО «Регион» предоставляет собственникам помещений в многоквартирных домах г. Чернушка жилищные услуги, заключая договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Согласно представленных ООО «Регион» перечней видов деятельности с разбивкой в процентном соотношении за 3 года, в 2008г. ООО «Регион» не осуществляло деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда. В 2009г. данная деятельность составила 51%, а в 2010г. 54,46%. Соответственно ежегодно увеличивалась сумма выручки организации по данному виду деятельности. Производство общестроительных работ в 2009г. составило 49% в 2009г., а в 2010г. данная деятельность ООО «Регион» вообще не осуществлялась.
Данные обстоятельства свидетельствуют о коммерческом интересе ООО «Регион» в развитии деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда.
Согласно Протокола совещания по вопросу смены способа управления многоквартирного дома №3 по ул. Юбилейная, г. Чернушка и выбора обслуживающей организации от 07.10.2010г., проведенного Администрацией, на совещании были рассмотрены документы, представленные ООО «Служба ЖКХ» и ООО «Регион». На совещании было установлено, что: «действия ООО «Регион» по проведению собрания собственников и оформлению соответствующих документов являются юридически правильными, оформленными надлежащим образом».
Поскольку данный факт зафиксирован Администрацией в присутствии представителя прокуратуры, ООО «Регион», пояснения ООО «Регион» о непричастности к проведению данных собраний, расторжению собственниками помещений договора управления с ООО «Служба ЖКХ», выбора непосредственного способа управления, не соответствуют действительности.
Представитель ООО «Регион» не отрицала проведение с июня по ноябрь работы по «консультированию» жильцов о нормах жилищного законодательства, указывая на выгоды договорных отношений с ООО «Регион». И эта работа проводилась параллельно с деятельностью Администрации по проведению неофициальных собраний жильцов в это же самое время.
Имеющиеся в деле доказательства, объяснения сторон свидетельствуют, что действия Администрации, предшествующие проведению ООО «Регион» общих собраний, во время проведения собраний, и после собраний (проведение совещаний), позволили ООО «Регион» заключить договоры на содержание и ремонт общедомового имущества на те дома, которыми управляло Общество, в нарушение установленного законом порядка.
В соответствии с ч.10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы в случае непосредственного управления домом собственниками помещений из собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
ООО «Регион» письмами в адрес ООО «Служба ЖКХ» (№214 от 01.11.2010г., №217 от 09.11.2010г.) уведомило Общество о смене собственниками помещений многоквартирных домов по ул. Мира, 17, ул. Юбилейная, 21 способа управления домом, выбрав непосредственное управление с требованием передачи технической документации на дома и домовых книг на основании писем от уполномоченных представителей собственников.
Поскольку договорные правоотношения по управлению жилым домом возникли между собственниками помещений и ООО «Служба ЖКХ», заявление об отказе от исполнения соответствующего договора по основанию, установленному частью 8.2 Жилищного кодекса, могло быть сделано только собственниками помещений как стороной такого договора.
Так как норма ч.10 ст. 162 ЖК РФ является императивной и не подлежит двоякому толкованию, при отсутствии оснований для прекращения договоров управления многоквартирными домами, у ООО «Служба ЖКХ» отсутствовала обязанность по передаче технической документации ООО «Регион».
Кроме того, на общих собраниях не ставился вопрос о передаче технической документации и домовых книг ООО «Регион».
Таким образом, требование ООО «Регион» о передаче ему Обществом технической документации на дома и домовых книг являлось неправомерным.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме …», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (далее – Правила №491) собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Однако, общими собраниями собственников многоквартирных домов, выбравших непосредственное управление, которые были организованы и проведены ООО «Регион», не были соблюдены требования Правил №491.
Собственники свободны в отношении своего имущества, они могут как содержать его в нормальном состоянии, так и не заботиться об этом. Когда же в силу небрежения дом придет в аварийное состояние, он в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ подлежит сносу собственниками по требованию компетентного органа либо земельный участок с многоквартирным домом подлежит принудительному изъятию. При этом собственникам помещений в таком доме выплачивается выкупная цена, рассчитываемая исходя из рыночной стоимости. Соответствующее понижение рыночной стоимости помещения в многоквартирном доме, вызванное его бесхозяйным содержанием, будет являться неблагоприятным имущественным последствием нерыночного поведения собственников.
Комиссия Пермского УФАС России полагает, что в данном случае имело также место нарушение прав и законных интересов собственников помещений многоквартирных домов со стороны ООО «Регион».
7. Из анализа документов и пояснений сторон, Комиссия Пермского УФАС России установила, что ресурсоснабжающие организации (Чайковский филиал ЗАО «Фирма Уралгазсервис, МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство», ОАО «Пермэнергосбыт», МУП «Тепловые сети») производят начисления населению за поставку сетевого газа, за водоснабжение и водоотведение, за услуги электроснабжения за отопление и горячее водоснабжение, не заключая договоры на предоставление коммунальных услуг с управляющими организациями, ТСЖ.
Как указали стороны, данная ситуация сложилась с 2002г. путем издания Администрацией Чернушинского района соответствующего нормативного акта. Документ сторонами не представлен.
В соответствии с ч.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту а) пункта 17 статьи 2 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ) в многоквартирных домах потребителями коммунальных услуг являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают коммунальные ресурсы и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Администрация заинтересована в сохранении в г. Чернушка сложившихся прямых отношений межу собственниками помещений многоквартирных домов и ресурсоснабжающих организаций, поскольку такой порядок способствует повышению собираемости платежей за услуги ЖКХ – более 90%.
В соответствии со ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Таким образом, интерес Администрации по выбору собственниками способа управления в виде выбора собственниками непосредственного способа управления напрямую связан с интересом Администрации по собираемости платежей.
Однако, данное обстоятельство лишает собственников помещений многоквартирных домов на защиту их прав и законных интересов как конечных получателей коммунальных услуг со стороны управляющей организации.
Комиссией Пермского УФАС России установлен также иной интерес Администрации к выбору собственниками помещений многоквартирных домов непосредственного способа управления.
В соответствии с Федеральным законом от 21.072007г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Постановления Правительства Пермского края от 08.02.2008г. №14-п «Об утверждении Порядка реализации приоритетного регионального проекта «Достойное жилье», Решением Думы Чернушинского городского поселения от 26.03.2010г. №126 приостановлена реализация городской целевой программы «Капитальный ремонт жилищного фонда на территории Чернушинского городского поселения на 2007-2015 годы» и утверждена муниципальная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Чернушинском городском поселении на 2010г.
Муниципальным заказчиком Программы является Администрация. Участниками программы являются ТСЖ и управляющие организации. Финансирование Программы осуществляется за счет средств финансовой поддержки Фонда содействия реформирования ЖКХ, средств местного бюджета, средств собственников помещений в многоквартирных домах. Планируемые показатели выполнения программы – проведение капитального ремонта в 43 домах.
К видам работ по капитальному ремонту относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, в т.ч. с установкой приборов учета потребления энергоресурсов и узлов управления, ремонт крыш, утепление и ремонт фасадов, ремонт лифтового оборудования.
В Перечне многоквартирных домов (приложение №1), в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки, поименованы дома по ул. Мира, 17, ул. Юбилейная 3 и 21, в т.ч. за счет средств местного бюджета.
Необдуманный отказ собственников помещений от услуг управляющей организации и выбор непосредственного управления лишает собственников помещений в получении данной финансовой поддержки на капитальный ремонт домов. Что, в свою очередь, способствует Администрации сэкономить местные бюджетные средства.
Следовательно, действия Администрации по проведению так называемой «разъяснительной работы» напрямую связаны с минимизацией затрат на капитальный ремонт домов путем выбора собственниками непосредственного способа управления.
Согласно ст. 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Согласно положениям статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункты 4, 7, 8 и 17).
В рассматриваемом случае имело место ограничение конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг в границах Чернушинского городского поселения путем совершения согласованных действий по устранению с рынка управления многоквартирными домами ООО «Служба ЖКХ», осуществляющего деятельность по управлению эксплуатацией жилым фондом, Администрацией Чернушинского городского поселения – органом местного самоуправления и ООО «Регион», также осуществляющего деятельность по управлению эксплуатацией жилым фондом, а также предоставление Администрацией преимущественных условий деятельности ООО «Регион».
При этом, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что согласованность действий Администрации и ООО «Регион» может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов,- может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.
Квалифицирующими признаками применительно к ст. 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными согласованными действиями и такими последствиями.
Исходя из смысла закона в качестве согласованных действий рассматривается любая договоренность, в т.ч. в устной форме, предполагающая намеренный и целенаправленный двусторонний обмен информацией, характеризующие поведение лиц, достигших договоренности в отношении товарного рынка, а также в отношении иных лиц.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Из анализа установленных обстоятельств дела, иных материалов и сведений, устных и письменных пояснении сторон установлено, что Администрацией и ООО «Регион» совершались согласованные действия, направленные на создание ООО «Регион» преимуществ осуществления деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда, а также устранение с рынка услуг по управлению многоквартирными домами ООО «Служба ЖКХ», к которым в частности относится:
- проведение в нарушение действующего законодательства РФ Администрацией параллельно с ООО «Регион» с июня 2010г. по ноябрь 2010г. разъяснительной и консультационной работы по месту жительства собственников помещений многоквартирных домов путем неофициального собрания жильцов домов, которыми управляло ООО «Служба ЖКХ», в т.ч. по ул. Мира, 17, ул. Юбилейная, 3, ул. Юбилейная, 21, направленной на досрочное расторжение договора управления с Обществом в нарушение норм ЖК РФ, выбора непосредственного способа управления домов, и заключения договора по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов с ООО «Регион», чем были нарушены права и законные интересы ООО «Служба ЖКХ», а также собственников помещений данных домов;
- проведение 03.06.2010г., 29.10.2010г., 09.11.2010г. ООО «Регион» с участием должностного лица Администрацией собраний собственников помещений многоквартирных домов в форме заочного голосования, которыми управляло ООО «Служба ЖКХ», в нарушение норм ЖК РФ, ГК РФ, в результате которых имело место незаконное принятие собственниками решений о расторжении договора управления многоквартирными домами по ул. Мира, 17, ул. Юбилейная, 3, ул. Юбилейная, 21 с ООО «Служба ЖКХ», чем были нарушены права и законные интересы ООО «Служба ЖКХ», а также собственников помещений данных домов и созданы преимущественные условия деятельности ООО «Регион»;
- организация и проведение Администрацией совещания 07.10.2010г. по вопросам, не относящимся к компетенции органа местного самоуправления, на котором незаконные действия ООО «Регион» были квалифицированы, как правомерные;
- принятия Администрацией решения по итогам совещания от 07.10.2010г. о том, что обслуживание общедомового имущества по адресу: ул. Юбилейная, 3 должно осуществляться ООО «Регион», с обязанием информирования жителей о результатах совещания;
- незаконное истребование ООО «Регион» технической документации у ООО «Служба ЖКХ» на спорные многоквартирные дома и ее получение после совещания;
- непринятия Администрацией должных мер по обращениям ООО «Служба ЖКХ» о неправомерности действий отдельных должностных лиц Администрации и ООО «Регион», ограничивающих конкуренцию в сфере жилищных отношений.
При отмеченных выше обстоятельствах такое поведение Администрации и ООО «Регион» свидетельствует о намеренном и целенаправленном обмене информации, характеризующее поведение данных лиц, как достигших определенной договоренности относительно передачи на содержание общедомового имущества многоквартирных домов, в т.ч. по ул. Мира, 17, ул. Юбилейная, 3, ул. Юбилейная, 21 ООО «Регион».
Таким образом, в результате совершения ответчиками вышеуказанных согласованных действий в сфере жилищных отношений, имело место ограничение конкуренции на рынке управления многоквартирными домами, что является нарушением ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Довод ООО «Регион» о заключении мирового соглашения с ООО «Служба ЖКХ» также отклоняется как несостоятельный, поскольку мировое соглашение заключено в рамках иного дела, а его содержание не свидетельствует об отсутствии у Общества претензий к Администрации и ООО «Регион» в части ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Комиссия Пермского УФАС России также считает, что при выдаче предписания необходимо учитывать факт нерасторжения договоров управления в установленном законом порядке, и, следовательно, их действие до 13.03.2012г., а также и намерение (либо отсутствие такового намерения) ООО «Служба ЖКХ» продолжить выполнение условий данных договоров.
Оснований для прекращения рассмотрения дела №950-10-а, предусмотренные ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией Пермского УФАС России не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения Администрацией Чернушинского городского поселения и ООО «Регион» ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в осуществлении согласованных действий между собой, заранее известных каждому из них, результаты, которых соответствуют интересу сторон – ограничить конкуренцию на рынке управления многоквартирными домами в границах Чернушинского городского поселения, устранить с данного рынка ООО «Служба ЖКХ», создать преимущества для осуществления деятельности ООО «Регион» по управлению эксплуатацией жилого фонда, что приводит и может в дальнейшем привести к ограничению конкуренции в сфере жилищных отношений на территории г. Чернушка, в т.ч. на рынке управления многоквартирными домами.
2. Выдать Администрации Чернушинского городского поселения и ООО «Регион» предписания, о прекращении нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2010г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» и совершении действий направленных на обеспечение конкуренции в сфере жилищных отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими управление эксплуатацией жилым фондом, в т.ч.:
Администрации г. Чернушка в рамках имеющихся полномочий, в соответствии с действующим законодательством РФ в срок до 25.05.2011г.:
- отменить итоги совещания от 07.10.2010г. и информировать об этом собственников многоквартирного дома по ул. Юбилейная, 2;
- информировать собственников помещений многоквартирных домов по адресу: г. Чернушка, ул. Мира, 17, ул. Юбилейная, 3, ул. Юбилейная, 21 об итогах рассмотрения настоящего дела, в частности о незаконной организации и проведении 03.06.2010г., 29.10.2010г., 09.11.2010г. ООО «Регион» совместно с должностным лицом Администрации общих собраний собственников помещений в данных домах, на которых были приняты незаконные решения о расторжении договоров управления с ООО «Служба ЖКХ» в отсутствие объективных причин (доказательств неисполнения ООО «Служба ЖКХ» условий договоров управления), что явилось нарушением прав и законных интересов ООО «Служба ЖКХ» и собственников помещений данных многоквартирных домов;
- принять меры для недопущения в дальнейшем противоправных действий должностных лиц Администрации в сфере жилищных отношений, направленных на ограничение деятельности отдельным хозяйствующим субъектам по управлению эксплуатацией жилого фонда и создание преимущественных условий деятельности иным хозяйствующим субъектам (возможно путем издания соответствующего внутреннего распорядительного акта Администрации);
ООО «Регион» в срок до 25.05.2011г. прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, выразившееся в осуществлении согласованных действий с Администрацией Чернушинского городского поселения, заранее известных каждому из них, результаты, которых соответствуют интересу сторон – ограничить конкуренцию на рынке управления многоквартирными домами в границах Чернушинского городского поселения, устранить с данного рынка ООО «Служба ЖКХ», создать преимущества для осуществления деятельности ООО «Регион» по управлению эксплуатацией жилого фонда, что приводит и может в дальнейшем привести к ограничению конкуренции в сфере жилищных отношений на территории г. Чернушка, в т.ч. на рынке управления многоквартирными домами,
а именно: не препятствовать ООО «Служба ЖКХ» в осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами по адресу: г. Чернушка, ул. Мира, 17, ул. Юбилейная, 3, ул. Юбилейная, 21 (в случае принятия Обществом решения о продолжении деятельности по управлению данными домами), а также в срок до 25.05.2011г. передать техническую документацию и домовые книги на данные дома (в случае их истребования ООО «Служба ЖКХ»).
3. Направить материалы данного дела в органы прокуратуры, в правоохранительные органы, для установления в действиях должностных лиц признаков уголовно наказуемого даяния.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ N 950-10-а

"01" апреля 2011г. Пермь
Комиссия Пермского УФАС России по рассмотрению дела № 950-10-а о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <…>
Члены Комиссии: <…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 01.04.2011г по делу № 950-10-а о нарушении Администрацией Чернушинского городского поселения (г. Чернушка, ул. Юбилейная, 9) и ООО «Регион» (г. Чернушка, Банковский пер., 3) ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации Чернушинского городского поселения, в срок до 20.05.2011г. прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, выразившееся в осуществлении согласованных действий с ООО «Регион», заранее известных каждому из них, результаты, которых соответствуют интересу сторон – ограничить конкуренцию на рынке управления многоквартирными домами в границах Чернушинского городского поселения, устранить с данного рынка ООО «Служба ЖКХ», создать преимущества для осуществления деятельности ООО «Регион» по управлению эксплуатацией жилого фонда, что приводит и может в дальнейшем привести к ограничению конкуренции в сфере жилищных отношений на территории г. Чернушка, в т.ч. на рынке управления многоквартирными домами,
а именно:
в рамках имеющихся полномочий, в соответствии с действующим законодательством РФ в срок до 20.05.2011г.:
- отменить итоги совещания от 07.10.2010г. и информировать об этом собственников многоквартирного дома по ул. Юбилейная, 2;
- информировать собственников помещений многоквартирных домов по адресу: г. Чернушка, ул. Мира, 17, ул. Юбилейная, 3, ул. Юбилейная, 21 об итогах рассмотрения настоящего дела, в частности о незаконной организации и проведении 03.06.2010г., 29.10.2010г., 09.11.2010г. ООО «Регион» совместно с должностным лицом Администрации общих собраний собственников помещений в данных домах, на которых были приняты незаконные решения о расторжении договоров управления с ООО «Служба ЖКХ» в отсутствие объективных причин (доказательств неисполнения ООО «Служба ЖКХ» условий договоров управления), что явилось нарушением прав и законных интересов ООО «Служба ЖКХ» и собственников помещений данных многоквартирных домов;
- принять меры для недопущения в дальнейшем противоправных действий должностных лиц Администрации в сфере жилищных отношений, направленных на ограничение деятельности отдельным хозяйствующим субъектам по управлению эксплуатацией жилого фонда и создание преимущественных условий деятельности иным хозяйствующим субъектам (возможно путем издания соответствующего внутреннего распорядительного акта Администрации).
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

наверх

Связанные организации

Связанные организации не указаны