Решение б/н жалоба МУП Центр школьного воспитания «Веста» (вх. № 011555)... от 30 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пермскому краю

 

ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990

тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67

e-mail: to59@fas.gov.ru

сайт: www.perm.fas.gov.ru

 

___________№______________ 

         

На №  __________  от  ________________

 

МУП Центр школьного воспитания «Веста»

617065, Пермский край, г. Краснокамск, ул. Комарова, 14

krasnokamskvesta@mail.ru  

 

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

617060, Пермский край, г. Краснокамск, ул. Чапаева, 35

lalemasova@yandex.ru  

 

Закупочная комиссия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

617060, Пермский край, г. Краснокамск, ул. Чапаева, 35

lalemasova@yandex.ru  

 

Электронная торговая площадка

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

Дело № 059/07/3-738/2021

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе МУП Центр школьного воспитания «Веста» (вх. № 011555)      

          

«27» июля 2021 г.                                                                                                                        г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:     

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов,

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

посредством видеоконференцсвязи, после объявленного перерыва,   

рассмотрев жалобу МУП Центр школьного воспитания «Веста» (вх. № 011555) (далее – Заявитель), на действия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» (ИНН: 5916006867), Закупочной комиссии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» (далее – Организатор торгов) при организации и проведении   конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации бесплатного питания обучающимся по образовательным программам начального общего образования, а также обучающимся, имеющим право на меры социальной поддержки в форме предоставления бесплатного питания в МАОУ СОШ № 10 Лот один (извещение № 32110433917, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

07.07.2021 г. в адрес Управления поступила жалоба Заявителя, доводы которой указывают на наличие в закупочной документации неправомерных требований.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы и отзыв на жалобу, в котором указывает на отсутствие нарушений при организации и проведении закупки.

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам. 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке для Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10», Извещением о проведении конкурса в электронной форме (далее – Извещение), Документацией на проведение конкурса в электронной форме (далее – Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 30.06.2021 г. (дата размещения действующей редакции Извещения – 01.07.2021 г.), дата окончания подачи заявок – 16.07.2021 г., дата подведения итогов закупки – 19.07.2021 г.

Заявитель, ознакомившись с Извещением и Документацией, обратился в антимонопольный орган с настоящей жалобой, в которой указывает на неправомерное установление в пункте 13 раздела 4 Документации требования, закрепляющего обязанность участника закупки по включению в состав заявки копий документов для подтверждения соответствия обязательному требованию: «наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, являющихся предметом закупки, и деловой репутации» (отсутствие информации и документов является основанием для отклонения заявки участника). Также Заявитель указывает, что установление указанного требования противоречит Положению.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и иные сведения, определенные положением о закупке.

Пунктом 12 раздела 3 Документации установлено требование к участникам конкурса в электронной форме - «наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, являющихся предметом закупки, и деловой репутации».

Наличие договора (контракта) за период с 2020-2021 года и актов выполненных работ с января на момент подачи заявки на участие в конкурсе по организации питания в учреждениях образовательной сферы с ценой договора не менее 7 000 000,00 рублей.

Документы, подтверждающие наличие опыта конкурса: на основании электронных копий документов в сканированном виде или в формате Word (для договоров, заключенных в электронной форме) и информации содержащейся в единой информационной системе в реестре контрактов и/ или реестре договоров, заключенных государственными (муниципальными) заказчиками по организации питания в учреждениях образовательной сферы. Контракты (договоры) предоставляются с приложением спецификации и (или) технического задания и копиями актов, подтверждающих исполнение вышеуказанных контрактов (договоров) на момент подачи заявки в полном объеме.

Контракт (договор) принимаются только при условии наличия информации о них в реестре контрактов / реестре договоров единой информационной системы (http://www.zakupki.gov.ru/) и предоставления их в виде электронного документа. Информация о договоре должна быть предоставлена так, чтобы без поиска информации комиссией самостоятельно возможно было определить связь реестрового номера договора и документа, предоставляемого в электронной форме (отдельные папки для каждого документа, соответствующее наименование файлов и т.д.). Дата заключения договора (контракта) должна быть не ранее 01.01.2020 года. Цена, предоставляемого контракта (договора) не должна быть менее 7 000 000,00 рублей.  Не более 1-го действующего договора.

В соответствии с пунктом 13 раздела 4 Документации, заявка на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать все указанные информацию и документы, в том числе, копии документов для подтверждения соответствия обязательному требованию: «наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, являющихся предметом закупки, и деловой репутации» п. 12 раздела III:

Документы, подтверждающие наличие опыта конкурса: на основании электронных копий документов в сканированном виде или в формате Word (для договоров, заключенных в электронной форме) и информации содержащейся в единой информационной системе в реестре контрактов и/ или реестре договоров, заключенных государственными (муниципальными) заказчиками по организации питания в учреждениях образовательной сферы. Контракты (договоры) предоставляются с приложением спецификации и (или) технического задания и копиями актов, подтверждающих исполнение вышеуказанных контрактов (договоров) на момент подачи заявки в полном объеме.

Контракт (договор) принимаются только при условии наличия информации о них в реестре контрактов / реестре договоров единой информационной системы (http://www.zakupki.gov.ru/) и предоставления их в виде электронного документа. Информация о договоре должна быть предоставлена так, чтобы без поиска информации комиссией самостоятельно возможно было определить связь реестрового номера договора и документа, предоставляемого в электронной форме (отдельные папки для каждого документа, соответствующее наименование файлов и т.д.). Дата заключения договора (контракта) должна быть не ранее 01.01.2020 года. Цена, предоставляемого контракта (договора) не должна быть менее 7 000 000,00 рублей. Не более 1-го действующего договора.

При этом, из раздела 4 Документации следует, что отсутствие указанных информации и документов является основанием для отклонения заявки участника.

Заявитель в жалобе указывает, что установление вышеуказанных требований противоречит нормам Положения, которым руководствуется Заказчик при проведении спорной закупки, а именно подпункту 6 пункта 3.4.4 Положения.

При этом, подпунктом 6 пункта 3.4.4 Положения установлено, что участник конкурса в электронной форме подает заявку на участие в конкурсе в электронной форме в форме электронного документа на электронной площадке. Заявка на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать все указанные заказчиком в документации о конкурсе в электронной форме информацию и документы, в том числе документы, представляемые для оценки заявки на участие в конкурсе в электронной форме по критериям такой оценки, установленным в документации о конкурсе в электронной форме. Отсутствие указанных документов в составе заявки на участие в конкурсе в электронной форме не является основанием для отклонения такой заявки.

Комиссия обращает внимание, что требования о предоставлении документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, являющихся предметом закупки, и деловой репутации, установленные пунктом 13 раздела 4 Документации, являются обязательными требованиями, предъявляемыми к участникам закупки и не относятся к критериям оценки заявок, поданных такими участниками.

Вместе с этим, Комиссия Пермского УФАС России сообщает следующее.

Пунктом 12 раздела 3 Документации в отношении участника закупки установлено требование о наличии опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, являющихся предметом закупки, и деловой репутации, для подтверждения соответствия которому участнику необходимо представить в составе заявки копии договора (контракта) за период с 2020-2021 года, актов выполненных работ с января на момент подачи заявки на участие в конкурсе по организации питания в учреждениях образовательной сферы с ценой договора не менее 7 000 000,00 рублей (дата заключения договора (контракта) должна быть не ранее 01.01.2020 года). При этом непредставление указанных документов является основанием для отклонения заявки участника закупки.

Закупочная деятельность заказчика осуществляется в соответствии с положением о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктами 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию и форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки.

Требования к участникам закупки заказчик определяет в документации о конкурентной закупке, при этом не допускается предъявлять к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке применяются в равной степени ко всем участникам закупки (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

Однако, в свою очередь, заказчики не связаны императивным перечнем требований к участникам закупок и могут самостоятельно определять такие требования с учетом имеющих правовое значение целей и принципов, принимая во внимание цели названного Федерального закона, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (Аналогичные выводы отражены в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.10.2020 № Ф07-1437/2020 по делу № А56-78723/2019, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 09.11.2018 № Ф05-18809/2018 по делу № А40-37190/18, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.10.2020 № Ф07-1437/2020 по делу № А56-78723/2019).

При этом, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик должен также руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Из материалов настоящей жалобы следует, что требование об обязанности участника включить в состав заявки копии договора (контракта) за период с 2020-2021 года, актов выполненных работ с января на момент подачи заявки на участие в конкурсе по организации питания в учреждениях образовательной сферы с ценой договора не менее 7 000 000,00 рублей (дата заключения договора (контракта) должна быть не ранее 01.01.2020 года) обусловлено необходимостью подтверждения опыта участника закупки по оказанию услуг по организации питания в учреждениях образовательной сферы.

Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия сообщает, что в настоящем случае действия Заказчика, выраженные в формировании указанных положений Документации, не отвечают принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции, поскольку Заказчиком в Документации установлены необоснованно завышенные требования в отношении цены заключенных договоров, подтверждающих опыт оказания услуг по предмету, аналогичному предмету спорной закупки.

При этом, отсутствие у потенциальных участников договора, заключенного на сумму не менее 7 000 000,00 рублей, не свидетельствует об отсутствии опыта оказания аналогичных услуг, а равно о невозможности оказать услуги в объеме, предусмотренном договором, заключаемом по итогам спорной закупки.

Так, участник, заключивший в сроки, установленные Документацией (не ранее 01.01.2020 года) ряд договоров по оказанию услуг по предмету, аналогичному предмету спорной закупки, цена которых в совокупности может составлять сумму, в несколько раз превышающую минимально допустимую цену договора, установленную Заказчиком (7 000 000,00 рублей), не будет соответствовать требованиям Документации в связи с не подтверждением опыта оказания услуг, аналогичных предмету закупки.

Таким образом, требование о предоставлении в составе заявки копий договора и актов выполненных работ на сумму не менее 7 000 000 рублей в рамках исполнения одного договора, заключенного в установленный Заказчиком срок, не позволяет надлежащим образом определить круг участников, которые в действительности способны подтвердить наличие опыта по оказанию соответствующих услуг в необходимом объеме и за указанный в Документации период.

В настоящем случае действия Заказчика, выраженные в формировании указанных положений Документации, не отвечают принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции, поскольку ограничивают количество претендентов на участие в закупке, не позволяют выявить участника закупки, наибольшим образом соответствующего потребностям Заказчика, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в данной сфере.

Предоставленное законом заказчику право на самостоятельное определение критериев допуска заявок к участию в закупочной процедуре направлено на предоставление ему возможности выбора потенциального контрагента, наиболее полно отвечающего предъявляемым требованиям, а потому способного в наиболее короткие сроки обеспечить заказчика необходимыми ему качественными товарами, работами или услугами. В то же самое время, такое право заказчика не является безусловным и безграничным и оканчивается тогда, когда вместо выбора наилучшего контрагента по объективным показателям такое право используется для целей искусственного сокращения количества участников закупки.

Следует отметить, что необходимый для участия в конкурсе опыт работ должен подтверждаться наличием заключенного договора на оказание услуг, являющихся предметом закупки, за период с 2020-2021 года с ценой договора не менее 7 000 000,00 рублей (дата заключения договора (контракта) должна быть не ранее 01.01.2020 года).

Требование заказчика о наличии у участника закупки опыта аналогичному предмету закупки, подтверждающегося именно наличием заключенных договоров за период с 2020-2021 года с ценой договора не менее 7 000 000,00 рублей (дата заключения договора (контракта) должна быть не ранее 01.01.2020 года) существенным образом ограничивает возможность участия в рассматриваемой закупке, поскольку исключает возможность участия в закупке лиц, не отвечающим таким требованиям.

Вместе с тем заказчик не учитывает, что подобного рода требования не могут быть установлены без соблюдения баланса частных интересов заказчика и публичных интересов, расширения количества участников закупки, предотвращения различных злоупотреблений и недопущения ограничения конкуренции при проведении спорной процедуры, что установлено законодательством о защите конкуренции, в том числе Законом о закупках. При этом, рассматривая установленные в закупочной документации требования, признать их соответствующими указанным принципам закупочной деятельности не представляется возможным.

В настоящем случае заказчик посчитал возможным рассматривать указанное требование как критерий допуска до участия в спорной процедуре.

Комиссия отмечает, что наличие у участников закупки опыта выполнения договоров (кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов, а также опыта) не может являться критерием допуска к участию в закупке в установленном заказчиком виде, так как соответствие указанным требованиям не является гарантией надлежащего исполнения будущего обязательства по договору. Данная позиция также отражена в Постановлении ФАС России от 25.12.2017 № 223ФЗ-174/17/АК568-17.

Установление данного требования в качестве допуска к дальнейшему участию в процедуре влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры, не означает, что реализация данного права может осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.

В свою очередь, учитывая, каким образом заказчиком сформулировано требование к наличию у участника необходимого опыта, а именно то, что в качестве подтверждения такого опыта Заказчиком принимаются исключительно договоры за период с 2020-2021 года с ценой договора не менее 7 000 000,00 рублей (дата заключения договора (контракта) должна быть не ранее 01.01.2020 года), представляется возможным сделать вывод, что совокупность установленных условий к опыту участника направлено не на выявление наиболее опытного контрагента, а ограничение конкуренции.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного 16.05.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, разъяснено, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В свою очередь, обоснованность ограничения конкуренции посредством установления спорного требования в документации должна быть доказана со стороны заказчика, как равно и невозможность проведения закупки без предъявления соответствующего требования непосредственно к участнику закупки.

Также Комиссия Управления принимает во внимание, что заказчик не лишен был возможности установить соответствующее требование в качестве критерия оценки заявки участника закупки, что позволило бы обеспечить права большего количества претендентов в участии в закупке.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как отмечено в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2015 по делу № А40-195614/14, действующим законодательством о закупках не запрещена конкретизация того или иного требования закона, однако любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документально подтвержденную необходимость.

В настоящем случае каких-либо доказательств наличия у заказчика объективной необходимости в установлении такого требования последним не представлено. Вместе с тем, оценивая спорное требование, следует признать, что критериям объективности и нормативности оно не соответствует.

Таким образом, в действиях организатора торгов имеется нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Комиссия дополнительно отмечает, что, формируя оспариваемые положения Документации, Заказчик должен был руководствоваться нормами действующего законодательства, определяющими достаточный размер цены договора, представляемого участником закупки для подтверждения опыта и способности исполнить обязательства по договору, заключаемому по итогам закупки.

В связи с тем, что нормы Закона о закупках не содержат соответствующих требований, в данном случае возможно применение аналогии закона, а именно положений законодательства, регулирующего отношения, возникающие по поводу закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которыми являются: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее – Постановление Правительства РФ № 99).

Частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе  определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Так, Постановлением Правительства РФ № 99 установлены дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, в случае отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.

Из Постановления Правительства РФ № 99 следует, что для подтверждения необходимого уровня квалификации участника необходимо представить копии исполненных контрактов (договоров) и актов выполненных работ, подтверждающих опыт участника. При этом, суммарная стоимость ранее исполненных контрактов (договоров) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключения которого проводится соответствующая закупка.

Из указанных норм следует, что достаточным и обоснованным требованием, выраженном в необходимости представления участником закупки копий контрактов (договоров) (и актов выполненных работ), предъявляемым к участнику для подтверждения его добросовестности, опыта и возможности исполнить обязательства по договору, заключаемому по итогам закупки, является требование о представлении копий контрактов (договоров) (и актов выполненных работ), заключенных на сумму не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора, на право заключения которого проводится соответствующая закупка.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу МУП Центр школьного воспитания «Веста» (вх. № 011555), на действия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» (ИНН: 5916006867), Закупочной комиссии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» при организации и проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации бесплатного питания обучающимся по образовательным программам начального общего образования, а также обучающимся, имеющим право на меры социальной поддержки в форме предоставления бесплатного питания в МАОУ СОШ № 10 Лот один (извещение № 32110433917, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2.Установить в действиях МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.Выдать МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                  <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                       <...>

 

 

                                                                                                                                       <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<...> (342) 235-10-36

Связанные организации

Связанные организации не указаны