Письмо №13427/22 Решение по водолазам от 14 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Дело № 059/07/1-1063/2022



Общество с ограниченной ответственностью "Водолазсеверсервис"

163045, Архангельская обл., город Архангельск г.о., Архангельск г., Северной Двины наб., д. 140, офис 56

info@wss29.ru


Заказчик

Общество с ограниченной ответственностью «Сток»,

Закупочная комиссия Общества с ограниченной ответственностью «Сток»

618419, Пермский край, Березники город, Ермака улица, дом 64

ooopromkanal@mail.ru
Электронная торговая площадка

Общество с ограниченной

ответственностью «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru



РЕШЕНИЕ

по жалобе Общество с ограниченной ответственностью «Водолазсеверсервис»

(вх. №15973-ЭП/22)


«28» октября 2022 г. г. Пермь


Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Белова А.Н., заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

Раев М.А., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Колмаков Р.О., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

в присутствии до отложения представителяй Общества с ограниченной ответственностью «Водолазсеверсервис» Волкова А.В., Таймасовой Л.Л., по доверенности, предъявлен паспорт, в присутствии до отложения представителя Общества с ограниченной ответственностью «Сток» – Лычевой Л.В., по доверенности, предъявлен паспорт,

после объявленного отложения, в отсутствии сторон (надлежащим образом уведомлены), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Водолазсеверсервис» (ОГРН: 1202900000731, Дата присвоения ОГРН: 10.02.2020, ИНН: 2901300229, КПП: 290101001) (далее также – ООО «Вололазсеверсервис», Заявитель) на действия Общества с ограниченной ответственностью «Сток» (ОГРН: 1155958052887, Дата присвоения ОГРН: 15.06.2015, ИНН: 5911073161, КПП: 591101001) (далее также – ООО «Сток», Заказчик), Закупочной комиссии ООО «Сток» (далее также – Комиссия) при организации и проведении Открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является Выполнение работ по очистке от донных отложений решеток приемных окон Станции перекачки № 2 ООО "СТОК" (извещение № 32211718581 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),



УСТАНОВИЛА:


20.10.2022 г. в адрес Пермского УФАС поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, доводы которой сводятся к оспариванию положений Документации о закупке, неправомерному отклонению заявки на участие в закупке.

28.10.2022 г. в адрес Пермского УФАС (вх. № 16457-ЭП/22) поступили письменные дополнения к жалобе в части обжалования положений Документации о закупке.

Заказчик, не согласившись с доводами Заявителя, представил письменные возражения на жалобу и документы, подтверждающие свою позицию.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (Исх. № 12684/22от 24.10.2022), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

Рассмотрение жалобы проходило 10.11.2022 без явки сторон, при их надлежащем уведомлении.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

2. При проведении открытого конкурса в электронной форме Заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Общества с ограниченной ответственностью "СТОК" (новая редакция), версия 6 от 27.09.2022 (далее — Положение о закупке, Положение), Извещением о закупке №32211718581 (далее также – Извещение), Документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме (далее также - Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте ЕИС - 27.09.2022г.

Дата начала срока подачи заявок – 28.09.2022г.

Дата окончания срока подачи заявок – 13.10.2022г.

Дата подведения итогов закупки – 04.11.2022г.

По мнению Заявителя его права и законные интересы как участника закупки нарушены действиями Заказчика при проведении закупки, а именно Заявитель считает неправомерным отклонение своей заявки на участие в закупке по основаниям, указанным в протоколе № 4к заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме на выполнение работ по очистке от донных отложений решеток приемных окон Станции перекачки № 2 ООО «СТОК» от 17.10.2022 г. (далее также – протокол №2 от 17.10.2022 г.).

Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчик неправомерно установил требование к заявкам участников (п. 10.8.2 Раздела 10 Главы III Документации).

3. Ознакомившись с доводами жалобы, возражением на жалобу и исследовав положения Документации о закупке, Комиссия Пермского УФАС в рамках заявленного довода о неправомерном отклонении заявки Заявителя на участие в закупке по основаниям, указанным в протоколе №2 от 17.10.2022 г, отмечает следующее.

В соответствии с указанным протоколом заявка Заявителя отклонена по двум основаниям:

1.Заявка не соответствует приложению № 1 к договору главы V документации; в «перечне машин, механизмов и оборудования, привлекаемых участником для выполнения работ, оказания услуг (форма № 5) отсутствует информация о наличии водолазного снаряжения с закрытой системой дыхания;

2.Заявка не соответствует пункту 10.8.2 раздела 10 главы III документации: не подписаны уполномоченным лицом и не закреплены печатью предприятия заявка-предложение на участие в открытом конкурсе (форма № 1), справка об опыте выполнения аналогичных работ (форма № 3), справка о кадровых ресурсах (форма № 4), опись документов (форма № 6).

3.1. В части отклонения заявки по первому основанию, Комиссия Пермского УФАС сообщает следующее.

В соответствии с Документацией, требования к участникам устанавливаются Разделом 9 Главы III Документации.

При этом из Раздела 9 Главы III Документации не следует, что к участникам закупки предъявляется требование о наличии водолазного снаряжения (водолазные костюм, шлем, боты, белье, маска полнолицевая, баллоны) с закрытой системой дыхания.

В соответствии с п. 6 Технического задания (Приложение №1 к договору), подрядчик должен иметь свидетельство о допуске к определенному виду работ, располагать необходимой техникой и оборудованием, материалами и водолазными инструментами, в том числе: землесосный снаряд (или мотопомпа с функцией отсасывания грунта) – 1 шт, водолазное снаряжение* (водолазные костюм, шлем, боты, белье, маска полнолицевая, баллоны) с закрытой системой дыхания* – 1 шт, компрессор – 1 шт и др. оборудование.

При этом, Техническое задание в составе Документации не представляет собой самостоятельный документ, а является приложением к проекту договору.

Комиссия отмечает, что из буквального прочтения пункта 6 Технического задания следует, что наличие водолазного снаряжения (водолазные костюм, шлем, боты, белье, маска полнолицевая, баллоны) с закрытой системой дыхания является условием исполнения договора, а не требованием к участнику закупки, соответствие которому следует подтвердить на момент подачи заявки. …

Согласно п. 10.8.3.4 Документации, заявка участника должна содержать предложение об условиях исполнения договора, документы и информацию, необходимую для оценки и сопоставления заявки, в том числе, предложение (информацию) о наличии производственных мощностей – перечень машин, механизмов и оборудования, привлекаемых участником для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом конкурса, в соответствии с техническим заданием на выполнение работ (Приложение №1 к проекту договора – Приложению №1 Документации) – по форме №5 Документации с приложении копии документов на технику (свидетельство регистрации; ПТС; документы, подтверждающие наличие техники у участника закупки в распоряжении (на праве собственности, аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления, либо ином законном основании и др.).

Согласно п. 14.3 Документации, для оценки заявок (предложений) Заказчиком установлен, в том числе, критерий оценки «Наличие производственных мощностей».

В соответствии с п. 14.7 Документации, рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Наличие производственных мощностей» каждой заявке по данному критерию закупочной комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов в следующем порядке:


Машины, механизмы, оборудование, привлекаемые Участником для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом конкурса, в соответствии

с техническим заданием

к проекту договора

Тип, марка, гос.номер,

год выпуска, пр.

Характеристики машин, механизмов, оборудования, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющиеся предметом конкурса, в соответствии

с техническим заданием

к проекту договора

Количество, шт


Количество * присваиваемых баллов

1

2

3

4

5

Землесосный снаряд


-


1

30

0

0

Мотопомпа с функцией отсасывания грунта


-

1

30

0

0

Компрессор


-

1

20

0

0

Водолазное снаряжение (водолазные костюм, шлем, боты, белье, маска, баллоны)


Закрытая система дыхания

1

15


Открытая система дыхания

1

0

ИТОГО:






Из п. 14.7 Документации следует, что при наличии у участника водолазного снаряжения (водолазные костюм, шлем, боты, белье, маска, баллоны) с закрытой системы дыхания, по указанному подкритерию заявке участника присваивается 15 баллов, при наличии открытой системы дыхания присваивается 0 баллов. Таким образом, наличие либо отсутствие водолазного снаряжения с закрытой либо открытой системой дыхания в силу положений Документации оценивается с точки зрения критерия оценки заявки «Наличие производственных мощностей».

Комиссия отмечает, что согласно представленным Заказчиком пояснениям, Закупочная комиссия, отклоняя заявку Заявителя, исходила из сведений, представленных в форме № 5 Документации. Вместе с тем, представляемый в составе заявке документ - форма № 5 в силу положений Документации направлен исключительно для подтверждения соответствия участника критерию оценки «Наличие производственных мощностей».

Таким образом, учитывая, что Документацией не установлено требование к участнику закупки о необходимости наличия водолазного снаряжения с закрытой системой дыхание, Комиссия Пермского УФАС полагает неправомерным отклонение заявки Заявителя по указанному основанию, поскольку заявка Заявителя была отклонена как нарушающая требование, которое не установлено Документацией.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Учитывая изложенное, указанный довод Заявителя признается обоснованным, в действиях Комиссии Заказчика устанавливается нарушение ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.

3.2. В части отклонения заявки по второму основанию, Комиссия Пермского УФАС сообщает следующее.

В соответствии с п. 10.8.2. Документации, каждый документ (или копия документа) на бумажном носителе, входящий в заявку на участие в Конкурсе должен быть подписан (или заверен) лицом, имеющим право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать от лица участника Конкурса без доверенности, или надлежащим образом уполномоченным им лицом на основании доверенности (далее — уполномоченного лица). В последнем случае доверенность прикладывается к заявке на участие в Конкурсе. Также необходимо, чтобы каждый документ, входящий в состав заявки на участие в Конкурсе, был скреплен печатью участника Конкурса.

В соответствии с наименованием закупочной процедуры, указанная процедура проводится в электронной форме.

В соответствии с п. 10.1 Документации, для участия в Конкурсе участник закупки, аккредитованный на электронной площадке РТС-тендер, подает заявку на участие в Конкурсе в форме электронного документа оператору площадки РТС-тендер в любое время в сроки указанные в пунктах 1 и 2 раздела 5 главы II Документации.

По смыслу Раздела 1 Регламента ЭТП ООО «РТС-Тендер»:

заявка на участие в Закупке – электронный документ (пакет электронных документов), содержащий предложение Участника, направленное Организатору закупки с намерением принять участие в Закупке и впоследствии заключить договор на условиях, определенных в Извещении о закупке, документации о закупке, если Извещением и документацией о закупке не установлено иное; электронный документ – информация в электронно-цифровой форме, подписанная электронной подписью.

Таким образом, заявка участника, поданная с использованием программно-аппаратных средств ЭТП ООО «РТС-Тендер», подписывается электронной подписью и не может признаваться документов на бумажном носителе. Следовательно, требование, указанное в 10.8.2. Документации не может применяться Заказчиком при проведении закупки в электронной форме, поскольку, при выборе указанной формы в составе заявки отсутствуют документы на бумажные носители.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

Оценивая заявку, подписанную электронной подписью, поданную на участие в электронной закупочной процедуре с использованием программно-аппаратных средств электронной торговой площадки на предмет заверения (подписания) каждого из документов на бумажном носители лицом, имеющим право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать от лица участника без доверенности, или иным уполномоченным лицом, а также на предмет наличия печати участника на каждом из документов, Комиссия Заказчика нарушила принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия Пермского УФАС полагает неправомерным отклонение заявки Заявителя по указанному основанию, поскольку заявка Заявителя была подана в виде электронного документа и указанное требование, касающееся документов на бумажном носители, не могло быть применено при рассмотрении заявки.

Таким образом, указанный довод Заявителя признается обоснованным, в действиях Комиссии Заказчика устанавливается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Также Комиссия Пермского УФАС в части довода о неправомерности установления требования к заявкам участников, предусмотренного пунктом 10.8.2 Раздела 10 Главы III Документации, сообщает следующее.

По смыслу ч. 1, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 (ред. от 14.07.2022) N 63-ФЗ «Об электронной подписи», информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Комиссия Пермского УФАС полагает, что требование о необходимости заверения документов графически, а также с использованием печати, является излишним в силу того, что заявка участника закупки и все прилагаемые к ней документы заверяются (подписываются) электронной цифровой подписью участника на сайте электронной торговой площадки при подаче заявки участником. Наличие графической подписи и печати организации по своей сути не может являться дополнительной гарантией достоверности заявки для Заказчика, но может служить формальным основанием для отклонения заявки от участия в закупке.

Следовательно, в действиях Заказчика устанавливается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России


РЕШИЛА:


1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Водолазсеверсервис» (ОГРН: 1202900000731, Дата присвоения ОГРН: 10.02.2020, ИНН: 2901300229, КПП: 290101001) на действия Общества с ограниченной ответственностью «Сток» (ОГРН: 1155958052887, Дата присвоения ОГРН: 15.06.2015, ИНН: 5911073161, КПП: 591101001), Закупочной комиссии ООО «Сток» при организации и проведении Открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является Выполнение работ по очистке от донных отложений решеток приемных окон Станции перекачки № 2 ООО "СТОК" (извещение № 32211718581 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru), обоснованной.

2. Установить в действиях Закупочной комиссии ООО «Сток» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Установить в действиях ООО «Сток» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4. Выдать Закупочной комиссии ООО «Сток» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.


Заместитель руководителя Управления

А.Н. Белова



Члены Комиссии М.А. Раев



Р.О. Колмаков



Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


Исп.Колмаков Р.О.

тел.8(342)235-10-36


2022-2619


Связанные организации

ООО "Сток"
ИНН 5911073161, ОГРН 1155958052887
ООО "Водолазсеверсервис"
ИНН 2901300229, ОГРН 1202900000731
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666