Решение б/н дело о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/... от 18 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/16-1417/2020

 

« 18 » июня 2021 года                                                                                                             г. Пермь

 

Резолютивная часть решения оглашена « 07 » июня 2021 года

В полном объеме решение изготовлено « 18 » июня 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

в присутствии представителя ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» <...>, представителя ООО «Частное охранное предприятия «Гром» <...>, в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/16-1417/2020, возбужденное по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Пермского края «Пермский краевой онкологический диспансер» и обществом с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятия «Гром» ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении между указанными лицами одномоментно однородных по своему качественному содержанию договоров в обход конкурентных процедур, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) поступило заявление Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» (вх. № 010394) о наличии возможных признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Пермский краевой онкологический диспансер» (далее – ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер», Учреждение) при проведении закупок способом у единственного поставщика.

По итогам рассмотрения материалов заявления в действиях ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» и общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятия «Гром» (далее – ООО «ЧОП «Гром», Общество) (ИНН: 5905225112) были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые проявились в заключении недопустимого с точки зрения антимонопольного законодательства соглашения, что приводит либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

На основании приказа от 16.12.2020 № 264-п Пермским УФАС России в отношении указанных лиц возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрение дела было назначено на 18.01.2020.

На заседании по рассмотрению настоящего дела 18.01.2021 представитель ООО «ЧОП «Гром» пояснил, что все договоры с Учреждением заключались в рамках положений закона с использованием Портала поставщиков (zakupki.mos.ru). В связи с неявкой на заседание представителя ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» рассмотрение настоящего дела было отложено.

К заседанию Комиссии антимонопольного органа 10.02.2021 от ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» поступили письменные пояснения, в которых указывается, что действующим законодательством не содержится ограничений в количестве закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика. Учреждение указывает, что заключение 17 договоров на оказание услуг охраны было обусловлено объективными причинами: необходимостью подготовки закупки с использованием конкурентных способов определения поставщика, поскольку действие предыдущего договора, заключенного с ООО «ЧОП «Лев», истекло. ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» также отметило, что срок и место оказание услуг в рассматриваемых договорах не идентичны, их заключение было вызвано техническими и организационными особенностями. К 10.02.2021 от ООО «ЧОП «Гром» также поступили письменные объяснения, из которых следует, что сотрудники Общества способны оказывать услуги охраны на любом посту, а также предоставлены сведения о сотрудниках, работавших в ООО «ЧОП «Гром» с 01.04.2019 по 30.08.2019. В заседании Комиссии был объявлен перерыв, после чего рассмотрение дела было отложено до 15.03.2021.

К 01.03.2021 в ответ на определение Комиссии Пермского УФАС России от 15.02.2021 от ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» и ООО «ЧОП «Гром» были представлены запрошенные сведения и документы. По итогам заседания Комиссии антимонопольного органа 15.03.2021 и после перерыва 19.03.2021 было принято решение об отложении рассмотрения настоящего дела с целью получения от Учреждения письменной позиции об отличиях документации и технического задания по конкурентным закупкам 2018 и 2019 года.

13.04.2021 при участии представителей ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» и ООО «ЧОП «Гром» состоялось заседание, на котором от Учреждения была представлена позиция, согласно которой отличия в документации и технических заданиях по конкурентным закупкам 2018 и 2019 года связаны с описанием объекта закупки, а состав и объем услуг практически полностью идентичны.

После принятия Комиссией антимонопольного органа в соответствии со ст. 48.1 Закона о защите конкуренции заключения об обстоятельствах дела от 24.05.2021 и направления его сторонам, от ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» поступили письменные возражения, в которых указывалось на несогласие с выводами Комиссии. Представитель ООО «Частное охранное предприятия «Гром» устно выразил несогласие с выводами Комиссии антимонопольного органа.

ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» за период с 01 апреля 2019 по 31 июля 2019 были заключены контракты по оказанию услуг охраны с ООО «ЧОП «Гром» на сумму, не превышающую 100 000 рублей и 300 000 рублей.

В соответствии с представленным реестром контрактов, установлено, что в указанный период между ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» и ООО «ЧОП «Гром» было заключено 17 контрактов:

1)           Гражданско-правовой договор № 524 от 01.04.2019 на сумму 77 004 рублей 00 копеек. Предметом контракта является оказание услуг по охране. Место оказание услуг: г. Пермь, ул. Баумана, 15; г. Пермь, ул. Советской армии, 12;

2)           Гражданско-правовой договор № 523 от 01.04.2019 на сумму 99 360 рублей 00 копеек. Предметом контракта является оказание услуг по охране. Место оказание услуг: г. Пермь, ул. Баумана, 15; г. Пермь, ул. Советской армии, 12;

3)           Гражданско-правовой договор № 522 от 01.04.2019 на сумму 99 360 рублей 00 копеек. Предметом контракта является оказание услуг по охране. Место оказание услуг: г. Пермь, ул. Баумана, 15; г. Пермь, ул. Советской армии, 12;

4)           Гражданско-правовой договор № 454 от 30.04.2019 на сумму 51 336 рублей 00 копеек. Предметом контракта является оказание услуг по охране. Место оказание услуг: г. Пермь, ул. Баумана, 15; г. Пермь, ул. Советской армии, 12;

5)           Гражданско-правовой договор № 453 от 30.04.2019 на сумму 51 336 рублей 00 копеек. Предметом контракта является оказание услуг по охране. Место оказание услуг: г. Пермь, ул. Баумана, 15; г. Пермь, ул. Советской армии, 12;

6)           Гражданско-правовой договор № 452 от 30.04.2019 на сумму 51 336 рублей 00 копеек. Предметом контракта является оказание услуг по охране. Место оказание услуг: г. Пермь, ул. Баумана, 15; г. Пермь, ул. Советской армии, 12;

7)           Гражданско-правовой договор № 451 от 30.04.2019 на сумму 51 336 рублей 00 копеек. Предметом контракта является оказание услуг по охране. Место оказание услуг: г. Пермь, ул. Баумана, 15; г. Пермь, ул. Советской армии, 12;

8)           Гражданско-правовой договор № 450 от 30.04.2019 на сумму 77 004 рублей 00 копеек. Предметом контракта является оказание услуг по охране. Место оказание услуг: г. Пермь, ул. Баумана, 15; г. Пермь, ул. Советской армии, 12;

9)           Гражданско-правовой договор № 484 от 31.05.2019 на сумму 74 520 рублей 00 копеек. Предметом контракта является оказание услуг по охране. Место оказание услуг: г. Пермь, ул. Баумана, 15; г. Пермь, ул. Советской армии, 12;

10)         Гражданско-правовой договор № 483 от 31.05.2019 на сумму 99 360 рублей 00 копеек. Предметом контракта является оказание услуг по охране. Место оказание услуг: г. Пермь, ул. Баумана, 15; г. Пермь, ул. Советской армии, 12;

11)         Гражданско-правовой договор № 482 от 31.05.2019 на сумму 99 360 рублей 00 копеек. Предметом контракта является оказание услуг по охране. Место оказание услуг: г. Пермь, ул. Баумана, 15; г. Пермь, ул. Советской армии, 12;

12)         Гражданско-правовой договор № 551 от 28.06.2019 на сумму 51 336 рублей 00 копеек. Предметом контракта является оказание услуг по охране. Место оказание услуг: г. Пермь, ул. Баумана, 15; г. Пермь, ул. Советской армии, 12;

13)         Гражданско-правовой договор № 552 от 28.06.2019 на сумму 77 004 рублей 00 копеек. Предметом контракта является оказание услуг по охране. Место оказание услуг: г. Пермь, ул. Баумана, 15; г. Пермь, ул. Советской армии, 12;

14)         Гражданско-правовой договор № 553 от 28.06.2019 на сумму 51 336 рублей 00 копеек. Предметом контракта является оказание услуг по охране. Место оказание услуг: г. Пермь, ул. Баумана, 15; г. Пермь, ул. Советской армии, 12;

15)         Гражданско-правовой договор № 554 от 28.06.2019 на сумму 51 336 рублей 00 копеек. Предметом контракта является оказание услуг по охране. Место оказание услуг: г. Пермь, ул. Баумана, 15; г. Пермь, ул. Советской армии, 12;

16)         Гражданско-правовой договор № 555 от 28.06.2019 на сумму 51 336 рублей 00 копеек. Предметом контракта является оказание услуг по охране. Место оказание услуг: г. Пермь, ул. Баумана, 15; г. Пермь, ул. Советской армии, 12;

17) Гражданско-правовой договор № 617 от 31.07.2019 на сумму 282 348 рублей 00 копеек. Предметом контракта является оказание услуг по охране. Место оказание услуг: стационарный пост № 2 в хирургическом корпусе (Пермь, ул. Баумана, 15); стационарный пост в поликлинике (Пермь, ул. Баумана, 15); КПП (Пермь, ул. Советской Армии, 12); стационарный пост в радиологическом корпусе (Пермь, ул. Баумана, 15); стационарный пост № 1, хирургический корпус (Пермь, ул. Баумана, 15); стационарный пост в лечебном корпусе (Пермь, ул. Советской Армии, 12).

Общая сумма контрактов составила 1 миллион 396 тысяч рублей.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков или осуществляют закупки у единственного поставщика. Конкурентными способами определения поставщиков являются конкурс, аукцион запрос котировок, запрос предложений, неконкурентным - закупка у единственного поставщика, которая допускается в случаях, предусмотренных статьей 93 Закона о контрактной системе.

Пунктом 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик выбирает способ определения поставщика в соответствии с положениями данного Федерального закона и при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Вместе с тем, заключение договоров на поставку товара для государственных нужд без проведения торгов в случае, когда такие торги должны проводиться в силу требований закона, является действием, ограничивающим конкуренцию при осуществлении закупки, поскольку лишает неопределенный круг потенциальных участников торгов возможности претендовать па заключение контракта в установленном законом порядке в условиях равного недискриминационного доступа к размещению заказа.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в постановлении от 29.11.2011 г. № 8799/11, в случаях, когда законодательством предусмотрено обязательное проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Таким образом, закон не содержит ограничений в количестве закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе в случаях, когда предметом контрактов является приобретение одних и тех же товаров, работ, услуг.

Между тем, учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей в период заключения спорных контрактов) правовой возможности осуществления закупок малого объема (до 100 000 рублей) у единственного поставщика не означает предоставление заказчикам права использовать данный способ закупки с целью уклонения от проведения торгов и искусственного «дробления» единой закупки на несколько договоров с ценой менее установленного законом ограничения.

Как было отмечено, между ГБУ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» и ООО «ЧОП «Гром» было заключено 17 контрактов в период с 01 апреля 2019 по 31 июля 2019. При анализе предметов указанных контрактов на наличие (отсутствие) их идентичности необходимо исходить из того, что идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке (часть 13 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3.5.2. методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Исходя из изложенного, установлено, что работы в рассматриваемых случаях являются абсолютно идентичными, в связи с чем их можно было исполнить в рамках одного контракта.

На искусственное дробление единой сделки оформленной в каждую из дат (01.04.2019, 30.04.2019, 31.05.2019 и 28.06.2019) указывает также следующий факт. 01.07.2019 вступила в силу редакция Закона о контрактной системе от 27.06.2019, согласно которой пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе допускалось осуществление закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей. После вступления в силу указанных изменений между ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» и ООО «ЧОП «Гром» был заключен гражданско-правовой договор № 617 от 31.07.2019 на сумму 282 348 рублей 00 копеек. Место оказания услуг: стационарный пост № 2 в хирургическом корпусе (Пермь, ул. Баумана, 15); стационарный пост в поликлинике (Пермь, ул. Баумана, 15); КПП (Пермь, ул. Советской Армии, 12); стационарный пост в радиологическом корпусе (Пермь, ул. Баумана, 15); стационарный пост № 1, хирургический корпус (Пермь, ул. Баумана, 15); стационарный пост в лечебном корпусе (Пермь, ул. Советской Армии, 12). В период же с 01.04.2019 по 28.06.2019 договоры заключались в отношении отельных мест оказания услуг с тем, чтобы стоимость одного договора не превышала ста тысяч рублей.

При этом антимонопольный орган полагает, что все договоры, заключенные в период с 01.04.2019 по 31.07.2019 образует единую сделку, искусственно раздробленную на несколько договоров, заключаемых на короткий период времени. Комиссией Пермского УФАС России установлено, что до 01.04.2019 охранные услуги Учреждению оказывало ООО «ЧОП «Лев» (ИНН: 5903077740) в соответствии с условиями контракта № 0356200005118000096-0220729-01, заключенного 01.09.2018 по итогам конкурентной закупки (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) № 0356200005118000096). С 27.08.2019 по 30.09.2021 услуги охраны для нужд ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» оказывает ООО «ЧОП «Гром» также по договору № 0156200009919000458, заключенному по результатам конкурентной процедуры (извещение в ЕИС № 0156200009919000458). В обоих случаях ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» заключало единый договор в отношении всех помещений Учреждения на продолжительный промежуток времени.

Кроме того, у Учреждения есть нужда в постоянном получении охранных услуг, что подтверждала представитель ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер». При этом как следует из пояснений Учреждения № 01-04-176 от 10.02.2021 (вх. № 002096 от 10.02.2021) проведение конкурентной процедуры на право заключения договора оказания услуг охраны было включено в план-график лишь 11.04.2019. Учреждение также указывало, что отличия в документации и технических заданиях по конкурентным закупкам 2018 и 2019 года связаны с описанием объекта закупки, а состав и объем услуг практически полностью идентичны. В этой связи обоснование заключения договоров на оказание услуг охраны в период с 01.04.2019 по 31.07.2019 способом у единственного поставщика окончанием срока действия предыдущего договора и необходимостью подготовки новой конкурентной процедуры является несостоятельным.

Комиссией Пермского УФАС России установлено, что 25.02.2019 Учреждением были направлены запросы коммерческих предложений (исх. № 118/1) трем юридическим лицам: ООО «ЧОП «Лев», ООО «ЧОП «Гром» и ООО «ЧОП «Маранта». Ответы указанных организаций поступили 05.03.2019 и были зарегистрированы за входящими номерами 178, 179 и 180. Антимонопольный орган обращает внимание на взаимосвязь указанных обществ между собой с учетом следующего.

Согласно предоставленной налоговым органом информации <...> с 20.09.2004 по 29.03.2012 осуществлял полномочия единоличного исполнительного органа ООО «ЧОП «Маранта» и являлся его учредителем. С 18.04.2014 по 28.03.2017 <...> осуществлял полномочия единоличного исполнительного органа ООО «ЧОП «Лев», а также в период между 23.10.2012 и 19.04.2017 являлся его учредителем. С 25.02.2020 <...> осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа ООО «ЧОП «Гром». Помимо <...> учредителями ООО «ЧОП «Маранта» и ООО «ЧОП «Лев» в разное время являлись <...>, <...>, <...>. Кроме того, полномочия единоличного исполнительного органа ООО «ЧОП «Гром» с 09.11.2018 по 24.02.2020 осуществлял <...>, а <...> осуществлял полномочия единоличного исполнительного органа ООО «ЧОП «Лев» между 04.05.2010 и 13.07.2011.

На фактическую связанность ООО «ЧОП «Лев», ООО «ЧОП «Гром» и ООО «ЧОП «Маранта» также указывает тот факт, что ходатайство об участии в рассмотрении настоящего дела от ООО «ЧОП «Гром» (исх. № 0921 от 10.02.2021, вх. № 002085 от 10.02.2021) подавалось за подписью директора <...> на бланке ООО «ЧОП «Лев» и было направлено с адреса электронной почты maranta-perm@mail.ru.

Исходя из описанного, антимонопольный орган делает вывод, что до проведения конкурентной процедуры в июле 2019 года, ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» заключал договоры способом у единственного поставщика с юридическим лицом (ООО «ЧОП «Гром»), связанным с хозяйствующим субъектом, оказывавшим услуги охраны до марта 2019 года - ООО «ЧОП «Лев».

Несмотря на заключение рассматриваемых 17 договоров с использованием Портала поставщиков (zakupki.mos.ru), использование данной информационно-телекоммуникационной сети не было направлено на поиск иного поставщика. Согласно сведениям, предоставленным Департаментом города Москвы по конкурентной политике, все вышеперечисленные договоры были заключены по оферте: № 2197947-19 (https://old.zakupki.mos.ru/#/offers/67795681). Указанная оферта не дает представление об объеме и сроке оказываемых услуг, следовательно, иные незаинтересованные хозяйствующие субъекты не имели возможность заключить такие договоры. Данный факт свидетельствует о том, что размещение договоров носило формальный характер, создавая видимость конкуренции, и являлось следствием достижения соглашения между ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» и ООО «ЧОП «Гром».

Изложенное не исключает умысел о намеренном затягивании проведения конкурентной процедуры ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» с целью заключения нескольких договоров способом у единственного поставщика с конкретным лицом ООО «ЧОП «Гром» на предварительно согласованных условиях.

Комиссия антимонопольного органа также отмечает, что следствием достижения между ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» и ООО «ЧОП «Гром» соглашения, противоречащего антимонопольному законодательству, стало увеличение стоимости оказанных услуг по сравнению со стоимостью услуг по впоследствии заключенному по результатам конкурентной процедуры (извещение в ЕИС № 0156200009919000458) договору. Поскольку по договору № 0156200009919000458, заключенному по результатам конкурентной процедуры (извещение в ЕИС № 0156200009919000458), помимо услуг постовой охраны также оказываются услуги пультовой охраны, исходя из стоимость услуг постовой охраны составила 67,9 рублей в час. При этом исходя из договоров, заключенных в период с 01.04.2019 по 31.07.2019 способом у единственного поставщика, стоимость услуг постовой охраны составляла 69 рублей в час.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно п. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащая в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: 1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

По смыслу указанных норм закона, для выявления нарушения антимонопольного законодательства в действиях органов и (или) организаций, осуществляющих властные функции, или хозяйствующих субъектов, необходимо установить, что такие действия (бездействие) не основаны на нормах действующего законодательства РФ и приводят либо могут привести к тому, что хозяйствующие субъекты оказываются поставленными в неравное положение по сравнению с друг с другом, результатом чего стало либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на соответствующем товарном рынке в определенных географических границах.

Исходя из смысла закона, в качестве соглашения рассматривается любая договоренность, которая в отдельных случаях может иметь форму договора, однако всегда предполагает намеренный и целенаправленный двусторонний (многосторонний) обмен информацией, характеризующей поведение лиц, достигших договоренности, в отношении товарного рынка, а также в отношении иных лиц. В части согласованных действий определяется, что такие действия должны быть заранее известны каждой из сторон, результаты которых соответствовали бы интересу этих сторон – ограничить конкуренцию. Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Согласно п. 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения осуществляется на основании анализа поведения субъектов такого соглашения, в т.ч. в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Рассмотрев обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что имеющиеся материалы указывают на наличие недопустимого с точки зрения антимонопольного законодательства соглашения между ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» и ООО «ЧОП «Гром», в результате исполнения которого ООО «ЧОП «Гром» получил преимущественные условия ведения предпринимательской деятельности.

Доводы ответчиков относительно отсутствия с их стороны нарушения антимонопольного законодательства рассмотрены и отклоняются как противоречащие фактически установленным обстоятельствам дела.

Анализ состояния конкуренции за период, определенный с 01.04.2018 по 01.04.2019 показал, что товарным рынком в настоящем деле является рынок услуг охраны на территории Пермского края. Согласно сведениям, предоставленным Центром лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Пермскому краю, на территории Пермского края в период с 01.04.2019 по 30.08.2019 было зарегистрировано 412 частных охранных организаций, имеющих лицензию на осуществление частной охранной деятельности. Из полученных данных можно сделать вывод, что рынок услуг охраны в Пермском крае является конкурентным.

Кроме того, Комиссией установлено, что в закупке № 0156200009919000458 на право заключения контракта на оказание услуг охраны для нужд ГБУЗ ПК «Пермский онкологический диспансер» помимо ООО «ЧОП «Гром» приняли участие следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Частное охранное предприятие «Альфа-Щит-БМП», ООО «Частное охранное агентство «Аргентум-Секьюрити», ООО «Центральная станция мониторинга агентства охраны Никсон». Пермским УФАС России в адрес указанных лиц были направлены запросы с просьбой предоставить информацию о том, приняли ли бы в 2019 году указанные общества участие в закупке на право заключения контракта на оказание услуг охраны для нужд ГБУЗ ПК «Пермский онкологический диспансер» (срок оказания услуг с 01.04.2019 по 31.08.2019), в случае, если бы такая закупка проводилась в конкурентной форме. ООО «Частное охранное агентство «Аргентум-Секьюрити» и ООО «Центральная станция мониторинга агентства охраны Никсон» выразили готовность принять участие в закупке в том случае, если бы она проводилась в конкурентной форме. Указанное свидетельствует о том, что проведение в период с 01.04.2019 по 31.07.2019 закупок у единственного поставщика явилось ограничением доступа к участию в такой закупке иных хозяйствующих субъектов. Кроме того, проведение конкурентной процедуры в рассматриваемом случае могло привести к участию в такой закупке большего числа участников и установлению более низкой цены.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Установив указанное нарушение, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым выдать ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» и ООО «ЧОП «Гром» предписание об устранении причин и последствий допущенного нарушения антимонопольного законодательства, в т.ч. принятии мер, направленных на недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции, посредством издания внутреннего распорядительного акта (приказа, инструкции и т.п.), содержащего указание должностным лицам, о необходимости неукоснительного соблюдения требований установленного порядка проведения закупочных процедур и антимонопольного законодательства, в т.ч. недопустимости заключения недопустимого с точки зрения антимонопольного законодательства соглашения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

 

2. Признать в действиях ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» и ООО «ЧОП «Гром» нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело либо могло привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

 

3. Выдать ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер» и ООО «ЧОП «Гром» предписание об устранении причин и последствий допущенного нарушения антимонопольного законодательства, в т.ч. принятии мер, направленных на недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции, посредством издания внутреннего распорядительного акта (приказа, инструкции и т.п.), содержащего указание должностным лицам, о необходимости неукоснительного соблюдения требований установленного порядка проведения закупочных процедур и антимонопольного законодательства, в т.ч. недопустимости заключения недопустимого с точки зрения антимонопольного законодательства соглашения.

 

4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших установленное нарушение антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                      <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                   <...>

       

 

                                                                                                                                   <...>

 

           

            Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в Арбитражный суд Пермского края в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ, а также в коллегиальный орган ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны