Решение б/н Решение от 21 января 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
___________№______________
На № __________ от ________________
|
АО «СОГАЗ»
614066, г. Пермь, ул. Снайперов, 3
<...>
РТ «Медицинские информационные системы»
614107, г. Пермь, ул. Уральская, 76
<...>
Дело № 059/07/3-1311/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе АО «СОГАЗ» (вх. № 020734)
«17» января 2020 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>. ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
при участии представителей: АО «СОГАЗ» - <...> (по доверенности), РТ «Медицинские информационные системы» - <...>(по доверенности), <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), <...>(по доверенности),
рассмотрев жалобу АО «СОГАЗ» (вх. № 020734) (далее – заявитель) на действия РТ «Медицинские информационные системы» (далее – организатор торгов) при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ на оказание услуг добровольного медицинского страхования сотрудников ООО «РТ МИС» (извещение № 31908687595, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка).
УСТАНОВИЛА:
25.12.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой сводятся к неправомерному установлению критериев в документации таких как: Показатель убыточности за 2018 год, Рентабельность собственного капитала за 2018 год. Заявитель также утверждает, что данные критерии способствуют выбрать конкретную страховую организацию – САО «ВСК».
Заказчик с доводами жалобы не согласен, указывает на отсутствие каких-либо нарушений Закона о закупках и Положения о закупках при проведении рассматриваемого конкурса, просит признать жалобу необоснованной.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемого конкурса, Заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Ростелеком» (далее – Положение) и Извещением и документацией о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора (далее – Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 19.12.2019 г., дата начала подачи заявок - 19.12.2019 г., дата окончания подачи заявок – 31.12.2019г., дата подведения итогов закупки – 31.12.2019г.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В части довода о наличии в конкурсной документации критериев, нарушающих часть 1 статьи 3 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В пункте 17 раздела II Информационной карты Документации, содержатся критерии оценки заявок. В частности:
- Цена договора (60 баллов);
- Квалификация участника (40 баллов). Подтверждается путем предоставления следующих данных:
1) Сумма страховой премии по добровольному медицинскому страхованию
за 2018 год;
2) Показатель убыточности за 2018 год;
3) Рентабельность собственного капитала за 2018 год;
4) Наличие отказов по ДМС за 2018 год;
5) Наличие уровня в рейтинге национальной (российской) рейтинговой шкалы по рейтингам финансовой надежности страховых компаний по версии агентства АО «Эксперт РА»;
6) Наличие системы менеджмента качества ГОСТ ISO 9001-2011 либо ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
Комиссия Пермского УФАС России проанализировав Документацию, не обнаружила оснований для признания жалобы обоснованной в силу следующего.
В рассматриваемом случае, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
В рассмотренном деле финансовые показатели деятельности (показатель убыточности за 2018 год и рентабельность собственного капитала за 2018 год) участника позволяют судить о его финансовой устойчивости и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названных критериев оценки в закупке является обоснованным.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Кроме того, данные критерии являются критериями оценки, а не критерием допуска или недопуска участника. В соответствии с пунктом 17 раздела II Информационная карта Документацией, структурирования баллов выглядит следующим образом:
- Цена договора (60 баллов);
- Квалификация участника (40 баллов). Подтверждается путем предоставления следующих данных:
1) Сумма страховой премии по добровольному медицинскому страхованию
за 2018 год (максимальное количество баллов - 5);
2) Показатель убыточности за 2018 год (максимальное количество баллов - 15);
3) Рентабельность собственного капитала за 2018 год (максимальное количество баллов - 5);
4) Наличие отказов по ДМС за 2018 год (максимальное количество баллов - 5);
5) Наличие уровня в рейтинге национальной (российской) рейтинговой шкалы по рейтингам финансовой надежности страховых компаний по версии агентства АО «Эксперт РА» (максимальное количество баллов - 5);
6) Наличие системы менеджмента качества ГОСТ ISO 9001-2011 либо ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (максимальное количество баллов - 5).
Следовательно, данные критерии не носят существенного характера, поскольку в процентном соотношении баллы за критерий «Цена договора» выше, чем «Квалификация участника».
В связи с этим, довод о том, что данные критерии способствуют выбрать конкретную страховую организацию – САО «ВСК» следует считать несостоятельным.
Таким образом, наличие в Документации таких критериев, как: Показатель убыточности за 2018 год, Рентабельность собственного капитала за 2018 год не нарушает Закон о закупках.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу АО «СОГАЗ» (вх. № 020734) на действия РТ «Медицинские информационные системы» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ на оказание услуг добровольного медицинского страхования сотрудников ООО «РТ МИС» (извещение № 31908687595, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), необоснованной;
- Предписание не выдавать
Зам. Председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.