Заключение №3683/23 ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 059/01/10-289/2023 от 17 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 059/01/10-289/2023
« 17 » апреля 2023 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии: <...>, заместителя руководителя управления;
Членов комиссии: <...>, начальника отдела контроля монополистической
деятельности; <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля
монополистической деятельности,
рассмотрев материалы дела № 059/01/10-289/2023, выделенного из дела № 059/01/10-
82/2023, по признакам нарушения ЗАО «Курорт «Ключи» (ОГРН 1025902467040, ИНН:
5951001445, юридический адрес: 617565, Пермский край, Суксунский район, с. Ключи, ул.
Курортная, 23) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции, выразившегося
самостоятельном определении цены (тарифа) на услуги в сфере теплоснабжения на
территории с. Ключи Суксунского городского округа Пермского края, что привело либо
могло привести к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере
предпринимательской деятельности и (или) неопределенного круга потребителей,
УСТАНОВИЛА:
В ходе рассмотрения материалов по делу о нарушении антимонопольного
законодательства № 059/01/10-82/2023, в действиях ЗАО «Курорт Ключи» были усмотрены
признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные п. 10 ч. 1 ст.
10 - Закона о защите конкуренции, выразившегося самостоятельном определении цены
(тарифа) на услуги в сфере теплоснабжения на территории с. Ключи Суксунского
городского округа Пермского края, что привело либо могло привести к ущемлению
1
2023-4194
интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской
деятельности и (или) неопределенного круга потребителей. На основании приказа от
24.03.2023 № 25/23 Пермским УФАС России в создана Комиссия по рассмотрению дела №
059/01/10-289/2023, выделенного из дела № 059/01/10-82/2023, по признакам нарушения
ЗАО «Курорт Ключи» антимонопольного законодательства.
ЗАО «Курорт Ключи» представило позицию по делу, не отрицает необходимость
соблюдения установленного нормативными актами порядка ценообразования в сфере услуг
теплоснабжения, в связи с этим обратилось в Министерство тарифного регулирования и
энергетики Пермского края для установления (определения) правомерных тарифов;
считает, что не злоупотребляло доминирующим положением.
Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края, указало, что
ЗАО «Курорт Ключи» с соответствующим заявлением об установлении тарифов в т.ч. по
отдельным регулируемым видам деятельности, ранее не обращалось.
МУП «Суксунская коммунальная служба» сообщило, что сведения по вопросу
самостоятельного определения цены (тарифа) ЗАО «Курорт Ключи» на услуги в сфере
теплоснабжения на территории с. Ключи Суксунского городского округа Пермского края –
отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела, с учетом представленных сторонами документов и
сведений, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Государственное регулирование цен в сфере теплоснабжения осуществляется
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – Закон о
теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N
1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы
ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования N 1075) и
Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила
регулирования N 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен
(тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по
тарифам от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении, теплоснабжающей
организацией признается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или)
теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии
(мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном
основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе
теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей
тепловой энергии.
В силу пункта 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении потребителем тепловой энергии
считается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для
использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном
основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части
горячего водоснабжения и отопления.
Согласно подпункту 5 части 1 статьи Закона о теплоснабжении общими принципами
государственной политики в сфере теплоснабжения являются достижение и соблюдение
баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов
потребителей.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении
регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с
принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих
2023-4194 2
организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой
энергии (мощности), теплоносителя.
В ст. 2 Закона о теплоснабжении даны определения следующим понятиям:
тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются
термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);
тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты,
насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от
источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;
теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией,
теплоносителем, в том числе поддержание мощности;
В силу п. 7 Основ ценообразования № 1075, регулирование цен (тарифов) в сфере
теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами
регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении",
настоящим документом, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Порядок формирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами
ценообразования № 1075, другими нормативными правовыми актами, исходя из
экономически обоснованных затрат организации на осуществление регулируемого вида
деятельности.
Разделом IV Правил регулирования № 1075 в сфере теплоснабжения
предусматривается, что в целях установления тарифов организация обращается в орган
регулирования с соответствующим предложением (заявлением) и приложением к нему
необходимых документов.
Статьей 9 Закона о теплоснабжении установлены методы регулирования тарифов в
сфере теплоснабжения:
- при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат)
необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма
планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую
базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией
продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при
определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после
налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой
организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов
регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа;
- при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов
необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие
расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов с учетом
особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа, и нормативную
прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль
регулируемой организации;
- при применении метода обеспечения доходности инвестированного капитала
необходимая валовая выручка регулируемой организации устанавливается в порядке,
определенном Правилами регулирования цен (тарифов), на каждый год долгосрочного
периода регулирования на основе значений долгосрочных параметров регулирования,
определяемых органом регулирования в соответствии с Правилами установления
долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной
законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных
монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые
2023-4194 3
подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8
Федерального закона "О теплоснабжении" (далее - Правила установления долгосрочных
параметров регулирования);
- метод сравнения аналогов применяется в целях установления долгосрочных
тарифов для регулируемой организации на основе анализа зависимости величины расходов
прочих регулируемых организаций, осуществляющих аналогичный регулируемый вид
деятельности в сфере теплоснабжения, от предусмотренных методическими указаниями
показателей, характеризующих в том числе физические параметры производственных
объектов.
Пунктом 7 Методических указаний № 760-э установлено, что тарифы в сфере
теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки
регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида
деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции
(услуг) на расчетный период регулирования.
Тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на услуги по передаче тепловой
энергии устанавливаются в соответствии с календарной разбивкой, предусмотренной
предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями тарифов на тепловую
энергию (мощность), установленными федеральным органом регулирования.
Особенности расчета необходимой валовой выручки, относимой на производство
тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой
энергии, приведены в главе VIII настоящих Методических указаний.
Необходимая валовая выручка, как следует из пункта 2 Основ ценообразования №
1075, представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств,
необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида
деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с
учетом предложения регулируемой организации в соответствии с положениями пунктов 17,
54 и 55 настоящего документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим
настоящего пункта. Порядок учета предложения регулируемой организации о выборе
метода регулирования устанавливается Правилами регулирования цен (тарифов). (п. 19
Основ ценообразования № 1075).
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации
исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В
предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.),
устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами
и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на злоупотребление
хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом
которогоявляются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции
и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере
предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том
числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка
ценообразования (пункт 10).
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта
(группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке
определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким
хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на
2023-4194 4
общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять
с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на
этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается
положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном
рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (ч.ч. 1, 5 ст. 5 Закона о защите
конкуренции).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О
естественных монополиях» услуги, оказываемые в сфере услуги по передачи тепловой
энергии с относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
По смыслу вышеприведенных норм закона, для квалификации нарушения ч. 1 ст. 10
Закона о защите конкуренции в действиях (бездействии) конкретного лица, необходимо
установить наличие у него доминирующего положения на соответствующем товарном
рынке, а также факт того, что совершенные им действия в виде злоупотребления таким
положением не основаны на нормах действующего законодательства и приводят либо
могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или)
ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере
предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
ЗАО «Курорт «Ключи» является организацией, владеющей объектами
теплоснабжения (тепловая трасса, здание газовой котельной) предназначенных для
выработки тепловой энергии и передачи потребителям на территории с. Ключи, в силу
чего, оказывает возмездные услуги по теплоснабжению.
В целях установления доминирующего положения ЗАО «Курорт «Ключи» на
товарном рынке теплоснабжения конечных потребителей в границах тепловых сетей,
технологически присоединенных к зданию газовой котельной ЗАО «Курорт «Ключи», по
адресу: Пермский край, Суксунский район, с. Ключи, ул. Курортная, д. 23, Пермским
УФАС России на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведен
анализ состояния конкуренции на указанном рынке. Анализ товарного рынка показал, что
ЗАО «Курорт «Ключи» занимает доминирующее положение на товарном рынке
теплоснабжения на территории с. Ключи Суксунского городского округа Пермского края.
Положение ЗАО «Курорт «Ключи» по смыслу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от
17.08.1995 № 147-ФЗ, ч.ч 1, 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции, отвечающему признакам
субъекта естественной монополии, признается доминирующим на рынке оказания услуг по
теплоснабжению в пределах с. Ключи Суксунского городского округа Пермского края.
Указанный статус налагает на ЗАО «Курорт «Ключи» обязанности по соблюдению
требований Закона о теплоснабжении, Основам ценообразования № 1075, Правил
регулирования № 1075 в части необходимости применения регулируемых цен на
оказываемые услуги в сфере теплоснабжения, а также антимонопольных запретов,
установленных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Комиссией установлено, что согласно свидетельству государственной регистрации
права от 22.12.2010 59 ББ № 836061 ЗАО «Курорт Ключи» принадлежит на праве
собственности двухэтажное здание котельной, площадью 458,9 кв.м., по адресу: Пермский
край, Суксунский район, с. Ключи, ул. Курортная, д. 23 (инв. №. 00000597). Помимо
указанного, ЗАО «Курорт Ключи» принадлежит тепловая сеть (инв. №. 00000688), что
подтверждается справкой об основных средствах, Посредством указанных объектов
теплоснабжения осуществляется теплоснабжение многоквартирного дома (36 квартир), по
адресу: Пермский край, Суксунский район, с. Ключи, ул. Курортная, д. 51 (предоставление
услуг подтверждается в т.ч. платежными документами (счета-извещения).
2023-4194 5
ЗАО «Курорт Ключи» был самостоятельно утвержден прейскурант цен на
теплоснабжение конечных потребителей в многоквартирном доме. При этом, доказательств
того, что для ЗАО «Курорт Ключи» тарифы на теплоснабжение утверждались в
установленном порядке и организация обращалась для этого в орган регулирования, не
имеется. Следовательно, стоимость услуг в сфере теплоснабжения, оказываемых ЗАО
«Курорт Ключи» конечным потребятелям определялась им самостоятельно, что является
нарушением требований п. 5, п. 6 Правила регулирования N 1075, и, соответственно
нарушает антимонопольный запрет, установленный п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите
конкуренции.
Позиция ЗАО «Курорт «Ключи» Комиссией рассмотрена, факт обращения в орган
регулирования в 2023 г. принят к сведению. Довод ответчика об отсутствии
злоупотребления им доминирующим положением отклоняется как противоречащий
установленным материалам дела и основанный на неверном толковании закона.
С учетом изложенного, у Комиссии антимонопольного органа имеются основания
квалифицировать действия ЗАО «Курорт «Ключи» нарушающими пункт 10 части 1 статьи
10 Закона о защите конкуренции.
Оснований для прекращения производства по делу в соответствии со ст. 48 Закона о
защите конкуренции не установлено.
Председатель комиссии
<...>
Члены комиссии:
<...>
<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны