Решение (комиссия) б/н Решение по делу от 27 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя комиссии: <...>, заместителя руководителя управления; Членов комиссии: <...>, начальника отдела контроля монополистической деятельности; <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности,
рассмотрев материалы дела № 059/01/10-1162/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения Акционерным обществом «Пермский региональный оператор ТКО» (далее - АО «ПРО ТКО») (ОГРН 1225900008883, ИНН 5903153085, юридический адрес: 614081, г. Пермь, ул. Плеханова, 51в) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в уклонении от исполнения обязательств регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, что привело или могло привести к ущемлению интересов ООО «ЛЕРУА МЕРЛЕН ВОСТОК»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
поступило заявление ООО «ЛЕРУА МЕРЛЕН ВОСТОК» (вх. №№ 13551-ЭП/23 от
11.09.2023, 14885/23 от 03.10.2023) о нарушении антимонопольного законодательства в
отношении АО «ПРО ТКО» при невключении места накопления твердых коммунальных
отходов по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 164 Б в территориальную схему
обращения с отходами, отказе в вывозе отходов.
По итогам рассмотрения материалов со стороны АО «ПРО ТКО» выявлены
признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные ч. 1 ст. 10
Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от исполнения обязательств
регионального оператора по обращению с ТКО в отношении потребителя ООО «ЛЕРУА
МЕРЛЕН ВОСТОК», в том числе в части неучёта места накопления отходов по адресу: г.
Пермь, шоссе Космонавтов, 164 Б (ТЦ «Леруа Мерлен»), бездействия в части
ненаправления сведений об указанном месте накопления отходов в уполномоченный орган
исполнительной власти Пермского края. На основании приказа от 17.10.2023 №102/23
Пермским УФАС России в отношении АО «ПРО ТКО» возбуждено дело о нарушении
антимонопольного законодательства № 059/01/10-1162/2023.
В ходе рассмотрения дела, с учетом представленных сторонами документов и
сведений, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
(далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными
отходами, утвержденными Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее
Правила № 1156).
Твердыми коммунальными отходами признаются отходы, образующиеся в жилых
помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие
свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в
жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым
коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам,
образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1
Федерального закона № 89-ФЗ).
Под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем
одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания,
размещения (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса
жизнедеятельности человека, следовательно, по общему правилу функционирование
любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов
(определение Верховного Суда РФ от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978).
Под региональным оператором понимается юридическое лицо, осуществляющее
деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,
захоронению твердых коммунальных отходов, которое обязано заключить договор на
оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места
накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (ст. 1
Федерального закона № 89-ФЗ).
По смыслу ст. 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ в целях организации и
осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению),
сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов
уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации
утверждается территориальная схема обращения с отходами, которая в том числе включает
в себя: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта
Российской Федерации, данные о нахождении мест накопления отходов на территории
субъекта Российской Федерации.
Так, законом предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить
сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на
территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и
территориальной схемой в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, накопление отходов
допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих
требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия
населения и иного законодательства Российской Федерации.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные
постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 предусматривают заключение
договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне
деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления
(пункт 5 Правил № 1156).
Согласно п. 2 Правил № 1156:
контейнерная площадка - место (площадка) накопления твердых коммунальных
отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской
Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской
Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;
контейнер - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых
коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;
бункер - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных
отходов.
Пунктом 9 Правил № 1156 предусмотрено, что потребители осуществляют
складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых
коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с
твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах
(площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор
направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых
коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах
(площадках) накопления твердых коммунальных отходов (абз. 2 п. 9).
В соответствии с п. 16 Правил № 1156 в случае обнаружения региональным
оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на
земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении,
региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом,
позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника
земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий
государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного
размещения ТКО.
Из буквального толкования пункта 9 Правил № 1156 следует, что на региональном
операторе лежит публичная обязанность по уведомлению органа исполнительной власти о
выявленных местах накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 3.8.9, 3.8.12 Положения о Министерстве коммунального
хозяйства и благоустройства Пермского края, утвержденного Постановлением
Правительства Пермского края от 26.10.2018 № 360-п, Министерство организует
деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых
коммунальных отходов; утверждает территориальную схему обращения с отходами в
Пермском крае.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с разрешением на ввод
объекта в эксплуатацию № 59-RU90303000-372-2017 от 26.12.2017, выданным
Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми ООО «ЛЕРУА
МЕРЛЕН ВОСТОК» (ИНН 5029069967), в эксплуатацию введен объект капитального
строительства «Торговый центр «Леруа Мерлен», расположенный по адресу: г. Пермь,
шоссе Космонавтов, 164 Б. С момента создания объекта с 2017 г. на территории торгового
центра оборудована площадка, на которой осуществляется накопление твердых отходов,
ведется учет образованных отходов, составляется отчетность. Указанное обстоятельство
подтверждается в том числе: проектной документацией на строительство, журналом учета
отходов, отчетом 2ТП-отходы за 2017 г. Услуги по сбору, транспортировке и размещению
отходов производства и потребления, образованных в результате хозяйственной
деятельности объекта «Торговый центр «Леруа Мерлен», расположенного по шоссе
Космонавтов, 164 Б, ранее оказывало ООО «Буматика» по договору № 109/39 от
28.11.2017.
В соответствии с протоколом подведения результатов конкурсного отбора
регионального оператора по обращению с ТКО на территории Пермского края от
18.10.2018 данный статус был присвоен ПКГУП «Теплоэнерго» (с 05.05.2022 г. ПКГУП
«Теплоэнерго» реорганизовано в АО «Пермский региональный оператор ТКО» (АО «ПРО
ТКО»)).
02.11.2018 г. между Региональной службой по тарифам Пермского края и ПКГУП
«Теплоэнерго» было заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с
твердыми коммунальными отходами.
Зоной деятельности регионального оператора определена вся территория
Пермского края (п. 2.1 Соглашения).
Началом осуществления деятельности регионального оператора определена дата не
позднее 01.01.2019 г. (п. 7.2 Соглашения).
Пунктом 6.1 Соглашения определен перечень обязанностей регионального
оператора, согласно которым в том числе региональный оператор среди прочего обязан:
- создавать условия для сбора ТКО в контейнерах, установленных в местах
накопления отходов, предусмотренных Территориальной схемой, с последующим их
размещением на объектах, внесенных в государственный реестр объектов размещения
отходов, использование которых предусмотрено Территориальной схемой (п. 6.1.3);
- реализовывать Территориальную схему и мероприятия регионального
оператора, предусмотренные Региональной программой в части, касающейся организации
деятельности по обращению с ТКО на территории Пермского края (п. 6.1.5);
- в течение 180 календарных дней с даты подписания настоящего Соглашения
провести инвентаризацию имеющихся в зоне деятельности Регионального оператора
несанкционированных мест размещения ТКО, ранее образованных в зоне его
деятельности, представить информацию об инвентаризации в Региональную службу по
тарифам Пермского края по форме, приведенной в Приложении 7 к настоящему
Соглашению (п.6.1.23);
- в течение 365 календарных дней с даты подписания настоящего Соглашения
провести инвентаризацию имеющихся в зоне деятельности Регионального оператора
источников образования ТКО, представить информацию об инвентаризации в
Региональную службу по тарифам Пермского края по форме, приведенной в Приложении 8
к настоящему Соглашению (п. 6.1.24);
- в случае обнаружения мест несанкционированного размещения ТКО, объем
которых превышает 1 куб. метр на земельном участке, не предназначенном для этих целей
и не указанном в соглашении, предпринимать меры для обеспечения ликвидации места
несанкционированного размещения ТКО в порядке, установленном Правилами обращения
с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства
РФ от 12.11.2016 № 1156.
Так, из материалов дела и имеющихся документов не следует, что применительно к
адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 164Б («Торговый центр «Леруа Мерлен») данные о
наличии источника образования ТКО в 2018-2019 гг. направлялись региональным
оператором в Региональную службу по тарифам Пермского края в соответствии с пунктами
6.1.23, 6.1.24 Соглашения от 02.11.2018 в рамках инвентаризации.
В июне 2022 г. в адрес ООО «ЛЕРУА МЕРЛЕН ВОСТОК» от АО «ПРО ТКО»
поступил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными
отходами с потребителем № 205422837-2022/ТКО от 25.05.2022. Согласно приложению 1 к
договору местом накопления ТКО региональным оператором обозначена контейнерная
площадка по ул. 4-я Ипподромная, 1, г. Пермь.
Не согласившись с предложенными условиями договора, ООО «ЛЕРУА МЕРЛЕН
ВОСТОК» направило региональному оператору протокол разногласий от 08.06.2022 к
договору, в котором обозначило, что в качестве места накопления ТКО подлежит указанию
контейнерная площадка по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 164Б. Указанный
протокол разногласий региональным оператором был отклонен.
Из последующей переписки за 2023 г. между заявителем и региональным
оператором следует, что на претензии заявителя относительно невывоза ТКО с площадки
по шоссе Космонавтов, 164Б в рамках договора от 25.05.2022 АО «ПРО ТКО» указало, что
местом накопления ТКО для ООО «ЛЕРУА МЕРЛЕН ВОСТОК» установлена площадка по
ул. 4-я Ипподромная, 1; в части площадки по шоссе Космонавтов, 164Б указало, что она
отсутствует в реестре мест (площадок) накопления ТКО и для ее включения в реестр
необходимо обратиться в Администрацию Индустриального района г. Перми.
04.07.2023 г. Западно-Уральским межрегиональным управлением по надзору в
сфере природопользования в отношении АО «ПРО ТКО» вынесено предостережение о
недопустимости нарушения обязательных требований в сфере обращения с ТКО, АО «ПРО
ТКО» рекомендовано принять меры по направлению информации о площадке накопления
ТКО ТЦ «Леруа Мерлен» по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 164Б, в Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края для рассмотрения
вопроса о внесении изменений в территориальную схему в части сведений о местах
накопления ТКО. АО «ПРО ТКО» с названным предупреждением не согласилось и
обжаловало его в судебном порядке (дело № А50-19218/2023).
Также следует, что в ходе судебного разбирательства между ООО «ЛЕРУА
МЕРЛЕН ВОСТОК» и АО «ПРО ТКО» в Арбитражном суде Пермского края по делу №
А50-13990/2023 стороны достигли мирового соглашения относительно вопроса о вывозе
ТКО с территории ТЦ «Леруа Мерлен». Согласно подписанному приложению № 1 от
12.10.2023 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными
отходами № 205422837-2022/ТКО от 25.05.2022, местом накопления ТКО был определен
адрес: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 164Б.
Вопреки позиции АО «ПРО ТКО» касательно необходимости внесения площадки,
расположенной по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 164Б, в реестр мест (площадок)
накопления ТКО, для осуществления региональным оператором вывоза ТКО с данной
площадки, АО «ПРО ТКО» было заключено мировое соглашение, согласно которому
местом накопления ТКО был определен адрес: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 164Б. Анализ
указанных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что региональному оператору
ранее ничего не препятствовало для определения местом накопления ТКО по договору №
205422837-2022/ТКО от 25.05.2022 площадку Заявителя.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства
Пермского края № 24-04-01-04-297 от 23.10.2023 утверждены изменения в
территориальную схему обращения с отходами, в соответствии с которым место
накопления отходов, расположенное по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, д. 164Б (ООО
«Леруа Мерлен Восток»), включено в территориальную схему обращения с отходами
Пермского края. Как следует, указанное решение было принято Министерством после
рассмотрения обращения от ООО «Леруа Мерлен Восток».
Из анализа изложенных выше обстоятельств следует, что сведениями о наличии на
территории ТЦ «Леруа Мерлен» по шоссе Космонавтов, 164Б места (площадки)
накопления ТКО региональный оператор стал достоверно располагать как минимум с июня
2022 г. (момент получения протокола разногласий от заявителя). Между тем, каких-либо
действий и мер, направленных относительно урегулирования статуса указанного места
(площадки), региональным оператором ни ранее, ни в период с июня 2022 г. и вплоть до
октября 2023 г. не предпринималось.
От АО «ПРО ТКО» представлена позиция по делу (исх. от 27.10.2023 № 16814),
согласно которой оно полагает, что требования антимонопольного законодательства по
отношению к заявителю им не были нарушены; указывает, что по договору № 205422837-
2022/ТКО от 25.05.2022 местом накопления ТКО для ТЦ «Леруа Мерлен» была определена
ближайшая площадка по ул. 4-я Ипподромная, 1; место накопления ТКО по адресу: шоссе
Космонавтов, 164Б региональным оператором не было согласовано; в ходе выезда
28.03.2023 г. на территории ТЦ им был выявлен принадлежащий неизвестным лицам
металлический бункер, в который складированы отходы, не относящиеся к ТКО;
оснований считать данный бункер в качестве места накопления ТКО у АО «ПРО ТКО» не
имелось; в реестре мест накопления ТКО контейнерная площадка по шоссе Космонавтов,
164Б отсутствовала; проверками прокуратуры и Росприроднадзора установлено, что по
договору от 28.11.2017 вывоз отходов по шоссе Космонавтов, 164Б осуществляло ООО
«Буматика», которое вывозило смешиваемые с ТКО отходы.
В дополнениях к позиции (от 24.01.2024 № 840) АО «ПРО ТКО» сообщило, что
отходообразователь был выявлен в мае 2022 г.; контейнерной площадки, соответствующей
нормативным актам у заявителя не было; в рамках судебного дела №А50-13990/2023
утверждено мировое соглашение, по которому заявитель обязался организовать и
зарегистрировать контейнерную площадку, а АО «ПРО ТКО» обязалось вывозить с нее
отходы с ноября 2023 г.; площадка была согласована органами Роспотребнадзора и
13.12.2023 г. внесена в реестр мест накопления ТКО; ссылается на различия в
законодательстве понятий «источник образования отходов» и «место накопления отходов»;
полагают что дело подлежит прекращению.
От заинтересованного лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства Пермского края представлена позиция по делу (от 04.12.2023), согласно
которой следует, что Министерством было установлено, что площадка накопления ТКО по
шоссе Космонавтов,164Б была создана до 2018 года; ввиду необнаружения АО «ПРО ТКО»
в ходе выезда по данному адресу в бункере отходов, относящихся к ТКО, полагают, что у
АО «ПРО ТКО» обязанность по направлению сведений о данной площадке отсутствовала.
От заявителя ООО «Леруа Мерлен Восток» дополнительно представлена позиция
по делу (от 26.01.2024), согласно которой ООО «Леруа Мерлен Восток» оплатило услуги
регионального оператора в период с 01.06.2022 по 30.03.2023, но последним услуги за
указанный период фактически не оказывались, в связи с чем ООО «Леруа Мерлен Восток»
было вынуждено пользоваться услугами по обращению с отходами ООО «Буматика».
Согласно представленному расчету убытков, расходы ООО «Леруа Мерлен Восток» на
оплату ООО «Буматика» услуг по обращению с ТКО составили <...> рублей. Помимо
прочего, вследствие неисполнения региональным оператором обязательств по Договору,
ООО «Леруа Мерлен Восток» понесены материальные и временные затраты в связи с
необходимостью административного (жалобы в Прокуратуру Пермского края,
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края,
Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) и судебного
понуждения регионального оператора к исполнению Договора. Также обществом понесены
затраты на документирование факта неисполнения обязательств региональным оператором
(телеграммы с вызовом для составления актов, активирование факта неисполнения
обязательств) и факта наличия площадки накопления ТКО (протокол осмотра нотариусом,
нотариальное назначение экспертизы).
Как установил Арбитражный суд Московского округа в акте по делу №А41-
58649/2022, АО «ПРО ТКО» не передало в уполномоченный орган информацию для
включения в территориальную схему о площадке накопления ТКО у ТЦ Леруа Мерлен,
образованную в 2017 году, хотя информация о данном объекте находилась в открытом
доступе, в том числе на публичной кадастровой карте.
Так, из материалов дела следует, что АО «ПРО ТКО» достоверно располагало (как
минимум с июня 2022 г.) и могло располагать ранее сведениями о том, что на территории
ТЦ по адресу: шоссе Космонавтов, 164Б имеется место накопления отходов в результате
деятельности ООО «Леруа Мерлен Восток». В расположенный по указанному адресу
контейнер 27 куб.м. осуществлялось складирование в том числе твердых коммунальных
отходов, что подтвердилось впоследствии материалами проверок прокуратуры и
Росприродназора, а также осуществленным отбором проб от 29.09.2023 (решение АС ПК
по делу № А50-19218/23).
Между тем, субъективно полагая, что данное место накопления отходов не
соответствует определенным требованиям, региональный оператор бездействовал, считая,
что обязанности по направлению сведений в Министерство коммунального хозяйства и
благоустройства Пермского края в соответствии с абз. 2 п. 9 Правил № 1156 относительно
данного места у него не возникает, исходя из чего информация передана не была.
Позицию АО «ПРО ТКО», а также Министерства, Комиссия антимонопольного
органа признает несостоятельной, поскольку правом оценки соответствия места
(площадки) накопления твердых коммунальных отходов установленным требованиям
перед внесением ее в территориальную схему обращения с отходами ни Правила № 1156,
ни иные акты регионального оператора не наделяют. В связи с чем на региональном
операторе лежит лишь обязанность по направлению сведений, а окончательное решение о
необходимости либо об отсутствии необходимости внесения сведений в территориальную
схему обращения с отходами лежит на уполномоченном органе.
Тем самым, в рассматриваемом случае нет оснований считать, что контейнер (или
бункер), размещенный на территории ТЦ по шоссе Космонавтов, 164Б, региональному
оператору при его обнаружении невозможно было бы идентифицировать как место
(площадку) ТКО, образующихся в результате деятельности ООО «Леруа Мерлен Восток»,
что в том числе можно было уяснить из писем последнего, направлявшихся в адрес АО
«ПРО ТКО».
Рассматривая довод АО «ПРО ТКО» относительно несоответствия выявленного
места накопления ТКО установленным требованиям (в т.ч. в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия) и вытекающий из этого вывод об
отсутствии необходимости региональному оператору принимать необходимые действия,
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что одним из принципов законодательства в
области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание
благоприятного состояния окружающей среды. Предусматривая в абз. 2 п. 9 Правил №1156
вышеназванную публичную обязанность для регионального оператора, законодатель,
внимая данному принципу, исходил из необходимости упорядочивания неучтенных мест
накопления ТКО, находящихся в зоне работы такого регионального оператора, и
дальнейшей систематизации уполномоченными органами сведений о таких местах путем
корректировки территориальной схемы обращения с отходами. Между тем, широкое
толкование региональным оператором своих полномочий в данном контексте, в том числе
принятие им решений о ненаправлении сведений о тех или иных выявленных местах ТКО
с точки зрения их несоответствия установленным требованиям, будет противоречить
указанному смыслу законодателя, может приводить к увеличению неучтенных и
неконтролируемых мест накопления ТКО.
Позицию ответчика в части отсутствия спорного места в реестре мест накопления
ТКО, что, по его мнению, также явилось для него препятствием относительно учета
данного места и ненаправления сведений о нем, следует также отклонить как ошибочную.
Следует отметить, что Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов и ведения их реестра были утверждены Постановлением
Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, вступившим в силу только с 01.01.2019 г., при
этом место накопления отходов на территории ТЦ по шоссе Космонавтов, 164Б было
создано еще до 2018 года и до вступления в силу данных норм, что подтверждается
представленными в материалы дела документами, а также позицией и последующими
действиями Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства
Пермского края, включившим 23.10.2023 г. данное место в территориальную схему
обращения с отходами.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие)
занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых
являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или)
ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере
предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Злоупотребление правом, запрещенное как общими нормами (ст. 10 ГК РФ), так и
специальными (ст. 10 Закона о защите конкуренции), заключается (применительно
антимонопольным нарушениям) не в незаконных действиях, то есть не в осуществлении
действий, не предусмотренных законом, а именно в злоупотреблении теми полномочиями,
которые закон делегировал субъекту гражданских правоотношений. При этом лицо,
занимающее доминирующее положение на рынке, является субъектом не только частно-
правовых, но и публично-правовых отношений.
По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во
взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского
кодекса РФ злоупотреблением доминирующим положением признается поведение
доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в
том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных
рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на
рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим
субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории
участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет,
иное подобное ущемление прав участников рынка.
Пермским УФАС России, в соответствии с положениями Закона о защите
конкуренции, проведен анализ состояния конкуренции на указанном рынке. АО «ПРО
ТКО», являющееся региональным оператором в сфере обращения с твердыми
коммунальными отходами на всей территории Пермского края, является лицом,
оказывающим решающее влияние на общие условия рынка услуг по обращению с
твердыми коммунальными отходами и (или) способным устранять с этого товарного рынка
других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок
другим хозяйствующим субъектам, и, следовательно, признается в зоне своей деятельности
занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке в силу ч. 5
ст. 5 Закона о защите конкуренции (письмо ФАС России от 11.08.2021 № ВК/67016/21).
Исходя из вышеизложенного следует, что АО «ПРО ТКО» занимает доминирующее
положение в силу наличия присвоенного статуса регионального оператора, имеет
возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом
рынке, ввиду чего на него распространяются вышеуказанные антимонопольные запреты
статьи 10 Закона о защите конкуренции.
После принятия Комиссией антимонопольного органа в соответствии со ст. 48.1
Закона о защите конкуренции заключения об обстоятельствах дела от 05.02.2024 и
направления его сторонам, от АО «ПРО ТКО», ООО «ЛЕРУА МЕРЛЕН ВОСТОК» и иных
заинтересованных лиц письменных позиций на заключение об обстоятельствах дела в
адрес Комиссии не представлено. Представитель АО «ПРО ТКО» поддержал ранее
заявленную позицию по делу.
Перечисленные выше обстоятельства свидетельствуют, что в результате
сознательного бездействия, выразившегося в ненаправлении сведений в уполномоченный
орган исполнительный власти Пермского края в соответствии с абз. 2 п. 9 Правил № 1156
относительно имеющегося места (площадки) накопления ТКО на территории ТЦ «Леруа
Мерлен» по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 164Б в целях внесения в
территориальную схему обращения с отходами, АО «ПРО ТКО» осуществляло
ненадлежащую организацию обращения с твердыми коммунальными отходами, что
привело к ущемлению интересов ООО «Леруа Мерлен Восток» в сфере
предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, Комиссия Пермского УФАС России, учитывая
совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о нарушении АО «ПРО ТКО»
ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции
Комиссия, при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного
законодательства, разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.
Учитывая, что к настоящему времени площадка накопления ТКО ООО «Леруа
Мерлен Восток» была включена в территориальную схему, а региональный оператор
признал свою обязанность по вывозу ТКО с данного места, Комиссия полагает об
отсутствии необходимости в выдаче предписания.
Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного
законодательства в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48,
частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
2. Признать в действиях (бездействии) АО «ПРО ТКО» нарушение части 1 статьи
10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от исполнения обязательств
регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами путем
бездействия в части ненаправления сведений о созданном до 2018 г. месте накопления
отходов по адресу: г. Пермь, Шоссе Космонавтов, 164Б (ТЦ «Леруа Мерлен») в
уполномоченный орган исполнительной власти Пермского края в установленном порядке,
что привело или могло привести к ущемлению интересов ООО «Леруа Мерлен Восток».
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы должностному лицу Пермского УФАС России для
рассмотрения вопроса о применении мер реагирования в соответствии Кодексом РФ об
административных правонарушениях.
Председатель комиссии <...>
Члены комиссии:<...> <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны