Решение (комиссия) №2711/23 реш. по ж. Рит на ИРО ПК от 23 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Дело № 059/07/3-175/2023

 

 

ООО «РИТ»

109202, Москва, ш.Фрезер, д.5/1, э подвал, пом.1, комн.1, офис 22

rit_company@mail.ru

 

ГАУ ДПО "Институт развития образования Пермского края",

Закупочная комиссия

ГАУ ДПО "Институт развития образования Пермского края"

614068, г. Пермь, ул. Екатерининская, 210

ogo-zak@iro.perm.ru

yakov77nad@mail.ru

priem@iro.perm.ru

 

Электронная торговая площадка

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

ko@sberbank-ast.ru

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «РИТ»

(вх. № 2913-ЭП/23)

«20» марта 2023 г. г. Пермь

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...> ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

при участии представителя ООО «РИТ» - <...>, при участии представителя ГАУ ДПО "Институт развития образования Пермского края" – <...> при участии представителя заинтересованного лица – <...>., каждым из представителей предъявлены паспорта и доверенности,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «РИТ» (ОГРН: 1197746588940, Дата присвоения ОГРН: 01.10.2019, ИНН: 9721087646, КПП: 772101001) (далее также – Заявитель, ООО «РИТ») на действия (бездействие) Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Пермского края" (ОГРН:1025900764449; ИНН: 5903005619; КПП: 590301001), Закупочной комиссии ГАУ ДПО "Институт развития образования Пермского края" (далее также – Комиссия, Закупочная комиссия) при организации и проведении Аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, предметом которого является поставка автоматизированных рабочих мест для пунктов проведения государственной итоговой аттестации в 2023 г. (извещение № 32312097316 на официальном сайте ЕИС) (далее – торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

02.03.2023 г., в адрес Пермского УФАС Россия поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, доводы которой сводятся к оспариванию отклонения заявки Заявителя на участие в закупке.

Заказчик не согласился с доводами Заявителя, представил письменные пояснения, в которых указал, что считает жалобу необоснованной.

Частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (далее по тексту – Стороны), уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В связи с соответствием жалобы Заявителя предъявляемым к ней требованиям жалоба была принята Пермским УФАС России к рассмотрению, уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 1929/23 от 03.03.2023), содержащее установленные частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции сведения, размещено на сайте www.br.fas.gov.ru в пределах установленного срока и направлено Сторонам посредством электронной почты. Уведомление также содержало информацию о возможности дистанционного участия в рассмотрении жалобы и о действиях, которые необходимо совершить для обеспечения такого участия.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

2. При проведении закупки Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг (Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Пермского края"), версия 19 от 18.01.2023 (далее также – Положение), извещением №32312097316 на официальном сайте (далее также – извещение), Документацией о закупке (далее также – Документация).

В соответствии с указанными документами:

Дата начала срока подачи заявок: 07.02.2023 00:00 (МСК+2);

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика): 15.02.2023 11:00 (МСК+2);

Дата рассмотрения первых частей заявок: 17.02.2023;

Дата начала срока подачи ценовых предложений: 20.02.2023;

Время начала срока подачи ценовых предложений (по местному времени заказчика): 11:00;

Дата и время окончания срока подачи ценовых предложений (по местному времени заказчика): 20.02.2023 20:00;

Дата проведения сопоставления ценовых предложений: 20.02.2023;

Дата рассмотрения вторых частей заявок: 22.02.2023;

Дата подведения итогов: 22.02.2023 (МСК+2).

По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушаются действиями закупочной комиссии Заказчика, а именно: закупочной комиссией неправомерно отклонена заявка Заявителя на участие в закупке.

При рассмотрении жалобы Заявителем также заявлен довод об оспаривании требования о необходимости предоставления документов и сведений, подтверждающих обеспечение заявки на участие в закупке.

3. Ознакомившись с имеющимися материалами жалобы, позицией Заказчика, доводом Заявителя о недопустимости установления в закупочной Документации требования о необходимости предоставления участником закупки документов и сведений, подтверждающих обеспечение заявки на участие в закупке, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пп. «а» п. 8 ч. 1.2 Раздела 9 Документации требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке документации:

вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать информация и документы об обеспечении заявки на участие в закупке, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении, документацией о закупке:

-реквизиты специального банковского счета участника закупки, если обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется участником закупки путем внесения денежных средств;

- независимая гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в закупке участником закупки предоставляется независимая гарантия.

Рассматриваемая конкурентная закупка осуществляется Заказчиком в электронной форме, участниками такой закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Особенности осуществления такой закупки регулируются ст. 3.4 Закона о закупках.

Согласно ч. 12 ст. 3.4 Закона о закупках при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечение заявок на участие в такой конкурентной закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) может предоставляться участниками такой закупки путем внесения денежных средств в соответствии с настоящей статьей или предоставления независимой гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в такой закупке осуществляется участником такой закупки.

По смыслу ч. 13 ст. 3.4 Закона о закупках при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - специальный банковский счет).

Согласно п. 8 ч. 19.1 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке:

а) реквизиты специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств;

б) независимая гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участником такой закупки предоставляется независимая гарантия.

В соответствии с п. 1 Раздела 10 Документации размер обеспечения заявки на участие в закупке составляет 2,00% от начальной (максимальной) цены договора, то есть 383 240,00 руб.

Принимая во внимание соответствующие нормативные положения ст. 3.4 Закона о закупках, учитывая, что Заказчиком установлена необходимость обеспечения заявки на участие в закупке, Комиссия Пермского УФАС России находит рассматриваемый довод Заявителя необоснованным.

4.Ознакомившись с имеющимися материалами жалобы, позицией Заказчика, доводом Заявителя о том, что закупочной комиссией неправомерно отклонена заявка Заявителя на участие в закупке, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пп. «а» п. 8 ч. 1.2 Раздела 9 Документации требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке документации:

вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать информация и документы об обеспечении заявки на участие в закупке, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении, документацией о закупке:

-реквизиты специального банковского счета участника закупки, если обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется участником закупки путем внесения денежных средств;

- независимая гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в закупке участником закупки предоставляется независимая гарантия.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закупке в редакции от 01.03.2023 заявка ООО «РИТ» (№5609) отклонена, поскольку в заявке не указаны реквизиты специального банковского счета участника закупки, если обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется участником закупки путем внесения денежных средств.

Изучив документы, представленные Заявителем в составе второй части заявки, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу, что требуемые в соответствии с пп. «а» п. 8 ч. 1.2 Раздела 9 Документации документы действительно отсутствуют в составе документов второй части заявки Заявителя.

При этом Заявитель отмечает, что Заказчику были доступны сведения об обеспечении заявки на участие в закупке со стороны Заявителя. Доступ Заказчика к таким сведениям, по мнению Заявителя, осуществлялся с использованием программно-аппаратных средств электронной торговой площадки.

В ответ на запрос антимонопольного органа (исх. № 2366/23 от 16.03.2023) ЭТП «Сбербанк-АСТ» представила документы и сведения, подтверждающие, что Заказчику был доступен такой документ как «подача заявки на участие», который содержит в себе информацию обо всех заполненных участников полях формы, в том числе о выбранном варианте обеспечения заявки на участие в закупке, в разделе «Сведения об обеспечении заявки». Согласно реестру оператора ЭТП при подаче документов Заявителем были указаны реквизиты специального счета для блокирования денежных средств в размере обеспечения заявки. Дополнительно, в составе документов второй части заявки реквизиты специального банковского счета Заявителем не предоставлялись.

Комиссия Пермского УФАС России установила, что в рассматриваемом документе, формируемом электронной торговой площадкой, Заявителем указаны сведения об обеспечении заявки, в том числе, вид обеспечения заявки на участие, размер обеспечения, депозит (комиссия Оператора), валюта обеспечения, депозита заявки, наименование банка, код банка, номер счета.

Учитывая изложенное, заявка Заявителя не могла быть отклонена со стороны Закупочной комиссии Заказчика по указанному основанию, поскольку у Заказчика была возможность ознакомиться с реквизитами специального банковского счета. При этом понятие «реквизиты специального банковского счета» не определено в соответствии с Документацией. Учитывая изложенное, представленную Заявителем информацию в рамках второй части заявки на участие в закупке необходимо было признать соответствующей требованиям Документации.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Учитывая изложенное, в действиях Закупочной комиссии Заказчика устанавливается нарушение ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, довод Заявителя о неправомерно отклонении заявки на участие в закупке признается Комиссией Пермского УФАС России обоснованным.

В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Комиссией Пермского УФАС России, в том числе с учетом того, что заявка Заявителя неправомерно отклонена Закупочной комиссией Заказчика, принято решение выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «РИТ» (ОГРН: 1197746588940, Дата присвоения ОГРН: 01.10.2019, ИНН: 9721087646, КПП: 772101001) на действия (бездействие) Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Пермского края" (ОГРН:1025900764449; ИНН: 5903005619; КПП: 590301001), Закупочной комиссии ГАУ ДПО "Институт развития образования Пермского края" при организации и проведении Аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, предметом которого является поставка автоматизированных рабочих мест для пунктов проведения государственной итоговой аттестации в 2023 г. (извещение № 32312097316 на официальном сайте ЕИС), обоснованной.

2. Установить в действиях Закупочной комиссии ГАУ ДПО "Институт развития образования Пермского края" нарушение ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

 

 

<...>

 

Члены Комиссии

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

<...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Исп.<...>

тел.8(342)235-10-36

 

 

2023-3092

 

 

Связанные организации

АО «Сбербанк-АСТ»
ИНН 5904103175, ОГРН 1025900908879
Общество с ограниченной ответственностью «РИТ»
ИНН 9721087646, ОГРН 1197746588940
ГАУ ДПО "ИРО ПК"
ИНН 5903005619, ОГРН 1025900764449