Решение б/н Признать в действиях (бездействии) ООО «Эссет Менеджмент Ура... от 21 октября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/17-829/2019

« 21 » октября 2019 года                                                                                                        г. Пермь

Резолютивная часть решения оглашена « 10 » октября 2019 года

В полном объеме решение изготовлено « 21 » октября 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...>, заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

<...>, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;

<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/17-829/2019 по признакам нарушения ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ООО «Эссет Менеджмент Урал» и Комиссии по организации и проведению продажи имущества,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России, антимонопольный орган) поступила жалоба <...>, а также материалы проверки, проведенной Прокуратурой Дзержинского района г. Перми.

По результатам рассмотрения поступивших материалов, Пермским УФАС России в действиях ООО «ЭМ Урал» и Комиссии по проведению торгов по продаже имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства при организации и проведении торгов по продаже имущества, арестованного у должника <...> на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Пермскому району УФССП России по Пермскому краю о передаче арестованного имущества на торги от 13.08.2018, акта передачи арестованного имущества на торги от 08.09.2018, а именно, АМТС LADA GFL120 LADA VESTA, VIN: XTAGFLK120HY055689, 2016 г.в., г/н К198ОО159 (Лот № 20, извещение № 280918/19398018/05, 051218/19398018/01 на официальном сайте для размещения информации о торгах http://torgi.gov.ru, а также на в Российской газете (219 (7682)) от 02.10.2019), выразившееся в неправомерном отказе в допуске к участию в аукционе <...>, подавшего заявку на участие в аукционе и оплатившего задаток на участие в торгах в установленном документацией размере.

На основании приказа от 15.08.2019 № 295-п и определения № 10921-19 от 19.08.2019, Пермским УФАС России в отношении ООО «ЭМ Урал» и Комиссии по проведению торгов по продаже имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов (далее – Комиссия ООО «ЭМ Урал»), возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 059/01/17-829/2019 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

От ООО «ЭМ Урал» и <...> письменных возражений, дополнений, пояснений по обстоятельствам возбужденного дела не представлено. Представителей для участия в рассмотрении дела не направлено.

После принятия Комиссией антимонопольного органа в соответствии со ст. 48.1 Закона о защите конкуренции заключения об обстоятельствах дела от 02.09.2019 и направления его сторонам, от ООО «ЭМ Урал» и <...> пояснения также не представлены, представители на рассмотрение не явились.

Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также – Закон об исполнительном производстве) реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

Порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте организатора торгов в сети «Интернет» и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом Правительством Российской Федерации. Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (части 2, 3 ст. 90 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с пунктом 4.1.10 Положения, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 № 278, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее – Территориальное управление) организует в установленном порядке реализацию имущества (имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

В целях реализации арестованного имущества Территориальное управление руководствуется в том числе Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) и Соглашением о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество от 30.04.2015 № 0001/13/01-12/65 (далее - Соглашение).

В соответствии с частью 1 статьи 87 Закона об исполнительном производстве принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из пункта 5.5 Постановления Правительства РФ № 432 следует, что Росимущество организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество. Порядок реализации арестованного имущества определен Методическими рекомендациями по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утв. Росимуществом 11.04.2014 (далее также - Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 3.1 Методических рекомендаций, реализация арестованного имущества осуществляется самостоятельно Росимуществом (его Территориальными органами), либо специализированной организацией, привлекаемой в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество (его территориальные органы) и привлекаемые им в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок физические и юридические лица.

Таким образом, 22.01.2018 Территориальным управлением со специализированной организацией ООО «Эссет Менеджмент Урал» на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) заключен государственный контракт № 1 на оказание услуг по реализации имущества (в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней), арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории г. Перми и Пермского края (далее - государственный контракт), согласно которому специализированная организация обязалась на условиях, установленных государственным контрактом, совершать от имени Территориального управления действия по реализации имущества (в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней), арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории г. Перми и Пермского края.

В целях оказания услуг по государственному контракту Территориальным управлением Обществу выдана доверенность от 23 января 2018 года № 28 и доверенность, удостоверенная <...>, нотариусом Пермского городского нотариального округа, 08 февраля 2018 года, по реестру за № <...>.

В соответствии с условиями государственного контракта и на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Пермскому району УФССП России по Пермскому краю о передаче арестованного имущества на торги от 13.08.2018, акта передачи арестованного имущества на торги от 08.09.2018 специализированной организацией организованы торги по реализации арестованного имущества (АМТС LADA GFL120 LADA VESTA, VIN: XTAGFL120HY055689, 2016 г.в., г/н К19800159, с-к <...>). Извещение о проведении торгов опубликовано в Российской Газете (219 (7682)) от 02.10.2019 и на официальном сайте www.torgi.gov.ru (извещение о проведении торгов № 280918/19398018/05).

Согласно опубликованному извещению, срок приема заявок продолжался с 03.10.2018 по 24.10.2018, проведение аукциона было назначено 01.11.2018. По условиям опубликованного извещения, задаток в размере 5% от начальной цены имущества должен поступить на счет организатора торгов в срок не позднее 24.10.2018.

В соответствии с Протоколом № 1/20 окончания приема и регистрации заявок на участие в торгах и подведения итогов от 01.11.2018г. победителем аукциона признан <...> (входящий номер заявки № 333 от 22.10.2018) с ценой приобретения имущества 373 100 рублей.

<...> был оплачен задаток в размере 14 350 рублей по платежному поручению от 22.10.2018 по указанным в извещении о торгах реквизитам.

Платежным поручением № 1185472 от 02.11.2018 во исполнении требования об оплате приобретенного имущества в течение 5 дней <...> на банковский счет ООО «Эссет Менеджмент Урал» (ИНН: 5903128650, сч. № <...>) были направлены денежные средства в размере 358 750 рублей 00 копеек.

08.11.2018, в Пермское УФАС России поступила жалоба <...> на действия ООО «Эссет Менеджмент Урал» при организации и проведении открытого аукциона по продаже арестованного имущества Лот № 20 – АМТС LADA GFL120 LADA VESTA, VIN: XTAGFL120HY055689,2016 г.в., г/н К19800159, с-к <...>, в которой указано, что комиссия по проведению торгов по продаже арестованного имущества необоснованно отклонила заявку заявителя от участия в открытом аукционе.

Организатор торгов с доводами заявителя согласился, представил устные пояснения, в которых указал, что комиссия по проведению торгов по продаже арестованного имущества при рассмотрении заявки заявителя по ошибке не установила наличие всех страниц копии паспорта.

Поскольку на момент рассмотрения жалобы, договор по результатам торгов заключен не был, по итогам рассмотрения жалобы <...>, Комиссия Пермского УФАС России признала жалобу обоснованной и выдала обязательное для исполнения предписание об отмене протокола торгов № 1/20 по Лоту № 20; проведении повторной процедуры рассмотрения заявок на участие в аукционе по Лоту № 20, с учётом выявленных нарушений; продолжении торгов с цены последнего предложения (373 100, 00 рублей).

При этом ранее уплаченный <...> задаток, ООО «ЭМ Урал» не возвращался.

Согласно сообщению ООО «Эссет Менеджмент Урал» о возобновлении торгов, назначенных ранее на 01.11.2018, торги назначены на 11.12.2018. Организатором торгов установлен новый срок направления на счет организатора торгов задатка. Повторный прием заявок на участие в торгах ООО «ЭМ Урал» не проводился, по смыслу выданного Пермским УФАС России предписания, организатор торгов должен был повторно рассмотреть заявки, поступившие в первоначально установленные сроки. Извещение № 051218/19398018/01 опубликовано на официальном сайте для размещения информации о торгах http://torgi.gov.ru.

Между тем, по итогу окончания приема заявок согласно Протоколу № 1/20 окончания приема и регистрации заявок на участие в торгах и подведения итогов от 11.12.2018 <...> не допущен к участию в торгах по причине не поступления на расчетный счет организатора торгов задатка в установленный извещением срок.

Уведомлением от 11.12.2018 ООО «Эссет Менеджмент Урал» сообщило <...>, что поданная им заявка с регистрационным номером № 333 от 22.10.2018 отклонена по причине не поступления на расчетный счет организатора торгов задатка.

В то же время, из анализа заявки <...> установлено, что в составе заявки претендентом приложено подтверждение направления задатка на расчетный счет организатора торгов (чек-ордер от 22.10.2018г. в размере 14 350 рублей 00 копеек). Данный факт подтверждается Протоколом № 1/20 окончания приема и регистрации заявок на участие в торгах и подведения итогов от 01.11.2018, согласно которому победителем аукциона признан <...> (входящий номер заявки № 333 от 22.10.2018). Кроме того, на момент повторного рассмотрения заявок Комиссией ООО «ЭМ Урал», <...> была в полном объеме оплачена стоимость приобретаемого имущества.

Таким образом, у Комиссии ООО «ЭМ Урал» не имелось оснований для недопуска до участия в торгах заявки <...> по основанию не поступления задатка на расчетный счет организатора торгов.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно представленной АО «Тинькофф банк» справке по операциям с контрагентом, 28.01.2019 <...> (сч. № <...>) с расчетного счета ООО «Эссет Менеджмент Урал» (сч. № <...>) были переведены денежные средства в размере 373 100 рублей 00 копеек с назначением платежа «возврат задатка лот № 20» (настоящие денежные средства включают в себя задаток, направленный <...> в размере 14 350 рублей 00 копеек на расчетный счет организатора торгов на участие в торгах от 01.11.2018г., а также оплату приобретаемого имущества по результатам торгов от 01.11.2018г. в размере 358 750 рублей 00 копеек). Данное обстоятельство подтверждает тот факт, что на дату повторного рассмотрения заявок на участие в торгах (11.12.2018), задаток от <...> поступил и находился на счетах организатора торгов ООО «ЭМ Урал».

Согласно п. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

По смыслу указанных норм закона, для выявления нарушения антимонопольного законодательства в действиях органов и (или) организаций, осуществляющих властные функции, необходимо установить, что такие действия (бездействие) не основаны на нормах действующего законодательства РФ и приводят либо могут привести к тому, что хозяйствующие субъекты оказываются поставленными в неравное положение по сравнению с друг с другом, результатом чего стало либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на соответствующем товарном рынке в определенных географических границах.

Перечень запретов, установленный ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим. По смыслу данной статьи, недопустимыми являются любые действия (бездействие) организатора торгов, результатом которых стало либо могло стать ограничение, устранение, недопущение соперничества хозяйствующих субъектов, в т.ч. создание ситуации, при которой тем или иным участникам торгов создаются преимущественные условия участия в торгах по сравнению с другими.

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве лиц, за право приобретения имущества.

Исследовав обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа не может согласиться с правомерностью вышеописанных действий (бездействия) Комиссии ООО «ЭМ Урал», выразившиеся в неправомерном и необоснованном отказе в допуске к участию в торгах <...>.

Учитывая вышеизложенное, у Комиссии антимонопольного органа имеются все основания считать действия ООО «ЭМ Урал» нарушающими положения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Оснований для прекращения производства по делу в соответствии со ст. 48 Закона о защите конкуренции не установлено.

Анализ состояния конкуренции за период с 11.12.2017 по 11.12.2018 показал, что предметом торгов является заключение договора купли-продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия антимонопольного органа, учитывая тот факт, что 04.02.2018 Территориальное управление в одностороннем порядке расторгло контракт на оказание услуг по реализации имущества, заключенный 22.01.2018 с ООО «ЭМ УРАЛ», приходит к решению не выдавать предписание, направленное на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

2. Признать в действиях (бездействии) ООО «Эссет Менеджмент Урал» нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неправомерном и необоснованном отказе в допуске к участию в торгах <...>, что привело либо могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

3. Предписание, направленное на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, не выдавать.

4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших установленное нарушение антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

5. Основания для принятия других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии                                                                                                           <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                       <...>

              

               <...>

                        Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в Арбитражный суд Пермского края в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ, а также в коллегиальный орган ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны