Решение б/н Решение по жалобе ООО «Остек студио» (ИНН: 7816205799) (вх.... от 3 сентября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
ул. Ленина, 64, г. Пермь, 614990 тел. (342) 235-12-00, факс (342) 235-10-67 e-mail: to59@fas.gov.ru сайт: www.perm.fas.gov.ru
___________№______________
На № __________ от ________________
|
ООО «Остек студио»
192241, г. Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 54, лит. А, пом. 9Н
ostek.studio@gmail.com
ПАО «Протон-Пермские моторы»
614990, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 93
avolkova@protonpm.ru
Дело № 059/07/3- 834/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Остек студио» (вх. № 012216)
«03» сентября 2019 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
Эдилян Б.Х., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов; Вехкалахти В.С., специалист 1 разряда финансово-административного отдела,
после перерыва без участия сторон,
рассмотрев жалобу ООО «Остек студио» (ИНН: 7816205799) (вх. № 012216) (далее – заявитель) на действия ПАО «Протон-Пермские моторы» (ИНН: 5904006044) (далее – заказчик, организатор торгов) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку радиографической пленки и химических реактивов (извещение № 31908150163, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) (далее – торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
15.08.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба ООО «Остек студио», в которой указано на наличие в Документации незаконных, по мнению Заявителя, требований:
- запрет поставки эквивалента;
- соответствие продукции по качеству и комплектации международным сертификатам Lloyd’s Register Quality Assurance; NBN EN ISO 9001:2008; ISO 9001:2008.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, указывает отсутствие каких-либо нарушений Закона о закупках и Положения о закупках при проведении рассматриваемого конкурса, просит признать жалобу необоснованной.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Законом о закупках (п. 1 ч. 2 ст. 1).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – хозяйственное общество обязано руководствоваться, в том числе, утверждённым наблюдательным советом общества и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила формирования плана закупки товаров)).
Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее – Положение); Документацией по запросу предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку радиографической пленки и химических реактивов (далее – Документация).
В извещениях, на официальном сайте, опубликованы: дата начала приема заявок - 30.07.2019 г., дата окончания приема заявок - 15.08.2019 г., дата подведения итогов закупки – 20.08.2019 г.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Аналогичный пункт содержится в п.п. б) п. 10.3.4. Положения.
В жалобе, Заявитель указал на тот факт, что в Документации устанавливается запрет на поставку эквивалентной продукции.
В Техническом задании (Приложение № 9 к Документации) с учетом изменений от 07.08.2019 г., размещенных в системе ЕИС, указано следующее.
Наименование и количество Товара:
№п/п |
Наименование. Технические характеристики
|
Стандарт соответствия качеству (ГОСТ/ТУ/ISO) |
Единица измерения |
Количество |
1 |
радиографическая пленка AGFA STRUCTURIX D4 NIF 30х40/100 листов, ISO 11699-1, - тип пленки: D4, мелкозернистая, контрастная пленка с высоким качеством снимка; - класс по EN 584-1 С3; - чувствительность, р-1: 4-5; - коэффициент контрастности, G средний: 5,4 (4,6 – 7,6); - фактор гранулярности: 0,020; - отношение сигнал/шум: 232; - наличие защитного слоя эмульсии; - влажность хранения в диапазоне 30-60%; - температура хранения, °С от 4 до 23 °С; Производитель: AGFA – Gevaert N.V. Mortsel Belgium (Бельгия) * |
ISO 11699-1 |
Упак. |
270 |
2 |
радиографическая пленка AGFA STRUCTURIX D7 NIF 30х40/100 листов, ISO 11699-1, - тип пленки: D7, мелкозернистая, контрастная пленка с высоким качеством снимка; - класс по EN 584-1 С5; - чувствительность, р-1: 10-12; - коэффициент контрастности, G средний: 5,4; - фактор гранулярности: 0,031; - отношение сигнал/шум: 142; - наличие защитного слоя эмульсии; - влажность хранения в диапазоне 30-60%; - температура хранения, °С от 4 до 23 °С; Производитель: AGFA – Gevaert N.V. Mortsel Belgium (Бельгия) * |
ISO 11699-1 |
Упак. |
180 |
3 |
Проявитель G135 жидкий концентрат, комплект на 40л. Готовый раствор. |
ISO 11699-1 |
Комплект |
30 |
4 |
Фиксаж G335 жидкий концентрат, комплект на 40л. Готовый раствор. |
ISO 11699-1 |
Комплект |
30 |
5 |
Стартер G135S жидкий концентрат, канистра 1л. |
ISO 11699-1 |
Канистра |
30 |
2. Требования к поставке товара: Товар должен поставляться в упаковке производителя, при наличии сертификата соответствия, продукция по качеству и комплектации должна соответствовать международным сертификатам Lloyd’s Register Quality Assurance; NBN EN ISO 9001:2008; ISO 9001:2008.
Товар должен быть поставлен в неповрежденной упаковке, обеспечивающей сохранность от внешних факторов (в т.ч. климатических, механических) при транспортировании, хранении и погрузочно-разгрузочных работах, от всякого рода повреждений.
Сведения маркировки упаковки товара строго соответствует сведениям маркировки товара.
* Поставка эквивалентной продукции не допускается в соответствии с:
- п.п. б) п. 10.3.4. положения о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (в редакции с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета Госкорпорации «Роскосмос» от 26 октября 2018 г. № 22-нс);
- п.п. б) п. 3 части 6.1 ст. 3 федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Таким образом, Заказчик установил в Техническом задании конкретный товарный знак (марка AGFA) без возможности поставить эквивалент, по причине закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При рассмотрении жалобы представитель Заказчика заявил, что для процесса производства двигателя 14Д14М необходима именно радиографическая пленка марки AGFA. Данный вывод следует из Общих технических условий М040-0ТУ-5 на Двигатель 14Д14М, утвержденных представителем ОАО «НПО» Энергомаш» (далее – Общие технические условия). Согласно пункту 13.2.8.1. Общих технических условий, при контроле просвечивания по ОСТ 92-1635 и ОСТ 92-1611 использовать только пленку Д4 и Д7 фирмы AGFA, при этом режимы просвечивания, фотообработки пленок Д4 и Д7, а для отливок дополнительно направление и участки просвечивания определяют в технологической документации с индексом «У».
Комиссией Пермского УФАС был направлен запрос ОАО «НПО» Энергомаш» с просьбой представить пояснения по вопросу возможности поставки, для надлежащего контроля просвечивания, эквивалентной предмету торгов продукции, таких марок, как Fujifilm, Industrex и иных (от 26.08.2019 г. № 11313-19).
30.06.2019 г. в адрес Управления поступил ответ на запрос, суть которого сводится к тому, что ПАО «Протон - Пермские моторы» осуществляет изготовление двигателей 14Д14М по техническим условиям М040-ОТУ-5, разработанным АО «НПО Энергомаш», которые предусматривают контроль сварных и паяных соединений просвечиванием с использованием исключительно радиографической плёнки фирмы AGFA по специальной технологической документации, согласованной с разработчиком указанных ТУ. В период разработки двигателя 14Д14М было опробовано несколько различных типов радиографической плёнки, однако только плёнка фирмы AGFA подтвердила соответствие необходимым параметрам контроля по достоверности, качеству и срока хранения.
Следовательно, запрет поставки эквивалентной продукции вызван отсутствием аналогичных пленок для проведения надлежащего контроля просвечивания обусловлен производственной необходимостью соблюдения требований проектных решений и является правомерным, так как неисполнение указанного требования Заказчиком приведет или может привести к невозможности построению двигателя. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Указание в закупочной документации конкретного производителя товара и (или) товарного знака, торговой марки без уточнения возможности поставить эквивалент (аналог) не нарушает норм Закона о закупках (п.п. б) п. 3 части 6.1 ст. 3 Закона о закупках). Более того такие действия направлены на определение потребностей Заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика, в связи с чем довод подателя жалобы несостоятелен и подлежит отклонению апелляционной коллегией.
Таким образом, довод об установлении запрета на поставку эквивалентной продукции является необоснованным.
Относительно довода о требовании соответствия продукции по качеству и комплектации международным сертификатам Lloyd’s Register Quality Assurance; NBN EN ISO 9001:2008; ISO 9001:2008 установлено следующее.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Так, пунктом 4.5.1 Документации предусмотрено, что участник процедуры закупки должен подготовить заявку в соответствии с образцами форм, установленными в разд. 7 настоящей документации, предоставив полный комплект документов согласно перечню, определенному в приложении №3 к информационной карте. В разделе 7 указаны следующие документы: Первая часть заявки, Техническое предложение, Обоснование предложения инновационной и/или высокотехнологичной продукции, Вторая часть заявки, Декларация о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, Справка об опыте оказания услуг, План распределения объемов поставки продукции внутри коллективного участника, Декларация соответствия члена коллективного участника, Ценовое предложение, Коммерческое предложение.
Таким образом, в Документации отсутствует требование о предоставлении сертификатов в составе заявки. Следовательно, данное требование никак не ограничивает участников закупки.
Исходя из этого, данный довод необоснован.
Таким образом, из анализа жалобы, Комиссия антимонопольного органа не находит в действиях Закупочной комиссии ПАО «Протон-Пермские моторы» нарушений Закона о защите конкуренции и Закона о закупках.
Проанализировав доводы жалобы, возражения заказчика, иные документы, представленные в материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о признании доводов жалобы заявителя необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Остек студио» (ИНН: 7816205799) (вх. № 012216) на действия ПАО «Протон-Пермские моторы» (ИНН: 5904006044) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку радиографической пленки и химических реактивов (извещение № 31908150163, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), необоснованной;
- Предписание не выдавать.
Зам. Председателя Комиссии Н.А. Хаснуллин
Члены Комиссии Б.Х. Эдилян
В.С. Вехкалахти
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Эдилян Б.Х. (342) 235-10-36